Глава 1. Основные понятия экономики туризма
Экономика туризма - сектор экономики, занимающийся учетом экономических результатов работы специфического межотраслевого комплекса, осуществляющего формирование и реализацию туристских услуг. В качестве важнейших показателей выступают: количество туристских прибытий, суммы туристских расходов, объемы турпотоков и др.
Экономика туризма организуется в масштабе отдельных стран (или регионов внутри страны) и всего мира. Она позволяет исследовать, с одной стороны - влияние туризма на различные сферы человеческой жизнедеятельности, а с другой стороны - влияние внешних факторов (политических, финансово-экономических, социально-демографических, материально-технических) на развитие туризма.
К примеру, начало войны Ирака с Кувейтом в августе 1990 года привело к прекращению туристских поездок не только в этот регион, но и в восточное Средиземноморье и страны Северной Африки. А результатом проведения в КНР Летней Олимпиады в 2008 году стало увеличение международных туристских прибытий почти на 40,0 % по сравнению с 2007 годом. Соответственно, были отмечены рост или падение туристских доходов регионов мира.
|
|
Экономика туризма базируется на статистике туризма, которая предоставляет достоверную информацию о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах - отправителях и странах, принимающих туристов, организует специальные исследования туристского рынка и туристской деятельности с использованием арсенала методов математической статистики и статистических обследований с целью получения достоверных результатов о фактах и тенденциях в туристском бизнесе и на туристском рынке. Потребность в данных туристской статистики ощущают не только национальные администрации всех стран, но и связанные с туризмом секторы экономики, отраслевые ассоциации, органы власти и научные круги.
В связи с возрастающим влиянием туризма на развитие экономики стран и на удовлетворение потребностей населения, возрастает и потребность в развитии статистики туризма для выявления его тенденций и закономерностей, оценки влияния туризма на социально-экономические процессы в обществе и на уровень жизни населения.
Экономика туризма формирует разнообразные информационные потребности органов управления разных уровней, научных работников, финансовых институтов в области туризма. Оценка влияния туризма на экономику, культуру, окружающую среду - это неполный перечень задач, которые ставит рыночная экономика перед статистическими органами и к решению которых можно приступать, имея в наличии единые определения, классификации и группировки в области туризма. Их отсутствие не позволит сравнивать и сопоставлять данные различных статистических исследований в территориальном и временном разрезе.
|
|
Основным источником формирования экономических и статистических данных по туризму является отчётность хозяйствующих субъектов, предоставляемая в региональные органы статистики. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представление государственной статистической отчётности» от 13.05.1992 г. №2761-1 (в редакции Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ) руководители предприятия и другие должностные лица, подписывающие отчёт, несут административную ответственность за непредставление отчётов и других данных, необходимых для проведения государственного статистического исследования, нарушения сроков представления отчётов и искажение отчётных данных.
В отчётности гостиниц, турфирм, оздоровительных лагерей и других туристических организаций определяется вся система показателей, охватывающих комплексную, разностороннюю экономическую деятельность указанных хозяйствующих субъектов.
В настоящее время предприятия и организации сферы туризма и гостеприимства представляют статистическую информацию по следующим формам:
.Форма №1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения».
.Форма №1-ол «Сведения об оздоровительном лагере для школьников».
.Таблица №1 (сводная) «Сводный отчёт о сети и медицинских кадрах санаториев и учреждений отдыха».
.Форма №1-турфирма «Сведения о деятельности туристической фирмы».
Для систематизации сведений о турфирмах по видам деятельности Росстат России использует следующую группировку турфирм:
туроператоры,
турагенты.
Все статистические показатели, характеризующие деятельность турфирм, сгруппированы в следующих разделах:
общие экономические показатели;
число и стоимость проданных путёвок;
количество туристских прибытий;
распределение туристов по видам средств размещения и транспортного обслуживания.
Для того, чтобы грамотно использовать в экономическом анализе данные статистических сборников, необходимо знать дефиниции (содержание основных понятий) в сфере туристской деятельности.
К основным категориям туризма относятся следующие:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
туризм международный - туризм выездной или въездной;
туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
|
|
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
|
|
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.
Экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ). Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой.
Туристский поток - это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе). Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, число туродней туристских посещений региона (Д) - это наиболее важный показатель экономики туризма для специалистов, работающих в этой сфере:
где Ч - число туристов; t - среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.
Величина суммарных туристских расходов (P) в данном регионе определяется следующим образом:
где р - средние расходы туриста за сутки.
Однако туристский поток - явление неравномерное. Поэтому применяются коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые рассчитываются следующими способами:
где Dmax, Dmin -число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, D год.- число дней в году.
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма; показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).
Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:
число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
число туродней иностранных туристов на территории региона;
суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.
Все вышеперечисленные показатели имеют определяющее влияние на экономику региона, в котором развивается туристская отрасль.
Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.
Индустрия туризма - объект экономического планирования
Во многих странах мира туризм, являясь одной из крупнейших доходных отраслей, занимает значительное место в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Организация туризма в регионе тесно связана с функционированием практически всех секторов региональной экономики, в значительной степени стимулирует отраслевую диверсификацию региона, развитие социальной и бытовой инфраструктуры, активизацию предпринимательства и инвестиционную привлекательность региона, привлекает особое внимание к рациональному природопользованию.
Немногим более, чем за полувековую историю туризм из «рядового» вида экономической деятельности превратился в одну из ведущих сфер мировой экономики. Доход от туризма, по данным ЮН ВТО (Всемирная туристская организация) формирует около 11 % мирового ВВП (валового внутреннего продукта). С 1950 г. по 2000 г. средний темп роста объемов туризма в мире составлял 7 % в год, намного превышая среднегодовые темпы роста мировой экономики в целом (по данным ЮН ВТО). Для 83 % стран мира туризм входит в пятерку основных бюджетоформирующих статей.
На состоявшемся в феврале 2006 года в Совете Федерации заседании «круглого стола» по теме «Совершенствование законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма» академики А.Д.Некипелов, Н.П.Лавров и профессор И.В.Зорин в своем совместном докладе отметили, что «в мире количество странствующих становится сопоставимым с численностью населения планеты - их число приближается к 5 млрд., из которых почти миллиард путешествующих пересекает границы государств, а 4 миллиарда - отдыхают «дома».
В сферу туризма и гостеприимства вовлечены колоссальные экономические средства, окупаемость которых осуществляется более высокими темпами, чем во многих других легальных видах производств. Ежедневные расходы всех международных туристов, по данным ЮН ВТО, составляют около 2 млрд. долларов США. Столь внушительные финансовые потоки обуславливают необходимость оценки их влияния на экономику.
Вышеизложенные обстоятельства и высокий динамизм развития туризма актуализируют проблему эффективного управления этой сферой деятельности.
Туризм как сектор экономики представляет собой специфический межотраслевой комплекс, включающий в себя средства размещения, питания, перевозчиков, предприятия индустрии развлечений, различные фирмы, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, учреждения, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков и т.д.
На рисунке 1 приведена схема функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса. Анализ данной схемы позволяет сделать вывод о том, что чем более развита туристская инфраструктура в регионе и чем богаче туристско-рекререационный потенциал, тем сложней и многоуровневей должна быть выстроена система управления этим комплексом.
Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края значительно выше, чем в целом по России. Наиболее благоприятные для рекреации территории занимают 16% от всей площади Приморья, тогда как по России - 10%, благоприятные - 23% и 20%, соответственно. Поэтому в системе межрегионального разделения труда Приморью отводится роль Дальневосточной региональной курортно-туристской зоны.
В Приморье имеются все известные в России и СНГ основные виды лечебных грязей, более 100 источников минеральных вод. Морские пляжи общей протяженностью более 500 км, после соответствующего благоустройства, могут принимать одновременно 0,8 - 1,2 млн. отдыхающих. Длительность периода с температурой воды 160С и выше составляет 75 и более дней. Перечисленные природные ресурсы в сочетании с относительно благоприятным климатом служат предпосылками для развития в крае лечебно-оздоровительного, спортивного и др. видов туризма.
Фактором, положительно влияющим на перспективы въездного международного туризма в Приморском крае, является наличие протяженной сухопутной границы с Китаем. Протяженность российско-китайской границы в Приморском крае 1162 км, т.е. более четверти всей российско-китайской границы в её восточной части (4192 км). На территории края функционируют в режиме международного сообщения 18 пунктов пропуска: 10 морских, 5 автодорожных, 2 железнодорожных, 1 авиационный.
Рисунок 1. Схема функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса
Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития рекреационно - туристского комплекса.
Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.
Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.