Предмет философии.
Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга.
Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования.
Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку.
Малинова считает, то Ф. - это наука.
Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия.
основные функции Ф.:
- мировоззренческая
- методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования).
Мировоззрение и его уровни.
Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение.
Уровни:
1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем...
2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных.
3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия.
Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Структура философского знания.
Философское знание можно структурировать по основаниям:
1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях).
2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика.
3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия.
4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм.
5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм.
В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах.
Онтологическая проблематика в античной философии.
1. В VI-V вв. до н.э. в ранних философских школах бытие понималось как то, из чего все состоит (на современном языке - материя): "материя" сводилась к определенным видам вещества - пода, воздух, огонь.
2. Однако, уже в этот период возникли наиболее сложные конструкции бытия:
а) Демокрит - атомы (все состоит из неделимых частиц разной конфигурации).
б) Анаксимандр - апейрон - безграничное, как исходное основание всего сущего (очень абстрактное представление об основании бытия).
3. В учениях Платона и Аристотеля понятие бытия носит развернутый характер, наполняется глубоким смыслом:
а) Платон выделял два вида бытия
б) Аристотель разработал понятие бытия как субстанции (бытие самобытное, причина самого себя, субстанция неделима и не имеет границ). Из понятия делать вычеты нельзя.
Учение Аристотеля имеет большое методологическое значение не только в светских, гуманитарных дисциплинах, но и в теологии: например, в проблемах доказательства бытия Бога, соотношение номинализма и реализма и т.д.
Отечественный философ Мамардашвили писал о том, что (ссылаясь на Декарта) реальность Бога - это дух, а не физическая реальность. Поэтому, раз есть понятие "Бог", то значит есть Бог. Только Бог существует в виде идеи.
Уже в античной философии онтологическая проблематика в период классики перестала сводиться к представлениям наивного материализма о бытии только как о материально-вещественном существовании. В концепции Платона и Аристотеля обосновывается представление о бытии эйдосов (идей), понятий (идей). В дальнейшем развитие философии такие онтологические представления нашли свое выражение: в Средневековье - у реалистов; в Новое время - у дуалиста Декарта, у представителей субъективного идеализма (Юм, Беркли), у Канта, у Гегеля; в ХХ веке - в философских течениях субъективного идеализма (экзистенциализма, феноменологии - бытие понимается как поток сознания в экзистенцианализме или как онтологические основания - феномены).
Античная диалектика.
Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.
Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое.
В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления).
Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога.
1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии
2) майевтика -? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик.
Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин).
По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте.
Гносеологическая проблематика в античной философии.
Античные философы выделили 2 вида знания: эпистема (сущностное знание, знание о понятиях, оно более всего досутпно ученым, философам) и докса (это мнение толпы, знание случайное, колеблющееся, неточное; толпу редко почещает здравый смысл). Такое разделение несколько напоминает платоновское 2 вида бытия.
Античные философы уделили особое внимание дианойе - это знание, пронизанное нравственность, мудростью.
Учение об истине представлено в нескольких вариантах:
а) алетейя - истина как несокрытость (бытие)
б) софисты изучали субъективные аспекты познания и пришли к выводу о том, что истина зависит от субъекта и метода, которым она получена.
У Платона знание - это припоминание душой того, что она видела в мире Эйдосов.
Эпикур считал, что страсть к обладанию истиной имеет смысложизненный характер: поиски истины в сообществе философов избавляют человека от разрушительного влияния страха смерти и других аффектов.
По Аристотелю знание - это вид обладания. А.: обладание истиной дает высший тип наслаждения.
При всей рациональности античной цивилизации, она была пронизана любовью. И это были высокие духовные чувства.