Происхождение сознания и языка в контексте диалектико-материалистической концепции антропосоциогенеза

 

Энгельс в работе "Роль труда" в процессе обращения обезьяны в человека. Ее суть с следующем:

 

1) homo sapiens явился результатом длительной эволюции своих эволюционных предшественников, которых исследователи называют древесными обезьянами. Изменение климатических условий (оледенение) привело к тому, что этот вид спустился с деревьев, стал охотиться, сначала пользуясь природными средствами, а потом производя примитивную обработку этих средств.

 

2) стайной образ жизни того вида имел 2 особенности:

       а) коллективные способы охоты, жизнеобеспечения

       б) передача и накопление приобретенного опыта, изготовление орудий труда и организации коллективного жизнеобеспечения

 

3) постепенно изменяется телесность этого вида:

       а) начинается прямохождение

       б) исчезает волосяной покров

       в) изменилась морфология мозга (появилось серое вещество, т.е. мозговая структура, отвечающая за абстрактно-логическую деятельность)

       г) Энгельс особое внимание уделял роли руки во всех изменениях. Он считал, что эволюционные изменения строения кисти повлияло и на морфологию тела и мозга.

 

4) в коллективных формах охоты и жизнеобеспечения возникла и стала развиваться 2-сигнальная система - язык.

       согласно этой теории труд создал человека. С точки зрения Маркса человека отличает от животного прежде всего способность производить средства жизнеобеспечения и орудия труда, он полемизировал с Фееррбахом, считавшим, что человека отличает от животного способность мыслить, любить и религиозность. По мнению Маркса все эти способности базируются на уже названной, т.е. способность производить.

 

Проблема сущности человека в истории философии.

 

Человек в системе социальных связей.

Проблема смысла жизни человека.

 

Есть 2 противоположных подхода к ПСЖ:

 

1) смысл жизни определяется в координатах, находящихся за пределами индивидуального бытия (СЖ - в стремлении к Богу (теургический процесс В. Соловьева) или некоторой идее).

 

СЖ - в самой жизни, в индивидуальном бытии человека (это теории самореализации, самости). С давних пор существовали объяснимые модели смертности человека:

 

1. модель бессмертия души (в буддизме - реинкарнация, у Платона - метемпсихоз, в различных религиях - потусторонний мир - рай, ад)

 

2. у стоиков: жизнь человека предопределена, но он волен уйти из жизни, когда сочтет нужным. Это его привилегия, однако философия стоиков - философия человеческого достоинства, согласно которой моральный долг человека - стойкость, мужество, потому уход из жизни - это крайняя мера, человек должен уважать, ценить свое бытие и не размениваться по пустякам.

 

3. русский философ Шестов обосновал иронично-спокойное отношение к смертности человека так: "мы же не расстраиваемся, что нас не было до рождения".

 

4. один из основоположников феноменологии М. Хайдеггер: Смысл человеческой жизни придает то, что человек смертен, т.к. это позволяет человеческому бытию стать определенной историей. Если бы человеческое бытие было бессмертным, то оно утратило бы историзм, т.е. смысл, оно стало бесструктурным, хаотичным.

 

5. русский философ Н. Бердяев в своей антроподецее писал о том, что смысл (оправдание) человеческой жизни - в творчестве - "твори, иначе погибнешь".

 

Особенности мифологического мышления.

 

Миф - это древняя форма общественного сознания. Она возникла раньше философии и других форм рациональности.

 

Юнг определял миф как коллективное бессознательное, общую для всех душевную основу (т.е. основу, носящую бессознательный характер).

Миф сохранился до сих пор как фундаментальная основа социальных процессов, действующая на бессознательном уровне.

С точки зрения мыслителей общество невозможно без мифологии (Юнг, Ницше, Ролан Барт)

 

Отличительные особенности мифа:

 

1) агрессивная двойственность мифа

2) отождествление естественного и сверхъестественного

3) персонификация природных и социальных сил

4) миф "вписан" в историю этноса "Миф - это слово, избранное историей"

5) ни одна религия мира не обходится без своей мифологии

6) мифологический тип мышления обязательно присутствует в различного рода идеологиях, рекламе и др.

 

Мифологическое мышление обладает следующими особенностями:

 

1. некритичность, т.е. все воспринимается на веру. Более того, воспринимается на веру поскольку противоречит рациональной точке зрения.

2. ММ осуществляется на символической основе, т.е. оно оперирует символами

3. ММ безпроблемно, т.е. оно не генерирует вопросов, не являющихся творческими

4. ММ обладает огромным побудительно-мотивационным потенциалом. Оно легко справляется с доводами разума, обладает властью над человеком

5. необходимой составляющей реализации мифологического типа мышления является ритуализация деятельности

6. многие специалисты по мифологии утверждают, что миф - это реальность, т.е. это явление, входящее в сознательную онтологию и дело не в том, что в мифе обязательно утверждается " "описываемые события действительно происходили", а в том, что миф является краеугольным камнем общественного бытия.

С точки зрения К.Юнга образно-смысловые структуры сновидения, рекламы, идеологии, пропаганды совпадают с образно-смысловыми структурами мифа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: