Фома Аквинский (13 век) сыграл большую роль в культурной судьбе Европы, потому что в эпоху Средневековья смог своей деятельностью, безупречной аргументацией нейтрализовать ненависть адептов к науке, к философии, особенно к античной философии. Античная философия всячески изгонялась теологии на том основании, что античные философы были язычниками. Ф.А.: " Платон и Аристотель не виноваты, что они жили до Рождества Христова, но их дело угодно Богу, потому что способствует тому, что дано человеку Богом - разуму". Именно деятельность средневековых теологов, использующих тексты античной философии как методологическое основание для анализа священного писания, проложило тропинку в античность. А затем уже в 14 веке расцветает Возрождения. Возрождения - это культурный феномен Средневековья, в котором античная культура рассматривалась как универсальный образец, а человек - как высшая ценность
Доказательства бытия Бога
Все доказательства бытия Бога подчинены единой логике, что в зримом мире наталкивает нас на мысль о Боге:
1) все имеет свою степень совершенства - это наталкивает нас на мысль о Боге;
2) все имеет свою причину - это наводит нас на мысль о первопричине, то есть о Боге - причине всех причин;
3) все в мире настолько целесообразно - это наводит нас на мысль о разумном творце.
Известны различные системы доказательства бытия Бога. Наиболее известным является доказательства Ансельма Кентерберийского: мне все дано в представлении; и то, что в моих представлениях наиболее ясно является наиболее реальными - мысль о Боге наиболее отчетливо представления в моем сознании, значит Бог есть.
Номинализм и реализм в средневековой философии. Современное значение этих традиций.
Идеи Платона и Аристотеля методологически использовались средневековыми теологами и для решения вопроса о том, что является главным в вере: понятие Бога или 3 ипостаси (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Понятие Бога - это универсалие Бога, потому что наиболее общее понятие называлось универсалием. Это был спор об универсалиях, т.е. как соотносится общее понятие и его более конкретное воплощение.
Теологи, рассматривающие универсалию Бога только как имя Бога 9номиналисты) базировались на Аристотелевской методологии, согласно которой идеи не существуют, как у Платона отдельно от вещей.
Теологи, рассматривающие универсалию Бога как первичную реальность, а 3 божественных ипостаси, как вторичную, опирались на методологию Платона (реалисты).
Идея Бога реальная (реалисты). Понятие Бога - имя (номиналисты).
Идея Платона первична по отношению к вещам.
Обоснование субъективного идеализма (Д.Юм, Дж.Беркли)
Юм поставил проблему: у субъекта нет средств для того, чтобы доказать существование или отсутствие внешнего мира.
Дж. Беркли выделяет 4 вида бытия:
1) бытие объекта: нет объекта без субъекта, т.е. существовать значит быть воспринимаемым.
2) бытие субъекта: существовать значит воспринимать.
3) бытие в воображении- это зыбкий тип бытия.
4) бытие Бога. Бог - вечная эманация (течение от высшего к низшему), постоянно действующее начало - он творец мира, он постоянно присутствует в мире и определяет ход событий и является гарантом существования всех людей. Бог вкладывает ощущение, сознание людей. В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908-1909 гг.), посвященной критике позитивизма указывал на то, что корни позитивизма лежат в субъективном идеализме Беркли, поэтому Ленин уделил большое внимание критике философской концепции Беркли. С точки зрения Беркли вещи - это комплексы ощущений. В известных диалогах Беркли два персонажа Геллас и Филлонус приходят к компромиссу по поводу того, что вещи существуют только для чувственно-воспринимающего их субъекта. бог в философской системе Беркли выступает основой бытия и именно Бог выступает последним аргументом, позволяющим избежать солипсизма (т.е. вывода о том, что согласно основным положениям философии Беркли существует только тот, кто рассуждает подобным образом, а все остальные люди - только комплексы его ощущений).
Логика рассуждений основоположников субъективного идеализма Юма и Беркли оказала существенное влияние на дальнейшее развитие философии. Философия субъективного идеализма послужила основанием для достаточно большого количества философских школ, направлений: И. Кант в обосновании своей философской онтологии, гносеологии отталкивается от проблем, поставленных основоположниками субъективного идеализма; О. Конт (основатель позитивизма, предтечи нео- и постпозитивизма) также принадлежит по своим философским основаниям традиции субъективного идеализма; философская традиция экзистенциализма также относится к субъективному идеализму.
Философия И. Канта. Онтологическая проблематика.
И Кант (1724-1804 гг.) - основоположник немецкой классической философии, европейского философского права, казавшей существенное влияние на все последующее развитие философии в западном и евразийском мире.
В философии канта нельзя провести четкой границы между гносеологической и онтологической проблематикой. В этой проблематике кант развивает идеи Декарта, Локка, Беркли, Юма. Проблема обозначенная Юмом о состоящая в том, что у субъекта-индивида нет средств ни для утверждения, ни для отрицания реальности внешнего мира, была решена кантом не категорично, а с точки зрения лишь предположительного, возможного существования мира вне сознания субъекта.
Для этого Кант ввел следующую систему понятий:
"вещь в себе" - это возможная причина наших чувственных представлений, возбуждение.
"феномены" - это результаты, афференцирования нашей чувственности, представления об единичных чувственных предметах.
"ноумены" - умозрительные (идеальные) конструкции разума на основании его априоризмов.