double arrow

С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 7 страница

       КВИЕТИЗМ (от лат. quies – покой) – далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять» («ni desirer, ni refuser»).

       КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia – «пятая сущность») – пятый элемент у Аристотеля, эфир, но по своей важности – первейший, наиболее существеннейший; в переносном смысле – наиболее существенное, лучшее, суть дела.

       КЕДВОРТ (Cudworth) Ралф (род. 1617, Адлер, Соммерсетшир – ум. 26 июля 1688, Кембридж) – англ, философ, основатель и глава кембриджской школы, защищал платонизм, опирающийся на христианство. Согласно Кедворту, нравственность обусловлена врожденными идеями, которые имеют абсолютную значимость. Осн. произв. – «The true intellectuel system of the universe», 1687.

       КЕЙЗЕРЛИНГ (Keyserling) Герман (род. 20 июля 1880, Кённо, Лифляндия – ум. 26 апр. 1946, Аврах, Тироль) – нем. философ, автор работ по философии культуры и философии истории; основал (1920) в Дормштадте «Школу мудрости» и руководил ею; развивал метафизическую в своей основе «философию смысла». Он применил понятие смысла для характеристики всякого духовно постижимого начала, однако сам смысл, не совпадая по своей сущности ни с греч. логосом, ни с учением Платона об идее, не имел определения. «Он родствен только одному кит. всеобщему творческому принципу. Но и этот последний я не считаю смыслом. Под смыслом я понимаю начало». Затем создал учение о поляризации, самоосуществлении, придании смысла, стиле многообразного мышления, т.е. антропологию, основанную на единстве тела, души и духа. Его философия стремится освободить духовную сущность человека, сделать ее сознательной. Введенное им впервые понятие «гана» заимствовано психологией К.Г.Юнга. Осн. работы: «Schцpferische Erkenntnis», 1922; «Menschen als Sinnbilder», 1926; «Sьdamerikanischen Meditationen», 1932; «Das Buch vom persцnlichen Leben», 1934; «Reise durch die Zeit», 1948.

       КЕЙНС (Keynes) Джон Мейнард (род. 5 июня 1883, Кембридж – ум. 21 апр. 1946, Лондон) – выдающийся англ. экономист; с 1920 – профессор в Кембридже. Совершил в экономике «кейнсианскую революцию» книгой «Общая теория занятости, процента и денег» («The general theory of employment, interest, and money», 1936). В своих теориях развивал идеи регулируемого государственного вмешательства в рыночную экономику. Идеи Кейиса в немалой степени помогли развитым странам Запада выйти из Великой депрессии 30-х годов.

       КЁЛЕР (Kцhler) Вольфганг (род. 21 янв. 1887, Ревель) – нем.-амер. психолог. В 1922 – 1935 – профессор Берлинского ун-та, позже – в Принстоне (США). На станции по изучению человекоподобных обезьян в Тенерифе занимался исследованием интеллекта шимпанзе («Intelligenzprьfungen an Menschenaffen», 1917) и на химико-физической основе развивал теорию гештальта, которая охватывает также биологические формы и процессы формирования («Die physischen Geschtalten in Ruhe und im stationдren Zustand», 1920); позднее им написана работа «Psychologische Probleme» (1933).

       КЕЛЬЗЕН (Reisen) Ханс (род. 11 okt. 1881, Прага – ум. 20 апр. 1973, Беркли, Калифорния, США) – австр. юрист, занимавшийся вопросами государства и права. Професор (с 1919 – в Вене, с 1930 в Кёльне, с 1933 – в Женеве, с 1936 – в Праге, с 1939 – в США); ученик Когена, создал «чистую теорию права», отбрасывающую мысль о естественном праве организма и рассматривающую право как систему принудительных норм, а государство – как правовую организацию. Учение Кельзена, одного из основателей правового норматизма, оказало сильное влияние на конституции австр. и чехосл. государств (до второй мировой войны). Осн. работы: «Hauptprobleme der Staatsrechtslehre aus der Lehre vom Rechtssatz», 1911; «Allgemeine Staatslehre», 1925; «Theorie generale du droit international public», 1932; «Reine Rechtslehre», 1934.

       КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА – платонически-мистическое направление в философии второй пол. 17 – начала 18 в., центром которого был Кембриджский-ун-т в Англии. Мыслителей кембриджской школы привлекал мир платоновских идей в интерпретации Марсилия Фичино и Флорентийской академии (см. Академия), взгляды которых они принимали просто как должные и считали их образцом для себя. Кембриджская школа представляет собой некоего рода связующее звено между отдельными духовными течениями и эпохами: она является одной из свай того моста, который ведет от итал. Возрождения к гуманизму. Главные представители: Ралф Кедворт и Генри Мор.

       КЕПЛЕР (Kepler) Иоганн (род. 27 дек. 1571, Вейль-дер-Штадт, Вюртемберг – ум. 15 нояб. 1630, Регенсбург) – нем, астроном и исследователь природы; в 1594 – 1600 – профессор математики и морали в Граце, до 1612 – ассистент астронома Тихо Браге в Праге. Основываясь на мистической натурфилософии и пантеистических мотивах, он развил мысль о мировой гармонии, а в стремлении индуктивно обосновать эту мысль открыл три закона движения планет, названных его именем, – первые законы природы, выраженные в математической форме; для него они были выражением божественной гармонии. Эти открытия были опубликованы в работах «Astronomia nova» (1619) и «Hormonices mundi» (1619). Число планет, по Кеплеру, не может быть иным, чем 5, потому что имеется лишь 5 правильных многогранников; см. Галилей. Учение Кеплера имело огромное значение для формирования современной картины мира.

       КЕРОС (греч. Kairos) – Бог благоприятного момента; в христ. философии религии – обилие времен; в философии существования – мгновение, в которое должны приниматься очень значительные решения.

       КЕРШЕНШТЕЙНЕР (Kerschensteiner) Георг (род. 29 июля 1854, Мюнхен – ум. 15 янв. 1932, там же) – нем. педагог, создатель теории широкого образования и его организации. С 1911 – профессор в Мюнхене. От современного образонания Кершенштейнер требовал, чтобы оно расширяло духовный горизонт, развивало разносторонность, гибкость и умение объяснить новую ценность, дать ей оценку, чтобы оно воспитывало потребность в духовном росте, способствовало развитию душевной цельности и целеустремленности в воспитании чувств индивида, что зависит в основном от воспитания характера. Осн. произв.: «Staatsbьrgerliche Erziehung der deutschen Jugend», 1901; «Charakterbegriff und Charaktererziehung», 1912; «Autoritдt und Freiheit als Bildungsgrundsatz», 1914; «Theorie der Bildungsorganisation», 1933.

       КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike [techne] – искусство управления) – наука о самоуправляющихся машинах, в частности о машинах с электронным управлением («электронный мозг»). Кибернетика получила самое широкое распространение в последней трети 20 в. и сейчас находит широкое применение также в биологии и социологии. «Отец кибернетики» амер. ученый Норберт Винер в труде «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948) показал, что человеческий мозг действует наподобие электронных вычислительных машин с двоичной системой исчисления.

       КИНИКИ – в греч. философии сторонники Антисфена, который в гимназии «Киносарг» проповедовал нетребовательность и умеренность. Признаком более позднего кинизма (см. Диоген из Синопа) было пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, что временами вырождалось в цинизм.

       КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinesis – движение и aisthetos – чувственно воспринимаемый) – см. Ощущения двигательные.

       КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (род. 3 апр. 1806, Москва – ум. 23 июня 1856, Петербург) – рус. религиозный философ, литературный критик и публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено рус. мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной рус. философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 тт.

       КИРЕНАИКИ – представители греч. философской школы, последователи Аристиппа из Кирены.

       КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ, епископ (род. 315 – ум. 386) – святой отец церкви. В 348 написал 23 поучения, представляющие весьма важный документ по популярному религиозному обучению в древней церкви. Был подвергнут гонению за спор с арианами, не принимавшими один из осн. догматов христ. церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына (Христа). После Константинопольского собора (381), осудившего арианство как ересь, стал «поборником учения апостольского».

       КИСМЕТ (араб. – наделение) – то, что предназначается, определяется каждому провидением.

       КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – 1. Предыстория китайской философии (до 6 в. до Р. X.). В самый ранний период в кит. философии (книга Шуцзин) господствует космогоническое учение, культ неба, который не только объясняет движение звезд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали. Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, о которых говорится в книге «Ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности. В целом наиболее древняя кит. философия до 7 в. до Р. X. была практической посюсторонней символической крестьянской религией. 2. Древняя китайская философия (600-200 до Р. X.). В 6 в. до Р. X. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется еще и в настоящее время: Конфуций и Лао-цзы. Конфуций считал необходимыми две главные добродетели: человеколюбце и почтительность к старшим. Эти понятия добродетелей Мо Ди развивает в понятие всеобщей любви, позволяющее ему требовать социальных реформ. Учение Лао-цзы и дао в поэтической форме излагал Чжуан-цзы, в то время как Ян Чжу дал материалистическое понимание дао. Хуэй Ши (4 в. до Р. X.) – первый логик и софист. Шан Ян и Хань Фэйцзы как философы, занимающиеся вопросами государства, являются главными представителями фацзя, т.е. «законников». Этическое учение Конфуция было развито Мэн-цзы в духе оптимизма и Сюнь-цзы в духе пессимизма. Завершение классического периода древней кит. философии, занимающего важное место в ее развитии (кон. 3 в. до Р. X.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением книг. 3. Средневековый период китайской философии (200 до Р. X. – 1000 после Р. X.). Для этого периода характерна полемика между проникнувшим в 1 в. после Р. X. в Китай буддизмом, с одной стороны, и, с другой – даосизмом и конфуцианством, которые в свою очередь также полемизировали друг с другом; конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика. Выдающиеся мыслители: император династии Хань Уди (2 в. до Р. X., конфуцианец; при нем конфуцианство впервые становится государственным учением), даосисты Ян Сюн и Го Хун (натурфилософ, мистик). В 1 в. после Р. X. жил Вэн Чун, радикальный философ-материалист. В 6 в. расцветает буддизм, в 7 в. начинается его преследование. В 10 в., в эпоху династии Сун, важное место заняло неоконфуцианство, создавшее ту форму конфуцианства, которая и по сей день играет значительную роль; под его влиянием находился натурфилософ Чжоу Дуньи. К наиболее значительным и влиятельным мыслителям этого времени относятся братья Чен, а также Чжу Си – «второй Конфуций» (см. также Японская философия). 4. Новое время китайской философии (с 1000). Оно характеризуется догматизацией конфуцианства, которое вместе с его основателем возвышается до религиозного почитания (1055 – дарование роду Конфуция более высокого дворянского звания, 1503 – причисление Конфуция к лику святых, сооружение ему храмов, в которых, однако, не было изображений святых). С др. стороны, имеет место гонение на даосистов (формальное запрещение даосизма – 1183). Значительных мыслителей немного; следует упомянуть Ван Янмина, который являлся посредником между даосизмом и конфуцианством. Христианство, проникнув к тому времени в Китай, смогло оказать влияние на кит. философию. Значительно позднее выступает педагог Янь Юань (18 в.); из 20 в. следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту кит. философии, а также Сунь Ятсена.

       КЛАГЕС (Klages) Людвиг (род. 10 дек. 1870, Ганновер – ум. 29 июля 1956, Кильхберг, близ Цюриха) – нем. психолог и философ; представлял биоцентристскую метафизику и развивал методы учения о выражении. Всякое физиономиста ческое наблюдение должно исходить из свободно изменяющегося гештальта, при этом целью наблюдения является объяснение того душевного содержания, которое скрывается за данным гештальтом. Связь тела и души интересует Клагеса не столько в плане бытия, сколько в плане вопроса о чувствах: тело есть проявление души, душа – смысл живого тела. Из противоположности выразительных движений и движений воли Клагес делает заключение о противоположности души и тела: подчинить жизнь, полярностями которой являются тело и душа, уму – это требование сначала бессознательного, потом сознательной воли все более высокой мысли. Последнему тезису посвящено осн. произв. Клагеса «Der Geist als Widersacher der Seele» (3 Bde., 1929-1932). B «Rhythmus» (1933) он изображает механический такт как противоположность живого ритма. Главные его работы в области науки о выражении и характерологии: «Handschrift und Charakter», 1917; «Vom kosmogonischen Eros», 1922; «Die Grundlage der Charakterkunde», 1926; «Goethe als Seelenforschen», 1932; «Die Sprache als Quell der Seelenkunde», 1948.

       КЛАРК (Clarke) Сэмюэль (род. 11 okt. 1675, Норидж – ум. 17 мая 1729, Лестер) – англ, философ, занимавшийся проблемами морали, с 1707- – пастор в Лондоне; друг Ньютона, философское учение которого он защищал в своей переписке с Лейбницем; выступал против материализма и атеизма. Основой этики Кларк считал определяемое природой место, которое занимает в мире человек. Осн. произв. – «The unchangeable obligation of natural religion and truth», 1706.

       КЛАСС – в логистике сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем (см. Имя). В естественно-научной систематике – единица (категория) системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше отряда: млекопитающие образуют класс отдела позвоночных, охватывающий отряды грызунов, копытных, приматов и т. д. В социологии классы – «наследственные прочные образования, одни другим подчиняющие или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса» (Ф.Оппенгеймер). В марксизме теория классов признает только два класса: класс имущих, буржуазии, класс капиталистов, «эксплуататоров», с одной стороны, и класс неимущих, пролетариев, «эксплуатируемых» – с другой. Между обоими классами постоянно существует классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие народу, не больше чем результаты соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития (см. Диалектика), классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата, а уже она, по этой утопии, – к бесклассовому обществу и вместе с тем к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Эвдемонизм).

       КЛАССИКА (от лат. classicus – образцовый, первоклассный) – стремление к спокойствию, порядку, четкости, мере и гармонии; образцовые, выдающиеся, общепризнанные произв. литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для нац. и мировой культуры. Противопоставляется страстности, мрачности, необузданности, беспорядочности, свойственным, напр., барокко и романтизму. Классический – отличный, образцовый; соответствующий высшему периоду развития античной культуры, называемой классической.

       КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis разряд, класс) – систематическое деление и упорядочение понятий и предметов (см. Деление).

       КЛАССОВ ИСЧИСЛЕНИЕ – см. Логистика.

       КЛАУБЕРГ (Clauberg) Иоганн (род. 24 февр. 1622, Золинген – ум. 31 янв. 1665, Дуйсбург) – нем. философ, один из первых нем. картезианцев. Своим соч. «Metaphysica di entesive ontosophia» (1656) заложил основы онтологии как учения о предметном бытии. Оказал сильное влияние на Христиана Вольфа.

       КЛЕАНФ (род. 331- ум. 232 до Р. X., Троада, Малая Азия) – древнегреч. философ; учитель Хрисиппа, вместе с ним и Зеноном – основатель Стой. Из его многочисл. соч., кроме гимна Зевсу, являющемуся ценным памятником древ, стоической теологии, сохранились лишь отдельные отрывки.

       КЛЕРИКАЛИЗМ (от позднелат. clericalis – церковный) – совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католич. церкви и ее главы. Клерикальный – относящийся к духовенству, в частности к католич., и к его интересам. Клерикал- сторонник клерикализма.

       КЛЕТКА – в биологии низшая ступень органической индивидуальности.

       КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (род. ок. 150 – ум. до 215) – христ. теолог и писатель; жил в Александрии, находился под влиянием Платона, Стой и Филона, защитник христ. философии и христ. гностицизма. Всюду и во всем видел божественный логос, в т. ч. и в языческой философии (особенно у Платона), которая необходима как подведение к божественному. Бог может быть определен только негативно. Познающий христианин характеризуется апатией стоиков. Благодаря аскетизму он может стать странствующим Богом во плоти. В беседе «Какой богатый спасется?» господствует принцип презрения ко всем материальным благам.

       КЛЯТТ (Klatt) Фриц (род. 22 мая?, Берлин – ум. 25 июля 1945, Вена) – нем. педагог. Приобрел известность благодаря своему соч. «Die schцpferische Pause» (1921), в котором излагается его понимание сложного течения жизненных процессов. «Всеобщий закон колебания от созидания к разрушению живого таков, что между ослаблением и усилием, между разряжением и напряжением всякий раз образуется пауза, во время которой хотя ничего и не совершается, однако в скрытом виде заложен новый импульс. Это свидетельствует прежде всего о созидательном значении состояния покоя, при всех как незначительных, так и самых значительных ритмических движениях, сотрясающих человеческое Я». Клятт написал также: «Freizeitgestaltung», 1929; «Lebensmдchte», 1939; «Griechiesches Erbe», 1943.

       «КНИГА ПРИРОДЫ» – характерное для неоплатонизма параллестическое толкование природы и Библии, согласно которому природа – это создание того же самого Бога, который раскрыл себя людям в Священном писании. При этом мир природы представлялся как некий шифрованный текст, написанный Богом и подлежащий чтению и толкованию. Представления, связанные с «Книгой природы», хотя и в несколько трансформированном виде, получили свое дальнейшее развитие в христ. философии вплоть до периода романтизма.

       КНУТЦЕН (Knutzen) Мартин (род. 14 дек. 1713, Кенигсберг – ум. 29 янв. 1751, там же) – нем. философ, профессор логики и метафизики, учитель Канта. Пытался соединить рационалистическую философию Вольфа с пиетизмом. Осн. произв.: «Philosophisches Beweis von der Wahrheit der christlichen Religion», 1740; «Commentatio philosophica de humanae mentis individua natura sive immortaeitate», 1741; «Systema causarum efiicientium», 1745; «Elementa philosophiae rationalis», 1747.

       КОАДАПТАЦИЯ (от лат. со – вместе и adaptare – приспособлять) – коррелятивное приспособление; в биологии – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям, напр.: превращение зуба змеи в ядовитый зуб благодаря коррелятивному приспособлению слюнной железы (которая становится ядовитой железой), изменение строения зуба (образование канала), приспособление мускулатуры (при закрывании пасти зуб убирается назад); примером коадаптации является также коррелятивное приспособление формы цветка к устройству ротовых частей некоторых насекомых.

       КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (род. 27 авг. 1851, Харьков – ум. 23 марта 1916, Петроград) – рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей Московского психологического общества. Испытал заметное влияние англ, социолога и философа Герберта Спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. В своем учении о социальном прогрессе Ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. Развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. Осн. труды: «Первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «Современные социологи» (1905); «Социология» (т. 1-2, 1910).

       КОГЕН (Cohen) Герман (род. 4 июля 1842, Козвиг, Ангальт – ум. 4 апр. 1918, Берлин) – нем. философ. В 1876-1912 профессор в Марбурге. Как и Наторп, является основателем и главой марбургской школы. По Когену, мышление как мышление идеи и бытие как предмет мышления тождественны. Всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. Не существует никакой метафизической основы действительности. Процесс опыта есть процесс образования предмета. Математика – это «методический символ науки» (в т. ч. и философии). Коген считает, что этическое учение Канта является выражением ветхозаветной морали. Государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. Бог есть «центр всех идей, идея истины». Осн. произв.: «Kants Theorie der Erfahrung», 1871; «System der Philosophie» (Bd. I: «Logik der reinen Erkenntnis», 1902; Bd. II: «Ethik des reinen Willens», 1904; Bd. III: «Дsthetik des reinen Gefьhls», 1912.

       КОГЕРЕНТНОСТЬ (от лат. cohaerere быть связанным) – взаимосвязь. Принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи; когерентные законы онтологии выражают связь в том плане, в каком она существует между категориями какого-либо слоя (см. Учение о слоях). Факторы когерентности (мотивы когерентности) в психологии – участки памяти, которые обращают на себя внимание своим сходством, пространственной или временной близостью, симметричным расположением, характером формы и т. п. и благодаря этому могут быть объединены с разграниченными восприятиями. Современная психология считае1„-что объективные свойства факторов когерентности непосредственно (т.е. без содействия внимания) служат причиной для формирования ряда связей (см. Связь).

       КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС – интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид отвергает или избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к др. мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. Концепция, впервые предложенная в 50-х годах, послужила основанием для многочисленных исследований и дискуссий.

       КОГНИЦИЯ (от лат. cognitio) – знание, познание, когнитивный – соответствующий когниции, или познанию, познаваемый.

       КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (род. ок. 1728 – ум. ок. 1794) – рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую (логика и метафизика) и практическую (нравоучительную), а «философское» познание – на математическое и историческое, хотя и со своей спецификой, поскольку философия исследует «генеральные познания о вещах и делах человеческих». Выражал идеи механистического материализма. Осн. труды: «Арифметические предложения», 1764; «Механические предложения», 1765; «Философические предложения», 1768.

       КОИНЦИДЕНТИЧНОСТЬ (лат.) взаимное разрушение (см. Coincidentia oppositorum).

       КОЛИЧЕСТВО – число, величина, численная определенность. О количестве спрашивают: «сколько», «как много», «как долго». См. также Категория.

       КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЯ – см. Импульс.

       КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere – собирать) – группа; в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности. Коллективы в этом смысле существуют уже с момента возникновения тоталитарных государств. Эти государства используют коллективы для поддержания характера демократии и для того, чтобы, не подчиняя индивидов воле государственного руководства непосредственно, достичь точного выполнения ими всех его распоряжений. Как правило, таким коллективом является соответствующая государственная партия. Но и др. группы, когда поблизости существует могущественный коллектив, легко превращаются в коллективы, обладающие менее значительной властью. Индивид все теснее охватывается коллективами, так что он, чтобы приобрести себе некоторую свободу движения, вынужден вступать в коллектив. Поэтому в тоталитарных государствах индивида оценивают по тому, к какому коллективу он принадлежит и какую роль в этом коллективе играет. Возникновение коллективов как в демократиях, так и в монархиях отвечает склонности широких масс к безответственности. Чем большая часть личной ответственности возлагается на государство (пособия детям и семьям, забота о стариках, социальное обеспечение и т. д.), тем больше власть государства над индивидом и тем легче группы, лиц, движущие и руководящие государственным «аппаратом обеспечения бытия» (К. Ясперс), становятся коллективами. Напр., цель социализма – гарантированное существование – в большой степени ускоряет превращение групп в коллективы. Структура всех коллективов подобна структуре армии. Они требуют от своих членов солдатских добродетелей: дисциплины, слепого и некритического доверия к руководству, безусловного повиновения, готовности к действиям и жертвам и т. д. Для этого коллектив обещает индивиду некоторое обеспечение его существования. Потребность в обеспечении существования (в Европе – со времени первой мировой войны) настолько велика, что ущерб, связанный со вступлением в коллектив, либо вообще не ощущается как таковой, либо с ним примиряются. Таким ущербом являются: вытеснение из сознания мысли о ценности личности мыслью о значимости коллектива и связанная с этим утрата (благодаря отказу от критики) критической способности, пренебрежение логической стороной мышления в пользу эмоциональной (см. Сознание коллективное), падение доверия к самому себе и преувеличение страха перед жизнью (поскольку индивид обладает еще и страхом перед коллективом, к которому он принадлежит), сокращение сферы мысли вследствие пренебрежения всеми неортодоксальными (т.е. не одобряемыми коллективом) возможностями мышления. Самым большим из существующих коллективов является технический коллектив, объединяющий людей, которые производят и используют машины. Поэтому к техническому коллективу принадлежит все цивилизованное человечество. Принадлежность к нему гарантирует индивиду известное участие в технических достижениях. Ущербом в этом случае является вытеснение финально-телеологических категорий мышления в пользу познания причинно-механистического (воспринятого благодаря тесному общению с машинами и механизмами, необходимыми для понимания или обслуживания машин) (см. Причинно-механическая картина мира), а также возрастающая зависимость от технического коллектива в жизненно необходимых вещах (отопление, освещение, питьевая вода, средства сообщения и т. д.); см. Техника. Коллективист – представитель коллективизма.

       КОЛЛЕКТИВИЗМ – в социально-философском смысле включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, и, пожалуй, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т. д.). Коллективизмом называется также склонность присоединяться к коллективу и переносить часть личной ответственности на коллектив. Коллективизмом, наконец, называют взгляд, согласно которому время отдельных личностей миновало и наступило время коллективов. Коллективизм распространяется повсюду, где экономические, политические или духовные лишения так потрясают веру в самого себя, что индивид уже перестает верить в свою способность одному справиться с трудностями и проблемами существования. Как историко-философская теория коллективизм есть точка зрения, согласно которой ход истории определяется не великими личностями, а массами. Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: