Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, 5 страница

       ФИДЕИЗМ (от лат. fides – вера) мировоззрение, утвердающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения; в большинстве случаев это слово имеет отрицательный побочный смысл – отказ от пользования разумом.

       ФИЗИКАЛИЗМ – философский взгляд, для которого все то, что не может быть понято при помощи методов физики и изложено при помощи ее понятий, является бессмысленным. К физикализму склоняются неопозитивизм и неореализм (см. Унифицированная наука).

       ФИЗИКОТЕОЛОГИЯ – попытка Дергама («Physicotheology», 1713) доказать божественное бытие, основываясь на идее о разумном и чудесном устройстве природы. К физикотеологии был близок Лейбниц, в то время как Кант ее отвергал.

       ФИЗИОГНОМИКА (от греч. physis природа и gnomia – суждение, оценка) – искусство толкования внешнего облика человека, частная область учения о выражении; учение о чертах лица (физиономии) или – в широком смысле – учение о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической осдуховных свойств, души, характера, написанном во 2 в. до Р. X. соч. «Физиномика» для обоснования физиогномики использовались наблюдения над характерными мордами животных. В дальнейшем физиогномику разрабатывал Иоганн Баттиста Порта (1540-1615; «De humania physiognomia», 1593). В 1774-1778 Лафатер опубликовал «Physiognomische Fragmente zur Befцrderung der Menschenkenntnis und Menschenlibe», Bd. 1-4. Физиогномику на морфологических основах (в духе Гёте, который также обращал на нее особое внимание) создал К. Г. Карус («Symbolik der menschlichen Gestalt», 1853). Л. Клагес, ссылаясь на Каруса, включил физиогномику в свое учение о выражении. Е. Кречмер («Kцrperbau und Charakter», 1948) вновь поднимает проблемы физиогномики в рамках своего исследования конституции (см. Касснер).

       ФИЗИОКРАТЫ (от греч. physis природа и krдtos – власть) – представители франц. политэкономии, рассматривавшие землю и ее возделывание как источник богатства народов, а земледельческий труд – как единственно производительный труд.

       ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. physis природа и logos – учение) – наука, занимающаяся исследованием жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей при помощи физических и химических методов. Различают, с одной стороны, физиологию человека, животных, растений, а с др. – физиологию нервов, мышц, обмена веществ, труда. Патологическая физиология – физиология болезненно видоизмененных органов.

       ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА – представление о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического исследования и теоретического осмысления. Физическая картина мира следует за ходом развития науки; сначала она основывалась на механике атома (атомизм), затем – на механике сил (динамизм, энергетизм), а в наши дни – на представлении о неразрывной связи пространства и времени (см. Континуум), а также силы и материи (см. Поля теория), на понимании совокупности условий микрофизики, статистического характера физических законов и двойственной природы материи. Физическая картина мира, развиваемая на основе этого физического учения, все сильнее теряла характер наглядности; качественные различия все более сводились к количественным. Современная физическая картина мира состоит из системы недоступных наблюдению уравнений, значение которых трудно для понимания; она не является более «картиной». Прежде всего стало совершенно абстрактным понятие материальной действительности. Но, согласно Планку, прогрессирующее удаление физической картины мира от мира чувственного означает не что иное, как увеличивающееся приближение к реальной действительности (физическому миру, трансцендентному по отношению к переживаниям); см. Причинно-механическая картина мира.

       ФИЗИЧЕСКИЙ – природный, телесный, в противоположность психическому – духовному.

       ФИКЦИЯ (от лат. fictio – выдумка, вымысел) – в научном мышлении предположение, невероятность, даже невозможность которого осознаются, но оно тем не менее может сослужить большую службу человеческому разуму как временное вспомогательное понятие, которое потом снова исключается из теоретического рассуждения (напр., пустое пространство); в языке фикция выражается преимущественно с помощью конструкции «как бы», которая применялась уже Кантом. Ницше создал современное теоретико-познавательное понятие фикции. Под влиянием Канта и Ницше Файхингер развил теорию фикций («фикционализм»); в своей работе «Philosophie des Ais-Ob» (1911) он отличает наивную иллюзию от художественного вымысла и от научной фикции, которая выступает или как полуфикция, или как полная фикция.

       ФИЛАНТРОПИЗМ (от греч. philein любить и anthropos – человек) – система воспитания дружественных отношений между людьми, примененная Базедовом в Ин-те воспитания в Дессау (основан в 1774), названном им «Филантропии». Эта система, в соответствии с принципами Руссо, состояла в воспитании детей согласно законам природы с помощью собственных методов, приспособленных к психике молодежи.

       ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. phyle – род и genesis – возникновение) – относящийся к процессу исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп – рода, народа, расы, человечества.

       ФИЛОН ИУДЕЙСКИЙ (Александрийский) (Philon Alexandreos) (род. ок. 25 до Р. X., Александрия – ум. 50 после Р. X.) – иудейско-эллинистический религиозный философ. Связывал догмы иудейской религии с греч. философией (Платон, стоицизм, Пифагор), специально разрабатывал учение о логосе, который он изображает то в виде высшей идеи, то в виде верховного архангела (наместника Божьего). Истинность платоновской и стоической философии заключается, согласно Филону, уже в Pentateuch. Иудейские законы – законы природы, имеющие значение для всех людей. Человека он считал интеллектуальным существом, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением. Задачей человека является следование логосу и уподобление Богу посредством экстаза.

       ФИЛОСОФ (от греч. philosophos – друг мудрости) – первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий человек, занимающийся исследованием. Позднее под словом «философ» стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во имя самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая сила имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную личность. Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию. Существенной для философа является потребность находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает т. н. отрешенность философов от мира.

       ФИЛОСОФЕМА (греч.) – философское утверждение или философское учение.

       ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. В этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. Слово «philosophos» впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. В противоположность. наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой 'для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. Правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «Там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (К. Jaspers. Einfьhrung in die Philosophie, 1950). Для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». Согласно Платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. Фрэнсис Бэкон и Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. Христиан Вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. Кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. Шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. Гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. Согласно Н. Гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. Эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

       ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ – см. Философия чувства.

       ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». К сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно Эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с Парацельса (особенно Ван-Гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно Гаманна, Гердера и Гёте), нем. идеализма (особенно Шеллинга), романтизма и биологизма. Основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается Шопенгауэр и в еще большей степени Ницше. В нач. 20 в. философия жизни в лице Бергсона, Зиммеля, Дилътея, Кейэерлинга и Клагеса достигла вершины своего развития. В настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. Переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «Философами жизни» называют иногда также моралистов.

       ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (выражение «философия истории» ввел Вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. Важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение Бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. В зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. С др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. Др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. Исторически философия истории начинается в античности исследованиями Геродота и Фукидида о силе исторического движения, далее идет через Полибия к целостному пониманию Посидония и нравственно-политическому – Плутарха. Августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. Только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. Нем. идеализм с его предшественниками, начиная с Лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; Гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. Философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как Артур Шопенгауэр, Якоб Буркхардт и Освальд Шпенглер, к пессимизму, или, как Арнольд Тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. Все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. На последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). См. также Ожидание гибели. Выдающиеся представители философии истории: Вико («Основания новой науки», 1940), Монтескье («О духе законов», 1809), Лессинг («Мысли о воспитании рода человеческого»), Гердер («Идеи о философии истории человечества», 1959), Кант («Ideen zu einer allgemeinen Geschichte in weltbьrgerlichen Absicht», 1784), Фихте («Die Grundzьge des gegenwдrtigen Zeitalters», 1800), Новалис («Die Christenheit oder Europa», в «Fragmente», 1802), Гегель («Лекции по философии истории», 1935), Маркс и Энгельс («Манифест Коммунистической партии», 1848), Буркхардт («Weltgeschichtliche Betrachtung», 1905), Дильтей («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1928), Шпенглер («Закат Европы», 1923), Теодор Лессинг («Geschichtsphilosophie als Sinngebung des Sinnlosen», 1927; «Europa und Asien», 1930).

       ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии, – то же, что и этика.

       ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. В частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. Различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление. До настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (Савиньи), неокантианское направление (Р. Штаммлер).

       ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ – см. Натурфилософия.

       ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – философский анализ феномена религии, в частности теория познания, логика и метафизика религии. Истоки современной философии религии восходят ко времени возникновения в 17 в. понятия естественной религии. Религией также была и возникшая тогда «естественная теология» (в противовес религии откровения). Для систематического обоснования философии религии основополагающими являются следующие работы: Кант. Религия в пределах чистого разума, 1793 (М., 1908); Schleiermacher. Reden ьber die Religion, 1799; Гегель. Философия религии, 2 т., 1831 (M., 1975-1977). Если тогда философия религии звучала в унисон с церковным учением, то в 19 в., особенно со времени Шопенгауэра и Фейербаха, она стала критикой христианства (Ницше). В 20 в. религия все чаще возвращается от вопроса о значимости религии к вопросу о ее сущности, если не принимать во внимание конфессиональную философию религии, которая защищает всеобщезначимость своих вероисповеданий.

       ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА – восходящее к Шеллингу понятие истории философии, согласно которому различие между материей и духом, телесным и душевным, субъектом и объектом, мышлением и бытием преодолено в абсолюте или в абсолютном разуме, поэтому они могут рассматриваться как два различных способа проявления и рассмотрения единственной действительности и как тождественные в основе своей. Философией тождества является философия Спинозы и философия нем. идеализма, но, по существу, философия тождества существует уже у Гераклита, который учил, что один и тот же логос находится как в нашей душе, так и в мире и поэтому человек в состоянии понять своим рассудком (логосом) то, на что ему указывают чувства.

       ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ (учение о ценностях, аксиология) – выделившаяся после работ Л отце область философии, проблемы которой сначала рассматривались, с одной стороны, в логике, эстетике и особенно в этике, а с другой – в психологии (особенно вопросы воления и чувств). Только позднее складывается вокруг проблемы ценности новая философская дисциплина (см. также Этика ценностей).

       ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры – название философского направления 18 в., видевшего источник истины не в (абстрактном) мышлении, а в чувстве (вере) и приписывавшего (субъективному) чувству ведущую роль как в мышлении (мировоззрении), так и в поступках (жизни); см. Чувство. Философия чувства была внутренне связана с сентиментальным настроением, характерным для той эпохи, и ее лозунгом «Sturm und Drang» («Буря и натиск»). Осн. представитель – Ф. Г. Якобы.

       ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ – рассмотрение экономики с философской точки зрения, в особенности исследование ценностей экономического фактора в связи с культурой вообще, а также связей между всеобщими мировоззренческими принципами и экономическими теориями какой-либо эпохи.

       ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Осн. идеи и методологические установки восходят к работам М. Шелера, Г. Плеснера, в которых на базе многообразных способностей человека определяется способ постановки и решения касающихся его философских проблем. Это течение вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни человека (эмоции, инстинкты, влечения), занимается поисками антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, права, социальных институтов. В богатство социальной жизни философская антропология включает широкий спектр межличностных отношений, основывающихся на естественных симпатиях людей, на актах признания «другого», взаимоприобщения благодаря сопереживанию или общности языка. Для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

       ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ. – В Древней Греции философскими школами часто являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было, напр., в случае с Пифагором, Платоном, Эпикуром) и их идеям. Подлинная цель философских школ состояла соответственно в гораздо большей степени в совместном изучении и философствовании, чем в обучении. Глава школы (греч. scholarch [os]) или какой-либо последователь (греч. diadochos, diadoche)" основателя школы распоряжался имуществом и осуществлял управление ею до конца своей жизни. (Относительно отдельных философских школ в Греции см. Греческая философия.) В период средневековья крупные монашеские ордена (доминиканцев, францисканцев, августинианцев) и некоторые известные монастыри (напр., Мартина, Виктора, Шартра, Пор-Рояля) являлись в то же время и философскими школами. В Новое время уже нет никаких школ, которые, представляли бы собой особые институты; т. о., под словом «школа» часто понимают определенное философское направление, обязанное своим названием определенным университетам, напр. марбургская, вюрцбургская, кембриджская, шотл. школы, Венский кружок.

       ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ – см. Алхимия.

       ФИЛОСОФЫ-ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ – название группы писателей 18 в., которые пытались сделать понятными и для неспециалистов философские учения эпохи Просвещения, в особенности философию Вольфа. К философам-популяризаторам прежде всего причисляются: Энгель, Фр. Николаи, Томас Абт, Хр. Гарве, Карл Фр. Покельс, М. Мендельсон, И. Г. Зульцер. В последнее время популярной философией называют литературное разъяснение философских тем, при котором недостаточное знание дела и предрассудки, свойственные читателю, до такой степени принимаются во внимание, что научная ценность изложения значительно ухудшается.

       ФИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. – В начале 19 в. появляются первые самостоятельные направления фин. философии, которая с тех пор развилась во многих областях. Г. И. Гартман (1776-1809) исходил из философии здравого человеческого смысла (шотл. школа), естественной воли и естестственного чувства. Его ученик К.Сёдерхольм (1789-1867) позднее стал шеллингианцем. В течение почти целого столетия определяющее влияние на фин. философию оказывал Гегель в лице своих последователей И. В. Снелмена, Т. Рейна (1838-1919), который потом отошел от Гегеля, как и противник идеализма выдающийся исследователь Фейербаха В. Болин (1835-1924). За пределами страны фин. философия была известна, в частности, благодаря группе мыслителей, занимавшихся этнологически-социологическими исследованиями; здесь можно назвать исследователя, изучавшего проблему брака, Э. Вестермарка (1862-1939), философа истории А. Гротенфельта (1863-1928), эстетика И. Хирна, морфолога-идеалиста Г.Фридмана, психолога Р. Лагерборга. В современной фин. философии важную роль играет логический эмпиризм, представленный Э.Кайло, У.Сорнио и Г.Г.Райтом.

       ФИРКАНДТ (Vierkandt) Альфред (род. 4 июня 1867, Гамбург – ум. 24 апр. 1953, Берлин) – нем. этнолог и социолог, профессор Берлинского ун-та (1921 – 1935). Предметом рассмотрения его книги «Gesellschaftslehre» являются последние формы, силы и факты общественной жизни, не зависящие ни от каких исторических изменений и обсловленные самой сущностью общества. Сущностью же чело1 веческого общества является состояние специфической внутренней связанности, достигающей наивысшей своей интенсивности в общности. Общность характеризуется распространением, выходом Я за пределы собственной личности. В изданных одной книгой работах «Einfьhrung in die Gesellschaftslehre» и «Familie, Volk und Staat» (1936, под заглавием «Kleine Gesellschaftslehre») Фиркандт излагает свое учение о группе, рассматривая значительные общности в процессе их жизни с единой точки зрения. В 1931 он издал «Handwцrterbuch der Soziologie», для которого написал статьи «Группа», «Социальная психология», «Общественный строй у примитивных народов» и «Нравственность».

       ФИХТЕ (Fichte) Иммануил Герман (Фихте-младший) (род. 18 июля 1796, Йена – ум. 8 мая 1879, Штутгарт) нем. философ, сын Иоганна Готлиба Фихте, с 1843 по 1862 – профессор в Тюбингене, издатель философских произв. своего отца, один из основателей нем. философских журналов. Развивал свою философию в полемике с Гегелем, оспаривал его панлогизм и пантеизм и, будучи теистом, разработал философию Канта и своего отца в идеалистически-христианское воззрение, близкое к оккультизму. Осн. произв.: «Spekulative Theologie», 1846; «Theistische Weltansicht», 1873; «Anthropologie», 1856; «Psychologie», 2 Tie., 1864 – 1873; «Der neuere Spiritualismus», 1878; «System der Ethik», 2 Bde., 18501853.

       ФИХТЁ (Fichte) Иоганн Готлиб (род. 19 мая 1762, Раменау, Оберлаузитц – ум. 27 янв. 1814, Берлин) – великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию «наукоучением». Фихте устанавливает в этом смысле три «деятельности» Я: 1) Я полагает себя, 2) Я полагает не-Я, 3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте – понятие духа, воли, нравственности, веры; не-Я – понятие природы и материи; отношение между ними – понятие воли человека, борющейся против косности. Итак, первоначально существует только абсолютная деятельность – Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе, т.е. полагает вне себя, и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое, т. о., также является «деятельностью» Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи; мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, как олицетворенный материал нашего долга. Все, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это прежде всего совершенствование тела и духа и включение в человеческое общество, ибо труд в духов-, ном мире, т.е. культурный труд, может быть только общим. С др. стороны, все граждане имеют не только право на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, труд и на участие в доходах от государственного хозяйства, как утверждал Фихте в своей работе «Geschlossener Handelsstaat», написанной в 1800. Осн. произв.: «Sittenlehre, 1798; «Die Bestimmung des Menschen», 1800 (рус. пер. «Назначение человека», 1905); «Die Grьndzьge des gegenwдrtigen Zeitalters», 1804-1805 (рус. пер. «Осн. черты современной эпохи», 1906); «Anweisung zum seligen Leben», 1806; «Fichtes sдmtliche Werke», 8 Bde., 1845-1846; «Nachgelassene Werke», 3 Bde., 18341835.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: