С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 25 страница

       ПОЛИТЕИЗМ (от греч. polys – много и theos – Бог) – многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм.

       ПОЛИТИКА (от греч. politike – искусство управления государством) – согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас в учении о государстве под политикой понимают науку о задачах и целях государства и о средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей. Вспомогательные науки по отношению к политике: история, политическая и экономическая география, государственное право, народное право, социология, учение об экономике народного хозяйства, психология, этика. Практическая политика представляет собой активное участие людей в государственной жизни в качестве избирателей, депутатов, министров и т. д. В широком смысле она является партийной политикой, цель которой – завоевание государственной власти для осуществления определенного идеала государства, выраженного в партийной программе. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика «как искусство возможного»). Искусством называют политику государственного деятеля, поддержанного своими приверженцами в парламенте – даже если он не разделяет их политических догм, но в своих мероприятиях постоянно имеет в виду целостность государства. Государственные деятели такого типа настолько редки, что Бисмарк имел право называть их политику искусством. См. Государство.

       ПОЛОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Сексуальная психология.

       ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ (от лат. pubertas – возмужалость) – превращение ребенка в зрелого человека; выражается в наступлении биологической зрелости, в появляющемся – в связи с последним – рациональном (критическом) отношении к окружающему миру, а также в развитии способности к рациональному суждению. Во время полового созревания значительно повышается впечатлительность, усиливается активность. Поэтому родители в это время должны быть особенно внимательны к детям.

       ПОЛУЧЕНИЕ ВЫВОДА – заключение от познанного к дальнейшему знанию.

       ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. – В ка честве начального пункта философского развития в Польше можно принять год основания Ягеллонского (ныне Краковского) ун-та (1364). 15 век – век расцвета польск. схоластики. За нею следовала аристотелевско-стоическая философия эпохи Возрождения (Андрей Фрыч-Модржевский, 1503-1572). Во второй пол. 18 в. философия Просвещения свела на нет влияние господствовавшей неосхоластики (преобразование школ и ун-тов, 1773); главные представители: Гуго Коллонтай (1750-1812), Станислав Сташиц (1755-1826), Ян Снядецкий (1756-1830). В последующий романтический период существовали попытки построить универсальную философию абсолюта: Бронислав Трентовский (приват-доцент во Фрейбурге, в Брейсгау, 1808 – 1869), Кароль Либельт (1807-1875), Юзеф Кремер (1806-1875); к этим попыткам принадлежит также и мессианизм, историософский синтез, построенный на религиозных и националистических основах (Ю. Хёне-Вроньский, Август Цешковский, 1814-1894). Затем последовал научный и социальный позитивизм (Юлиан Охорович, 1850 – 1917); параллельно существовало неотомистское движение (Мариан Моравский, 1845-1901). Ок. 1900 Казимеж Твардовский основал аналитическое направление, которое стало господствующим (Котарбинский, Айдукевич) и из которого выделилась логическая школа Яна Лукасевича, Станислава Лещинского (1886- 1939), Альфреда Тарского. Из др. философов, не принадлежавших к школе Твардовского, можно отметить Владислава Генриха (1896-1957), взгляды которого были близки идеям Авенариуса, Флориана Знайнецкого (1882-1958), посвятившего последние годы жизни исследованиям в области социологии, а также представителя феноменологии Романа Ингардена. Кроме того, большую известность в области истории философии снискали труды таких ученых, как Констанцы Михальский (1879-1947), Александр Бирнепмайер и Владислав Татаркевич, который занимался также вопросами эстетики. После второй мировой войны наряду с аналитическим направлением с его многочисленными ответвлениями (А.Шафф, Л.Колаковский) на первый план выступает марксистская философия, потерпевшая в Польше крах к сер. 80-х годов.

       ПОЛЯ ТЕОРИЯ – способ рассмотрения новейшей физики, согласно которому не существует «сил, действующих на расстоянии», без некоторой посредствующей субстанции (следовательно, также без некоего «эфира»); напротив, каждая сила создает вокруг себя «поле» (т.е. сила состоит в создании поля), распространяющееся по способу континуума и действующее на любое тело (а также испытывающее действие любого тела), помещенное в данное поле. Пустое само по себе пространство обладает (единственным) свойством содержать в себе поля. По трем видам сил, известных в настоящее время, различают гравитационные поля (сила тяготения тяжелых масс), электромагнитные поля (силы притяжения и отталкивания электрически заряженных тел, силы притяжения магнитных тел) и поля ядерных сил (силы притяжения нуклеонов, составляющих атомное ядро, т.е. протонов и нейтронов). Поскольку всякая энергия одновременно представляет собой некоторую массу, а всякая масса – некоторую энергию, то и всякое поле представляет определенную массу, напр. электрическое поле, создаваемое электроном (см. Электрон). Теория поля приравнивает, т. о., массу, представленную энергией поля, к массе электрона, так что обе совпадают в поле. Если бы даже существовало наглядное различие между материей электрона и его силовым полем, то это не изменило бы физической картины. Энергия и материя сливаются в понятие поля, которое охватывает и ту и другую. Математическая функция описывает изменение напряжения поля в пространстве. Напряжение поля – единственная физическая реальность. Если напряжение поля возрастает в узкой области пространства со всех сторон, подходя к экстремально высокому значению, то мы выражаем это, говоря, что в данном месте находится электрон и, следовательно, материальная частица. Материя есть не что иное, как сингулярности поля (узлы поля).

       ПОЛЯРНОСТЬ (от греч. polos – небесный свод над полюсами) – противоречивое отношение, развитие сущности в двух противоположных, но тем не менее взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях; также первонапряжение. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире в яркой форме представлена у Гёте, романтиков и особенно у Шеллинга.

       ПОМПОНАЦЦИ (Pomponatius) Пьетро (род. 16 сент. 1462, Мантуя – ум. 18 мая 1524, Болонья) – итал. философ; учитель в Падуе, Ферраре и Болонье. В своем соч. «De immortalitate animae» (1516), примыкая к последователю Аристотеля периода поздней античности Александру Афродисийскому, он отрицал возможность существования нематериального индивидуального духа и сверхприродных явлений, свободу воли и бессмертие человеческой души, ибо она индивидуальна и связана с жизнью. Против нападок церкви (ее мораль греха и искупления, направленную в потусторонний мир, он также не признавал) Помпонацци защищался при помощи учения о двойственной истине.

       ПОНИМАНИЕ – 1) иметь о чем-либо правильное понятие. В психологии способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. При понимании или интерпретируется «смысл» телесно-вещественного (герменевтика, физиогномика), или происходит дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл (гномика). Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимать» был применен Дройзеном (J. G. Droysen, GrundriЯ der Historik, 1868). Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода психологии и наук о духе естественнонаучному методу «объяснения». Шпрангер различает идеофизическое понимание (объяснение сущности, исходя из физических признаков), субъективное понимание, объективное понимание и историческое понимание.

       ПОНЯТИЕ – одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. По Зигварту, понятие есть «представление, содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения». От понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу «лента» и поэтому обозначается понятием «лента»). Так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. Вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. Wesen) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав») и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. Прегнантности правило). Объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. Так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие «четырехугольник», при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. В это понятие «четырехугольник» входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. Как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать «четырехугольник формата почтовой открытки», затем как следующую ступень – ромб. Во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий. Между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие «четырехугольник», сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия. В свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от •мышления объект), затем объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов). Относительно познавательного значения понятия см. Сфера мышления. Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание. Далее различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее) и единичные, или индивидуальные понятия. Мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. Трансцендентальный); без понятийного мышления невозможна также метафизика. Понятийный – относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях.

       ПОНЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЕ – научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Различаются три осн. типа формирования понятий: математический, основанный на дедукции, эмпирическо-натурфилософский, пользующийся индуктивными методами и гуманитарный, в основе которого лежит индивидуально-аналитический подход. В психологии процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии и был предметом исследования швейц. психолога Жана Пиаже. Формирование понятий – сложный феномен, который включает две осн. фазы: на первой человек замечает важные характеристики, а на второй улавливает логическую связь характеристик. Помимо простых классификаций, понятия также могут служить в качестве норм или моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В подходе к процессу формирования понятий существуют значительные метафизические и эпистемологические различия, касающиеся природы и- происхождения понятий, движения между интуитивной и рациональной мыслью и вопроса о «когнитивных универсалиях». Стимульно-реактивная теория амер. психолога Б.Ф.Скиннера исключает звено мышления, доказывая, что научение происходит путем проб и ошибок. В когнитивной теории Пиаже утверждается, что научение приводит к пониманию объединяющих моментов в отношениях и сущностных проявлениях. Амер. психолингвист Наум Хомский считал, что когнитивные структуры человека являются врожденными. Согласно сегодняшним представлениям, формирование понятий не является монополией человека. Проводилось большое исследование развития понятий у животных, особенно у приматов. Многие исследователи не исключают, что животные способны к абстрактному мышлению. Кроме того, соотношение информационных процессов, происходящих в компьютере, и формирования понятий у человека стало важной частью изучения искусственного интеллекта.

       ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ – у Канта то же самое, что категория.

       ПОНЯТИЯ РАССУДОЧНЫЕ – см. Категория.

       ПОНЯТИЯ ФОРМЫ – см. Категория.

       ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич (род. 3 окт. 1846, Елизаветград – ум. 9 авг. 1907, с. Жоведь Черниговской губ.) – рус. логик, астроном, математик. В Казанском ун-те читал первые в России лекции по математической логике (1887-1888). Нашел оригинальные и простые методы отыскания множества следствий, вытекающих из данной системы посылок, и множества гипотез, из которых выводимы данные следствия («О способах решения логических равенств и об обратном способе математической логики», 1884). В философских воззрениях придерживался естественнонаучного материализма.

       ПОРОГ РАЗДРАЖЕНИЯ – определенные интенсивность и порядок в многообразии раздражителей, необходимых для того, чтобы изнутри воспринимаемого поля смогли вычленяться психические образы, осознаваемые как нечто воспринимаемое.

       ПОРОГ СОЗНАНИЯ – понятие, введенное Гербартом («Schwelle des BewuЯtseins») в психологию и означающее границу между сознательным и бессознательным. См. Порог раздражения.

       ПОРФИРИЙ (Potphyrios) (род. 232/33, Тир – ум. 304, Рим) – древнегреч. философ-неоплатоник. Будучи биографом и издателем соч. Плотина, он сделал его учение доступным пониманию благодаря ясному изложению. Комментировал также платоновские и аристотелевские произв., написал «Введение в учение Аристотеля о категориях» (этот текст и поныне обычно предпосылают «Категориям» Аристотеля); исследовал предикабилии. Полемическое соч. Порфирия «Против Христа» (448) было уничтожено Теодозием II, и оно было утрачено; очень мало сохранилось и от истории античной философии, написанной Порфирием.

       ПОРЯДОК – ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности (в отношении человеческого существования, напр., его позитивные нравственные свойства). Математический порядок – группировка всего многообразия величин в соответствии с математическими закономерностями. Политический порядок – установление жизненных отношений в зависимости от характера народа. Порядок как метафизический принцип имеет место уже в древнейшей космологии (слово «космос» для греков и означало «порядок»). Убедительнейший пример порядка – естественный порядок в том виде, как он воплощается в организме (целесообразном единстве многообразия). Категории бытия, «слои» бытия (см. Учение о слоях) и законы природы постигаемы как принципы порядка (особенно отчетливо выявляющиеся в константах); см. Иерархия зависимости. В сфере психического правило прегнантности (см. Понятие) и закон хорошей формы (см. Гешталът) означают первоначальную упорядоченность.

       ПОСИДОНИЙ (Poseidonios) (род. ок. 135, Апамея, Сирия – ум. 51 до Р. X., остров Родос) – древнегреч. философ, влиятельнейший мыслитель средней Стой, руководитель основанной Панэцием в Родосе школы, где его слушали Цицерон и Помпеи; полагают, что он был универсальным для своего времени ученым. Будучи философом, естествоиспытателем, математиком, астрономом, географом, историком и этнографом, он создал (сохранившуюся только в отрывках) философско-научную эклектическую систему, которая в центре божественной всеобщей природы помещает человека, дуалистически расколотого на тело и душу (за грехи возвращенную в тело). «Благодаря сочетанию выраженного в яркой форме осмысления действительности с не менее развитым чувством иррационального в мире и человеческой жизни, а также благодаря остроумной и доходчивой форме изложения в своих многочисленных соч. он оказал огромное влияние на чувства и мысли современного ему мира и последующее развитие» (В. Нестле). Произв. Посидония содержатся в «Poseidonius», v. l, Cambridge, 1972.

       ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ – остаточные ощущения, постепенно затухающая устойчивость ощущений, продолжающихся и после прекращения чувственного возбуждения (остаточный образ, отголосок, привкус); основан на устойчивости состояния возбуждения в органах чувств или в нервной системе.

       ПОСТУЛАТ (от лат. postulatum требование) – требование, предположение, которое является реально необходимым или должно быть мыслимым. Это предположение, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно (правдоподобно) на основе фактов или исходя из систематических или практических объяснений. Постулат практического разума – это, согласно Канту, «данный a priori, практический (NB: нравственный) императив, неспособный дать никакого объяснения, а также и доказательства своей возможности» (см. также Атеизм). Кантовские постулаты «практического разума» – свобода воли, бессмертие души, Бог. В качестве постулатов эмпирического мышления Кант вообще выдвигает следующие положения: 1) то, что согласно с формальными условиями опыта (со стороны воззрения и со стороны понятия), возможно; 2) то, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), деиствительно; 3) то, связь чего с действительным определяется по всеобщим условиям опыта, существует необходимо. Постулировать – высказывать что-либо в качестве постулата, принимать в качестве исходного положения без доказательств.

       ПОСТУПОК – всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений; см. Рефлекторное движение). В то время как с каждой вещью можно что-либо сделать, в поступке особо подчеркивается, что он принадлежит сфере нравственности. Поступок всегда является выражением человека как целого даже в том случае, когда поступки трудно или совсем невозможно отличить от автоматических действий. Чувство спонтанности наших поступков основывается на уверенности, что они определяются не только внешними раздражениями, что на них также оказывает влияние мышление. Поступок есть одна из форм проявления свободы воли (см. Свобода) и целенаправленной деятельности. В современной антропологии высказывается мнение, что человек является не столько мыслящим, сколько совершающим поступки существом (см. Активизм, Гелен, Прагматизм).

       ПОСЫЛКИ (лат. praemissae) – в логике в широком смысле высказывание (формула), на основании которого делается вывод или умозаключение. Посылками могут служить факты или суждения о фактах, принципы, аксиомы, постулаты и вообще любые события или высказывания, из которых можно извлечь полезную информацию. В узком смысле посылки – суждения, из которых в умозаключении следует новое суждение (заключение). В зависимости от вида умозаключения посылок могут быть самые различные суждения и их сочетания. Чтобы вывод умозаключения был истинным, необходимо, чтобы истинными были посылки и чтобы они были логически правильно соединены в умозаключении. Посылки являются необходимым условием логической аргументации и доказательства.

       ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. potentia – способность, сила, мощь, действенность) – в схоластике приписываемая материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели; см. Видовая душа.

       ПОТЕНЦИЯ (лат. potentia – сила) возможность, внутренне присущая сила, способность к действию. Относительно учения об акте и потенции см. Неотомизм. Потенциальный – возможный, способный к действию; то, что соответствует возможности. Противоположность – актуальный. Потенциальная энергия (энергия покоя) – покоящаяся, не действующая энергия.

       ПОТУСТОРОННОСТЬ – в христ. вере «иной», сверхъестественный, духовный, божественный мир наряду (над или за) с посюсторонним, естественным, чувственным миром; «вечность», пребывающая за изменчивой «временностью». Потусторонность является местом, где человек живет после смерти (см. Бессмертие), там открываются неисповедимые божественные пути, и все бессмыслицы земного существования раскрываются как составные части плана, существующего от вечности к вечности и имеющего целью спасение человечества.

       ПРАВДИВОСТЬ – соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям. Поскольку такое соответствие составляет суть всякой речи, то оно предполагается со стороны того, к кому обращаются; слушающий полагается на правдивость другого и основывает на ней свое доверие к говорящему. Злоупотреблением этим доверием является ложь.

       ПРАВИЛО (лат. regula) – в объективном смысле равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, но еще не познанная как закономерно необходимая. В субъективном смысле – часто предписание (напр., предписание какого-либо органа). С понятием правила связаны исключения, которые неприложимы к понятию закона. «Золотое правило» нравственного поведения гласит (Товит, 4, 16): «Не делай для другого того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе»; Матф., 7, 12, продолжает: «В этом закон и пророки». По своему смыслу золотое правило имеет значение для всех культурных народов; см. "Золотое правило».

       ПРАВИЛЬНЫЙ – понятие не идентичное с истинным. Правильным нечто является в том случае, если оно таково, каким должно быть (в соответствии с логическими, этическими и техническими принципами).

       ПРАВО – совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Христианство требует равного права для всех, т. к. перед Богом – источником и хранителем правовой идеи – различия между людьми не имеют никакого значения. Позитивное право формулирует исконные права человека (напр., право на жизнь и право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и широко разветвляющиеся, вытекающие из него права. Позитивное право одновременно указывает на то, что должно происходить, если сталкиваются права нескольких личностей; оно становится совокупностью правил, регулирующих человеческие отношения. Позитивное право налагает на индивида нравственные обязательства, поскольку оно соответствует его чувству ценности (правовому чувству). Задача, с одной стороны, законодательства, а с другой – воспитания заключается в том, чтобы устанавливать и поддерживать соответствие между позитивным правом и правовым чувством как можно большего числа граждан государства. Принудительность права, осуществляемая государственной властью, является очень ограниченной потому, что применение власти может, конечно, препятствовать человеческим действиям (напр., посредством заключения в тюрьму), но нет никаких оснований для того, чтобы это совершалось с применением средств, противоречащих исконному человеческому праву (террор, жестокость, пытки). Восемь заповедей из десяти являются запретами; см. Философия права.

       ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, занимающаяся исследованием совокупности практических разновидностей психических оснований права и влияния его на психику. Сюда относятся, напр., вопросы о правовом чувстве, о психических предпосылках действия, о свободе воли, о духовном воздействии запрещения и разрешения и т. п.; см. Судебная психология, Криминалистическая психология.

       ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

       ПРАВОВОЕ ЧУВСТВО – см. Право.

       ПРАВОСЛАВИЕ – одно из трех главных христ. вероисповеданий, наряду с католицизмом и протестантизмом, распространенное гл. о. в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 после Р. X.) и оформилось после разделения церквей (1054). Основу вероучения православия составляют св. писание (Библия) и св. предание (материалы вселенских соборов, труды отцов церкви, богослужебная практика). Оно исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми. Большое значение придается праздникам и постам. В православии, отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении Св. духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии), по-иному совершаются некоторые таинства. Нет в православии и единого духовного центра и единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. По вероучению и обрядовой стороне они не отличаются друг от друга. Богослужение совершается на национальных языках. Православные церкви поддерживают взаимные контакты, участвуют в экуменическом движении. На религиозно-философские воззрения православия самое значительное влияние оказала византийская философия. В отличие от католицизма мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии, в частности в рус. православии в лице Сергия Радонежского (ок. 1312 – 1391), Нила Сорского (ок. 1433-1508), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515), Зиновия Отенского (16 в.), крайних форм выражения, тем не менее в отдельные периоды доминировали и аскетический подвиг, и молитвенное созерцание, и мистическое озарение. В нач. 19 в. в России возникла и затем существовала даже в эмиграции академическая философия православия, принципы которой были разработаны Ф.А.Голубинским, В.Д. Кудрявиевым-Платоновым, В.И. Карповым, С.С. Гогоцким, П.Д.Юркевичем и др. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В.В.Болотов), софиологии (см. София), православной антропологии (В. И. Несмелое, М.М.Тареев). Неакадемическая линия православной философии разрабатывалась Хомяковым, Булгаковым, Флоренским, Бердяевым и др. Существовали и иные религиозно-философские течения, такие, как «церковное обновление», «метафизика всеединства», «новое религиозное сознание».

       ПРАГМАТИЗМ – ведущее свое происхождение от амер. философа Г. Пирса название философского воззрения, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). Ср. инструментализм (так называется прагматизм у Дьюи, поскольку для него мышление является инструментом действия), гуманизм (см. Шиллер), функция, персонализм (см. Дьюи). В наиболее полной форме прагматизм был развит амер. философом Уильямом Джемсом, который писал о прагматистском понятии истины: «В качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то; что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позврляет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». Прагматизм развивался преимущественно в США, параллельно с бергсонианством, с которым имеет много общих черт. Прагматистские идеи имеются уже у Зиммеля и Файхингера. Прагматизм близок позитивизму.

       ПРАГМАТИЧЕСКИЙ – практический, относящийся к действию, служащий практике; связь условий, их причин и следствий, напр. прагматическое описание истории. Кант называет прагматическим такое действие, которое служит нравственным целям.

       ПРАКРИТИ, или прадхана (санскр.), – в философии санкхья первоначальное, первойатерия, элементы, из которых все возникает; природа, материя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: