В программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации все больше внимания уделяется вопросам эффективности функционирования туристского комплекса и повышению вклада туристской деятельности в валовой региональный продукт (ВРП).
Благоприятное геополитическое и трансграничное положение Приморского края, наличие богатого природно-рекреационного потенциала и развитой инфраструктуры сервиса и гостеприимства не только создают условия для развития в крае разнообразных видов туризма, но и позволяют рассматривать туризм в качестве одного из стратегических направлений региональной политики, сектора возможной специализации региональной экономики, что отражено в «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2010 года» (далее - Стратегия 2010) и «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2015 года» (далее - Стратегия 2015).
Стратегия 2010 и Стратегия 2015 разработаны с целью поиска условий и механизмов, позволяющих обеспечить Приморскому краю опережающие темпы развития относительно других регионов России.
Обе Стратегии имеют социальную направленность и устанавливают в качестве главной цели развития - достижение лидирующих стандартов качества жизни населения Приморья относительно других субъектов федерации и соответствие уровню, достигнутому в развитых странах Северо-Восточной Азии.
Установка на эту цель обеспечивает условия формирования Приморья в качестве субъекта собственного развития, способного отстаивать свои интересы в конкурентной борьбе за ресурсы развития с другими регионами России и странами АТР. Тем самым достигается решение наиболее острой проблемы региона - все более усиливающийся отток его экономически активного населения.
Поставленной цели соответствуют следующие экономические параметры: увеличение ВРП в 2,2 раза к 2010 г. (по сравнению с 2002 г.), что достигается при росте регионального продукта и доходов населения в среднем на 7-9% в год. Для достижения стратегической цели в рамках отдельных отраслей, территориальных производственных комплексов и социальных сферах жизни необходимо использовать следующие механизмы и реализовать следующие проекты.
В социальной сфере. Основная задача на текущий период - закрепление и привлечение в край экономически активного населения. Социальную сферу предлагается разделить на две зоны: зону социального обеспечения (для чего использовать средства краевого бюджета) и зону социального развития, объектами заботы которой становится экономически активное население края (В этом направлении следует использовать средства корпоративного фонда развития).
В сфере профессионального образования - обеспечить связь вузов с предприятиями и компаниями через целевую подготовку специалистов и широкое учреждение корпоративных кафедр. Внедрить в системы образования в дополнение к государственным образовательным стандартам бизнес-стандарты, обеспечивающие индивидуализацию подготовки специалистов под целевые проекты.
В области здравоохранения - выделить услуги экономически активному (занятому) населению в отдельный сектор медицинского обслуживания и перевести их в режим самоокупаемости.
В сфере культурной политики - ликвидировать отраслевые и административные барьеры в развитии культурной сферы жизни края, рассматривать эту политику как комплексную задачу молодежной политики, спортивной культуры, СМИ, шоу-бизнеса. Стратегически рассматривать Приморье в качестве «зоны контакта живых культур АТР», обеспечить переход от управления объектами и кадрами на конкурсное управление культурными проектами.
Миграционная политика и рынок труда. Основная задача: привлечение иностранной рабочей силы в объемах, обеспечивающих стабильный экономический рост. Экономическая, идеологическая и культурная адаптация гражданского населения к необходимости привлечения рабочей силы со стороны. Создание системы оргнабора и профессиональной подготовки рабочей силы в близлежащих странах.
Жилищно-коммунальный комплекс. Главная задача: перевод предприятий ЖКХ в рыночный сектор экономики. Основными механизмами развития являются: 1) максимально широкое распространение всех форм жилищного самоуправления, внедрение которых во многом зависит от позиции местной власти, и 2) эффективная ипотечная политика. Инициировать комплексные проекты: удешевление строительства жилья (тендер), энергосбережение (конкурс), реконструкция жилищной инфраструктуры (тендер).
Рекреационно-туристический комплекс. Основная задача на текущий период - консолидировать финансовые средства экономических субъектов РТК на реконструкцию и создание всесезонных объектов развлечения, отдыха и показа. Реализовать проекты: единого информационно-маркетингового центра, строительства аквапарка, обеспечить реконструкцию крепостных сооружений, комплексное рекреационное освоение о-ва Русский.
Транспортно-транзитный комплекс. Основная задача - создать систему транспортных коридоров с минимизацией временных и финансовых издержек при пересечении «отраслевых» границ. Сосредоточить усилия на следующих международных транспортных коридорах - «Транссибирский-транскорейский», трансазиатский и кросполярный воздушные мосты, «Приморье-1» и «Приморье-2». Механизмы: создать координационный совет по МТК, ввести механизм сквозной тарифной ставки. Реализовать проекты по созданию Регионального логистического центра, обеспечить строительство современных дорог Хасан-Уссурийск, Хабаровск-Находка, обустройство пограничных переходов, обустройство придорожного сервиса (мотели, кемпинги).
В области экологии и инженерной инфраструктуры. Используя механизмы государственных целевых программ и привлечения средств населения, реализовать проекты строительства мусороперерабатывающего завода в зоне Владивостока, ввести в эксплуатацию «Пушкинскую депрессию», построить очистные сооружения вдоль Амурского залива.
Морехозяйственный комплекс. Основная задача - ликвидировать ведомственную (отраслевую) разобщенность хозяйствующих субъектов посредством комплексных проектов под патронажем краевой администрации. Механизмы: разработка нормативных положений, регулирующих отношение хозяйствующих субъектов регионального комплекса; приоритетное развитие береговой инфраструктуры комплекса; реорганизация системы прибрежного рыболовства и марекультуры; учреждение лизинговой компании для финансирования строительства судов маломерного флота; внедрение механизма оптовых рыбных рынков. Предлагается реализовать проекты строительства маломерного флота на судоремонтных предприятиях края за счет лизинга; строительства нефтеналивного порта.
Лесопромышленный комплекс. Основная задача - комплексное освоение лесных ресурсов края. Создать механизмы, обеспечивающие заинтересованность производителей в глубокой переработке древесины. Привести нормативно-правовую базу ЛПК в соответствие с международными стандартами. Основные проекты: строительство целлюлозно-бумажного комбината, завода по производству газетной бумаги.
Горнопромышленный комплекс. Основная задача - с учетом крайнего физического износа основных производственных фондов и реальных источников для внутренних инвестиций необходимо интегрировать горнопромышленное производство края в хозяйственную систему АТР. Для этого использовать финансовые механизмы управления стоимостью активов предприятий ГПК. Включить проекты реконструкции предприятий комплекса в целевые государственные программы.
Агропромышленный комплекс. Главная задача - используя геоэкологические преимущества территории, позиционировать Приморский край на рынке стран АТР в качестве производителя сертифицированной экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Привлечь для решения задачи технологии передовых стран АТР и рабочую силу Китая и Кореи. Создать систему профессионального обучения для иностранной рабочей силы. Использовать механизмы функционирования опытных международных научно-производственных комплексов.
В соответствии с определенными в Стратегии задачами и индикативными показателями для каждого из перечисленных восьми приоритетных секторов региональной экономики разработаны Программы развития и механизм реализации поставленных в Стратегии задач.
«Программа развития рекреационно-туристского комплекса Приморского края до 2010 года»
В соответствии с задачами, определенными в Стратегии 2010, в 2004 г. была разработана и утверждена «Программа развития рекреационно-туристского комплекса Приморского края до 2010 года» (далее - Программа). Программа является основным документом, определяющим перспективы развития туристской отрасли Приморского края.
Приморский край является одним из регионов России, где туристский сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики. Вклад туризма в ВРП (с учетом смежных отраслей) по экспертным оценкам составляет более 4 %, что выше, чем в среднем по России, но значительно ниже, чем среднемировой показатель.
При грамотной стратегии этот сектор экономики Приморского края должен оказать положительное социальное экономическое воздействие на все социально-экономическое состояние региона. Туристическая индустрия обеспечивает фронт работ в сопутствующих отраслях в 7-8 раз больший, чем ее собственный.
Реализация Программы предусмотрена в 3 этапа:
-й этап - 2004-2005 гг.,
-й этап - 2006-2007 гг.,
-й этап - 2008 - 2010гг.
Общий объем инвестиций для обеспечения реализации Программы составляет 438 млн. долл. США.
Ключевыми проблемами, сдерживающими развитие рекреационно-туристической деятельности, являются:
низкий уровень капитализации туристической и сопутствующей инфраструктуры;
отсутствие единой стратегии развития туризма и рекреации, что ведет к нерациональному дублированию туристских программ, инвестиционных проектов, распылению ограниченных финансовых ресурсов и, как следствие, к общему снижению эффективности деятельности в сфере туризма;
отсутствие скоординированной государственной политики по развитию морских и экологических видов туризма, в связи с чем уникальный туристский ресурс - морские и речные акватории, таежные маршруты - используется недостаточно, а такие перспективные виды туризма, как морской пассажирский и яхтенно-катерный практически не развиты;
низкий уровень маркетинга и рекламы рекреационно-туристических услуг региона;
непроработанность вопросов налогообложения и туристской законодательной базы;
высокий уровень «теневой» деятельности. Экологический, рекреационный, социокультурный потенциал Приморского края позволяет увеличить долю туристического бизнеса в ВРП до 8-10% ВРП;
низкий уровень инвестиционных накоплений. В настоящее время отрасль не может интенсивно развиваться, опираясь на собственные накопления. К настоящему моменту общий объем запроса на инвестиции по существующим проектам составляет 438 млн. долларов;
несовершенство организационно-управленческой структуры туристского комплекса и неэффективная система координации интересов и действий различных субъектов, занятых обслуживанием туристов;
рассогласованность интересов муниципальных органов власти, турфирм, пользователей ресурсов земель рекреационного назначения, местных жителей является существенным препятствием для эффективного развития РТК;
рекреационный потенциал Приморского края используется более чем на 10% возможностей (как таковой он не является лимитирующим фактором развития комплекса);
низкий уровень сервизации мест размещения для рекреантов и туристов;
непроработанность экономических механизмов государственной поддержки развития гостиничного бизнеса;
отсутствие гостиничной сегментации по различным ценностям и вкусам;
несоответствующее уровню международных стандартов качество гостиничного продукта и как следствие - ориентация большинства гостиничных предприятий на туристов низкой платежеспособности;
низкое качество и низкий уровень дифференциации туристических услуг;
неэффективная система организации питания (на систему питания падает от 15 до 25% стоимости турпродукта).
В среднем вклад каждого зарубежного туриста в ВРП дальневосточных территорий составляет от 700 до 900 долл. США. Исходя из этого стратегической целью развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края в 2004-2010 годах является превращение туристско-рекреационного комплекса в ведущую отрасль территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, с другой - значительный вклад в социально-экономическое развитие края за счет увеличения доходной части бюджетов, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
Первое. Создать качественную инфраструктуру, позволяющую обслуживать на территории края до 1,0 млн. туристов.
Второе. Увеличить количество дней пребывания туриста на территории Приморья. Для этого необходимо:
создать условия для развития конкуренции на рынке сервисных услуг по обслуживанию туристических потоков;
создать условия для развития многофункциональных мест отдыха (так называемых chill-out);
сформировать туристические программы, дифференцированные по дням недели, качеству услуг, в том числе экзотическим;
обеспечить дифференциацию цен в зависимости от сегмента рынка, дней недели, часов посещения;
создать условия для функционирования заведений по интересам (женских клубов, элитных закрытых клубов, модных современных клубов и т.д.);
организовать показ фильмов с дублированием на китайском, корейском, английском языках в малых залах, возможно, по заказу туристов;
провести реконструкцию здания городского цирка;
организовать регулярное проведение массовых шоу;
разработать календарь гастролей с привлечением лучших театральных и концертных трупп (большой интерес проявляется к визуальным формам искусства - балет, танцевальные коллективы).
Третье. Повысить отдачу социокультурных объектов.
Для этого необходимо:
завершить реновацию городской исторической среды на территориях, ориентированных на обслуживание туристов;
решить вопрос с отводом и резервирование территорий под экологический туризм;
обеспечить федеральный статус Историко-фортификационного музея Военной крепости, провести восстановительную реконструкцию и очистить территорию от случайных застроек;
воссоздание актерского действа функционирования территории фортов;
установить специальное оборудование, позволяющее видеть панораму города в любое время суток;
придать статус предпринимательской деятельности видовым площадкам;
создать на о-ве Русском национальный мини-парк «Россия - история и современность».
Четвертое. Сформировать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров по всем видам сервисных услуг.
Для этого необходимо:
создать единую систему аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в Приморском крае в рамках экскурсионного совета (единая аккредитационная карточка с использованием символики Приморского края, принятие Положения об аккредитации, Положение об обязанности и квалификационных требованиях для получения аккредитации).
Индикативными показателями достижения поставленной цели Программы являются:
) Увеличение вклада в ВРП края с 3% (около 90 млн. долл.США) до 6-7% (около 200 млн. долл.)
) Увеличение вклада в бюджет края с 0,5% до 5-6%.
) Увеличение средней продолжительности туров с 2-3 дней, до 5-6.
) Увеличение финансовой емкости всего спектра предоставляемых туристам услуг и товаров с 65 долл. США до 150 за один туристический день.
) Увеличение потока въездных туристов с 500 тыс. (2002) до величины порядка 1,2 млн. человек в год.
Для достижения индикативных показателей рассчитаны темпы развития отрасли, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные индикаторы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края в 2004-2010 гг.
Показатели | 2004-2005 гг. | 2006-2007 гг. | 2008-2010 гг. |
Динамика производства (в %) | 12-15 | 18-25 | 30-38 |
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) | 17-21 | 22-25 | 28-32 |
Отраслевая рентабельность (в %) | 15-18 | 19-23 | 21-25 |
Темпы роста заработной платы (в %) | 7-8 | 9-10 | 11-12 |
Затраты на НИОКР (в %) к общему объему производства | 0,1-0,2 | 0,5-0,8 | 1,1-1,3 |
Рост экспорта (в %) | 18-22 | 23-27 | 31-35 |
Доля теневой деятельности (в % от общего объема производства) | 60-55 | 30-25 | 12-10 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг, формирование современного туристического рынка в Приморье;
увеличение вклада РТК в валовой региональный продукт и краевой бюджет;
стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления;
образование новых рабочих мест в сфере туризма;
привлечение иностранных инвестиций в экономику края;
сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия;
удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.
Факторные ограничения и оценка их влияния на динамику развития туризма в Приморском крае
К факторным ограничениям относятся те условия функционирования отрасли, которые в течение расчетного периода действия программы остаются независимыми от инструментов и механизмов ее управления. К таковым относятся:
.Природно-географические условия региона, которые определяют сезонный характер большинства туристических услуг, устанавливают ограничения на развитие гостиничного хозяйства. Этот фактор должен учитывать в соответствующих проектах.
.Федеральное законодательство, которое не позволяет в достаточной мере реализовать интересы местных туроператоров.
.Политика соседних государств (прежде всего Китая).
.Налоги, политика которых устанавливается на федеральном уровне.
.Демографические тенденции.
.Структура занятости населения и рынок труда.
К этим же ограничениям относится общим объем инвестиций, который должен быть привлечен в отрасль. Для достижения программных целей необходимо привлекать в собственно туристическую сферу и сопутствующие отрасли не менее 70 млн. руб. ежегодно.
При дальнейшем сохранении к туристской и рекреационной отрасли сложившегося подхода в экономической политике края наиболее вероятен сценарий инерционного развития, связанный в основном с внутриотраслевыми резервами и инерционностью происходящих процессов.
В качестве угроз или негативных сторон данного сценария социально-экономического развития туризма можно считать:
отрицательный туристский баланс (преобладание туристского импорта над экспортом);
«дикая», неконтролируемая эксплуатация туристских ресурсов, ухудшение их экологического состояния;
консервирование развития санаторно-курортной сферы, обладающей уникальными бальнеологическими и рекреационными ресурсами;
экономическая экспансия зарубежных предпринимателей с целью эксплуатации рекреационных ресурсов региона;
ухудшение геополитического положения края с точки зрения туризма в бурно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Ресурсы развития туризма в Приморском крае
Основным ресурсом развития комплекса являются активные субъекты бизнеса, заинтересованные в разработке и реализации тех или иных проектов. Финансовое обеспечение программы ориентировано на такие проекты.
Бюджетные ресурсы. Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников: внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков; средств неправительственных общественных организаций, частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, направляемые в основном на реализацию инвестиционных проектов, в том числе программы реконструкции и строительства туристских объектов; средств краевого бюджета, направляемые в научное и кадровое обеспечение Программы, и на содействие развитию материальной базы туризма (разработка инвестиционных проектов, архитектурно- строительного обеспечения).
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы в 2004-2005 гг. составляет 2 млрд. рублей, из них за счет краевого бюджета 15 млн. рублей.
Трудовые ресурсы. Непосредственно в туристической отрасли занято около 1800 чел. Планируемая численность к 2010 г. может составить около 3000 чел. В гостиничном хозяйстве и санаторно-курортных учреждениях занято около 10 тыс. чел. Возможная численность к 2010 г. составит 15 тыс. человек. Таким образом, этот фактор не является ограничивающим для развития отрасли.
Основным ресурсом развития является увеличение зоны обслуживания и рост производительности труда. В настоящее время выработка на одного занятого в этой отрасли составляет около 5 тыс. долл. США в год.
Итоговые показатели реализации Программы рассчитаны в 2-х вариантах. В Приложении 2 приведены показатели реализации Программы, ориентированные на достижение цели увеличения въездного международного турпотока в Приморский край. В Приложении 3 приведены показатели, ориентированные на достижение вклада туризма в ВРП до 6-7%.