Расчет товарооборота и валового дохода за день по предприятию

 

Наименование п/ф и покупных товаров Единица измерения Цена поступл-я, руб. Колич-во за день кг

Наценка

Отбор по продаже цен
        % сумма  
Продукция собственного производства         765 42860
Говядина кг 250 50 100 250 25000
Морковь кг 20 15 100 20 600
Лук репчатый кг 22 20 100 22 540
Майонез кг 100 5 100 200 100
Курица кг 120 28 100 120 5000
Крабы кг 300 4 100 100 800
Яйцо кг 3 30 100 3 180
Рыбы кг 150 28 100 150 8400
Покупные товары         1488 14618,5
Конфеты «Желание» коробках 220 8 120 264 2420
Шоколад шт. 36 15 120 36 990
Ликер «курант» шт. 680 4 150 1020 6900
Минеральная вода шт. 28 14 25 37,5 1125
Сок ассортимент шт. 35 25 150 52,5 2187,5
Сигареты Парламент шт. 40 10 150 6018 1000
Зажигалки шт. 12 3 150 18 90
Итого         2253 57472,5

 

Цели, принципы и этапы планирования товарооборота

товарооборот экономический общественный питание

План товарооборота и выпуска продукции является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, так как характеризует объем производственно-торговой деятельности, а все остальные показатели находятся в прямой зависимости от него.

Планирование товарооборота можно осуществить двумя этапами. Первый этап включает:

планирование товарооборота предприятия;

планирование оборота по реализации продукции собственного производства;

планирование оборота по реализации продукции покупных товаров;

распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам.

Второй этап включает:

планирование оборота по реализации продукции собственного производства;

планирование оборота по реализации покупных товаров;

расчет плана товарооборота в целом как суммы реализации продукции собственного производства и покупных товаров;

распределение плана товарооборота по кварталам, месяцам

Основные методы планирования товарооборота и их характеристика

В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться методы планирования товарооборота на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота или на основе численности потребителей.

Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшийся период до конца года. Такой метод применяется в том случае, если в октябре план был перевыполнен или не выполнен незначительно.

Пример. Оборот по собственной продукции за 9 месяцев 3596,7 т.р. - это 61,7% в валовом обороте. Годовой оборот 5538,5 т.р. 4 квартал - 27,2% в годовом объеме. В 4 квартале перевыполнение на 1,2%.

Валовая реализация за 9 мес. 3596,7*100/61,7=5829,3 т.р.

Реализация за 4 кв. 5538,5*27,2/100=1506,4 т.р.

,4*1,2/100+1506,4=1524,4 т.р.

Рвал=5829,3+1524,4=7353,7 т.р.

После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планированном периоде.

Следующим этапом плановой работы является определение и обоснование темпов изменения товарооборота на планируемый период - это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют такие же экономико-статистические методы планирования, как и при планировании розничного товарооборота:

) метод скользящей средней,

) метод расчета среднегодовых темпов роста.

Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода. К таким факторам относятся:

проведение рекламных мероприятий;

изменение форм обслуживания;

расширение ассортимента продукции на основе изучения спроса;

предоставление дополнительных услуг.

После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле

 

Р=Рсоп.*Т/100*Jцен,

 

где Р - планированный товарооборот, тыс. руб.

Рсоп. - сопоставимая база товарооборота, тыс. руб.

Т - среднегодовой темп роста, %;- индекс цен.

Планирование на основе численности потребителей применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований.

Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать:

) среднюю цену одной покупки в отчетном периоде, которая рассчитывается по формуле

 

Цср.=Р1 / Чф,

 

где Р1 - фактический товарооборот отчетного года, тыс. руб.

Чф - фактическое число потребителей за отчетный период, чел.

Цср. - средняя цена 1 покупки, руб.

) число потребителей в планируемом периоде. При расчете числа потребителей учитывают число работающих, степень охвата услугами общественного питания, перспективы изменения численности и степени охвата услугами.

Методы расчета численности:

) реализацию 2 блюд разделить на число рабочих дней

) реализацию 2 блюд разделить на количество блюд, приходящихся на 1 человека (2,5 блюда) и умножить на кол-во рабочих дней

) выручку разделить на цену покупки

Плановую сумму товарооборота в этом случае определяют по формуле:

 

Рпл.=Чпл.*Цср.*Д,

 

где Чпл. - планируемая среднедневная численность потребителей, чел.

Д - число рабочих дней предприятия в планируемом периоде

Данные методы позволяют определить общий объем товарооборота с достаточной степенью вероятности, но более обоснованной является методика планирования по составу товарооборота, т.е. планирование оборота по реализации продукции собственного производства и по покупным товарам и суммирование этих показателей

К основным методам расчета производственной программы и обеденной продукции относят:

используемый при сравнительно постоянном контингенте потребителей;

используемый на предприятиях (структурных подразделений) с изменяющемся контингентом потребителей;

основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использовании;

исходя из производственной мощности и степени ее использования;

основанный на расчете и прогнозирование удельных весов первых, вторых, третьих и холодных блюд в их общем количестве;

На предприятиях (структурных подразделениях), обслуживающих сравнительно постоянный контингент потребителей в столовых на промышленных предприятиях, стойках, учебных заведениях ит. д. рекомендуется использовать нормы среднего количества потребления блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделю, месяц, год), данные о количестве потребителей Коэффициент изменения количества потребляемых блюд.

Многовариантные подходы к планированию оборота по продукции собственного производства.

Планирование оборота по реализации продукции собственного производства складывается из 2-х этапов:

) планирование оборота по обеденной продукции;

) планирование оборота по реализации прочей продукции собственного производства.

Оборот по обеденной продукции планируется на основе производственной программы предприятия (выпуска блюд в натуральном исчислении), поэтому первоначально рассчитывают производственную программу различными методами в зависимости от типа предприятия, условий его деятельности, обслуживаемого контингента потребителей.

Расчет товарооборота по численности потребителей осуществляют путем умножения средневной численности потребителей и числа дней работы предприятия в плановом периоде на среднее количество блюд, приходящихся на одного потребителя, и цену одного блюда по формуле:

 

Рпл. = Чпл * Д* Кбп *Цбл,

 

где Кбп - плановое число блюд, приходящихся на одного потребителя, бл.

Цбл.-цена блюда

Пример. Численность потребителей столовой в день 50 чел. Столовая работает 300 дней, число блюд на одного посетителя в среднем 2,5, средняя цена блюда 20,5 рублей. Отсюда плановый товарооборот 50*300*2,5*20,5=768,75 т.р.

При обосновании планируемого числа блюд на одного потребителя учитывают фактические данные за ряд предшествующих лет, тенденции изменения этого показателя и степень удовлетворения спроса. Данный метод используется в предприятиях с постоянным контингентом потребителей.

Среднедневное число потребителей в плановом периоде определяют в общедоступной сети на основе данных за предшествующий период и возможностей его увеличения в перспективе экспертным путем, а в предприятиях, обслуживающих постоянный контингент потребителей, используют данные социологического опроса.

Расчет на основе производственной мощности предприятия и коэффициента ее использования.

 

Рпл=М*Кисп*Цбл*Д,

 

где М - производственная мощность, шт.

Кисп - коэффициент использования мощности.

Мощность рассчитывается по формуле:

М= з

 

где В-продолжительность работы цеха (мин);

П - простои (мин);

в-средняя продолжительность варки (мин);

п - время подготовительно-заключительных работ (мин);

Ок - емкость котлов (л);

Об - объем одного блюда (л);

Кз - коэффициент заполнения котлов.

При обосновании коэффициента использования производственной мощности (К) учитывают данные о фактическом использовании за предшествующий период, перспективы применения новой техники и технологии, изменение методов организации труда, техническое состояние эксплуатируемого оборудования.

Расчет товарооборота на основе коэффициента использования пропускной способности предприятия. Для расчета выпуска блюд этим методом используют формулу:

 

Рпл= ПС * Кпс *Цср * Д

 

Пропускную способность определяют по формуле:

 

ПС= м,

 

где В-время работы торгового зала, мин.;- время обслуживания одного посетителя, мин.;

Чм - число мест.

Коэффициента использования пропускной способности осуществляют на основе анализа этого показателя за предшествующий период с учетом возможного его повышения за счет изменения форм организации обслуживания.

После определения общего количества блюд разрабатывают план выпуска блюд в ассортименте (первые, вторые и т.д.). Расчет производят путем умножения количества блюд, предусмотренных планом, на удельный вес каждой группы. При этом учитывают сложившуюся структуру блюд за предшествующий период, отслеживают тенденции в изменении удельного веса каждой группы, а также используют результаты изучения микроспроса, т.е. потребительских предпочтений.

Расчет выпуска блюд по данным ожидаемого выполнения плана за отчетный период складывается из двух этапов.

. Определяют ожидаемое выполнение плана по выпуску блюд в текущем году в ассортименте.

. Рассчитывают темпы изменения выпуска каждого вида блюда в планируемом году исходя из:

анализа динамики этого показателя за предшествующие периоды; - производственных возможностей предприятия;

перспектив снабжения сырьем и товарами.

Расчет выпуска блюд на основе данных изучения спроса потребителей состоит в том, что путем наблюдения определяют объем реализации блюд по каждой группе в среднем за день (изучение реализованного спроса). Затем эту величину корректируют с учетом спроса потребителей и производственных возможностей предприятия. Скорректированную величину среднедневного количества выпуска блюд по каждой группе умножают на количество дней работы предприятия.

Расчет выпуска блюд на основе планового меню требует большого количества информационного материала.

Плановое меню составляется на неделю, декаду, месяц. В нем указывается ассортимент и количество блюд по группам на каждый день планируемого периода. При этом учитывают тип предприятия, состав потребителей, спрос, физиологические нормы питания, наличие сырья.

На основании составленного планового меню определяют объем среднедневной реализации блюд по каждой группе, затем этот объем умножают на количество дней в планируемом периоде и определяют выпуск блюд на планируемый период (квартал, год).

После составления плана выпуска блюд определяют плановый оборот по обеденной продукции. Для этого надо обладать информацией о средней цене 1 блюда в планируемом периоде. Определяют эту среднюю цепу исходя из средней цены блюда в текущем году и возможных изменений цен в планируемом периоде. Это наиболее сложный момент в современных условиях, т.к. учитывается состав сырья и его цена - более дешевое или дорогое сырье. В современных условиях необходимо учитывать инфляционные процессы - изменение цен на сырье.

Пример. Средняя цена 1 блюда в текущем году составила 25,5 руб. В планируемом периоде средняя цена 1 блюда возрастет на 30% и составит 25,5*130/100 = 33,15 (руб.). При плане выпуска 1575 тыс. бл. оборот по обеденной продукции составит 1575000x33,15=52211,25 (тыс. руб.).

После определения объема реализации обеденной продукции рассчитывают выпуск прочей продукции собственного производства. Его планируют в натуральных и стоимостных показателях.

При расчете определяют ожидаемое выполнение прочей продукции собственного производства в ассортименте, а затем корректируют выпуск продукции на планируемый год. При корректировке ориентируются на необходимость увеличения объемов выпуска продукции и улучшение структуры ее ассортимента. При этом основой служит изучение и прогнозирование спроса потребителей и необходимость его наиболее полного удовлетворения. Прочая продукция собственного производства реализуется населению, а также другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. Поэтому при планировании определяют оптовый отпуск продукции, исходя из производственных возможностей данного предприятия и количества полученных заказов в соответствии с заключенными договорами. Запланированный объем выпуска каждого вида продукции умножают на среднюю цену за единицу изделия и получают оборот, по выпуску прочей продукции собственного производства.

Формирование целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников предприятий в их достижениях.

По возможности целей подразделяются на: экономические, качественные и стратегические.

Классификация экономических целей:

результативные (объем и состав товарооборота, готовность продукции к потреблению, уровень и структура издержек, товарооборочиваемость)

количественные (объем и состав товарооборота, прибыль, рентабельность, ликвидность, уровень и структура издержек)

финансовые (высокая платежа способность, ликвидность, возможность резервировать прибыль, размере резервных фондов, соотношение собственных и заемных средств, высокая эффективность и функционирование, структура и объем инвестиционной и финансовой программ.

Качественные цели очень тесно связаны с экономическими. Если они не определены, то экономические цели могут быть недоступны вообще или доступны но при больших нерациональных затратах.

 

Планирование оборота по реализации покупных товаров

 

После составления плана выпуска продукции собственного производства разрабатывают план реализации покупных товаров. Оборот по реализации покупных товаров может быть определен несколькими методами.

На основе удельного веса оборота за несколько предшествующих лет: в этом случае удельный вес покупных товаров в планируемом периоде может рассчитываться как средняя величина за ряд предшествующих лет, если происходили колебания этого показателя. В случае устойчивой тенденции роста или снижения можно предусмотреть эту динамику на будущее или оставить удельный вес на уровне отчетного года. Выбор варианта должен основываться на изучении спроса потребителей. Объем оборота по покупным товарам рассчитывается по формуле

 

Опт= .


где Опт - оборот по реализации покупных товаров, руб.;

Уд.в.пт - удельный вес оборота по реализации покупных товаров;

Уд.в.сп - удельный вес оборота по реализации собственной продукции, %;

Осп - оборот по реализации собственной продукции, руб. При обосновании удельного веса оборота по реализации покупных товаров возможно использование рекомендуемого нормативами соотношения между собственной продукцией и покупными товарами в зависимости от типа предприятия и наличия буфетов.

Оборот по покупным товарам может быть определен как разница между планом товарооборота в целом и планом оборота по реализации продукции собственного производства.

 

 

 

 

 

При разработке плана по реализации покупных товаров в ассортименте необходимо предусматривать увеличение продажи овощей, фруктов, безалкогольных напитков, кондитерских изделий и снижение реализации виноводочных и табачных изделии. Ассортимента покупных товаров зависит от спроса потребителей, а также от типа и профиля, входящих в состав предприятия филиалов (ресторанов, кафе, и т.д.), так как состав ассортимента покупных товаров должен дополнять и расширять ассортимент продукции собственного производства.

 







double arrow
Сейчас читают про: