Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название « клуб»

а) Римский

б) Венский

в) Парижский

г) Гейдельбергский

Базовый уровень освоения темы:

1. Установите верное соотношение между интерпретацией специфики природы и исторической эпохой развития человечества

Историческая эпоха Интерпретация специфики природы
1.Античность А) Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе
2.Средние века Б) Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной
3.Новое время В) Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой
4.XX в. Г) Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии «Бог ‒ человек ‒ природа» последним звеном является природа

 

2.Изобразите графически взаимовлияние отдельных систем общества на глобальную суперсистему при решении глобальных проблем.

Повышенный уровень освоения темы:

Подготовьте эссе на одну из следующих тем:

1. «Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. Ты создаёшь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы». Ричaрд Бaх

2. «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей». Ф. Бекон

3. «Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и торжество «царства разума» — это дело всех и каждого» В.И. Вернадский

4. «Глобализация – это возможность чувствовать себя везде как дома и вместе с тем как бы за границей.... Я езжу по миру, но ничего не вижу, потому что нечего видеть. Все страны похожи на мою» Фредерик Бегбедер


 

 

ЗАНЯТИЕ 9. «ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ»

Основные понятия: этика, мораль, нравственность, структура морали, высшее благо (идеал), моральный закон, золотое правило морали, категорический императив эстетика, искусство

План занятия

1. Этика как философская наука о морали. Основные теории морали. Проблемы современной этики.

2. Моральное бытие человека: моральное сознание и моральные действия. Цель (идеал), мотив, средства и поступок как основные понятия нравственного поведения. Нравственное воспитание и самовоспитание. Роль моральных принципов в становлении мировоззрения.

3. Социальное бытие морали как способ упорядочения общественной жизни и средство утверждения гуманистических ценностей (добро, справедливость, гуманность, человечность и др.). Императивность, нормативность морали. Золотое правило морали: значение, варианты формулировок и границы применения.

4. Основные категории и проблемы эстетики как философской науки. Связь этического и эстетического идеалов.

 

Методические рекомендации

К вопросу 1. Студентдолженосознать, что как общество, так и отдельный человек никогда не ограничивают свою духовную жизнь, связанную с формированием мировоззрения, только сферой рациональных, логических размышлений. Духовная жизнь осуществляется во всей её полноте: в частности, она представлена моральными ценностями, которые находят воплощение в образе жизни, реальных поступках. Эти процессы сопровождается критическими размышлениями по поводу собственных представлений о моральных ценностях, об их реальном воплощении в индивидуальной и общественной жизни. При подготовке ответа на этот вопрос необходимо оценить «величину» «вклада» античных философов в становление этики (Сократ, Платон, Аристотель, школа стоиков, школа эпикурейцев и др.) Именно в этот период сформировалось представление о «высшем благе». К осмыслению этики философы обращались и в эпоху Нового времени (И. Кант, Бентам, Милль и др.). Развитие этики продолжается и на этапе новейшей философии. Поэтому в самом общем смысле можно говорить о двух ступенях в развитии этики: классическая (IV в. до н.э. – XIX в.) и современная этика (конец XIX – XXI вв.). В современной этике исследуются новые проблемы, что, в частности, привело к возникновению прикладной этики и др.

К вопросу 2. Если этика – наука о морали, то, следовательно, нужно обратиться к осмыслению содержания понятия «мораль». Второй и третий вопросы семинара ориентированы на уяснение смысла этого понятия. Во втором вопросе речь пойдёт о морали в жизни человека. Человек является носителем (субъектом) морали, но мораль не локализована в какой-то конкретной области человеческой жизни. Поэтому выявление моральной составляющей в жизни человека продуктивно увязать с характеристикой содержания понятия «структура морали». Структура морали включает в себя моральное сознание и моральную деятельность (мотивы, средства, результаты). Анализируя моральное сознание (по аналогии с индивидуальным сознанием), необходимо выявить роль эмоций, чувств, разума человека в принятии того или иного решения. Философы, начиная с эпохи античности, полагали, что благодаря разуму человек способен осуществлять добродетельные поступки в тех ситуациях, когда он не знает, как правильно поступить. Однако, полагали они, нельзя недооценивать роль моральных чувств в жизни человека. Структура морали не ограничивается моральным сознанием. Существует практический аспект морали. Иными словами, о моральности человека можно судить в полной мере по его поступкам, а это значит, что моральными должны быть цель (моральный человек направляет свою деятельность на высшее благо), мотивы, средства достижения целей, которыми человек руководствуется, а также и результаты этой деятельности. Всё это является обоснованием идеи, почему человек несёт моральную ответственность за свои действия. Итак, моральный (добродетельный, совершенный) человек способен использовать разум над аффектами (страстями), стремится к высшему благу, имеет бескорыстные мотивы и требователен к выбору средств. Он не разделяет позиции «все средства хороши».

К вопросу 3. Если во втором вопросе речь шла о факторах личной ответственности человека за моральное совершенство своих поступков, то при рассмотрении этого вопроса нужно разобраться в природе морали. (Иными словами, нужно объяснить, что должно служить точкой опоры при определении цели действия, какие мотивы и средства могут использоваться человеком, чтобы результат можно было оценивать, как имеющий моральное измерение?) Исходный тезис таков: мораль отвечает на вопрос, как жить человеку среди других людей. Мораль регулирует жизнь людей в человеческом сообществе. (Мораль не является исторически первой формой регулирования отношений между людьми, но самой эффективной). Моральный человек способен жить среди людей, утверждая человеческую форму отношений, взаимность отношений, которая заключена в золотом правиле морали. Обобщающий итог семинара таков: мораль – это социокультурное явление, направленное на гармонизацию различных интересов, а также на ориентированное на благо человека и общества. Мораль включает в себя ценности, нормы (императивы), обеспечивающие её реализацию.

К вопросу 4. Студенту необходимо усвоить, что, начиная с Сократа и Платона, существовала традиция, обосновывающая неразрывное единство этического и эстетического идеалов. Далее она развивалась многими мыслителями, среди которых особое внимание необходимо обратить на Г. В. Ф. Гегеля и В. С. Соловьёва.

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

1. Чем в рамках академической традиции различаются понятия «мораль» и «этика»? Каков смысл понятия «Высшее благо»?

2. Раскройте содержание следующего тезиса: «Этика есть наука не о сущем, а о должном»?

3. Можно ли утверждать, что «у каждого человека/общества своя собственная мораль»?

4. Проанализируйте текст из «Евдемовой этики» Аристотеля и ответьте, что нового этот мыслитель внёс нового в эвдемонистическую традицию по сравнению с Сократом и Платоном.

«назначение души – производить жизнь, а жизнь – это применение [чего-то] и бодрствование, сон – ведь это безделье какое-то и покой; следовательно, раз у души и ее добродетели назначение неизбежно одно и то же, назначением добродетели должна быть добропорядочная жизнь. Именно она есть то совершенное благо, с которым мы отождествили счастье. Это с очевидностью вытекает из сделанных нами предпосылок: ведь [мы признали], что счастье есть высшее благо, конечные же цели и наилучшие из благ сосредоточены в душе, душа – это и состояние и деятельность, а поскольку деятельность лучше расположения и лучшему состоянию соответствует лучшая деятельность, добродетель же есть наилучшее состояние, то деятельность добродетели есть высшее благо души. Мы признали] высшим благом также счастье, следовательно, счастье – это деятельность превосходной души. А поскольку счастье было определено как нечто совершенное, а жизнь бывает совершенной и несовершенной, как и добродетель (т. е. полная и частичная), деятельность же несовершенного несовершенна, то определим счастье как «деятельность совершенной жизни в согласии с совершенной добродетелью»».

Аристотель. Евдемова этика. М.: ИФ РАН, 2005. С. 29-31.

К вопросу 2:

1. В античной этике обращались к внутреннему миру личности, пытаясь найти истоки морали в человеческой субъективности. Как соотносится это утверждение с позицией Сократа: познай самого себя. Какова роль самопознания в жизни человека?

2. Почему этику Сократа, Платона называют рационалистической? Дайте анализ позиции Сократа: «знание есть основа добродетели».

3. Сформулируйте правило «золотой середины», сформулированное Аристотелем? В каких ситуациях человеку приходится размышлять над тем, как избежать «крайностей»?

4. Как вы понимаете утверждение И. Канта, что есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне»?

5. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх»?

К вопросу 3:

1. На ваш взгляд, как можно охарактеризовать безусловный высший образец нравственной жизни? С какими ценностями он связан? Ценности носят абсолютный или относительный характер?

2. Как соотносятся понятия «моральный закон» и «моральная норма»?

3. Почему золотое правило морали называют правилом взаимности?

4. Существуют ли виды человеческой деятельности, которые находятся вне морали?

К вопросу 4:

1. Дайте определение эстетики как философской науки. Назовите основные эстетические категории.

2. Каковы центральные проблемы эстетики.

3. В чем состоит этико-эстетический идеал? Подвержен ли он изменению во времени?

4. В чём состоит вклад, внесённый в становление эстетики Платоном и Аристотелем, Д. Юмом, И. Кантом, Г. В. Ф. Гегелем?

 

Литература

К вопросу 1:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 140-151.

2. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 13. Предмет этики

3. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т. 2. С. 240-243.

4. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. Кн. 2. С. 35-37, 39-41.

К вопросу 2:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 144-151.

2. Скворцов А. А. Этика: учеб. для бакалавров вузов. М.: Юрайт, 2012. С. 228-237.

3. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 14. Мораль и нравственное поведение.

К вопросу 3:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 144-151.

2. Скворцов А. А. Этика: учеб. для бакалавров вузов. М.: Юрайт, 2012. С. 202-208.

К вопросу 4:

1. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т. 2. С. 237-239.

2. Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc26f3a9b6526f7ca3ca4c2 (дата обращения: 26.09.2019).

 

Темы докладов и рефератов

1. Эвдемонизм и этический рационализм Сократа и Платона.

2. Правило «золотой середины» Аристотеля.

3. Прикладная этика в современной культуре.

4. Категорический императив И. Канта.

5. Идеалистическое эстетическое учение И. Канта о «суждении вкуса» и материалистическая эстетика Н. Г. Чернышевского.

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

1. Апресян P. Г. Мораль // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 610–612. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0c180705923b860f63380c (дата обращения: 29.09.2019).

2. Гусейнов А. А. Евдемонизм // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. С. 549–551. https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f1060.html (дата обращения: 24.09.2019).

3. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд‑во ОмГТУ, 2008. С. 13–16.

4. Ивин А. А. Аксиология: учебник для академического бакалавриата. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 6–27.

К теме 2.

1. Аристотель. Большая этика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 295–374.

2. Аристотель. Евдемова этика. М.: ИФ РАН, 2005. С. 7–27.

3. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53–293. С. 78–91.

4. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 16–19.

К теме 3.

1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. Г. Прикладная этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 345–346.

2. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php (дата обращения: 24.09.2019).

3. Сорвин К. В. Мораль как регулятор социального поведения // Человек в обществе. М.: Русская панорама, 2005. С. 92–96.

4. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 34–40.

5. Апресян Р. Г. Цель и средства // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 319–320. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0140ae5e33350ee9c035a140 (дата обращения: 24.09.2019).

К теме 4.

1. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т 4, ч. 1. С. 219–310. С. 243–283.

2. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 472–477.

3. Апресян Р. Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 39–49. Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/airesyan_genezis_zp.pdf (дата обращения: 24.09.2019).

4. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 27–30.

К теме 5.

1. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 4. / под общей ред. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. С. 85-142. С. 86-110.

2. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Госполитиздат, 1949. Т. 2. С. 5-92.

 

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

1. Слово этика происходит от греческого слова «ЭТОС» и первоначально означало…

А) нрав, привычка, человеческое общежитие; Б) стойбище;

В) добро, красота, истина; Г) совесть, стыд.

2. К категориям нравственности НЕ относится…

А) случайность; Б) добро; В) справедливость; Г) свобода.

3. Этическое учение о «благородном муже» разработано…

А) В конфуцианстве; Б) В даосизме; В) В буддизме; Г) В джайнизме.

4. Автором работы «Государь», обосновавшим независимость политического искусства от моральных норм, является…

А) Н. Макиавелли; Б) Т. Мор; В) Т. Кампанелла; Г) Л. Валла.

5. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И.Канта, –…

A) «Человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»;

Б) «Человек человеку – волк»;

B) «Человек человеку – бог»;

Г) «Человек человеку – друг, товарищ и брат».

Базовый уровень освоения темы:

1.Впишите правильный ответ: этическое учение Иисуса Христа содержится в_______ проповеди

2. Сформулируйте отличие позиций И. Канта и представителей утилитаризма по вопросу: на чём делать акцент при моральной оценке какого-либо поступка.

3. Охарактеризуйте эвдемонистическую и гедонистическую традиции в этике и назовите их представителей.

Повышенный уровень освоения темы:

1. Принцип «око за око, зуб за зуб» называется правилом талиона. Подготовьте эссе с рассуждением о том, сохраняется ли этот принцип в современном обществе.

2. Тип мировоззрения, в основе которого лежит признание человека, личности безусловной ценностью, называется гуманизмом. Подготовьте эссе, раскрывающее смысл этого утверждения.

 




Приложение 1. Список фрагментов философских источников для анализа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: