С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 9 страница

       «КОПЕРНИКОВСКИЙ ПОВОРОТ» – принципиально новая ориентация или переориентация исследователя (в связи с поворотом Коперника от геоцентрического к гелиоцентрическому пониманию мира). Для Канта такой «коперниковский поворот» заключался в его переходе от эмпирически данного назад, к субъекту (см. также Качество), сознание которого предписывает «предметам их законы и тем самым делает их составными частями мира этого сознания; благодаря этому «обратному переходу» (лат. transcensus; см. Трансцендентальный) в субъект достигается то, что Кант называет «трансцендентальным», а именно лежащее до и над фактическим, отдельным, могущим быть полученным из опыта: априорные основы и условия всякого опыта вообще.

       КОПЛЕСТОН (Copleston) Фридерик (род. 10 апр. 1904, Таунтон, Англия) – англ, историк философии, профессор Хейтроп-колледжа (Шиппин-Нортон). Занимался проблемами истории европейской философии. Осн. произв.: «Fr. Nietzsche», 1942; «A. Schopenhauer», 1946; «A histor of philosophy», 3 vol., 1946-1953 «Medieval philosophy», 1952; «Aquinas» 1955.

       КОПУЛА (от лат. copula – соединение) – связка; в предложении или в логическом суждении – связь между подлежащим (понятием подлежащего) и сказуемым (понятием сказуемого); в обычном языке – связь, выраженная с помощью слова, обозначающего действие (глагола), напр. вспомогательных слов «быть» и «иметь» (см. также Бытие, Суждение).

       КОРАН (араб. – чтение, декламация) – главная священная книга мусульман, собрание поучений. По учению ислама, оригинал Корана хранится у Аллаха, содержание которого частями пророк Мухаммед; (ок. 570 – 632) излагал своим последователям как откровения Бога. Единая редакция и установление канонического текста произошло в 8-9 вв. Коран разделен на 114 сур (глав). Значительны в нем влияния христ, и иудейской мифологии в повествованиях о происхождении и устройстве мира, сотворении человека и т. п.; изложено учение о пророках Аллаха, от Адама до Мухаммеда, в их числе библейские пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Кроме закрепления традиционных ритуалов мусульм. веры – ежедневной молитвы, обязательной милостыни, соблюдения поста и паломничества в Мекку, – Коран отражает многовековой опыт развития нравственных отношений, что нашло выражение в таких правилах, как почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребления вина, суровое осуждение лживости и воровства. Большое место в Коране занимают положения социально-правового характера, и не случайно поэтому он называется «арабским судебником». С распространением ислама в 10-11 вв. появились переводы Корана на восточных языках. На лат. языке Коран был издан впервые ок. 1142 в переводе Роберта Кеттонского, что позволило ознакомиться с ним западноевропейским мыслителям-схоластам. С араб, на рус. язык впервые Коран был переведен Г. С. Саблуковым (издан в 1887), а в наше время – И. Ю. Крачковским (издан в 1963).

       КОРПУСКУЛЫ (от лат. corpusculum тельце) – элементарные тела, элементы тела. Под корпускулами прежде понимались частицы, из которых состоят атомы: протоны, нейтроны, мезоны, электроны; корпускулами называли также кванты света.

       КОРРЕЛЯТИВНЫЙ (от лат. correlatinis – соотнесенный) – соотносительный; коррелятивными являются вещи или понятия, имеющие смысл, лишь соотносясь друг с другом (тепло – холодно, причина – действие); они называются также коррелятами и образуют вместе корреляцию. В теории познания коppeлятивизм представляет собой точку зрения, которая рассматривает в качестве коррелятов субъект (познающий) и объект (познаваемый).

       КОРРЕЛЯЦИЯ (от лат. correlatio соотношение) – 1) в логике – отношение между двумя одинаковыми по форме связями. Если благодаря закономерному изменению структуры одна связь становится изоморфной (равной по форме) другой, тогда это отношение обеих связей называют корреляцией, а само закономерное структурное изменение – коррелятором. 2) В биологии под корреляцией подразумевается взаимная соотнесенность всех органов, всех частей тела друг с другом, так что вообще изменение одного органа или одной части влечет за собой изменение остальных. Подобная корреляция имеет место в области психологии (см. Гештальт) и социологии.

       КОРТИКАЛЬНЫЙ (от лат. cortex кора) – протекающий в коре больших полушарий, относящийся к коре больших полушарий головного мозга.

       КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – понятие логики (см. Умозаключение апагогическое).

       КОСМОГОНИЯ (от греч. kosmogonia создание мира) – миф о сотворении, дорациональное, донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии.. Типично космогонические учения развивали все религии, причем эти учения рассматривали также и происхождение человеческого рода. Следует различать три главных вида космогонии: история творения, если она рассматривает мир в целом как продукт божественной воли; история формирования, когда божество формирует мир из вещества, которое мыслится как наличное, но не созидается; история развития, когда материя мыслится вечной, созидающей мир в его многообразии своими собственными силами. Переход от донаучной космогонии к научной космологии совершается уже в ионийской натурфилософии.

       КОСМОЛОГИЯ (греч. – учение о мире) – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. Появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов). Дальнейшее развитие космологии идет через Гиппарха и Птолемея к Копернику, Тихо Браге, Кеплеру, Ньютону и затем к настоящему времени, причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. Рассматривавшаяся и излагавшаяся раньше как часть метафизики, космология сама стала наукой о природе и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.

       КОСМОС (греч. kosmos – Вселенная) – мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначально – то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Плутарх начинает свою «Естественную историю» с восхваления космоса. Космическим чувством, или ощущением, называется преисполненность чувством внутренней тесной связи с космосом (см. также Федоров). Космический – относящийся к миру, космосу, свойственный космосу, приходящий из космоса (напр., космические лучи).

       КОСМОТЕИЗМ (греч.) – учение, согласно которому Бог и мир сливаются воедино.

       КОФФКА (Koffka) Курт (род. 18 марта 1886, Берлин – ум. нояб. 1941, США) нем.-амер. психолог; с 1927 – профессор Смит-колледжа в Нортхеймтоне (Массачусетс); один из основателей гештальтпсихологии (см. Гешталъттеория), способствовавший ее международному распространению. Рассматривал даже мыслительные функции как наглядный «гештальт мысли». Осн. произв.: «Die Grundlagen der psychischen Entwicklung», 1921; «Principles of Gestalt Psychology», 1935.

       КРАМЕР (Kramer) Вольфганг (род. 18 окт. 1901, Гамбург) – нем. философ, ученик Р. Генигсвальда; занимался проблемами систематики в философии. Осн. произв.: «Das Problem der reinen Anschauung», 1937; «Die Monade, das philosophische Problem vom Ursprung», 1954; «Grundlegung einer Theorie des Geistes», 1957.

       КРАТИЛ (Kratylos) из Афин (род. 2-я пол. 5 в. – ум. нач. 4 в. до Р. X.) – древнегреч. философ, ученик Гераклита и учитель Платона. Опровергал допустимость каких-либо суждений, т. к. об абсолютно изменяемом нельзя сделать никакого определенного высказывания. Его именем названо также одно из соч. Платона, в котором содержится изложение философии языка Кратила (с полемикой против учения Гераклита).

       КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (род. 6 мая 1781, Эйзенберг, Тюрингия – ум. 27 сент. 1832, Мюнхен) нем. философ, ученик Фихте и Шеллинга, представитель панентеизма (этот термин ввел он сам), продолжатель учения Канта. Дух и тело, по Краузе, находятся в противоречии и взаимодействии друг с другом; стоящее над этим целое есть Бог как сущность, абсолютное, действительное. Поэтому началом всякой философии должно быть рассмотрение сущности. Цель развития человечества – союз народов. Краузе приобрел большую популярность в Бельгии, Испании и Южной Америке. Осн. произв.: «Das Urbild der Menschheit», 1811; «AbriЯ des Systems der Philosophie», 3 Bde., 1825-1828; «Vorlesungen ьber das System der Philosophie», 1828; «Vorlesungen ьber die Grundwahrheiten der Wissenschaft», 1829.

       КРАУС (Kraus) Оскар (род. 24 июня 1872, Прага – ум. 1942, Лондон) – чеш. философ; сторонник философии Франца Брентано, труды которого он издавал. С 1916 по 1938 – профессор в Праге. В своем учении о праве и ценностях он различает эмоциональные оценки и следующие за ними интеллектуальные суждения о ценности. Ценность существует лишь в связи с сознанием. Самостоятельного царства ценности нет. Осн. произв.: «Zur Theorie des Wertes», 1901; «Franz Brentano», 1919; «Wege und Abwege der Philosophie», 1934; «Die Werttheorien», 1937.

       КРАФТ (Kraft) Виктор (род. 4 июля 1880, Вена – ум.?) – австр. философ, представитель неопозитивизма, занимался вопросами теории познания, учения о ценностях и систематикой философии. Осн. произв.: «Weltbegriff und Erkenntnisbegriff», 1912; «Die Grundlagen einer wissenschaftlichen Wertlehre», 1937; «Mathematik, Logik und Erfahrung», 1947; «Einfьhrung in die Philosophie», 1949.

       КРЕАТИВНОСТЬ – способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произв. искусства. Психологические эксперименты в области мотивации и научения показали и роль новизны как катализатора деятельности. У высокоорганизованных организмов существует основополагающее постоянное противоречие между установлением и поддержанием постоянства окружающей среды и нарушением достигнутого равновесия ради новых возможностей и новых ощущений. Психологические исследования обладающих высоким творческим потенциалом людей раскрыли это противоречие как дуализм интеллекта и интуиции, сознания и бессознательного, психического здоровья и психического заболевания, общепринятого и нетрадиционного, сложности и простоты. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и др. По достижении определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью, т.е. обладающее высоким интеллектуальным уровнем лицо может и не иметь высокий творческий потенциал.

       КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creare создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом (см. Традуциониэм).

       КРЕПЕЛИН (Kraepelin) Эмиль (род. 15 февр. 1856, Нейстрелитц – ум. 7 окт. 1926, Мюнхен) – нем. психиатр и психолог, ученик и друг В. Вундта; профессор с 1903. Применял в психиатрии методы экспериментальной психологии. Осн. произв. в пер. на рус. яз. – «Учебник психиатрии», 1910-1912. См. также Кречмер.

       КРЕЧМЕР (Kretschmer) Эрнст (род. 8 окт. 1888, Вюстенрот, Вюртемберг – ум. 9 февр. 1964, Тюбинген) – нем. психиатр; с 1946 – профессор в Тюбингене. Последовательно проводя и осуществляя единство учений о конституции и характере человека, открыл новые пути для медицины, психологии и антропологии (философской). По Кречмеру, имеются три типа конституции (строения) тела: пикнический, атлетический и астенический, определенным образом относящиеся к обеим установленным еще Крепелином формам психического заболевания – маниакально-депрессивной и шизофренической: пикник склонен к первой, атлет и астеник – ко второй форме этого заболевания. Кроме того, Кречмер нашел, что те особенности характера, которые в большой степени проявляются при душевном заболевании, свойственны также и здоровым представителям этой же конституции. Определенным типам строения тела соответствуют определенные темпераменты; Кречмер называл их «циклоид» и «шизоид». См. Атлетический тип, Лептосомный тип, Пикник, Циклотимик, Шизотимия. Осн. произв.: «Kцrperbau und Charakter», 1921 (рус. пер. 1924); «Medizinische Psychologie», 1922 (рус. пер. 1928); «Geniale Menschen», 1929.

       КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область прикладной психологии, исследующая – как вообще, так и в отдельном конкретном случае – душевную жизнь и жизнь в целом у человека, заслуживающего наказания, и у преступника с целью установления психических причин преступления. При этом учитываются как индивидуальные (напр., наследственная склонность, влияние наркотиков, темперамент), так и социальные факторы (напр., экономическое положение, среда, дурной пример). Вместе с психологией свидетеля, защитника, прокурора и судьи криминалистическая психология образует судебную психологию (см. Судебная психология),

       КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion средство для суждения) – признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, -мерило оценки; в теории познания – признак истинности или ложности положения.

       КРИТИКА (от греч. kritike – искусство суждения) – оценка, способность к оценке, проверке, одна из важнейших способностей человека, предохраняющая его от последствий заблуждений и ошибок; частный случай – критика по отношению к самому себе (самокритика). «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» – названия трех произв. Канта.

       КРИТИЦИЗМ – в философии, начиная с Канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. В общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом. Критицизм Канта обращен против: 1) пренебрежительного отношения к роли ощущений в познании; 2) утверждения, что познание может возникать из чистых понятий (категорий), без подтверждения ощущениями; 3) утверждения, что Бог, душа, мир суть познаваемые объекты, в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими). Осн. тезис критицизма: созерцание без понятий – слепо, понятия без созерцания – пусты.

       «КРОКОДИЛ» – знаменитый парадокс древности: крокодил похитил у матери ребенка и обещал ей, что вернет его назад тогда, и только тогда, когда мать угадает, что крокодил станет делать. Мать сказала: «Ты не вернешь мне моего ребенка...»

       КРОНЕР (Kroner) Рихард (род. 8 марта 1884, Бреслау – ум.?) – нем.амер. философ, профессор Ун-та в Киле; жил в Филадельфии. Занимался вопросами истории философии, философии религии и нем. идеализма. Осн. произв.: «Zweck und Gesetz in der Biologie», 1912; «Kants Weltanschauung», 1914; «Von Kant bis Hegel», 2 Bde., 1921-1924; «Culture and Faith», 1951; «Speculation in PreChristian Philosophy», 1956.

       КРОПОТКИН Петр Алексеевич, князь (род. 9 дек. 1842, Москва – ум. 8 февр. 1921, Дмитров, под Москвой) – рус. теоретик анархизма, революционер и писатель. В 70-х годах участвовал в движении народничества. Его моральные и социологические взгляды достигают вершины в понятии взаимопомощи, которое он кладет в основу своей теории анархического (т.е. безгосударственного) коммунизма. Философские взгляды Кропоткина сочетают позитивизм и механистический материализм. Отвергая диалектику, считал единственно научным методом мышления индуктивно-дедуктивный метод естествознания. На взгляды Кропоткина оказали влияние теория Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Осн. произв.: «Хлеб и воля», 1892; «Взаимная помощь как фактор эволюции», 1902; «Современная наука и анархия», 1913; «Этика», 1921, и опубликованные после его смерти «Дневник», 1923; «Записки революционера», 1933.

       КРОХ (Kroh) (род. 15 дек. 1887, Беддельгаузен, Вестфалия – ум.?) – нем. педагог и психолог, ученик Г. Э. Мюллера, с 1942 – профессор в Берлине (Свободный ун-т). После исследований в области эйдетики Крох обратился к типологически-характерологической и наследственной психологии. Осн. произв.: «Psychologie des Grundschulkindes», 1928; «Psychologie der Oberstufe», 1932.

       КРОНЕ (Croce) Бенедегго (род. 25 февр. 1866, Пескассероли, близ Неаполя – ум. 20 нояб. 1952, Неаполь) – итал. философ; профессор в Неаполе (1902 – 1920); представитель идеалистической философии – направления, примыкающего к философии Гегеля, и одновременно антиклерикального интеллектуализма. По Кроче, нет никакой природы. Нет ничего реального, кроме духа, который осуществляется диалектически на четырех ступенях (двух теоретических и двух практических): 1) как интуиция (эстетическая ступень), 2) как синтез общего с индивидуальным (логическая ступень), 3) как воля единичности (экономическая ступень), 4) как воля всеобщего (этическая ступень). Дух проходит эти ступени каждый раз на более высоком уровне. Мир есть история. Историческое развитие идет от хорошего к лучшему. Познавательной силе интуиции и фантазии Кроче придает очень большое значение. Он явился основоположником влиятельной итал. этико-политической школы. Осн. произв.: «Saggi filosofici», v. 1-14, 1922-1952; «La storia come pensiero e come azione», 1938; «II carattere della filosofia moderna», 1941; «Storia dell'estetica per saggi», 1941; «Дesthetica in nuce», 1946; «Politics and morals», 1946; «Goethe», 1949; «Indagini su Hegel», 1952; «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», 1920.

       КРУЗИУС (Crusius) Кристиан Август (род. 10 янв. 1715, Леуна – ум. 18 окт. 1775, Лейпциг) – нем. философ, наиболее серьезный противник Христиана Вольфа. Создал учение о предустановленной гармонии; в своем учении, направленном против Лейбница и Вольфа, Крузиус защищал точку зрения, согласно которой не все действия являются с необходимостью результатом вызывающих их причин. Главная работа: «Weg zu GewiЯheit und Zuverlдssigkeit der menschlichen Erkenntnis», 1747.

       КРУШЕНИЕ – роковое переживание, по Ясперсу, при встрече с пограничными ситуациями, которое человек должен использовать для того, чтобы из него получить «путь к бытию», потому что крушение ставит человека перед «ничто», мир и все сущее ниспровергается и исчезает, а духовный взгляд на бытие становится свободным. Крушение есть шифр бытия.

       КРЮГЕР (Krьger) Феликс (род. 10 авг. 1874, Позен – ум. 25 февр. 1948, Базель) – нем. психолог, ученик В. Бундто; в 1917 – 1933 – профессор в Лейпциге. Разрабатывал генетическую психологию Вундта в плане антимеханической психологии развития, позже обратился к изучению чувств и создал учение о целостности душевного, а также сделал определенные выводы, касающиеся теории организма и общности. Оказал существенное влияние на развитие современной психологии целостности и гештальтпсихологии. Осн. произв.:- «Ьber Entwicklungspsychologie», 1915; «Der Strukturbegriff in der Psychologie», 1924; «Ьber psychische Ganzheit», 1926; «Das Wesen der Gefьhle», 1928; «Die Psychologie des Gemeinschaftslebens», 1934; «Zur Philosophie und Psychologie der Ganzheit», 1953.

       KCEHOKPAT (Xenokrates) (род. 396 ум. 314 до Р. X.) – древнегреч. философ родом из Халкедона; с 339 до Р. X. – руководитель Академии (Платона). От него идет деление философии на диалектику (логику), физику (натурфилософию) и этику.

       КСЕНОФАН (XenophanesXpofl. 580577, Колофон, в Малой Азии – ум. 485 – 490 до Р. X., Элея, Южная Италия) древнегреч. философ. Основал школу элеатов в Южной Италии, «первый среди элеатов цельный ум» (Аристотель). Хотя Ксенофан мыслил большей частью с помощью поэтических образов, нежели понятий, он боролся с антропоморфистским представлением о Боге. Выступая против такого представления, он требовал «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов. Именно в этом смысле понимал богов как одно и все. К природе он относился с благоговением, как к высшему совершенству. Но полной уверенности в существовании богов и общей, единой природы, считал Ксенофан, никто не достиг и не мог достичь, ибо если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, т. к. все есть видимость. Известны «Фрагменты» стихотворений Ксенофана, в которых он излагает свое учение.

       КСЕНОФОНТ (Xenophon) (род. ок. 450 – ум. 354 до Р. X.) – древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении. В «Киропедии» – своего рода тенденциозном историческом романе, описывающем жизнедеятельность персид. царя Кира Старшего, – он изображает идеал властителя, связывая философские учения с реальным пониманием политических отношений на Востоке. После него остались также «Воспоминания о Сократе», «Апология Сократа», «Пир» (см.: Ксенофонт Афинский, Сократические соч., М., 1935), в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произв. Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

       КУДРЯВЦЕВ Виктор Дмитриевич (род. 1828 – ум. 1891) – рус. философбогослов; носил прозвище Кудрявцев-Платонов (за пылкую приверженность Платону), доктор богословия (с 1873), с 1854 по 1891 – профессор Московской духовной академии, ученик Голубинского. Философия, по его мнению, есть наука о сущности, последнем основании и цели существующего; ею объединяются все науки, одушевляются, озаряются идеальным светом факты. Признавая началом познания и бытия идею всесовершенного Существа и рассматривая дуализ духа и материи как дифференцирование и поляризацию этой отличной от мира Высшей Силы, Кудрявцев как защитник системы трансцендентального монизма пытался заменить этим учением субстанциальный монизм материализма и идеализма, жертвующих то духом ради материи, то материей ради духа. Он критически относился к Канту, что выражалось гл. о. в неприятии кантовских доказательств бытия Бога; сочувственно – к философии Якоби, поскольку тот выдвигал элемент веры как способности познания сверхчувственного. Как и Соловьев, считал, что любовь есть истинное знание. С 1852 напечатал целый ряд работ по философии, гносеологии, естественному богословию, космологии и рациональной психологии. В его богословских работах речь идет об источниках идеи Бога, о религии, ее сущности и происхождении, о различных формах первобытной религии и о различных видах религиозного сознания, както: деизме, пантеизме, атеизме; значительное место отведено в статьях доказательствам бытия Бога. Все вопросы философии религии обстоятельно рассматриваются в духе православия. Осн. произв.: «Религия, ее сущность и происхождение», 1873; «Начальные основания философии», 1895; Собр. соч. в 3 тт., 1893-1894; «Введение в философию», 1901 (два последних соч. были удостоены Св. Синодом премии митрополита Макария).

       КУЗЕН (Cousin) Виктор (род. 28 нояб. 1792, Париж – ум. 12 янв. 1867, Канны) франц. философ; с 1814 – профессор в Париже. Развивал эклектическую философию, учил, что все философские системы содержат как истинные и долговечные, так и неистинные и преходящие элементы. К концу своей жизни он обращается к картезианству в его психологически окрашенной и тем самым смягченной форме. Занимал позицию между двумя школами – выступающей против метафизики шотл. школы (Юл, Гамильтон) и опирающейся на метафизику нем. школы (Шеллинг и Гегель – «два знаменитых друга», «deux illustres amis» Кузена) – и был настроен против сенсуализма и материализма. Его осн. работа – «Cours de l'histoire de la philosophie», 8 v., 1815-1829.

       КУЛЬТУРА (лат. cultura) – первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultural с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития Истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация – совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив). См. также Культуры морфология, Культуры психология, Культуры социология, Культуры философия.

       КУЛЬТУРНЫХ КРУГОВ ТЕОРИЯ – см. Фробениус.

       КУЛЬТУРЫ КРИТИКА – см. Культуры философия.

       КУЛЬТУРЫ МОРФОЛОГИЯ – наука о «формах» и смене форм культур как самостоятельных, независимых от человека организмов с закономерным ходом всего развития (рождение, юность, расцвет, старость, смерть). Морфология культуры исходит из предположения, что как внутренняя целостность и самостоятельность, так и переход культур с одной ступени на другую вызываются внутренней силой, действующей в самой культуре. Морфология культуры имеет дело преимущественно со сравнительным методом и методом аналогий. Главные ее представители: Брейзиг, Фробениус, Шпенглер, Шпрангер и Тойнби.

       КУЛЬТУРЫ ПСИХОЛОГИЯ – область психологии, задача которой состоит в объяснении различных сторон человеческой культуры (искусства, религии, языка, экономики, общества и т. д.) с психологической точки зрения.

       КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ – введенное Дильтпеем название отдельных областей культуры, поскольку они обнаруживают специфически-закономерную внутреннюю связь. Системы культуры образуют религия, наука, право, экономика, искусство, государственная жизнь, техника.

       КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ – применение методов социологии к объяснению развития и функций культуры, причем предполагается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп, ее носителей.

       КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ – совокупность попыток философского объяснения явления культуры, его расчленения на ряд областей, объяснения законов его структуры, соподчинения между частями этого явления и определения его ценности. Поскольку культура вообще существует лишь в истории или как история, то философия культуры во многом совпадает с философией истории и часто даже идентична с ней. По сути дела, философия культуры (сам термин появился лишь в начале 20 в.) начинается с досократиков, с различения того, что «от природы», от того, что существует «благодаря установлению или закону». Философию культуры мы находим у Платона и стоиков, в отдельных случаях в эпоху средневековья, у Фомы Аквинского, а позже – у гуманистов. Четкую форму философия культуры получает только в 18 в., а именно благодаря Вико в Италии, Руссо и Вольтеру во Франции и особенно Гердеру в Германии, под влиянием которого она становится учением о становлении и действии телеснодушевно-духовной целостности человека в мире природы и одновременно в исторически-духовном мире. Начиная с Руссо, философия культуры выступает также и как критика культуры, каковой она является у Якоба Буркхардта, Дильтея, Ницше, Клагеса, Шпенглера и Ростоу.

       КУМБЕРЛЕНД (Cumberland) Ричард (род. 15 июля 1631, Лондон – ум. 9 окт. 1718, Питерборо) – англ, философ, епископ англиканской церкви. В противоположность Гоббсу считал движущей силой человеческого поведения не эгоизм, а дарованную Богом склонность к деятельному проявлению воли. Высшей этической задачей считал содействие всеобщему благоденствию. Осн. произв. – «De legibus naturae», 1672.

       КУН (Kьhn) Хельмут (род. 22 марта 1899, Любен, Силезия – ум.?) – нем. философ, профессор Мюнхенского ун-та. Занимался проблемами метафизики, эстетики и древнегреч. философии, пытался преобразовать метафизику в направлении экзистенциализма. Осн. произв.: «Die Kulturfunktion der Kunst», 2 Bde., 1931; «Sokrates – ein Versuch ьber den Ursprung der Metaphysik», 1934; «A History of Esthetics» (совместно с К. Гилберт), 1950 (рус. пер. «История эстетики», М., 1960); «Begegnung mit dem Nichts – ein Versuch ьber Eksistenzphilosophie», 1950.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: