Занятие 8. «глобальные проблемы современного мира»

Основные понятия: глобализация, общество потребления, информационное общество, информатизация, нетократия, вестернизация, коэволюция

План занятия

1. Классификация глобальных проблем.

2. Проблемы информационного общества и общества потребления.

3. Современное общество и природа.

Методические рекомендации

Глобализация, как и всякое явление, имеет свою положительную и отрицательную сторону. При подготовке к вопросу необходимо обратить внимание и на положительные стороны глобализации, и на проблемы, которые она вызвала.

Начиная с середины ХХ века, когда человечество осознает себя единым целым, единым субъектом исторического процесса, в философском дискурсе возникает тема единой судьбы человечества и сохранения жизни на земле. Какие внешние и внутрисистемные события могут положить конец существованию человеческого рода? Как их предотвратить? Эти вопросы трансформируются на уровне более частных систем в ряд проблем, которые сегодня принято называть глобальными: проблема сохранения мира между народами, экологическая проблема, демографическая проблема и др. Согласно различным классификациям насчитывается порядка ста проблем, которые называют глобальными. Глобалистика – научное направление, которое изучает происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем.

Готовясь к этому вопросу, необходимо обратить внимание на различные классификации глобальных проблем: на основе всеобщности и степени остроты (интерсоциальные), относительно взаимодействия в системе связей «человек-общество» или «человек-природа» и др.

Одна из наиболее острых проблем, возникающих в связи с глобализацией – проблема стандартов, «общечеловеческих ценностей», которые становятся общепризнанными, универсальными. В связи с распространением в мире не столько «усредненных», сколько либеральных – западноевропейских и американских – ценностей и образа жизни исследователи говорят о вестернизации. Опасность вестернизации состоит в размывании национальной идентичности. Поэтому многие страны и народы оказывают вестернизации сопротивление или выдвигают собственные проекты глобализации, в основе которого лежат иные, близкие этим странам и народам, ценности. В связи с этим, готовясь к первому вопросу семинарского занятия, необходимо обратить внимание не только на англосаксонский, но и на другие проекты глобализации: китайский, ближневосточный и т.п. Каковы российские формы противодействия вестернизации, возможно ли выдвижение Россией собственного глобального проекта? Отвечая на этот вопрос, необходимо связать его с представлением о России как цивилизации особого типа, мостом между Европой и Азией, исторически интегрирующим народы континента.

В качестве отдельных признаков современного общества по различным основаниям выделяют информационное общество и общество потребления. Информационное (постиндустриальное) общество приходит на смену индустриальному. Отвечая на второй вопрос семинарского занятия, необходимо дать развернутую характеристику информационного общества в трактовке Д. Белла, М. Кастельса, выделить его качественные характеристики. 

Для информационного общества характерны такие явления, как «виртуальная экономика», «виртуальная политика». При ответе на второй вопрос семинарского занятия необходимо прояснить эти понятия, привести примеры, свидетельствующие о «виртуализации» современного общества. В обществе, где информация становится ресурсом власти возникает нетократия – новый социальный слой управленцев. Необходимо охарактеризовать понятие «нетократия», пояснить, какие проблемы возникают в обществе в связи с её появлением.

Массовое потребление в современном обществе привело к формированию соответствующей системы ценностей и общественных отношений, которые получили в философских работах название «общество потребления» (Э. Фромм, Ж. Бодрийяр). При ответе на второй вопрос семинарского занятия необходимо охарактеризовать общество потребления, показать, как влияет массовое потребление на изменение всей системы общественных отношений. Акцентировать внимание на опасностях, которые несут потребительские ценностные установки для человеческой цивилизации.

При ответе на третий вопрос семинара необходимо иметь в виду, что человеческое общество не может выжить и развиваться вне связи с природой. Вместе с тем возникновение человеческой культуры как второй, искусственной природы, навсегда лишило человечество возможности жить в абсолютной гармонии с природой, породило противоречивое единство человека и природы. Это обстоятельство является объективной предпосылкой существования экологической проблемы. Рассуждая об экологической проблеме, необходимо отметить последствия преобразовательно-потребительского отношения человека к природе, пояснить, почему экологическая проблема сегодня входит в группу глобальных проблем.

Далее при ответе на третий вопрос, стоит пояснить роль философии «русского космизма» в решении экологической проблемы. Представить логику эволюции природы по работам «русских космистов» (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). Раскрыть идеи В.И. Вернадского о живом веществе, космичности жизни; ноосфере. Объяснить понятие «коэволюция».

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

1. Что такое глобализация? Какие события свидетельствуют об экономической, политической и культурной глобализации? В чем Вы видите положительные и отрицательные стороны глобализации?

2. Как глобализация приводит к возникновению глобальных проблем?

3. Какие способы классификации глобальных проблем вы знаете?

4. Какие глобальные проекты вам известны?

5. Что такое вестернизация? В чем заключается кризис либерального проекта глобализации?

6. Прокомментируйте следующее высказывание: «Было бы глупо думать, что триумф какой-то одной цивилизации может привести к завершению плюрализма культур» (Ф. Бродель).

7. Какие «восточные» альтернативы западному проекту глобализации вам известны? Существует ли в России собственный проект глобализации?

К вопросу 2:

1. Какова специфика информационного общества по сравнению с индустриальным? Какие факты свидетельствуют о появлении в информационном обществе «виртуальной экономики»? Каковы критерии прогресса в информационном обществе?

2. Как в информационном обществе меняются функции государства? Что такое нетократия?

3. Является ли Россия информационным обществом? Обоснуйте свой ответ.

4. Каковы предпосылки возникновения общества потребления? Какие проблемы характерны для общества потребления?

5. Прокомментируйте высказывание Ж. Бодрийяра: «В конечном счете главной ценой за общество потребления является порождаемое им чувство всеобщей неуверенности…».

6. Можно ли преодолеть проблемы общества потребления путем «изменения ценностей современных обществ» (И. Валлерстайн)?

К вопросу 3:

1. Что означают понятия «естественная и искусственная среда обитания человека»?

2. В чем философский смысл экологической проблемы?

3. В чем видели решение экологической проблемы В. Вернадский и Т. Де Шарден?

4. Что такое коэволюция? Как она способствует решению глобальной экологической проблемы?

 

Литература

К вопросу 1

1. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018.С. 154-160.

2. Чумаков А.Н., Бучило Н.Ф. Философия: Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект М, 2013. С.391-412.

К вопросу 2

1. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.160-164.

2. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. М., 2011. С.613-624, 638-640, 661-667.

3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004. http://www.twirpx.com/file/288458/ (дата обращения 30.09.2019)Бард А., Зодерквист Я.

4. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004.http://infobusiness21.com/resources/Zoderkvist_Ya._Netokratiya_Novaya_Pravya.a6.pdf (дата обращения 30.09.2019)

К вопросу 3

1. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.164-166.

2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2012. С.226-235.

Темы докладов и рефератов

1. Противоречия информационного общества.

2. Глобализация: «за» и «против».

3. Образы будущего человечества в концепциях футурологов.

4. Китайский проект глобализации: опыт всемирного влияния через самодостаточность.

5. К единству человечества через «столкновение цивилизаций».

6. Концепции «конца истории» и постисторическое существование.

7. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

8. Будущее России в постиндустриальном мире.

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Культурная революция, Республика, 2006. http://development.placeforpeople.com/site_media/wizard/docs/Bodriyar_Obschestvo_potrebleniya_7.pdf (дата обращения 30.09.2019)

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. http://www.twirpx.com/file/63184/ (дата обращения 30.09.2019)

К теме 2.

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир, 2004. http://www.twirpx.com/file/288458/ (дата обращения 30.09.2019)

К теме 3.

Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toff_Shok/ (дата обращения 30.09.2019)

К теме 4.

Федотова М.Г. Означивание социальной информации как фактор стабилизации транзитивных обществ Европы, Азии и Евразии: Монография. Омск: ОмГТУ, 2015. С. 95-110.

К теме 5.

Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000. С.96-114. http://www.twirpx.com/file/1379075/ (дата обращения 30.09.2019)

К теме 6.

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: OOO «Издательство ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004. http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt (дата обращения 30.09.2019)

К теме 7.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. http://dugward.ru/library/danilevskiy_n_ya/danilevskiy_n_rossiya_i_evropa.html (дата обращения 30.09.2019)

К теме 8.

1. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. XIV. №2. С.3-40.

http://www.ruthenia.ru/logos/kr/ilyin.pdf (дата обращения 30.09.2019)

2. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология / ред.-сост. Л.И. Новикова, Н. Сиземская. М.: Наука, 1993. 368 с.

 

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

Понятие «глобальные проблемы» появилось:

а) во второй половине ХVIII в.

б) в конце ХIX в.

в) во второй половине XX в.

г) в конце ХХ в.

Человечество может решить глобальные проблемы:

а) разумно потребляя природные богатства;

б) освоив космос;

в) отказавшись от техногенной цивилизации;

г) сделав развитие техники своей главной целью.

В. Вернадский стал первым использовать понятие «ноосфера» как:

а) следующий за атмосферой слой, окружающий Землю;

б) слой биосферы, окружающий населенные планеты;

в) синоним тропосферы и стратосферы;

г) характеристику нового состояния биосферы, связанного с разумной деятельностью человека

Совокупность естественных условий существования человека и общества:

а) ноосфера;

б) природа;

в) культура;

г) биосфера

Общая концепция будущего Земли и человечества, область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов:

а) прогностика;

б) футурология;

в) глобалистика;

 г) уфология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: