а) Римский
б) Венский
в) Парижский
г) Гейдельбергский
Базовый уровень освоения темы:
1. Установите верное соотношение между интерпретацией специфики природы и исторической эпохой развития человечества
Историческая эпоха | Интерпретация специфики природы |
1.Античность | А) Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе |
2.Средние века | Б) Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
3.Новое время | В) Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой |
4.XX в. | Г) Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии «Бог ‒ человек ‒ природа» последним звеном является природа |
2.Изобразите графически взаимовлияние отдельных систем общества на глобальную суперсистему при решении глобальных проблем.
Повышенный уровень освоения темы:
Подготовьте эссе на одну из следующих тем:
1. «Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. Ты создаёшь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы». Ричaрд Бaх
|
|
2. «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей». Ф. Бекон
3. «Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и торжество «царства разума» — это дело всех и каждого» В.И. Вернадский
4. «Глобализация – это возможность чувствовать себя везде как дома и вместе с тем как бы за границей.... Я езжу по миру, но ничего не вижу, потому что нечего видеть. Все страны похожи на мою» Фредерик Бегбедер
ЗАНЯТИЕ 9. «ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ»
Основные понятия: этика, мораль, нравственность, структура морали, высшее благо (идеал), моральный закон, золотое правило морали, категорический императив эстетика, искусство
План занятия
1. Этика как философская наука о морали. Основные теории морали. Проблемы современной этики.
2. Моральное бытие человека: моральное сознание и моральные действия. Цель (идеал), мотив, средства и поступок как основные понятия нравственного поведения. Нравственное воспитание и самовоспитание. Роль моральных принципов в становлении мировоззрения.
3. Социальное бытие морали как способ упорядочения общественной жизни и средство утверждения гуманистических ценностей (добро, справедливость, гуманность, человечность и др.). Императивность, нормативность морали. Золотое правило морали: значение, варианты формулировок и границы применения.
4. Основные категории и проблемы эстетики как философской науки. Связь этического и эстетического идеалов.
Методические рекомендации
|
|
К вопросу 1. Студентдолженосознать, что как общество, так и отдельный человек никогда не ограничивают свою духовную жизнь, связанную с формированием мировоззрения, только сферой рациональных, логических размышлений. Духовная жизнь осуществляется во всей её полноте: в частности, она представлена моральными ценностями, которые находят воплощение в образе жизни, реальных поступках. Эти процессы сопровождается критическими размышлениями по поводу собственных представлений о моральных ценностях, об их реальном воплощении в индивидуальной и общественной жизни. При подготовке ответа на этот вопрос необходимо оценить «величину» «вклада» античных философов в становление этики (Сократ, Платон, Аристотель, школа стоиков, школа эпикурейцев и др.) Именно в этот период сформировалось представление о «высшем благе». К осмыслению этики философы обращались и в эпоху Нового времени (И. Кант, Бентам, Милль и др.). Развитие этики продолжается и на этапе новейшей философии. Поэтому в самом общем смысле можно говорить о двух ступенях в развитии этики: классическая (IV в. до н.э. – XIX в.) и современная этика (конец XIX – XXI вв.). В современной этике исследуются новые проблемы, что, в частности, привело к возникновению прикладной этики и др.
К вопросу 2. Если этика – наука о морали, то, следовательно, нужно обратиться к осмыслению содержания понятия «мораль». Второй и третий вопросы семинара ориентированы на уяснение смысла этого понятия. Во втором вопросе речь пойдёт о морали в жизни человека. Человек является носителем (субъектом) морали, но мораль не локализована в какой-то конкретной области человеческой жизни. Поэтому выявление моральной составляющей в жизни человека продуктивно увязать с характеристикой содержания понятия «структура морали». Структура морали включает в себя моральное сознание и моральную деятельность (мотивы, средства, результаты). Анализируя моральное сознание (по аналогии с индивидуальным сознанием), необходимо выявить роль эмоций, чувств, разума человека в принятии того или иного решения. Философы, начиная с эпохи античности, полагали, что благодаря разуму человек способен осуществлять добродетельные поступки в тех ситуациях, когда он не знает, как правильно поступить. Однако, полагали они, нельзя недооценивать роль моральных чувств в жизни человека. Структура морали не ограничивается моральным сознанием. Существует практический аспект морали. Иными словами, о моральности человека можно судить в полной мере по его поступкам, а это значит, что моральными должны быть цель (моральный человек направляет свою деятельность на высшее благо), мотивы, средства достижения целей, которыми человек руководствуется, а также и результаты этой деятельности. Всё это является обоснованием идеи, почему человек несёт моральную ответственность за свои действия. Итак, моральный (добродетельный, совершенный) человек способен использовать разум над аффектами (страстями), стремится к высшему благу, имеет бескорыстные мотивы и требователен к выбору средств. Он не разделяет позиции «все средства хороши».
К вопросу 3. Если во втором вопросе речь шла о факторах личной ответственности человека за моральное совершенство своих поступков, то при рассмотрении этого вопроса нужно разобраться в природе морали. (Иными словами, нужно объяснить, что должно служить точкой опоры при определении цели действия, какие мотивы и средства могут использоваться человеком, чтобы результат можно было оценивать, как имеющий моральное измерение?) Исходный тезис таков: мораль отвечает на вопрос, как жить человеку среди других людей. Мораль регулирует жизнь людей в человеческом сообществе. (Мораль не является исторически первой формой регулирования отношений между людьми, но самой эффективной). Моральный человек способен жить среди людей, утверждая человеческую форму отношений, взаимность отношений, которая заключена в золотом правиле морали. Обобщающий итог семинара таков: мораль – это социокультурное явление, направленное на гармонизацию различных интересов, а также на ориентированное на благо человека и общества. Мораль включает в себя ценности, нормы (императивы), обеспечивающие её реализацию.
|
|
К вопросу 4. Студенту необходимо усвоить, что, начиная с Сократа и Платона, существовала традиция, обосновывающая неразрывное единство этического и эстетического идеалов. Далее она развивалась многими мыслителями, среди которых особое внимание необходимо обратить на Г. В. Ф. Гегеля и В. С. Соловьёва.
Вопросы для самоконтроля
К вопросу 1:
1. Чем в рамках академической традиции различаются понятия «мораль» и «этика»? Каков смысл понятия «Высшее благо»?
2. Раскройте содержание следующего тезиса: «Этика есть наука не о сущем, а о должном»?
3. Можно ли утверждать, что «у каждого человека/общества своя собственная мораль»?
4. Проанализируйте текст из «Евдемовой этики» Аристотеля и ответьте, что нового этот мыслитель внёс нового в эвдемонистическую традицию по сравнению с Сократом и Платоном.
«назначение души – производить жизнь, а жизнь – это применение [чего-то] и бодрствование, сон – ведь это безделье какое-то и покой; следовательно, раз у души и ее добродетели назначение неизбежно одно и то же, назначением добродетели должна быть добропорядочная жизнь. Именно она есть то совершенное благо, с которым мы отождествили счастье. Это с очевидностью вытекает из сделанных нами предпосылок: ведь [мы признали], что счастье есть высшее благо, конечные же цели и наилучшие из благ сосредоточены в душе, душа – это и состояние и деятельность, а поскольку деятельность лучше расположения и лучшему состоянию соответствует лучшая деятельность, добродетель же есть наилучшее состояние, то деятельность добродетели есть высшее благо души. Мы признали] высшим благом также счастье, следовательно, счастье – это деятельность превосходной души. А поскольку счастье было определено как нечто совершенное, а жизнь бывает совершенной и несовершенной, как и добродетель (т. е. полная и частичная), деятельность же несовершенного несовершенна, то определим счастье как «деятельность совершенной жизни в согласии с совершенной добродетелью»».
|
|
Аристотель. Евдемова этика. М.: ИФ РАН, 2005. С. 29-31.
К вопросу 2:
1. В античной этике обращались к внутреннему миру личности, пытаясь найти истоки морали в человеческой субъективности. Как соотносится это утверждение с позицией Сократа: познай самого себя. Какова роль самопознания в жизни человека?
2. Почему этику Сократа, Платона называют рационалистической? Дайте анализ позиции Сократа: «знание есть основа добродетели».
3. Сформулируйте правило «золотой середины», сформулированное Аристотелем? В каких ситуациях человеку приходится размышлять над тем, как избежать «крайностей»?
4. Как вы понимаете утверждение И. Канта, что есть две основополагающие ценности – «звёздное небо над головой и моральный закон во мне»?
5. Какое отношение возникает у вас к тем людям, у которых «слова моральны», а «поступки аморальны»? Можно ли согласиться с утверждением Ф. Ницше: «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх»?
К вопросу 3:
1. На ваш взгляд, как можно охарактеризовать безусловный высший образец нравственной жизни? С какими ценностями он связан? Ценности носят абсолютный или относительный характер?
2. Как соотносятся понятия «моральный закон» и «моральная норма»?
3. Почему золотое правило морали называют правилом взаимности?
4. Существуют ли виды человеческой деятельности, которые находятся вне морали?
К вопросу 4:
1. Дайте определение эстетики как философской науки. Назовите основные эстетические категории.
2. Каковы центральные проблемы эстетики.
3. В чем состоит этико-эстетический идеал? Подвержен ли он изменению во времени?
4. В чём состоит вклад, внесённый в становление эстетики Платоном и Аристотелем, Д. Юмом, И. Кантом, Г. В. Ф. Гегелем?
Литература
К вопросу 1:
1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 140-151.
2. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 13. Предмет этики
3. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т. 2. С. 240-243.
4. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. Кн. 2. С. 35-37, 39-41.
К вопросу 2:
1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 144-151.
2. Скворцов А. А. Этика: учеб. для бакалавров вузов. М.: Юрайт, 2012. С. 228-237.
3. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 14. Мораль и нравственное поведение.
К вопросу 3:
1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 144-151.
2. Скворцов А. А. Этика: учеб. для бакалавров вузов. М.: Юрайт, 2012. С. 202-208.
К вопросу 4:
1. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. Т. 2. С. 237-239.
2. Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc26f3a9b6526f7ca3ca4c2 (дата обращения: 26.09.2019).
Темы докладов и рефератов
1. Эвдемонизм и этический рационализм Сократа и Платона.
2. Правило «золотой середины» Аристотеля.
3. Прикладная этика в современной культуре.
4. Категорический императив И. Канта.
5. Идеалистическое эстетическое учение И. Канта о «суждении вкуса» и материалистическая эстетика Н. Г. Чернышевского.
Литература для подготовки докладов и рефератов
К теме 1.
1. Апресян P. Г. Мораль // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. С. 610–612. https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0c180705923b860f63380c (дата обращения: 29.09.2019).
2. Гусейнов А. А. Евдемонизм // Этика. Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2001. С. 549–551. https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f1060.html (дата обращения: 24.09.2019).
3. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд‑во ОмГТУ, 2008. С. 13–16.
4. Ивин А. А. Аксиология: учебник для академического бакалавриата. 2‑е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 6–27.
К теме 2.
1. Аристотель. Большая этика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 295–374.
2. Аристотель. Евдемова этика. М.: ИФ РАН, 2005. С. 7–27.
3. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53–293. С. 78–91.
4. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 16–19.
К теме 3.
1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. Г. Прикладная этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 345–346.
2. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php (дата обращения: 24.09.2019).
3. Сорвин К. В. Мораль как регулятор социального поведения // Человек в обществе. М.: Русская панорама, 2005. С. 92–96.
4. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 34–40.
5. Апресян Р. Г. Цель и средства // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 319–320. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0140ae5e33350ee9c035a140 (дата обращения: 24.09.2019).
К теме 4.
1. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т 4, ч. 1. С. 219–310. С. 243–283.
2. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 4. С. 472–477.
3. Апресян Р. Г. Генезис золотого правила // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 39–49. Режим доступа: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/airesyan_genezis_zp.pdf (дата обращения: 24.09.2019).
4. Махова Н. П. Этика: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 27–30.
К теме 5.
1. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 4. / под общей ред. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. С. 85-142. С. 86-110.
2. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. М.: Госполитиздат, 1949. Т. 2. С. 5-92.
Контрольные вопросы и задания
Пороговый уровень освоения темы:
1. Слово этика происходит от греческого слова «ЭТОС» и первоначально означало…
А) нрав, привычка, человеческое общежитие; Б) стойбище;
В) добро, красота, истина; Г) совесть, стыд.
2. К категориям нравственности НЕ относится…
А) случайность; Б) добро; В) справедливость; Г) свобода.
3. Этическое учение о «благородном муже» разработано…
А) В конфуцианстве; Б) В даосизме; В) В буддизме; Г) В джайнизме.
4. Автором работы «Государь», обосновавшим независимость политического искусства от моральных норм, является…
А) Н. Макиавелли; Б) Т. Мор; В) Т. Кампанелла; Г) Л. Валла.
5. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И.Канта, –…
A) «Человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»;
Б) «Человек человеку – волк»;
B) «Человек человеку – бог»;
Г) «Человек человеку – друг, товарищ и брат».
Базовый уровень освоения темы:
1.Впишите правильный ответ: этическое учение Иисуса Христа содержится в_______ проповеди
2. Сформулируйте отличие позиций И. Канта и представителей утилитаризма по вопросу: на чём делать акцент при моральной оценке какого-либо поступка.
3. Охарактеризуйте эвдемонистическую и гедонистическую традиции в этике и назовите их представителей.
Повышенный уровень освоения темы:
1. Принцип «око за око, зуб за зуб» называется правилом талиона. Подготовьте эссе с рассуждением о том, сохраняется ли этот принцип в современном обществе.
2. Тип мировоззрения, в основе которого лежит признание человека, личности безусловной ценностью, называется гуманизмом. Подготовьте эссе, раскрывающее смысл этого утверждения.
Приложение 1. Список фрагментов философских источников для анализа