double arrow

Подготовка к практическим занятиям

Начать подготовку к практическому (семинарскому) занятию студент должен с повторения материала, изученного на лекции. Для этой цели к каждой теме приведен перечень основных понятий, которые необходимо усвоить и использовать в своей речи при выступлении на семинарском занятии. Часть из них имеет общефилософский характер (например, «материя», «бытие», «диалектика»), а часть характерна только для той или иной эпохи в истории философии или для данной национальной философии (например, понятия индийской или китайской философии). Определение понятий, как правило, дается лектором под запись; при необходимости их можно найти также в учебных пособиях, либо в философских словарях и энциклопедиях. Для удобства поиска в конце данного практикума (см. приложения) приведен глоссарий, подготовленный на основе современных философских словарей и энциклопедий. Рекомендуем пользоваться философскими словарями, изданными не раньше 1985 года, прежде всего – следующими изданиями:

1. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев [и др.]. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; [науч.-ред. совет: В. В. Степин (председ.), А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. Г. Огурцов]. М.: Мысль, 2010–2011.

Будет нелишним, если студент заведет и будет постоянно пополнять собственный философский словарик, ведя его в удобной для себя форме.

Чтобы завершить подготовку к семинарскому занятию, необходимо ответить на вопросы для самоконтроля. Если студент сможет ответить на все поставленные по теме вопросы, значит он изучил эту тему в нужном объеме.

Рекомендуется также выполнить задания всех трех уровней сложности, приведенных в конце семинарского занятия.

К каждому занятию приведен также список докладов и рефератов, а также список литературы (дополнительной) для их подготовки. Дополнительные задания (доклады, рефераты) даются преподавателем, как правило, индивидуально. Однако при желании более глубоко изучить тему студент может обратиться к этим заданиям и соответствующей литературе самостоятельно.

Требования к докладу устанавливает преподаватель. Обычно доклад предполагает объем информации, изложение которого займет не более 15–20 минут. После знакомства с литературой при подготовке к докладу рекомендуем составить краткий, но информационно насыщенный конспект, на основе которого и будет прочитан доклад.

 

Методические указания к выполнению письменных заданий (конспект, анализ текста, реферат, эссе)

Конспектирование классиков философии

Конспект – письменная работа, представляющая из себя совокупность цитат (выписок) из оригинального произведения, которые наиболее емко выражают содержание данного произведения.

Итоговый конспект – сокращенный более, чем на половину, исходный текст, по которому, тем не менее, можно составить представление об основных идеях данного текста.

Таким образом, в основе написания конспекта – умение выделять главное в прочитанном тексте. Как правило, каждый абзац оригинального текста содержит в себе какую-то одну идею, которая в своем кратком виде формулируется автором либо в начале абзаца (с последующем разъяснением данного тезиса), либо в конце (как вывод всего сказанного в данном абзаце). Данный тезис или вывод и подлежит конспектированию с последующим переходом к следующему абзацу и поиском там аналогичного предложения или его части. Возможна и иная технология конспектирования, когда студент читает весь текст целиком, подчеркивая (выделяя) в нем ключевые идеи, а уже потом выписывает выделенное как конспект.

При конспектировании особое внимание надо уделять определению терминов, встречающихся в тексте. При необходимости следует искать такие определения в словарях или иных источниках, дополняя свой конспект сносками.

Написание конспекта имеет своими целями лучшее понимание и максимально объемное запоминание текста. Конспект может послужить основой выполнения других видов письменных работ: написание реферата или подготовка доклада. Поэтому при конспектировании рекомендуется указывать страницы и выходные данные издания – это потребуется при оформлении цитат в докладе или реферате.

В отличие от реферата, высказывания из оригинального текста не перефразируются, а воспроизводятся в том же виде, что и у автора. Сокращения текста оформляются, как правило, точками (внутри предложений) и точками в треугольных скобках (сокращения внутри абзацев).

Качественно выполненный конспект отражает все идеи выбранного для конспектирования источника, а не только идеи первых двух-трех абзацев.

Оформление конспекта возможно как в рукописном, так и в печатном виде.

Конспектирование является обязательной формой самостоятельной работы студента для успешного усвоения любой дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: