З. Фрейд. Место бессознательного в структуре личности

В истории мировой философии понятие бессознательного употреблялось в философских текстах для обозначения скрытых сил, действующих в истории (Шеллинг), в человеке (Фрейд), в различных областях культуры (Фромм, Юнг и др.)

       Наиболее известной концепцией бессознательного давшее жизнь целому философскому направлению – психоаналитической философии – является философия Фрейда и его последователей.

       В философия ХХ в. категория бессознательного присутствует в качестве одной из основных в нескольких философских течениях весьма влиятельных и мировом философском процессе (это психоаналитическая философия и постструктурализм).

       Созданная Фрейдом клиническая концепция лечения неорганических неврозов послужила одним из первотолчков для создания философской концепции (психоаналитической), в которой понятие бессознательного является основным. По Фрейду бессознательное – это такое содержание психики, которое не осознается (не представлено в сознании), но оказывает существенное влияние на поведение и даже психотелесное состояние человека.

       Бессознательное по Фрейду расположено как бы в 2-х уровнях: содержание «нижнего» уровня составляют генетически передающиеся бессознательные сексуальные влечения (комплексы Эдипа, Электры, Эроса, Тонатоса), а содержание «верхнего» - бессознательные – архетипы авторитета, власти, подчинения. Содержание верхнего уровня бессознательного передается не генетически, а по культурным каналам, т.е. в процессе воспитания.

К. Юнг. Коллективное бессознательное. Сущность мифологического мышления.

 

       К. Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное» - это общая для всех духовная основа. Каждый человек обладает многослойным ядром бессознательного: в самом центре – палеопамять (дочеловеческий чувственный опыт, передающийся генетически), дальше – архетипный древний родовой опыт (тоже передается генетически), чем дальше от центра, тем в большей степени представленный в бессознательном уровне психики опыт индивидуализирован.

       Архетип – бессознательная психическая структура, в содержании которой представлен древний родовой опыт (в этом опыте зафиксированы фундаментальные основания человеческого бытия, т.е. основные фундаментальные отношения).

       К. Юнг в работе «Проблема души современного человека» предлагает следующую модель роли коллективного бессознательного в общественной жизни:

Дерево: его крона – актуальное общественное сознание (т.е. то, что есть сейчас), куль-тура, а почва – это коллективное бессознательное, куда в итоге откладываются некоторые явления – опадающие листья.

       По Юнгу коллективное бессознательное образуется в результате вытеснения из культуры определенных фрагментов (обряды каннибализма, инициации, архаичные явления инцеста, промискуитета, на схеме это падающие листья, перегнивая, они образуют коллективное бессознательное).

           

К. Юнг. Учение об архетипах.

 

       Юнг выделял 2 вида архетипов:

       1. образные – зафиксированные в коллективном бессознательном символические формы, символизирующие определенные типы человеческих функций, статуса и облика. Например, мать, герой, дитя, мудрец.

       2. поведенческие – зафиксированы фундаментальные формы, правила человеческого поведения (не только внешнего, но и внутреннего)

 

       а) Архетип «тень» - система правил, запрещающих демонстрацию всех проявлений и влечений, относящихся к числу естественных. Юнг определил «тень» как то, что человек отказывается признать в себе, потому что это считается неприличным. Юнг задался вопросом: почему именно естественные влечения и их проявления находятся под запретом «тени» в цивилизованных обществах (ведь половые акты - необходимое условие для продолжения рода). По Малиновой – архетип «тени» - защитный механизм культуры: ребенку с детства прививаются автоматизмы предпочтения действовать по правилам (хотя правила выполнять трудно) и не реализовывать напрямую, вне этих правил, свои естественные влечения. Для выработки таких автоматизмов применяется универсальный способ – архетип «тени» - все естественные потребности и их проявления объявляются неприличными.

 

       б) архетип «персоны» - система норм, запрещающих самоэкспонирование без маски. Даже у дружественных племен всегда соблюдалось правило «личины» - опознавательного письменного знака.

       в) архетип «самости» - личность во всей полноте ее свойств и реализованных возможностей – архетип самореализации. К. Юнг использовал этот архетип как критерий развития общества: степень совершенства общества зависит от того, насколько оно создает условия для полной самореализации наибольшего числа людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: