Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности НПФ

Основной фигурой среди субъектов инвестиционной деятельности, бесспорно, является инвестор. Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение инвестиций (собственных, заемных или привлеченных средств) и обеспечивающий их целевое использование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида: индивидуальные, корпоративные и институционные (институциональные).

Индивидуальные инвесторы (физические лица) не объединяют свои капиталы и производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга. В России доля вложений в производство, осуществляемых частными инвесторами, ничтожно мала.

Корпоративные инвесторы (организации) занимаются в основном материальным инвестированием; кроме того, основная часть их инвестиций направляется на самофинансирование. В качестве источников инвестирования для таких инвесторов могут выступать как собственные, так и привлеченные денежные средства, однако, в отличие от институционных инвесторов, основной целью деятельности которых является привлечение средств других инвесторов и осуществление инвестиций, корпоративные инвесторы в качестве своей основной цели имеют осуществление производственной либо иной предпринимательской деятельности.

Институционные инвесторы - это финансовые посредники, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости. Понятие «институциональный инвестор» объединяет юридических лиц, активно привлекающих и вкладывающих средства других инвесторов в акции и другие финансовые инструменты.

Отметим, что рыночный механизм мобилизации инвестиционных ресурсов предполагает наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, и, как следствие, разнообразия финансовых институтов, принимающих участие в данном процессе. В наиболее общем виде финансовые институты, принимающие участие в инвестиционном процессе, включают следующие типы:

- коммерческие банки (универсальные и специализированные);

- небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества и пр.);

- инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи и пр.).

Методологическую основу для выявления функциональной роли финансовых посредников составляет сформулированная еще в начале ХХ века одним из основоположников неоклассического направления А. Пигу идея о том, что финансовый рынок и его институты необходимы для преодоления неопределенности и снижения риска в инвестиционном процессе[257]. Эта идея получила свое дальнейшее развитие в трудах Ф. фон Хайека[258].

Основная задача институционных инвесторов - аккумулирование ими свободных денежных средств с их последующим вложением в инвестиционные объекты. Вместе с тем правовое положение институционных инвесторов как отдельного вида юридических лиц (правовой категории) в целом значительно разнится. Законодатель для каждого вида юридических лиц - институциональных инвесторов - устанавливает отдельные условия осуществления данной деятельности (а, значит, и ограничения). В этом плане имеет свою специфику и правовой статус негосударственных пенсионных фондов.

Среди небанковских финансово-кредитных институтов - негосударственные пенсионные фонды (НПФ). НПФ - новое явление на российском рынке ссудных капиталов. Организационная структура пенсионного фонда не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Правовой режим деятельности НПФ регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», с рядом существенных изменений, внесённых ФЗ РФ от 06 декабря 2007 г. № 334- ФЗ. Повышенное внимание к проблемам пенсионной реформы стимулировало российского законодателя к расширению полномочий федерального органа исполнительной власти. 262 Деятельность НПФ одновременно курируется Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службой РФ по финансовым рынкам (ФСФР). Минсоцздравразвития России осуществляет лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, регистрацию их правил и другие функции. Государственное регулирование, надзор и контроль в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). 

Уполномоченный орган наделяется правом аннулировать лицензию у НПФ без судебного решения, одновременно фондам запрещается размещать свои активы в акциях учредителей и в векселях.263 Указанные новеллы отразились и на процедуре лицензирования деятельности НПФ 264.

 В соответствии со ст.2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»265, НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

История создания и развития НПФ в постсоветской России ведет свое начало с Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах», который впервые сформулировал правовые и организационные принципы их создания и деятельности. В нем, в частности, было установлено, что: НПФ функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения; выплаты производятся наряду с выплатами государственных пенсий; размещение активов фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора (при этом указанные компании несут имущественную ответственность за сохранность активов НПФ и обеспечение минимального уровня рентабельности, устанавливаемого Правительством РФ).

В этот период начался спонтанный процесс создания НПФ. Причем их деятельность в целом неудовлетворительно регламентировалась и контролировалась со стороны государства. Не было четких правил, законные права и интересы граждан зачастую не соблюдались, а сами фонды нередко занимались коммерческой деятельностью с сомнительной репутацией.

Одновременно были разработаны первые нормативные акты и документы, формирующие юридическое «поле» государственного регулирования и контроля над их деятельностью.

Следующим этапом в развитии системы НПФ стало принятие 7 мая 1998 г. Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который вобрал в себя значительный массив норм названного Указа, иных нормативно-правовых актов и документов, а также накопленный за прошедшее время практический опыт266. Он непосредственно регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании НПФ, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля над их деятельностью.

Этим законодательным актом, в частности, были: определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фонда и контроля над его деятельностью.

Принципиальное значение имело требование законодателя, обязывающее вкладчиков вносить взносы исключительно деньгами, так как это позволяет предотвратить накопление НПФ разного рода реально и потенциально обесцениваемых бумаг и прочих денежных суррогатов. Органами, осуществляющими внутренний контроль над деятельностью НПФ в целях защиты интересов вкладчиков и участников, законодателем были определены попечительский совет и ревизионная комиссия. Государство с помощью правовых (законодательство) и административных (контроль, надзор, выдача лицензий и пр.) методов регулирует их деятельность.

Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность НПФ в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию. В свою очередь, НПФ осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию. НПФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения267.

В настоящее время государство решает задачу - обеспечить устойчивое функционирование реформируемой на протяжении ряда лет национальной пенсионной системы РФ, которая должна отвечать современным экономическим условиям и, в конечном итоге, призвана обеспечить достойный жизненный уровень гражданам РФ. В решении этой задачи существенно возрастает роль НПФ.

В настоящее время лицензию имеют 289 фондов. Большинство из них - корпоративные (ЛУКОЙЛ-Гарант, Газфонд и пр.).

НПФ в нашей стране - один из наиболее развивающихся секторов финансовой системы. С момента запуска пенсионной реформы в 2001 году активы фондов (по данным на конец декабря 2004 года) выросли в 15 раз, увеличились и пенсионные резервы, а также количество участников (см. рис.1).


 


Динамика роста НПФ

……………………………………………………………………………… 169,8                                                                                                 5,5                                                                                4,4……5,1… 89,6                                        3,3      3,9        51,4                            2,4                           33,6 1,8         10,5       15,6 4,2       
  1998     1999      2000…….2001……...2002…….2003……..2004

   - пенсионные резервы (млрд руб.) 

     - участники (млн чел.)                                                                                            Рис.1.

Согласно отчетности НПФ за 2005 год, пенсионные резервы составили 215,5 млрд руб. (рост на 65% по сравнению с 2004 годом); доход от размещения средств пенсионных резервов - 35,1 млрд руб.; выплаты за счет средств пенсионных резервов - 9,6 млрд руб.267. Основной рост обеспечен в 4 квартале; за 3 квартала 2005 года собственное имущество выросло только на 16,5%, а пенсионные резервы - на 17,1% (таблица 1).

На 01.01.2006 пенсионные накопления составили 2,2 млрд рублей268. За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз, а численность участников фонда - в 32 раза. В настоящее время услугами фондов охвачено примерно 6% экономически активного населения РФ. По данным ФСФР, число участников НПФ - 6,2 млн человек. За 1998-2005 гг. вкладчики перечислили в фонды около 100 млрд. рублей269.

Основные показатели НПФ в 2005 году по добровольному пенсионному обеспечению
Растут преимущественно крупные кэптивные фонды, осуществляющие корпоративные пенсионные программы. Розница в НПО практически незаметна (по крайней мере, как системное явление).


 

9,6%
40,4%
63,4%
59,6%
Прирост за 2005
6 128,93
63,00
287,48
360,08
На 01.04.2006
1,2%
6,3%
6 059,15
5 530,85
5 202,18
Число участников НПФ (тыс. чел.)
5,6%
34,7%
59,64
42,47
31,54
Имущество для обеспечения уставной деятельности (млрд.руб.)
3,6%
89,6%
277,37
169,79
89,56
Пенсионные резервы (млрд.руб.)
4,6%
71,8%
344,35
215,80
125,62
Собственное имущество НПФ (млрд.руб.)
Прирост за 1 кв 2006
Прирост за 2004
01.01.2006
01.01.2005
01.01.2004
 

 


                                                         Табл.1.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды сосредоточили суммарно значительные финансовые ресурсы, что позволило им стать одновременно и важным социальным институтом, и заметным инвестором на финансовом рынке страны. В связи с этим необходимо особо отметить инвестиционный потенциал НПФ. Пенсионные резервы не лежат на счетах НПФ, а размещаются в надежные и доходные инструменты финансового рынка. Доход направляется на увеличение пенсионных накоплений, формируемых в пользу будущих получателей негосударственной пенсии270.

За шесть лет фонды не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за эти годы негосударственных пенсий на сумму более чем 12 млрд рублей, они сумели и существенно прирастить объем средств для пенсий будущим пенсионерам. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил около 200 млрд. рублей271.

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на принципах: обеспечения сохранности указанных средств; обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей; определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке; учета надежности ценных бумаг; информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц; прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им; профессионального управления инвестиционным процессом272.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений273. Фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании).

Покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, осуществляется также за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения такой деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. При этом размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие расходов, связанных с обеспечением его уставной деятельности, не должен превышать в сумме 15 процентов дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15 процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов.

НПФ размещают собранные взносы на финансовом рынке. Их задача не в том, чтобы добиться максимального прироста резервов, а в том, чтобы сохранить их, по возможности защитив от инфляции. Поэтому в Пенсионном договоре НПФ указывает лишь минимальный гарантированный доход, который будет начисляться на накопления. В среднем это 3% годовых в рублях, но есть фонды, которые декларируют доходность и 1,5%, и 8%.

Если доходность от размещения резервов окажется ниже, фонд начислит указанный в договоре гарантированный процент на счет участника из собственных средств. Если же фонду удастся заработать больше, он обязан распределить на счета весь инвестиционный доход.

У каждого фонда свой план размещения резервов. Закон разрешает фондам как самим вкладывать средства вкладчиков, так и нанимать для этого профессиональных посредников - лицензированные управляющие компании.

Основой пассивных операций пенсионных фондов являются ресурсы, поступающие от предприятий, организаций и взносы работников. Пенсионные фонды обладают долгосрочными денежными средствами. В развитых странах почти 80% активов пенсионных фондов составляют ценные бумаги частных корпораций.

Итак, система негосударственного пенсионного обеспечения и НПФ, как ее составная часть, работают одновременно и на экономику нашей страны, являясь поставщиками долгосрочных финансовых ресурсов, и на интересы ее граждан.

Очевидные перспективы как перед гражданами, так и перед НПФ, открывает Федеральный закон от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». 274 Закон, устраняет несправедливость, допущенную ранее в отношении лиц, родившихся до 1967 г. в реализации права на участие в системе накопительного пенсионного страхования. В частности, мужчины 1953 - 1966 года рождения и женщины 1957 - 1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачивались в период с 2002 по 2004 год включительно, отныне получают возможность добровольного формирования своей «второй пенсии». Вместе с тем, застрахованные лица вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд. Последние вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию- УК), либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд. 

Отношения между фондом и застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию закрепляются в соответствующем договоре.

Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

В обязанность фонда входит разработка страховых правил, определяющих порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании. В них содержатся положения об ответственности фонда перед застрахованными лицами и условиях возникновения и прекращения обязательств фонда; порядок инвестирования средств пенсионных накоплений; порядок ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информирования об их состоянии застрахованных лиц; порядок заключения, изменения или прекращения договора об обязательном пенсионном страховании, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария; порядок перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации; перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и фонда; порядок формирования средств пенсионных накоплений; порядок предоставления застрахованным лицам информации об управляющей компании (управляющих компаниях) и о специализированном депозитарии, с которыми фонд заключил договоры согласно требованиям настоящего Федерального закона и пр.

Типовые страховые правила фонда утверждаются Правительством Российской Федерации.

Передача средств пенсионных накоплений управляющей компании (управляющим компаниям) производится фондом исключительно на основании договора (договоров) доверительного управления в соответствии с требованиями законодательства. При этом передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании (управляющим компаниям).

На практике существует условное деление НПФ на те, которые обслуживают участников по договорам с юридическими лицами, и те, что работают в основном с физическими лицами. Но для раскрытия социальной значимости НПФ и оценки результатов деятельности последних нужна более четкая их типизация и, в частности, деление на закрытые и открытые. Первые работают с определенным кругом вкладчиков, действующих в конкретных сферах экономики. Это - корпоративные и отраслевые фонды, предназначенные для организации дополнительного пенсионного обеспечения определенной компании или отрасли. Примерами корпоративных фондов могут служить «ЛУКойл-Гарант», «Сургутнефтегаз» и многие другие. К числу отраслевых негосударственных пенсионных фондов относятся такие фонды, как «Электроэнергетики», «Уголь», «Газфонд»275.

Корпоративные пенсионные фонды являются своего рода рычагами реализации долгосрочных стратегий развития компаний. Прежде всего, они выступают в качестве одного из инструментов осуществления кадровой политики, поскольку наличие пенсионной программы позволяет повысить уверенность работников в завтрашнем дне, способствует проведению политики омоложения кадров.

Корпоративные НПФ помогают созданию в организации благоприятного социального климата, стабилизации кадрового состава, способствуя, тем самым, росту эффективности экономической деятельности. По существу, НПФ обеспечивают работникам негосударственные профессиональные пенсии, которые формируются на добровольной основе и выплачиваются работодателями. Последние берут на себя обязанности основных вкладчиков, при этом работники предприятий зачастую также получают право вносить пенсионные взносы лично.

В конечном счете, это укрепляет отношения социального партнерства. Корпоративные пенсионные программы сегодня оказались наиболее востребованным инструментом управления персоналом. Размеры государственных пенсий, как известно, невелики, корпоративные же пенсионные программы гарантируют их существенное увеличение. Владельцы корпораций, имеющих НПФ, автоматически получают статус «социально ответственного работодателя».

При определении размеров взносов работодатель (в лице администрации) исходит из оценки вклада каждого работника в производственный процесс; соответственно устанавливаются дифференцированные размеры отчислений в пенсионный фонд. Таким образом, администрация получает мощный экономический рычаг повышения дисциплины и закрепления кадров.

Гарантированные регулярные пенсионные взносы в корпоративный фонд работники воспринимают как особую форму прибавки к заработной плате. Очевидно, что для работников привлекательность предприятий, имеющих корпоративные пенсионные фонды, возрастает: при выборе места работы люди, конечно же, принимают в расчет возможность получения дополнительной пенсии. Посредством корпоративных фондов в систему негосударственного пенсионного обеспечения вовлечено большинство финансово устойчивых организаций. В их числе - многие финансово-промышленные группы федерального и регионального значения, предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, электро- и атомного машиностроения, общего машиностроения, горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности, АПК, транспорта, связи и телекоммуникаций и т.д.

Наряду с обеспечением приемлемого уровня пенсий развитие корпоративного пенсионного обеспечения способствует: решению комплекса социальных проблем с учетом потребностей кадровой политики предприятия; увеличению объема компенсационного социального пакета работающих; накоплению существенных инвестиционных активов и использованию их в интересах предприятия; осуществлению принципов социального партнерства.

К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов следует отнести и то, что их затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с солидарными пенсионными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высокими темпами (рис.2).

 


 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: