Анализ текста Платона «Федр»

Всякая душа бессмертна. Ведь вечно движущееся бессмертно. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается жизнь. Только то, что движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться и служить источником и началом движения для всего остального, что движется. Начало же не имеет возникновения. Из начала необходимо возникает все возникающее, а само оно не из чего не возникает. Если бы начало возникало из чего-либо, оно уже не было бы началом. Так как оно не имеет возникновения, то, конечно, оно и неуничтожимо. Если бы погибло начало, оно никогда не могло бы возникнуть из чего-либо, да и другое из него, так как все должно возникать из начала. Значит, начало движения – это то, что движет само себя.

Раз выяснилось, что бессмертно все движимое самим собою, всякий без колебания скажет то жен самое о сущности и понятии души. Ведь каждое тело, движимое извне, - неодушевленно движимое изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души.

…Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется также она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, о носится пока не натолкнется на что-нибудь твердое, - тогда на вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся самим собой; а все вместе, то есть сопряжение души и тела получило название смертного.

Души, называемые бессмертными, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте; они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, и они созерцают то, что за пределами неба…

Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да и никогда не воспоет по достоинству. Она же вот какова (ведь надо наконец осмелиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине): эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – уму; на нее-то и направлен истинный род знания.

Платон. Федр // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1968. С. 180 – 183.

 

Контрольные вопросы

1. Как Платон объясняет бессмертие души? В чем проявляется диалектика учения Платона о душе? Каким является иной мир и что происходит там с душой?

2. Можно ли употребить по отношению к платонизму термин мистицизм? Аргументируйте свою точку зрения.

3. В чем проявляется смысл идеи метемпсихоза, которой придерживался Платон? Где данная идея еще присутствует, приведите примеры.

Вариант 5

Анализ текста «Парменид о природе».

Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,

Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.

Первый гласит, что «есть» и «не быть никак не возможно»:

Это – путь убежденья (которое Истине спутник).

Путь второй – что – «не есть» и «не быть должно неизбежно»:

Это тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), ни изъяснить…

…Ибо мыслить – то же, что быть…

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.

Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,

«Есть» гласящий; на нем – примет очень много различных,

Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, безлорожным и совершенным.

И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу

«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рождения.

Как, откуда взросло? Из не – сущего? Так не позволю

Я ни сказать, не помыслить: Немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его победила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться

Так что иль быть всегда, или не быть никогда ему должно.

Но из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать нечему. Потому-то

Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,

…Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:

Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.

Тоже самое – мысль и то, о чем мысль возникает,

Ибо без бытия о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: Судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным…

«Быть и не быть», «рождаться на свет и гибнуть бесследно»,

«Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий».

Но поскольку есть крайний предел, оно завершено

Ото всюду, подобное глыбе прекруглого Шара,

От середины везде равносильное…

…Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.

 

Парменид «О природе» (фрагменты из произведений ранних греческих философов 1) ч. 1. Изд-во Наука, 1989.

    Контрольные вопросы

1. Как Парменид предлагает рассмотреть бытие, какие шесть его основных признаков выделяет в своей работе? Почему бытие неделимо? Согласны ли вы с тем, что то, что существует, обязательно вечно?

2. Как вы думаете, что является исходным пунктом для Парменида, телесность или мыслимость бытия? Можно ли воспринимать его философию как прообраз материализма? Какие две основные философские проблемы ставит он в своей работе?

3. Опираясь на принцип всеобщей связи Парменида, приведите современные идеи, основанные на этом принципе.

 

Вариант 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: