Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются:
1. субъекты коммуникационного процесса-отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
2. средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
3. предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);
4. эффекты коммуникации - выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации.
Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает четыре основных взаимосвязанных задачи:
1. интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества;
|
|
2. внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций;
4. создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.
К деловым коммуникациям относятся:
Деловая коммуникация представляет сосбой коммуникативные связи в сфере делового общения. Для деловой коммуникации характерно соблюдение определенного делового этикета в таких сферах деятельности как
Речевое общение
Телефонные переговоры
Деловые переговоры
Ораторские выступления
Корпоративное общение и т.д.
Визитная карточка - неотъемлемый элемент современной деловой коммуникации. В зависимости от предназначения используются несколько основных типов визитных карточек:
В практике деловой коммуникации существует множество вариантов вышеприведенных основных типов карточек, а также карточки, используемые вне деловой сферы - карточки журналистов, спортсменов, деятелей искусств, церкви, и т.д. Здесь допустимы отклонения от стандарта - различные шрифты, цвет и фактура картона (или другого материала), содержание реквизитов, дополнительные надписи, рисунки, цветные фото владельца и пр.
Переговоры - это челночная взаимосвязь, предназначенная для достижения соглашения посредством делового общения, когда обе стороны имеют совпадающие и противоположные интересы. Переговоры являются основным средством получить желаемое от других людей.
|
|
Виды переговоров можно классифицировать по различным признакам.
Например, по методам (стратегическим подходам):
* жесткий, когда обе стороны, заняв крайние позиции, упорно отстаивают их, применяя тактические приемы, чтобы ввести противника в заблуждение относительно истинных целей, и делают небольшие уступки, необходимые для продолжения переговоров;
* мягкий, когда каждая из сотон рассматривает другую как дружественную;
* принципиальный, когда стороны сориентированы на достижение разумного результата.
Деловая индивидуальная беседа в отличие от бытовой всегда имеет конкретные цели, которые собеседники стремятся достигнуть с минимальными усилиями и затратами времени. Все виды деловых индивидуальных бесед можно разделить на две группы.
1. Беседы "свободные" с двухсторонним обменом информацией, проходящей без специальной подготовки (с учетом или без учета времени).
2. Беседы строго регламентированные, специально подготовленные.
Деловая беседа должна быть хорошо подготовлена: определены цели, составлен план, установлено время и место, где будет проходить беседа.
В зависимости от вида беседы меняется содержание и время осуществления очередного этапа.
Любая беседа состоит из следующих этапов:
Контакт.
Цель контакта: преодолеть "психологический барьер" и установить "атмосферу доверия".
Элементы установления контакта:
· приветствие;
· установление контакта глазами;
· изменение социальной и физической дистанции;
· дайте понять собеседнику, что вы готовились к встрече с ним;
· не начинайте разговор на деловую тему в коридоре, во время перекура и т. п.
Ориентация.
Цели ориентации:
· получить всю информацию по интересующему вопросу;
· выявить мотивы и цели собеседника;
· передать собеседнику запланированную информацию;
· анализ позиции собеседника.
Особую сложность на этом этапе представляет проблема умения слушать
Некоторые рекомендации:
· делайте соответствующие пометки на бумаге;
· исключите факторы, отвлекающие ваше внимание;
· научитесь выделять главное;
· нейтрализуйте собственные эмоции;
· во время слушания нельзя обдумывать следующий вопрос;
· сконцентрируйте внимание только на сущности вопроса, отбросив все второстепенное.
Аргументация.
Цель аргументации: изменить позицию собеседника
Рекомендации:
· оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;
· темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника;
· аргументация должна быть корректной при аргументации;
· формулировки должны быть четкими, понятными собеседнику.
Решение.
Решение - заключительный элемент процесса общения.
Подводятся общие и частные итоги беседы, оговаривается полученный результат (действия, сроки, распределяются обязанности сторон и т. п.); конкретизируются вопросы для последующего решения, а также выделяются нерешенные проблемы.
Факторы, влияющие на повышение эффективности проведения деловых бесед:
· отделение человека от проблемы;
· концентрация на интересах, а не на позициях;
· изучение вариантов, которые могут удовлетворить обе стороны;
· поиск объективных критериев оценки;
· нужно помнить, что деловая беседа - это взаимодействие, а не действие;
· деловая беседа проводится с определенной целью, но каждая сторона при этом преследует свои цели;
· соблюдение последовательности этапов проведения деловых бесед и рефлексия переговорного процесса.