Сущность и формы организации государственного регулирования экономики

 

Эффективное функционирование экономики обуславливает необходимость учета действия и формирования механизмов регуляции. Такие механизмы могут быть рыночного типа (“закон спроса и предложения”), либо государственно-административного (“план - директива”). Общество и его институты, прежде всего, государство всегда выступают определенной регулирующей силой в экономике. Глубина и характер государственного влияния коренным образом различны в зависимости от курса экономической политики и формой организации экономической системы государства (рыночная, плановая, смешанная и др.).

В большинстве стран мира используется рыночная система организации экономики с элементами государственного регулирования. Государственное участие в формировании рамочных условий и корректировке рыночных процессов абсолютно необходимо, поскольку, несмотря на свои многочисленные достоинства, механизм рыночное регулирования имеет серьезные недостатки с позиций целей общества в целом, интересов “общего блага”, социального мира и стабильности, так как рынок не способен обеспечить стабильное развитие и высокую трудовую занятость населения, устранить негативные внешние эффекты, гарантировать производство общественных благ и услуг.

Задачами государственного регулирования экономики являются:

корректировка неравенства в распределении доходов,

обеспечение экономической стабильности в обществе,

компенсация негативных внешних эффектов рыночных процессов,

защита рынка от монополизации,

регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении,

решение социальных проблем,

производство «общественного продукта».

Монополизация - это захват рынка одним продавцом, сопровождающийся отсутствием конкуренции, ростом цен, снижением уровня технологичности производства и качества продукции, сокращением рабочих мест, отсутствием заинтересованности в снижении общественные затраты (в т.ч. затрат природных ресурсов) и др. В качестве мер противодействия органами государственной власти разрабатывается антимонопольное законодательство и меры защиты мелких производителей, разрабатываются программы по созданию дополнительных рабочих мест, осуществляются меры по контролю за качеством продукции и ограничением роста цен (особенно на товары и услуги первой необходимости) и др. меры.

Внешние эффекты - это факторы, не учитываемые при определении общественного продукта, но влияющие на благосостояние людей, например, охрана окружающей среды. Рыночный процесс не формирует заинтересованности производителей в нейтрализации подобных нежелательных факторов производства и обуславливает необходимость вмешательства государственных и общественных органов путем введения законодательных ограничений или штрафных санкций.

Регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении, также требует обеспечения государственного контроля. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным объемом денежной массы, которую тоже надо производить, заменять, утилизировать. Эту функцию выполняет Центральный или Национальный Банк.

Решение социальных проблем. Рыночное распределение, осуществляемое с учетом законов рынка, приводит к социальному расслоению общества, дифференциации, появлению социально незащищенных слоев, что может привести к социальному конфликту. Функции государства в перераспределении части дохода общества реализуются в виде назначения и выплате социальных пособий, пенсий, установлении минимального размера оплаты труда, разработке мер по борьбе с бедностью и безработицей, обеспечением возможности полной трудовой занятости населения.

Производство общественного продукта. Национальная безопасность, развитие законодательства, система обучения и организаций культуры, часто жилищная сфера, являются типичными приме рами общественного продукта. Обычно сюда же относится создание инженерной и коммунальной инфраструктуры, уборка мусора, обеспечение общественного порядка и др.

Черты общественного продукта:

неразделимость в производстве,

неисключаемость из потребления,

неконкурентоспособность на внутреннем рынке.

Общественные продукты - это товары и услуги, предоставляемые государством на благо всем гражданам или их большинству. Они оплачиваются за счет общего налогообложения, не покупаются и не предоставляются отдельным пользователям на рынке, имеют сложную структуру, часть из них потребляется всем обществом, часть - только определенными социальными группами. Так, национальная оборона, как общественный продукт потребляется всеми членами общества, а муниципальная милиция - частью. Общественный продукт может сочетать в себе рыночные и государственные основы. Например, высшее образование, как общественный продукт сочетает государственный стандарт учебных программ и рыночную стоимость образования.

Экономическая стабильность и высокий уровень занятости не могут быть автоматически обеспечены рыночными факторами в развитых индустриальных и постиндустриальных обществах. Необходимо вмешательство правительства, проводящего стабилизационную политику. Стабильная денежная система, отлаженное хозяйственное законодательство, эффективная политика в области инфраструктуры, поддержка исследований и разработок, а также образования являются предпосылками долгосрочной стабилизации рыночной экономики, которая может оставаться конкурентоспособной достаточно долго. Однако избежать влияния краткосрочных экономических циклов, как правило, не удается. Структурные проблемы на рынке труда влекут за собой серьезные экономические проблемы снова и снова становясь причиной безработицы, и требуя корректировки государственной экономической политики.

Меры, осуществляемые государством по регулированию экономики, должны соответствовать трем принципам: эффективности, справедливости, стабильности.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы госрегулирования. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к меняющимся условиям рынка. ГРЭ осуществляется методами:

административно-правовыми (правовые основы экономики);

экономическими (активизация необходимых обществу и.подавление не желательных форм и видов деятельности). На рисунке 2 приведена классификация экономических регуляторов государства.


Рисунок 2. Классификация экономических регуляторов государства

 

Целевое финансирование - это выделение денежных средств из госбюджета целевым назначением для решения определенных социально-экономических проблем или программ (освоение космоса и др.), а также для размещения государственных заказов (выпуск определенной продукции или услуг).

Государственные закупки - это приобретение государством в стране или за рубежом из средств госбюджета товаров или услуги (зерно, продовольствие, оборудование и др.).

На рисунке 3 приведена структура основных макроэкономических целей государственной экономической политики.


Рисунок 3.Основные макроэкономические цели ГРЭ

 

Достижение макроэкономических целей государственной экономической политики достигается путем разработки и реализации системы целенаправленных мер государством в области управления экономикой - государственной экономической политики, конечной целью которой является обеспечение роста качества жизни населения.

Основная задача экономической политики государственных органов власти в субъектах федерации - создание благоприятных условий для развития экономики путем совершенствования внешних и внутренних факторов производства. К первым относятся деловой климат, хозяйственное регулирование, доступность финансовых и консультационных услуг, наличие программ финансовой поддержки бизнеса, открытая позиция местных властей, консенсус политических сил, уровень развития социальной и производственной инфраструктуры и т.п. К внутренним факторам относятся: состояние кадрового потенциала, уровень капитализации и технологизации производства, инвестиционная привлекательность и т.п.

Подходы к формированию государственной экономической политики:

учет воздействия 2-х меняющихся факторов - хозяйственно ситуации и уровня экономического мышления общества;

необходимость учета комплекса социально-экономических и политических факторов: политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальных структур, порядок государственного и местного управления;

учет того, что государственная экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Подходы к формированию целей государственной экономической политики:

основу проводимой политики должны определять цели, реализация которых не вне возможностей существующих функций рынка;

цели проводимой политики должны быть количественно измеримы;

главная цель государственной экономической политики связана с решением других целей и задач, образующих «пирамиду целей».

На рисунке 4 приведена пирамида ценностей государственной экономической политики.

 

Рисунок 4. Пирамида ценностей государственной экономической политики

 

Реализация целей экономической политики осуществляется при помощи комплекса инструментов и механизмов воздействия государства на экономику, структура которых приведена на рисунке 5.


Рисунок 5. Инструменты и механизмы воздействия государства на экономику

 

Реализация административных рычагов воздействия связана с функционированием правовой инфраструктуры государства. Экономические рычаги воздействия связаны с разработкой и реализацией программ, прогнозов развития экономики, функционированием кредитно-финансового механизма в рамках концепции макроэкономического регулирования экономического развития. Функционирование финансового механизма связано с общегосударственной финансовой системой общества и финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов, работой фондового рынка, политикой налогообложения, бюджетированием и бюджетной политикой государства.

Кредитно-денежную систему государства составляют банки (Центральный и коммерческие), специализированные кредитно-финансовые институты (почтово-сберегательная система, пенсионные, страховые фонды, лизинговые компании и т.д.), обеспечивающие устойчивость национальной валюты и регулируемый уровень инфляции.

Институционные механизмы представляют систему государственных и муниципальных органов власти (федеральных, региональных, местных).

Экономическая политика осуществляется на всех уровнях территориальной иерархии общества - центральном, региональном, местном.

На каждом уровне вырабатываются свои цели, применяются специфичные для данного уровня инструменты, действуют отдельные субъекты экономической политики. При этом постоянно актуальным остается вопрос о распределении компетенций - на каком именно уровне органы власти должны осуществлять те или иные функции регулирования экономики.

Местную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер регулирующего воздействия на экономику, осуществляемый органами местной власти или при ее участии в рамках определенной концепции, направленной на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных пред приятий посредством создания лучших общих условий производства, динамичной и плодотворной среды для экономического развития на местном уровне.

В условиях переходной экономики и экономических реформ в содержании местной экономической политики особое место занимают процессы, связанные с институциональными изменениями в экономике - приватизацией, формированием местного хозяйственного регулирования, созданием систем регистрации недвижимости, образованием рыночной инфраструктуры. Там, где эти процессы идут устойчивее, быстрее создается благоприятная рыночная среда для развития старых и новых видов деятельности, успешнее проходит структурная перестройка экономики.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: