С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 11 страница

       ЛЕЙВ (Leeuw) Герард ван дер (род. 18 марта 1890, Гаага – ум. 18 нояб. 1950, Утрехт) – нидерл. представитель философии религии; с 1918 по 1950 – профессор в Гронингене, в 1945-1946 – министр просвещения. Учил, что все жизненные явления указывают на откровение Бога в Христе. У Бога есть место для каждого, даже для атеиста. Осн. работы: «Phдnomenologie der Religion», 1933; «Inleiding tot de theologie», 1935; «Bachs Matthaeuspassion», 1937; «Der Mensch und die Religion. Anthropologischer Versuch», 1940; «Bachs Johannespassion», 1946; «Levensformen», 1948; «Die Bilanz des Christentum», 1951.

       ЛЕККИ (Lecky) Уильям Эдуард Гартполь (род. 26 марта 1838, Ньютаун, близ Дублина – ум. 22 окт. 1903, Лондон) – ирл. историк; ученик Бокля, исследователь истории культуры. Осн. произв.: «History of the rise and influence of the spirit of rationalism in Europe», 2 vol., 1865; «History of european morals from Augustus to Chalemagne», 2 vol., 1869.

       ЛЕММА (от греч. lemma) – предложение, положение; в математике – вспомогательное предложение, употребляемое при доказательстве одной или нескольких теорем.

       ЛЕНИВЫЙ РАЗУМ – у Цицерона, Канта и др. разум, который отказывается от деятельности; поскольку фатализм прав, употребление разума в жизни оказывается излишним. Ср. Квиетизм.

       ЛЕПТОСОМНЫЙ ТИП (от греч. 1ерtos – тонкий, нежный и soma – тело) – тип конституции, характеризующийся худощавостью, т.е. отставанием роста тканей в толщину по сравнению с ростом в длину. В отличие от «как струна» напряженных, сильных лептосомов Кречмер называет «астениками» хилые экстремальные варианты и слабые формы лептосомного типа.

       ЛЕРУ (Leroux) Пьер (род. 1797 – ум. 1871) – франц. философ и экономист; последователь Сен-Симона. В 1824 основал журнал «Le Globe», печатный орган сенсимонистов. Позже пытался сконструировать собственную социальную систему т. н. христ. социализма, которую развивал в «De Egalite» (1838), «Refutation de l'electicisme» (1839) и др. Эта система представляла собой соединение пифагорийских и буддийских учений с учениями Сен-Симона, а также предполагала участие особой «религии человечества», основанной на солидарности и равенстве людей. Выступал против католич. церкви. После государственного переворота 1852 был изгнан из страны, долгое время жил на о. Джерси, где обнародовал свою социально-философскую поэму «La Greve de Samarez». Осн. произв.: «Опыт о равенстве», 1838; «О человечестве, его принципах и его будущем», 2 т., 1840.

       ЛЕРУА (Le Roy) Генрих (род. 1598 ум. 1679) – голл. врач и философ; профессор Утрехтского ун-та; основатель материалистической школы картезианства (последователей Р. Декарта). Отойдя от дуализма картезианской философии, считал невозможным существование особой мыслящей субстанции и объявил материю единственной субстанцией, а душу – модусом тела, т.е. вторичной, производной по отношению к телу. Отстаивая материалистический сенсуализм, Леруа отрицал врожденные идеи, в т. ч. идею Бога. Осн. произв.: «Fundamenta physices», 1646; «дxplicatio mentis humanae sive animae rationalis», 1647; «Philosophia naturalis», 3 ed., 1661; «Fundamenta medica», 1647.

       ЛЕРУА (Le Roy) Эдуард (род. 18 июня 1870, Париж – ум. 11 нояб. 1954, там же) – франц. философ; профессор в Коллеж де Франс. Пытался объединить философию Бергсона с католицизмом. Занимался также математикой, палеонтологией и антропологией. Осн. произв.: «L'exigence idealiste et le fait de revolution», 1927; «Le probll38me de Dieu», 1929; «La pense"e intuitive», 2 vol., 1929-1930; «Les origines humaines et revolution de l'mtelligence», 1931; «Introduction a l'etude du probleme religieux», 1944.

       ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (род. 15 янв. 1837, с. Денисовка, Полтавской губ. – ум. 13 нояб. 1905, Киев) – рус. философ-позитивист и публицист. Сотрудничал в «Отечественных записках» Некрасова, в «Рус. богатстве», затем в «Русской мысли». Соответственно менялись и политические взгляды Лесевича – от сочувствия демократам к либерализму, а в философии – от приверженца философских взглядов О.Конта, Дж.С.Милля, Г.Спенсера к «новокритической нем. школе» (Р.Авенариус, А.Риль, Ф.Паульсен и др.) как высшей стадии позитивизма. Эта школа, по Лесевичу, дополнила философию Конта теорией познания, построенной на истолковании чистого опыта. Сущее и вещи – не более чем призраки, лишь тогда имеющие смысл, когда есть человеческие индивиды, их воспринимающие и мыслящие. Осн. работы: «Опыт критического исследования основоначал позитивной философии», 1877; «Что такое научная философия», 1891; Собр. соч., тт. 1-3, 1915-1917.

       ЛЕ СЕНН (Le Senne) Рене (род. 8 июля 1882, Эльбеф, Нижняя Сена – ум. 1 окт. 1954) – франц. метафизик. Исходил из идей Гамелена и Бергсона, близко стоял к христ. экзистенциализму. Свою философию он называл «идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом»; «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознанное самим собой Я обладает частицей бесконечного Я, которое есть «ценность»; Я и не-Я в сознании взаимно пронизывают друг друга. Сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы сознания. Осн. произв.: «Intriduction a la philosophic», 1925; «Le devoir», 1930; «Le monsonge et le caractere», 1930; «Obstacle et valeur», 1934; «Traite de morale generate», 1942; «Traite de carakterologie», 1945; «La destinee personelle», 1951; «La decouverte de Dieu» (из наследия), 1955.

       ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (род. 22 янв. 1729, Каменг, Саксония – ум. 15 февр. 1781, Брауншвейг) – нем. поэт эпохи Просвещения, философ, критик (литературы и искусства). Был дружен с Моисеем Мендельсоном. Выступал за свободу научного исследования, особенно в литературных науках; ратовал за терпимость и гуманность («Nathan der Weise», 1779 – рус. пер. «Натан Мудрый», 1882). В области философии религии боролся против церковного догматизма. В соч. «Воспитание человеческого рода» («Erziehung des Menschengeschlechts», 1780) он выражает надежду, что после веков наслаждения и честолюбия наступит век выполнения долга. Своей критикой эстетики, а также своими драмами Лессинг проложил путь поэзии великих классиков. Соч. в 30 тт., 1771-1794, изд. Лессинга и его брата Карла; Соч. в 13 тт., 1838- 1840; Соч. в 23 тт., 1886-1924; Соч. в 25 тт., 1925; Соч. в 7 тт., 1911. На рус. яз.: Собр. соч., т. 1-Х, СПБ.-М., 1904.

       ЛЕССИНГ (Lessing) Теодор (род. 8 февр. 1872, Ганновер – ум. 30 авг. 1933, Мариенбад: убит) – писатель и философ; прагматист, близко стоявший к социализму. Защищал рационалистический пессимизм в области культуры («Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen», 1919) и выступал за равноправие женщин, уничтожение официально разрешенной проституции, за мирное соглашение между народами. Осн. произв.: «Wertaxiomatische Studien», 1908; «Europa und Asien», 1919; «Prinzipien der Charakterologie», 1926.

       «ЛЖЕЦ» – название приписываемого Евбулиду софизма: «Если некто – лжец и при этом он говорит, что лжет, – значит он лжет и одновременно говорит правду».

       ЛЖИВОСТЬ – понятие экзистенциальной философии Сартра (франц. mauvaise foi), означающее такую ложь, когда я умышленно утаиваю от себя истину, мне известную, когда я в известном смысле лгу сам себе. Но т. к. я не могу себя обманывать даже умышленно (ибо мое сознание известно мне полностью), то моя лживость начинает исчезать, едва появившись, уступая тем самым место цинизму. Однако она может постоянно вызываться вновь, а может и быть характерна для всей жизни человека.

       ЛИ и ЦИ – понятия в кит. философии. Если Ли означало принцип, порядок вещей, форму и истолковывалось как идеальное, духовное, нематериальное начало, то противоположное ему Ци – пар, дыхание, эфир, т.е. основа мира в виде мельчайших частиц, – как материальное начало. Частицы, находясь в постоянном движении, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновения вещей. Кроме того, Ци – это материальная сила, энергия, а также жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и людей. В кит. философии Ли и Ци (принцип и материальная сила) выступали как два связанных друг с другом аспекта, как проявления единого пути. В конфуцианстве понятие Ли играло роль осн. этического принципа, регулирующего отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.

       ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. ьberaus свободный) – свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и т. д. и стать на собственные ноги. Сильный толчок своему развитию либерализм получил в эпоху Просвещения (в противовес схоластике), Реформации (против католицизма), пиетизма (в противовес лютеранству). Как политическое направление либерализм противостоит консерватизму и реакции; как экономическая доктрина выступает за свободное соревнование, за не ограничиваемый государством товарообмен; в области мировоззрения – за космополитизм, терпимость и гуманность; в религиозной области борется против ортодоксии. С точки зрения философии либерализм близок индивидуализму, подчеркивая ценность личности в противовес ценности коллектива. Носителем либерализма во все времена была буржуазия.

       ЛИБЕРТ (Liebert) Артур (род. 10 нояб. 1878, Берлин – ум. 5 нояб. 1946, там же) – нем. философ; с 1928 по 1933 профессор в Берлине, с 1910 по 1933 – председатель Кантовского общества, с 1934 по 1939 – профессор в Белграде; неокантианец. Работал над теориями Пико делла Мирандолы, Фихте, Штриндберга, Канта, Гёте, Дильтея, а также разрабатывал проблему ценностей, изучал возможность критической философии вообще, занимался диалектикой и теорией познания. Осн. произв.: «Das Problem der Geltung», 1914; «Der Geltungswert der Metaphysik», 1915; «Wie ist kritische Philosophie ьberhaupt mцglich?», 1919; «Geist und Welt der Dialektik», Bd. l, 1929 (рус. пер. «Дух и мир диалектики»); «Erkenntnistheorie», 2 Tie., 1932; «Der universale Humanismus», Bd. l, 1946.

       ЛИБИДО (лат. libido – страсть) – в сексологии чувственное вожделение, половое влечение. Одно из осн. понятий психоанализа, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремление, желание, склонность. К.- Г. Юнг в полемике с Фрейдом («Wandlungen und Symbole der Libido», 1939) расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.

       ЛИЛЕКВИСТ (Liljequist) Пер Эфраим (род. 24 сент. 1865, Эребру, Средняя Швеция – ум. 20 авг. 1941, Лунд, там же) – швед, философ; в 1906-1935 был профессором. Начав с психологии, он пришел к философии, стремился синтезировать взгляды Канта и Бострёма. Человек – несовершенный субъект, который для своего уяснения предполагает существование бесконечного, совершенного, абсолютного субъекта (в котором он лишь.«момент»). Осн. произв.: «Antike und moderne Sophistik», 1896; «Einfьhrung in die Psychologie», 1899; «Meinongs allgemeine Werttheorie», 1904.

       ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (лат. lingua – язык), также философия лингвистического анализа, философия обыденного языка – одна из школ неопозитивизма, течение, возникшее в 40-50-х годах 20 в. на основе философии здравого смысла Дж. Мура, а также взглядов Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия, по мнению ее сторонников (в Англии – Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом., в США – М. Блэк, П. Малкольм), призвана показать мнимый характер философских проблем, считая их псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Анализ языка они считали единственно возможным делом философии. Объектом внимания лингвистической философии в отличие от логического позитивизма стали не искусственные языки-модели, а разговорный естественный язык, поскольку ее представители считали, что нельзя исчерпывающе выразить богатство последнего в схемах некоего идеального языка. Язык – средство конструирования, а не отражения мира. Интересных результатов представители лингвистической философии добились в анализе логической структуры обыденного языка и изучении его семантических возможностей (см. Семантика).

       ЛИНКЕ (Linke) Пауль Фердинанд (род. 15 марта 1876, Штассфурт – ум. 19 июня 1955, Бранненбург) – нем. философ, профессор Йенского ун-та. Занимался вопросами онтологии, логики, теории познания и этики. Линке представлял онтологическую философию, которая исходит из факта интенциональности (см. Интенция), как ее понимал в поздний период своей деятельности Брентано, и допускает лишь могущие быть проконтролированными высказывания в духе логики высказываний Готтлоба Фреге. Согласно Линке, в бытии не существует никаких противоречий; смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы объяснять и устранять все возникающие в жизни противоречия, для чего необходимо убедительное выявление тех истин, которые, существуя «сами по себе», т.е. независимо от человеческого сознания, составляют основы нашей жизни. Осн. произв.: «Grundfragen der Wahrnehmungslehre», 1918; «Verstehen, Erkennen und Geist», 1936; «Niedergangserscheinungen in der Philosophie der Gegenwart», 1958.

       ЛИППС (Lipps) Ханс (род. 22 нояб. 1889, Пирна – ум. 10 сент. 1941, Россия) – нем. философ, с 1936 – профессор во Франкфурте. Работал в области логики и антропологии. Как специалист в вопросах философии языка, он пытался, подобно Л.Лавеллю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы протекания действительной речи, исходя из философии существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что «полагают» за различными словами. Осн. произв.: «Hermeneutische Logik», 1938; «Die menschliche Natur», 1942; «Untersuchungen zur Phдnomenologie der Erkenntnis», 1928; «Die Verbindlichkeit der Sprache», 1944; «Die Wirklichkeit des Menschen», 1954.

       ЛИППС (Lipps) Теодор (род. 28 июля 1851, Валльхальбен, Пфальц – ум. 17 окт. 1914, Мюнхен) – нем. философ, психолог, эстетик; профессор с 1894. Анализирующую прошлое психологию сделал осн. наукой для логики, эстетики, этики (для нормативных, по Липпсу, наук) и вообще для всей философии. Известное значение имеет его эстетика воли к художественному созиданию, которая психологически экспериментально обоснована и где особая роль принадлежит эстетике пространственного и теории вчувствования. Осн. произв.: «Grundzьge der Logik», 1893; «Komik und Humor», 1898; «Vom Fьhlen, Wollen und Denken», 1902; «Leitfaden der Psychologie», 1903; «Дsthetik» 2 Bde., 1903.

       ЛИТТ (Litt) Теодор (род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф – ум. 1962) – нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем – в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод понимания и гегелевский метод феноменологии и диалектики к этике и социологии, а также к истории духа и культуры. Отношение индивида и коллектива для Литта есть «встреча», в которой «я» отзывается «ты», в котором «ты» становится судьбой «я», и наоборот. С историко-философской точки зрения настоящее и прошлое, по Литту, дают основу для взаимного понимания друг друга, т.е. в свете настоящего уже становится ясным будущее. В своей теории познания Литт учит, что действительность, становясь достоянием познания, получает тем самым не случайный и внешний придаток, могущий быть ошибочным, а назначение, которое в самом строгом смысле принадлежит ей. Деятельность субъекта и свойство объекта корреспондируют друг с другом вследствие «первоначальной согласованности». Осн. произв.: «Geschichte und Leben», 1918; «Individuum und Gemeinschaft», 1919; «Erkenntnis und Leben», 1923; «Kant und Herder als Deuter der geistigen Welt», 1930; «Einleitung in die Philosophie», 1933; «Der deutsche Geist und das Christentum», 1937; «Protestantisches GeschichtsbewuЯtsein», 1938; «Das Allgemeine in der geisteswissenschaftlichen Erkennthis», 1941; «Denken und Sein», 1948; «Naturwissenschaft und Menschenbildung», 1952; «Hegels Versuch einer kritischen Erneuerung», 1953; «Technisches Denken und menschliche Bildung», 1957.

       ЛИТТРЕ (Littre) Эмиль (род. l февр. 1801, Париж – ум. 2 июня 1881, там же) франц. филолог и философ. Знаменит своим «Dictionnaire de la langue franchise», 1863-1877 («Словарь франц. языка»). Литгре был наиболее значительным приверженцем позитивизма Конта, но отклонял как ошибочную более позднюю его эволюцию, идя в своем мышлении собственным путем; к учению Конта о трех стадиях он добавил понятие четвертой стадии – техники. Кроме указанной, к числу его осн. работ принадлежат: «Analyse raisonnee du cours de philosophic positive», 1845; «Paroles de philosophic positivisme», 1859; «La Science au point de vue philos.», 1873.

       ЛИХТЕНБЕРГ (Lichtenberg) Георг Кристоф (род. 1 июля 1742, Оберрамштадт, близ Дармштадта – ум. 24 февр. 1799, Гёттинген) – нем. писатель, критик, физик; профессор с 1769. Вдохновенный защитник просвещения, в его взглядах уже были видны черты нем. идеализма; противник культа гениальности и мистицизма философии своего времени. Будучи приверженцем Канта (правда, весьма самостоятельным), делал из его философии выводы, имеющие особенно большое значение в области этики и педагогики, а в сфере практики боролся с духовной распущенностью (релятивизмом) и педантичностью (рационализмом), а также с конфессиональной ортодоксией. Его "Vermichten Schiften» (1800-1805) содержат много сатирических, иронических, остроумных суждений, касающихся всех сфер жизни. Произв.: «Aphorismen», 1902-1904; "Aphorismen, Briefe, Schriften», 1953.

       ЛИЧНОСТИ РАЗДВОЕНИЕ – см. Сознания раздвоение.

       ЛИЧНОСТЬ, персона (от лат. persona – маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все, что относится к личности, персоне, называется персональным. Со сменой взглядов, а особенно с накоплением знаний о человеке изменяется и понятие о личности. В процессе исторического развития, в особенности с начала нового времени, многие интерпретации личности выступают в философском обличье, и почти все они так или иначе сводятся к декартовскому дуализму тела и души и, значит, к религиозному (христ.) его источнику – будь это дуализм между Я и не-Я (Фихте), дуализм природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм, в последнее время – Клагес), сознательного и бессознательного (романтизм, Э. Гартман, психоанализ) или наличного бытия и существования (Кьёркегор, современный экзистенциализм). Личность – этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на др. личности. Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты». «Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он – как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками – предстает соединенным с др. такими же человеческими индивидами и узнает об их манере обращения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям» (Н. Гарман); см. также Реальность. Кроме того, др. личность является носителем объективного духа. С 18 в. (особенно начиная с Канта и Гердера) личность начинают отличать от индивидуальности.

       ЛИ ЭР – см. Лао-цзы.

       ЛОГИЗМ – умозаключение, учение о логической упорядоченности мира (см. Панлогизм).

       ЛОГИКА (от греч. logos – логос) 1) способность правильно, т.е. логически, мыслить; 2) учение о тождестве и его отрицании (Г. Якоби), учение о последовательности и методах познания (наука логики). В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем (имеющимся) понятиям. Осн. свойства понятий выражаются в логических аксиомах (см. Аксиома). Сначала рассматривается учение о понятии, затем следует учение о суждении и, наконец, умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе. Ей часто предпосылаются не научно-логические, а теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об образовании понятий. Иногда к ней присоединяют учение о системе. Логика (как наука) – лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий; она служит повышению формальной точности сознания и объективности содержания мышления и познания. Основателем западноевропейской логики (как науки) является Аристотель, «отец логики». Слово «логика» появилось впервые у стоиков; они и неоплатоники уточнили отдельные моменты ее, а в эпоху средневековья схоластика разработала ее в мельчайших подробностях, в тонкостях. Гуманизм изгнал из логики схоластику, но обновить ее не мог. Реформация взяла на вооружение логику Меланхтона, Контрреформация – логику Суареса. Поднявшись принципиально над схоластикой, развивал логику Иоганнес Штурм из Страсбурга; более известным стал Пьер Раме. С 17 в. стало заметным влияние на логику сфер мысли, связанных с математикой, причем в геометрическом методе Спинозы оно было меньше, чем у Лейбница, который использовал в логике совершенствующиеся естественнонаучные методы. От Лейбница и математики, а также и от неосхоластики пошла логика школы Вольфа. Кантовская «трансцендентальная логика» есть в действительности критическая теория познания, логика нем. идеализма (особенно логика Гегеля) – спекулятивная метафизика. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон и сторонники философии жизни отбросили традиционную логику. В настоящее время логика распалась на множество направлений: 1) метафизическая логика (гегельянство); 2) психологическая логика (Т.Липпс, отчасти В.Вундт); 3) теоретико-познавательная, или трансцендентальная, логика (неокантианство); 4) семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); 5) предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); 6) неосхоластическая логика; 7) феноменологическая логика; 8) логика как методология (неокантианство) и логистика, которая находится в центре споров о логике.

       ЛОГИСТИКА (математическая логика; англ, symbolic logic) – современная форма логики. Она отличается от старой, традиционной логики прежде всего своей формализированностью (т.е. принимает во внимание не содержательное значение отдельных высказываний, а лишь их синтаксические категории и их структурные связи) и тем, что ее осн. методом является логическое исчисление (это значит, что выражения можно преобразовывать согласно строгим правилам чисто формально, с ними можно производить логические выкладки). Не из необходимости, но большей частью исходя из практических соображений она широко использует символику (т.е. отдельные выражения обозначает совершенно определенными знаками) и аксиоматику (т.е. все существующие знаки определяются через несколько осн., и все законы выводятся по определенным правилам выводов из нескольких осн. правил, аксиом). Логистика в широком смысле – это учение о логическом исчислении, его предпосылках и применениях, в узком смысле – только учение о логическом исчислении. Логическое исчисление есть сумма логически интерпретированных исчислений. Исчисление – это система знаков и правил оперирования с ними. Пример такого исчисления дает шахматная игра: поля и фигуры представляют систему символов, правила ходов есть операционные правила. Формальные предпосылки логического исчисления разрабатывает металогика, учение о философских основах логического исчисления; сюда относится синтаксис (учение об отношениях знаков между собой; см. также Семиотика), семантика и прагматика (учение об отношениях между знаками и теми, кто их использует). В логистике можно выделить следующие части:

1. Исчисление высказываний. Оно исследует связи между высказываниями как нерасчлененными целыми (см. Высказывания) с помощью функторов, которые приблизительно cоответствуют словам «не», «или», «если... то...», «и» и т. д. Эти функторы называются функциями истинности, потому что значение истинности высказывания (Фреге: «Значение истинности высказывания – это истина или ложь»), которое они образуют, зависит в конечном счете от значения истинности, а не от смысла высказываний, которые служат аргументами этих функторов. Функтор «если... то...» называется импликатором, а его применение образует импликацию (pЙq, «p включает q"). Др. функции истинности – это: негатор (p, «не-р»), дизъюнктор (pvq, "р или q») (союз «или» понимается здесь в неразделительном смысле), конъюнктор (р • q, "p...[kon]q», приблизительно соответствует «и» в разговорном языке), эквивалентор (р є q, «p равно q»; см. также Эквивалент).

Исчисление предикатов. Оно анализирует те высказывания, которые исчисление высказываний рассматривает как целое. Предикат – это имя или внешний знак для обозначения свойств. Подчинение свойства «индивидууму», т.е. определенному отдельному предмету, выражается посредством предикатора, объем этого подчинения – посредством квантификатора; в исчисление входят не сами свойства, а лишь предикаторы или квантификаторы. Свойство, которое обозначается предикатором с одним только аргументом, называется качеством; при нескольких аргументах его называют отношением.

Исчисление классов (см. также Класс), причем, напр., класс курильщиков трубок воспринимается как «абстракция» формы выражения «x курит трубку»'; если «f» означает «курить трубки», то x(fx) означает те самые х, для которых верно fx (x курит трубку). Функтор «Щ» поэтому называется абстрактором (компрегенсором); как аргумент, он обладает формой высказываний и образует поэтому класс.

Исчисление отношений анализирует высказывания об отношениях («брат кого-то», «больше, чем», «подобно» и т. д.). Если R обозначает «составитель» и а – «Библия», тогда R'а есть класс составителей Библии; если а – «Гомер», то R'а обозначает класс произв. Гомера.

Особые исчисления. Сюда относятся: исчисления модальностей, многозначная логика (см. также Формализм), комбинаторная логика, силлогистика. Кроме приведенных в разделе «Исчисление высказываний» пяти символов, используется примерно еще шестьдесят (кроме больших и малых рим. и греч. букв). Первые попытки в направлении логистики были сделаны Г.В.Лейбницем. Его идеи были подхвачены Г.Плокке, И.Г.Ламбертом; вследствие начавшегося вскоре победного шествия трансцендентальной логики Канта их учения почти не привлекли внимания. Позже, независимо от этих учений, основателем «алгебры логики» явился Дж. Буль, опубликовавший в 1874 «The mathematical analysis of logic, being an assay towards a calculus of deductive reasoning». Дальнейшее развитие она получила в работах Августа де Моргана (1806-1878), Стенли Джевонса, Джона Венна (1834 – 1923), Ч.С.Пирса и др., достигнув вершины в трудах математика Эрнста Шредера (1841-1902; «Der Operationskreis des Logikkalkьls», 1877; «Ьber das Zeichen», 1890; «AbriЯ der Algebra und Logik», 1909). Подлинным основателем современной логистики является Готтлоб Фреге, который, однако, не получил почти никакого признания в Германии. Его мысли были восприняты итал. математиком Джузеппе Пеано (1858-1932; «Formulaire mathematique», 5 vol., 1895-1908), который ввел в употребление простую символику, получившую в настоящее время самое широкое распространение. Пользуясь ее языком, А. Н. Уайтхед и Б. Рассел написали основополагающую в области логистики работу «Principia Mathematica» (1910-1913). Кроме этого, имеется ряд др. направлений в развитии логистики, важнейшие из которых: исчисление модальностей, развитое К. И. Льюисом, многозначная логика Яна Лукасевича и Э. Л. Поста, комбинаторная логика Керри. Развитие аксиоматики и методологии исследования было значительно ускорено благодаря работам Давида Гильберта. Ведущие школы в логистике возникли позже, в период между двумя мировыми войнами, прежде всего в Германии, Польше и США; это привело к быстрому развитию логики, которое продолжается и в настоящее время.

       ЛОГИЦИЗМ – молчаливое или высказанное предпочтение логического способа рассмотрения перед психологическим; понимание математики как логической дисциплины; логицистический – зависящий от логики.

       ЛОГИЧЕСКАЯ УЛОВКА – логическое умозаключение, вынуждающее человека путем всевозможных запутываний и затуманиваний согласиться с утверждением. См. также "Лжец", Умозаключение ошибочное.

       ЛОГИЧЕСКИЙ. – соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике.

       ЛОГИЧЕСКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ – см. Логистика.

       ЛОГИЧНОСТЬ – характер, особенность логического. Противоположность – фактичность (см. Факт).

       ЛОГОС (от греч. logos) – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков – мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой (греч. heimarmene). Иногда, уже у стоиков, логос понимается как личность, как Бог. У Филона, неоплатоников и гностиков греч. идея логоса сливается с представлением о Боге в Ветхом завете; отныне логос является как вечно свойственная Богу сила разума, слово и вечная мысль Бога, которая в качестве логоса создала мир и которая пронизывает его и связывает; он является как перворожденный сын Бога, как др. Бог, посредник между Богом и человеком (мистика логоса). В христианстве (уже у Иоанна, но по-настоящему отчетливо только у отцов церкви) логос становится обретшим плоть словом Бога, «сыном» Бога, который пришел на землю как исторический Христос. Свое окончательное место в христианстве этот логос занял только в результате установления его в качестве второго лица в догмате о триединстве (троица).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: