Аксиологическая или смысложизненная проблематика в античности отражает и современные этические типы. В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разуму человека, поэтому только живя по разуму можно жить добродетельно, т.е. достигать благ. В античном мировоззрении жить по разуму = жить по природе.
Этика киников. Концепция:
1) для того, чтобы быть свободным и счастливым, нужно жить по природе.
2) для этого надо отказаться от всего "лишнего" ("избыточного")
3) основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому заранее отказавшись от них человек счастлив и свободен.
Этика киренаиков. Концепция:
1) человек похож на осажденную крепость. Его осаждают собственные страсти.
2) надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость.
|
|
Девиз киренаиков: владею всем, но ничто не владеет мной.
Сравнить с девизом киников: не владею ничем, чтобы ничто не владело мной.
Этика Эпикура.
Концепция:
1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти
2) все аффекты (страсть) разрушительны
3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию
4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа).
5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников).
Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам.
Этика стоиков и ее влияние на римское частное право.
Концепция:
1) судьба человека предопределена, ее нельзя изменить
2) но человек свободен, потому что несмотря на то, что он не может изменить предопределенный ход событий, он может изменить свое отношение к ним. Т.е. свобода человека внутри и поэтому он свободен.
3) смысл жизни - достижение состояния апатии. У Эпикура - безмятежность духа.
4) этика стоиков - философия человеческого достоинства: надо культивировать в себе добродетели - справедливость, умеренность, мужество, разумность. Надо изживать в себе пороки - несправедливость, неумеренность, безрассудность.
Философия стоицизма оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию. Многие европейские этические (моральные) системы базировались на стоицизме.
|
|
Мария Антуанетта говорила: "Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить".
Этика стоицизма оказала влияние на РЧП: идея ценности частной воли нашла свое выражение в главных принципах РЧП - правовая защита частного волеизъявления. Кроме того, стоики исследовали соотношение частного и всеобщего, т.е. "в частной воле содержатся моменты всеобщего и чем их больше, тем успешнее реализация частной воли". В РЧП этот принцип реализован так: правовая защита частной воли зависит от того в какой мере эта частная воля соответствует праву, закону, т.е. правовому всеобщему.
Философия софистов и влияние ее идей на европейскую юриспруденцию.
Софисты в античном полисе - это философы, которые за вознаграждение обучали граждан полиса умению излагать свои мысли и тем самым защищать свои интересы.
За корыстность и хитрость софистов не любили, потому что считали беспринципными - софисты обучали закамуфлированному нарушению законов логики, обоснованию с помощью таких уловок ложных положений под видом истинных.
Среди софистов были талантливые философы, в частности, в интеллектуальной истории человечества оставил свой след Протагор, которому принадлежат известные слова: "Человек - мер всех вещей". Эта крылатая фраза различным образом интерпретировалась (толковалась) в разные эпохи, однако ее изначальный смысл: нельзя противоречить, каждый прав по-своему. Софисты обосновали идею субъективной истины.
Софисты исследовали субъективные аспекты истины: истина зависит от субъекта и от тех методов, которыми он пользовался.
Философский феномен школы софистов оказал существенное влияние на европейскую юриспруденцию:
1. идея зависимости истины от субъекта и от метода ее получения нашла свое выражение в том, что в процессуалистике этот принцип воплотился чрезвычайно многообразно. Кроме того, идеи Калликла и Фразимаха о зависимости содержания законов от интереса, заинтересованности самого законодателя также нашли свое выражение в правовом регулировании законодательной деятельности.
2. софисты стоят у истоков культуры судебного красноречия
3. именно софисты обосновали принцип формальной правоты (не термин, а саму идею): согласно этому принципу позиция стороны признается судом истинной, если не доказано другого.
До софистов доминировало представление, что все законы от Богов и от субъективной воли законодателя не зависит. Однако софисты разрушили навсегда эту парадигму:
а) Фразимах: "Законы создаются сильными для защиты своих интересов"
б) Калликл: "Законы создаются слабыми для того, чтобы связать руки сильным, доказать им, что быть сильным зазорно, однако если бы они могли, они охотно бы разделили добычу"