double arrow

Понятие прямого и косвенного эффекта туристской деятельности


туризм экономика приморский регулирование

Достоверность оценки эффективности предпринимательства в регионе во многом определяется совершенством применяемых методов для определения границ и измерения результатов экономической деятельности. К сожалению, приходится констатировать, что туризм относится к наименее изученным видам экономической деятельности как в описании границ этого вида предпринимательства, так и в измерении результатов туристской деятельности в регионе. В значительной мере это является следствием существующих проблем методологического, терминологического, организационного, статистического и информационного характера, связанных с идентификацией туризма как вида экономической деятельности.

Туристская деятельность является результатом комплексного взаимодействия различных видов предпринимательства, в результате которого формируется специфический рыночный продукт - турпродукт, одной из основных особенностей которого является комплексный характер его производства и потребления. Таким образом, для измерения результатов туристкой деятельности необходимо не только описание всех ее участников, но и определение доли их участия в формировании конечного результата. Методические подходы для проведения такой оценки в России еще только формируются.




На осуществление туристской деятельности в регионе влияет множество факторов материального и не материального, рыночного и нерыночного, местного и общего характера, вместе с тем, и сама туристская деятельность воздействует на региональную экономику. Это воздействие в публикациях большинства авторов рассматривается как прямое и косвенное влияние. Однако применяемые методы для измерения прямого и косвенного влияния туризма на региональную экономику в настоящее время не достаточно разработаны. Данные обстоятельства существенно затрудняют оценку совокупного вклада туризма в региональную экономику.

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке "расходы - доходы - расходы" и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.

Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или "эффект мультипликатора", который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий - это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.



Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона.

Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.



Из вышесказанного можно сделать вывод: эффект мультипликатора - это количество раз, которое деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Этот коэффициент можно назвать также коэффициентом доходов, так как потраченные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме неоспорим, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука по проблемам туризма только начинает разрабатывать методику учета и расчета вклада отрасли в экономику страны.

Помимо эффекта мультипликатора есть сопутствующие экономические явления. Растущие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно рассчитать коэффициент дохода. Рассмотрим эти коэффициенты более подробно.

Коэффициент занятости. Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест - один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику. Наиболее исследованная категория занятых в туризме - в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время, может быть оценена очень приблизительно. Коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы. Если коэффициент занятости для страны составляет 1,13, это означает, что страна может обеспечить трудоустройство дополнительно 0,13 человек на каждого напрямую работающего в обслуживании экспортного туристского спроса. А если данный коэффициент составляет, предположим, 2,63, то страна обеспечивает рабочими местами приблизительно 1,63 человека на каждого уже работающего в индустрии. В целом же коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населения или общему количеству трудоустроенного населения. По мере роста населения в стране возрастает и значение коэффициента занятости.

Коэффициент дохода. Занятость предполагает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель, то его администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или отложить часть прибыли. Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонностью к сбережению (МСС) - оттоком денег из местной экономики. Отток маржинальных (дополнительных) фондов из местной экономики может производиться двумя путями: они могут быть отложены или могут быть использованы на приобретение импортных товаров. В любом случае данные действия способствуют оттоку фондов и не стимулируют местную экономику.

Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов. Субъективная склонность к потреблению может быть средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к потреблению людей или туристских предприятий выражается отношением потребляемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают. Сбережения - это часть дохода, которая не потребляется. Склонность к сбережению бывает средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к сбережению выражается отношением сберегаемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

Если валовой доход туристского предприятия распадается на потребление и сбережение, то прирост потребления плюс прирост сбережения всегда равны приросту дохода. В этих условиях сумма маржинальной склонности к потреблению и маржинальной склонности к сбережению равна единице:

 

 

Чтобы понять суть коэффициента дохода (КД), надо приблизительно рассчитать, какая доля денег туристов, получаемая туристским регионом, тратится и какая доля откладывается (утечка). Коэффициент дохода можно рассчитать по формуле:

 


Рассмотрим это на примере. Предположим, что общие затраты туристов в регионе составили 100 млн. руб., а маржинальная склонность к потреблению равна 1/2. Схема расходов проходит 7 этапов в год:

+ [1/2 х 100] + [(1/2)2 х 100] + [(1/2)3 х100] + [(1/2)4 х 100] + [(1/2)5 х100] + [(1/2)6 х 100] + [(1/2)7 х 100] = 100 + 50 + 25 + 12,5 + 6,25 + 3,125 + 1,563 + 0,781 = 199,219

Таким образом, первоначальная сумма в 100 млн. руб. туристских расходов оборачивается в почти 200 млн. руб. дохода принимающего туристского региона.








Сейчас читают про: