Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2015 года»

 

В программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации все больше внимания уделяется вопросам эффективности функционирования туристского комплекса и повышению вклада туристской деятельности в валовой региональный продукт (ВРП).

Благоприятное геополитическое и трансграничное положение Приморского края, наличие богатого природно-рекреационного потенциала и развитой инфраструктуры сервиса и гостеприимства не только создают условия для развития в крае разнообразных видов туризма, но и позволяют рассматривать туризм в качестве одного из стратегических направлений региональной политики, сектора возможной специализации региональной экономики, что отражено в «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2010 года» (далее - Стратегия 2010) и «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2015 года» (далее - Стратегия 2015).

Стратегия 2010 и Стратегия 2015 разработаны с целью поиска условий и механизмов, позволяющих обеспечить Приморскому краю опережающие темпы развития относительно других регионов России.

Обе Стратегии имеют социальную направленность и устанавливают в качестве главной цели развития - достижение лидирующих стандартов качества жизни населения Приморья относительно других субъектов федерации и соответствие уровню, достигнутому в развитых странах Северо-Восточной Азии.

Установка на эту цель обеспечивает условия формирования Приморья в качестве субъекта собственного развития, способного отстаивать свои интересы в конкурентной борьбе за ресурсы развития с другими регионами России и странами АТР. Тем самым достигается решение наиболее острой проблемы региона - все более усиливающийся отток его экономически активного населения.

Поставленной цели соответствуют следующие экономические параметры: увеличение ВРП в 2,2 раза к 2010 г. (по сравнению с 2002 г.), что достигается при росте регионального продукта и доходов населения в среднем на 7-9% в год. Для достижения стратегической цели в рамках отдельных отраслей, территориальных производственных комплексов и социальных сферах жизни необходимо использовать следующие механизмы и реализовать следующие проекты.

В социальной сфере. Основная задача на текущий период - закрепление и привлечение в край экономически активного населения. Социальную сферу предлагается разделить на две зоны: зону социального обеспечения (для чего использовать средства краевого бюджета) и зону социального развития, объектами заботы которой становится экономически активное население края (В этом направлении следует использовать средства корпоративного фонда развития).

В сфере профессионального образования - обеспечить связь вузов с предприятиями и компаниями через целевую подготовку специалистов и широкое учреждение корпоративных кафедр. Внедрить в системы образования в дополнение к государственным образовательным стандартам бизнес-стандарты, обеспечивающие индивидуализацию подготовки специалистов под целевые проекты.

В области здравоохранения - выделить услуги экономически активному (занятому) населению в отдельный сектор медицинского обслуживания и перевести их в режим самоокупаемости.

В сфере культурной политики - ликвидировать отраслевые и административные барьеры в развитии культурной сферы жизни края, рассматривать эту политику как комплексную задачу молодежной политики, спортивной культуры, СМИ, шоу-бизнеса. Стратегически рассматривать Приморье в качестве «зоны контакта живых культур АТР», обеспечить переход от управления объектами и кадрами на конкурсное управление культурными проектами.

Миграционная политика и рынок труда. Основная задача: привлечение иностранной рабочей силы в объемах, обеспечивающих стабильный экономический рост. Экономическая, идеологическая и культурная адаптация гражданского населения к необходимости привлечения рабочей силы со стороны. Создание системы оргнабора и профессиональной подготовки рабочей силы в близлежащих странах.

Жилищно-коммунальный комплекс. Главная задача: перевод предприятий ЖКХ в рыночный сектор экономики. Основными механизмами развития являются: 1) максимально широкое распространение всех форм жилищного самоуправления, внедрение которых во многом зависит от позиции местной власти, и 2) эффективная ипотечная политика. Инициировать комплексные проекты: удешевление строительства жилья (тендер), энергосбережение (конкурс), реконструкция жилищной инфраструктуры (тендер).

Рекреационно-туристический комплекс. Основная задача на текущий период - консолидировать финансовые средства экономических субъектов РТК на реконструкцию и создание всесезонных объектов развлечения, отдыха и показа. Реализовать проекты: единого информационно-маркетингового центра, строительства аквапарка, обеспечить реконструкцию крепостных сооружений, комплексное рекреационное освоение о-ва Русский.

Транспортно-транзитный комплекс. Основная задача - создать систему транспортных коридоров с минимизацией временных и финансовых издержек при пересечении «отраслевых» границ. Сосредоточить усилия на следующих международных транспортных коридорах - «Транссибирский-транскорейский», трансазиатский и кросполярный воздушные мосты, «Приморье-1» и «Приморье-2». Механизмы: создать координационный совет по МТК, ввести механизм сквозной тарифной ставки. Реализовать проекты по созданию Регионального логистического центра, обеспечить строительство современных дорог Хасан-Уссурийск, Хабаровск-Находка, обустройство пограничных переходов, обустройство придорожного сервиса (мотели, кемпинги).

В области экологии и инженерной инфраструктуры. Используя механизмы государственных целевых программ и привлечения средств населения, реализовать проекты строительства мусороперерабатывающего завода в зоне Владивостока, ввести в эксплуатацию «Пушкинскую депрессию», построить очистные сооружения вдоль Амурского залива.

Морехозяйственный комплекс. Основная задача - ликвидировать ведомственную (отраслевую) разобщенность хозяйствующих субъектов посредством комплексных проектов под патронажем краевой администрации. Механизмы: разработка нормативных положений, регулирующих отношение хозяйствующих субъектов регионального комплекса; приоритетное развитие береговой инфраструктуры комплекса; реорганизация системы прибрежного рыболовства и марекультуры; учреждение лизинговой компании для финансирования строительства судов маломерного флота; внедрение механизма оптовых рыбных рынков. Предлагается реализовать проекты строительства маломерного флота на судоремонтных предприятиях края за счет лизинга; строительства нефтеналивного порта.

Лесопромышленный комплекс. Основная задача - комплексное освоение лесных ресурсов края. Создать механизмы, обеспечивающие заинтересованность производителей в глубокой переработке древесины. Привести нормативно-правовую базу ЛПК в соответствие с международными стандартами. Основные проекты: строительство целлюлозно-бумажного комбината, завода по производству газетной бумаги.

Горнопромышленный комплекс. Основная задача - с учетом крайнего физического износа основных производственных фондов и реальных источников для внутренних инвестиций необходимо интегрировать горнопромышленное производство края в хозяйственную систему АТР. Для этого использовать финансовые механизмы управления стоимостью активов предприятий ГПК. Включить проекты реконструкции предприятий комплекса в целевые государственные программы.

Агропромышленный комплекс. Главная задача - используя геоэкологические преимущества территории, позиционировать Приморский край на рынке стран АТР в качестве производителя сертифицированной экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Привлечь для решения задачи технологии передовых стран АТР и рабочую силу Китая и Кореи. Создать систему профессионального обучения для иностранной рабочей силы. Использовать механизмы функционирования опытных международных научно-производственных комплексов.

В соответствии с определенными в Стратегии задачами и индикативными показателями для каждого из перечисленных восьми приоритетных секторов региональной экономики разработаны Программы развития и механизм реализации поставленных в Стратегии задач.

«Программа развития рекреационно-туристского комплекса Приморского края до 2010 года»

 

В соответствии с задачами, определенными в Стратегии 2010, в 2004 г. была разработана и утверждена «Программа развития рекреационно-туристского комплекса Приморского края до 2010 года» (далее - Программа). Программа является основным документом, определяющим перспективы развития туристской отрасли Приморского края.

Приморский край является одним из регионов России, где туристский сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики. Вклад туризма в ВРП (с учетом смежных отраслей) по экспертным оценкам составляет более 4 %, что выше, чем в среднем по России, но значительно ниже, чем среднемировой показатель.

При грамотной стратегии этот сектор экономики Приморского края должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона. Туристическая индустрия обеспечивает фронт работ в сопутствующих отраслях в 7-8 раз больший, чем ее собственный.

Реализация Программы предусмотрена в 3 этапа:

-й этап - 2004-2005 гг.,

-й этап - 2006-2007 гг.,

-й этап - 2008 - 2010гг.

Общий объем инвестиций для обеспечения реализации Программы составляет 438 млн. долл. США.

Ключевыми проблемами, сдерживающими развитие рекреационно-туристической деятельности, являются:

низкий уровень капитализации туристической и сопутствующей инфраструктуры;

отсутствие единой стратегии развития туризма и рекреации, что ведет к нерациональному дублированию туристских программ, инвестиционных проектов, распылению ограниченных финансовых ресурсов и, как следствие, к общему снижению эффективности деятельности в сфере туризма;

отсутствие скоординированной государственной политики по развитию морских и экологических видов туризма, в связи с чем уникальный туристский ресурс - морские и речные акватории, таежные маршруты - используется недостаточно, а такие перспективные виды туризма, как морской пассажирский и яхтенно-катерный практически не развиты;

низкий уровень маркетинга и рекламы рекреационно-туристических услуг региона;

непроработанность вопросов налогообложения и туристской законодательной базы;

высокий уровень «теневой» деятельности. Экологический, рекреационный, социокультурный потенциал Приморского края позволяет увеличить долю туристического бизнеса в ВРП до 8-10% ВРП;

низкий уровень инвестиционных накоплений. В настоящее время отрасль не может интенсивно развиваться, опираясь на собственные накопления. К настоящему моменту общий объем запроса на инвестиции по существующим проектам составляет 438 млн. долларов;

несовершенство организационно-управленческой структуры туристского комплекса и неэффективная система координации интересов и действий различных субъектов, занятых обслуживанием туристов;

рассогласованность интересов муниципальных органов власти, турфирм, пользователей ресурсов земель рекреационного назначения, местных жителей является существенным препятствием для эффективного развития РТК;

рекреационный потенциал Приморского края используется более чем на 10% возможностей (как таковой он не является лимитирующим фактором развития комплекса);

низкий уровень сервизации мест размещения для рекреантов и туристов;

непроработанность экономических механизмов государственной поддержки развития гостиничного бизнеса;

отсутствие гостиничной сегментации по различным ценностям и вкусам;

несоответствующее уровню международных стандартов качество гостиничного продукта и как следствие - ориентация большинства гостиничных предприятий на туристов низкой платежеспособности;

низкое качество и низкий уровень дифференциации туристических услуг;

неэффективная система организации питания (на систему питания падает от 15 до 25% стоимости турпродукта).

В среднем вклад каждого зарубежного туриста в ВРП дальневосточных территорий составляет от 700 до 900 долл. США. Исходя из этого стратегической целью развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края в 2004-2010 годах является превращение туристско-рекреационного комплекса в ведущую отрасль территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, с другой - значительный вклад в социально-экономическое развитие края за счет увеличения доходной части бюджетов, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:

Первое. Создать качественную инфраструктуру, позволяющую обслуживать на территории края до 1,0 млн. туристов.

Второе. Увеличить количество дней пребывания туриста на территории Приморья. Для этого необходимо:

создать условия для развития конкуренции на рынке сервисных услуг по обслуживанию туристических потоков;

создать условия для развития многофункциональных мест отдыха (так называемых chill-out);

сформировать туристические программы, дифференцированные по дням недели, качеству услуг, в том числе экзотическим;

обеспечить дифференциацию цен в зависимости от сегмента рынка, дней недели, часов посещения;

создать условия для функционирования заведений по интересам (женских клубов, элитных закрытых клубов, модных современных клубов и т.д.);

организовать показ фильмов с дублированием на китайском, корейском, английском языках в малых залах, возможно, по заказу туристов;

провести реконструкцию здания городского цирка;

организовать регулярное проведение массовых шоу;

разработать календарь гастролей с привлечением лучших театральных и концертных трупп (большой интерес проявляется к визуальным формам искусства - балет, танцевальные коллективы).

Третье. Повысить отдачу социокультурных объектов.

Для этого необходимо:

завершить реновацию городской исторической среды на территориях, ориентированных на обслуживание туристов;

решить вопрос с отводом и резервирование территорий под экологический туризм;

обеспечить федеральный статус Историко-фортификационного музея Военной крепости, провести восстановительную реконструкцию и очистить территорию от случайных застроек;

воссоздание актерского действа функционирования территории фортов;

установить специальное оборудование, позволяющее видеть панораму города в любое время суток;

придать статус предпринимательской деятельности видовым площадкам;

создать на о-ве Русском национальный мини-парк «Россия - история и современность».

Четвертое. Сформировать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров по всем видам сервисных услуг.

Для этого необходимо:

создать единую систему аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в Приморском крае в рамках экскурсионного совета (единая аккредитационная карточка с использованием символики Приморского края, принятие Положения об аккредитации, Положение об обязанности и квалификационных требованиях для получения аккредитации).

Индикативными показателями достижения поставленной цели Программы являются:

) Увеличение вклада в ВРП края с 3% (около 90 млн. долл.США) до 6-7% (около 200 млн. долл.)

) Увеличение вклада в бюджет края с 0,5% до 5-6%.

) Увеличение средней продолжительности туров с 2-3 дней, до 5-6.

) Увеличение финансовой емкости всего спектра предоставляемых туристам услуг и товаров с 65 долл. США до 150 за один туристический день.

) Увеличение потока въездных туристов с 500 тыс. (2002) до величины порядка 1,2 млн. человек в год.

Для достижения индикативных показателей рассчитаны темпы развития отрасли, которые приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Основные индикаторы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 гг. 2006-2007 гг. 2008-2010 гг.
Динамика производства (в %) 12-15 18-25 30-38
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 17-21 22-25 28-32
Отраслевая рентабельность (в %) 15-18 19-23 21-25
Темпы роста заработной платы (в %) 7-8 9-10 11-12
Затраты на НИОКР (в %) к общему объему производства 0,1-0,2 0,5-0,8 1,1-1,3
Рост экспорта (в %) 18-22 23-27 31-35
Доля теневой деятельности (в % от общего объема производства) 60-55 30-25 12-10

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг, формирование современного туристического рынка в Приморье;

увеличение вклада РТК в валовой региональный продукт и краевой бюджет;

стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления;

образование новых рабочих мест в сфере туризма;

привлечение иностранных инвестиций в экономику края;

сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия;

удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.

Факторные ограничения и оценка их влияния на динамику развития туризма в Приморском крае

К факторным ограничениям относятся те условия функционирования отрасли, которые в течение расчетного периода действия программы остаются независимыми от инструментов и механизмов ее управления. К таковым относятся:

.Природно-географические условия региона, которые определяют сезонный характер большинства туристических услуг, устанавливают ограничения на развитие гостиничного хозяйства. Этот фактор должен учитывать в соответствующих проектах.

.Федеральное законодательство, которое не позволяет в достаточной мере реализовать интересы местных туроператоров.

.Политика соседних государств (прежде всего Китая).

.Налоги, политика которых устанавливается на федеральном уровне.

.Демографические тенденции.

.Структура занятости населения и рынок труда.

К этим же ограничениям относится общим объем инвестиций, который должен быть привлечен в отрасль. Для достижения программных целей необходимо привлекать в собственно туристическую сферу и сопутствующие отрасли не менее 70 млн. руб. ежегодно.

При дальнейшем сохранении к туристской и рекреационной отрасли сложившегося подхода в экономической политике края наиболее вероятен сценарий инерционного развития, связанный в основном с внутриотраслевыми резервами и инерционностью происходящих процессов.

В качестве угроз или негативных сторон данного сценария социально-экономического развития туризма можно считать:

отрицательный туристский баланс (преобладание туристского импорта над экспортом);

«дикая», неконтролируемая эксплуатация туристских ресурсов, ухудшение их экологического состояния;

консервирование развития санаторно-курортной сферы, обладающей уникальными бальнеологическими и рекреационными ресурсами;

экономическая экспансия зарубежных предпринимателей с целью эксплуатации рекреационных ресурсов региона;

ухудшение геополитического положения края с точки зрения туризма в бурно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Ресурсы развития туризма в Приморском крае

Основным ресурсом развития комплекса являются активные субъекты бизнеса, заинтересованные в разработке и реализации тех или иных проектов. Финансовое обеспечение программы ориентировано на такие проекты.

Бюджетные ресурсы. Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников: внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков; средств неправительственных общественных организаций, частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, направляемые в основном на реализацию инвестиционных проектов, в том числе программы реконструкции и строительства туристских объектов; средств краевого бюджета, направляемые в научное и кадровое обеспечение Программы, и на содействие развитию материальной базы туризма (разработка инвестиционных проектов, архитектурно- строительного обеспечения).

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы в 2004-2005 гг. составляет 2 млрд. рублей, из них за счет краевого бюджета 15 млн. рублей.

Трудовые ресурсы. Непосредственно в туристической отрасли занято около 1800 чел. Планируемая численность к 2010 г. может составить около 3000 чел. В гостиничном хозяйстве и санаторно-курортных учреждениях занято около 10 тыс. чел. Возможная численность к 2010 г. составит 15 тыс. человек. Таким образом, этот фактор не является ограничивающим для развития отрасли.

Основным ресурсом развития является увеличение зоны обслуживания и рост производительности труда. В настоящее время выработка на одного занятого в этой отрасли составляет около 5 тыс. долл. США в год.

Итоговые показатели реализации Программы рассчитаны в 2-х вариантах. В Приложении 2 приведены показатели реализации Программы, ориентированные на достижение цели увеличения въездного международного турпотока в Приморский край. В Приложении 3 приведены показатели, ориентированные на достижение вклада туризма в ВРП до 6-7%.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: