Гносеологическая проблематика в античной философии

Предмет философии.

 

Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга.

       Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования.

       Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку.

Малинова считает, то Ф. - это наука.

Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия.

основные функции Ф.:

- мировоззренческая

- методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования).

 

Мировоззрение и его уровни.

 

Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.

 

Уровни:

       1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...

       2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.

       3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.

Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Структура философского знания.

 

Философское знание можно структурировать по основаниям:

1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).

2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.

3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.

4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.

5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.

В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.

Онтологическая проблематика в античной философии.

 

1. В VI-V вв. до н.э. в ранних философских школах бытие понималось как то, из чего все состоит (на современном языке - материя): "материя" сводилась к определенным видам вещества - пода, воздух, огонь.

2. Однако, уже в этот период возникли наиболее сложные конструкции бытия:

       а) Демокрит - атомы (все состоит из неделимых частиц разной конфигурации).

       б) Анаксимандр - апейрон - безграничное, как исходное основание всего сущего (очень абстрактное представление об основании бытия).

3. В учениях Платона и Аристотеля понятие бытия носит развернутый характер, наполняется глубоким смыслом:

       а) Платон выделял два вида бытия

       б) Аристотель разработал понятие бытия как субстанции (бытие самобытное, причина самого себя, субстанция неделима и не имеет границ). Из понятия делать вычеты нельзя.

       Учение Аристотеля имеет большое методологическое значение не только в светских, гуманитарных дисциплинах, но и в теологии: например, в проблемах доказательства бытия Бога, соотношение номинализма и реализма и т.д.

       Отечественный философ Мамардашвили писал о том, что (ссылаясь на Декарта) реальность Бога - это дух, а не физическая реальность. Поэтому, раз есть понятие "Бог", то значит есть Бог. Только Бог существует в виде идеи.

       Уже в античной философии онтологическая проблематика в период классики перестала сводиться к представлениям наивного материализма о бытии только как о материально-вещественном существовании. В концепции Платона и Аристотеля обосновывается представление о бытии эйдосов (идей), понятий (идей). В дальнейшем развитие философии такие онтологические представления нашли свое выражение: в Средневековье - у реалистов; в Новое время - у дуалиста Декарта, у представителей субъективного идеализма (Юм, Беркли), у Канта, у Гегеля; в ХХ веке - в философских течениях субъективного идеализма (экзистенциализма, феноменологии - бытие понимается как поток сознания в экзистенцианализме или как онтологические основания - феномены).

Античная диалектика.

 

       Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.

       Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое.

       В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления).

Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога.

1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии

2) майевтика -? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик.

       Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин).

       По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.   

Гносеологическая проблематика в античной философии.

 

Античные философы выделили 2 вида знания: эпистема (сущностное знание, знание о понятиях, оно более всего досутпно ученым, философам) и докса (это мнение толпы, знание случайное, колеблющееся, неточное; толпу редко почещает здравый смысл). Такое разделение несколько напоминает платоновское 2 вида бытия.

Античные философы уделили особое внимание дианойе - это знание, пронизанное нравственность, мудростью.

Учение об истине представлено в нескольких вариантах:

а) алетейя - истина как несокрытость (бытие)

б) софисты изучали субъективные аспекты познания и пришли к выводу о том, что истина зависит от субъекта и метода, которым она получена.

У Платона знание - это припоминание душой того, что она видела в мире Эйдосов.

Эпикур считал, что страсть к обладанию истиной имеет смысложизненный характер: поиски истины в сообществе философов избавляют человека от разрушительного влияния страха смерти и других аффектов.

По Аристотелю знание - это вид обладания. А.: обладание истиной дает высший тип наслаждения.

При всей рациональности античной цивилизации, она была пронизана любовью. И это были высокие духовные чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: