Методы и технологии социальной работы с молодым поколением

Предмет социальной работы с молодежью

Глубокий системный кризис на всей территории страны определил резкое падение уровня жизни большей части населения и выраженную депопуляцию, свертывание социальной политики в отношении семьи, детства и молодежи, а также неразвитость социальной работы, отсутствие должной социальной защиты и помощи семье и различным категориям молодого поколения (как главного инновационного резерва общества). Без всесторонней многопрофильной социальной поддержки молодого поколения, серьезного повышения качества молодежной популяции, а также сбережения, воспроизводства, целевого параметрирования и активного использования человеческого потенциала (в первую очередь его молодежной составляющей), экономическое развитие страны и политическая стабильность в обществе не возможны. Поэтому социальная работа с молодежью наряду с ювенальной политикой как средство успешного решения социальных проблем семьи и различных категорий подрастающего поколения становится для России в XXI веке важнейшим фактором и условием реформирования общества.

Социальная работа с молодежью – специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями, а также отдельными гражданами и включающей в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер по предотвращению развития негативных явлений и тенденций в среде молодого поколения, а также по формированию общественно-значимых свойств и качеств у представителей молодежной популяции. Характерной особенностью социальной работы с молодежью является активное вовлечение самих молодых людей в социальные мероприятия по преодолению возникших у них кризисных, проблемных ситуаций.

Сфера деятельности социальной работы с молодежью обширна и разнообразна. Она включает в себя ряд смежных направлений: социальная защита, социальная помощь, социальная педагогика и др.

Социальная защита молодежи представляет собой комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального экономического норматива для различных категорий молодого поколения, поддержанию жизнеобеспечения в соответствии с социальными стандартами, по гармоничному развитию и формированию благоприятных условий воспитания, образования и социализации молодого поколения в соответствии со стратегической доктриной развития России. Социальная защита молодежи включает: социально-экономическое обеспечение, страхование, социальную поддержку, которые осуществляются за счет федерального, регионального и местного бюджетов, а также негосударственных фондов. Концептуальной основой социальной защиты молодежи является разрабатываемая и реализуемая на всех уровнях государственная ювенальная политика.

Социальная помощь молодому поколению заключается в заботе государства и общества о молодых гражданах, нуждающихся в помощи, содействие в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью экономическими средствами существования.

Понятие социальной педагогики связано с развитием экспериментальных исследований в социальной сфере в европейских странах (в первую очередь в Германии). Социальная педагогика включает в себя систему педагогических воздействий, передачу специфических социальных знаний, умений, навыков. Социальная педагогика охватывает не только сферу помощи нуждающимся молодым людям, но и процессы их социализации, социальной профилактики и воспитания. В ряде зарубежных стран понятия «социальная работа» и «социальная педагогика» практически идентичны, что обусловлено конкретными историческими условиями развития деятельности в сфере социальной работы в разных странах.

В последние десятилетия активно развивается особое направление социальной работы, получившее название социальной анимации. В рамках молодежной составляющей это направление делает акцент на работе с самоорганизующимися молодежными группами, инициативами и молодежными объединениями.

В зарубежной литературе можно встретить такие понятия, как «молодежная работа» и «социально-молодежная работа», которые не являются синонимами российского понятия «социальная работа с молодежью». Молодежная (или социально-молодежная) работа на Западе представляет собой содействие и поддержку различным молодежным объединениям в достижении намеченных ими целей и задач. Это всегда предполагает активное участие самих молодых людей в деятельности по улучшению их жизненных условий. Таким образом, социально-молодежная работа может рассматриваться одним из направлений социальной работы с молодежью.

Инструментарий социальной работы с молодежью как комплексного междисциплинарного вида деятельности включает в себя методы и приемы психологии, педагогики, социальной медицины, молодежной работы в целом, культурно-массовой работы и других предметных областей.

Методы и технологии социальной работы с молодым поколением

 

Под методами в социальной работе понимаются специфические виды воздействия (консультирование, представительство, посредничество, вмешательство, поддержка, опека и т.п.), осуществляемые на различных уровнях: индивидуальном, групповом, уровне местного сообщества (общинном). Современная теория социальной работы не имеет единой и общепризнанной классификации методов.

Индивидуальная социальная работа (social case work) представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основной формой индивидуального метода социальной работы с молодежью является оказание помощи и консультирование молодых людей в различных ситуациях (включая кризисные). К основным проблемным сферам применения этого метода относятся: проблемы в школе, взаимоотношения между молодыми людьми, их принадлежность к группам риска, молодежные группировки (в том числе и криминальные), занятость и безработица, наркотики, сексуальные отношения, СПИД и многие другие. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается также помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (и их представителями) и службами, врачами, юристами, судами и тюрьмами, координация их деятельности.

Групповая социальная работа (social group work) – это метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной (но не единственной) технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями этих молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания и социализации «трудных» детей и подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой работы: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал или площадка и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия.

Общинная социальная работа (community organization/development) представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Клиент должен принимать активное участие в солидарных действиях местного сообщества, направленных на решение каких-либо конфликтных ситуаций. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков.

Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым, в частности, относится «мобильная социальная работа». Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории молодого поколения относятся представители различных молодежных субкультур. Принцип мобильной социальной работы состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице (streetwork), которая предполагает общение с молодежью не в стенах различных ведомств и учреждений, молодежных центров и консультативных пунктов, а непосредственно в среде «обитания» молодежи. В настоящее время уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление молодым людям различных возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии; работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются проститутки, наркоманы и т.п.

Одной из главных задач социальной работы является достижение социальной адаптации, понимаемой как комплексный, сложный по структуре феномен, одновременно выступающий в роли процесса и конечного результата адаптации. Социальная адаптация призвана гармонировать возможные конфликты, возникающие на почве несовпадения и/или противопоставления общественных требований, ожиданий, индивидуально-групповых потребностейи целей. Она как бы разрешает основной конфликт социализации, связанный с поиском меры идентификации и обособления человека в социуме. Основное содержание социальной адаптации – это превентивное снятие (преодоление) противоречий и конфликтовна индивидуальном и коллективном уровнях.

Целесообразно различать социальные и психологические средства реализации социальной адаптации.

К социальным средствам адаптации представителей молодого поколения к окружающим условиям относятся адаптивная (по природе материальная и духовная) деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповой идентификации. Последние позволяют:

опосредовать деятельностью течение социальной адаптации личности;

   опираясь на традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегии социальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для инновационного, самостоятельного поиска;

обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство с референтной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологического диссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости и управляемости;

обрести новые социальные роли, а также выработать положительные стратегии поведения молодого поколения, желательно в равной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественным ожиданиям.

К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, алгоритмы, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно подчеркнуть двойственную природу психологических средств социальной адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, её внутреннее содержание. С другой, – при внешнем проявлении психологические инструменты социальной адаптации связаны с социокультурной средой, поскольку именно там проверяются и корректируются все социально заданные стандарты, эталоны и установки.

Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случае социальной адаптации. Здесь уместно определить понятие «стратегия социальной адаптации», рассматриваемой как осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие состояние индивидуальной или групповой адаптированности. Достижение такого состояния личности неразрывно связано с особенностями индивидуальной или групповой стратегий социальной адаптации. Выработанная комплексная адаптационная стратегия, включающая в себя всё многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, представляет собой общую схему. Она определяет приоритеты, цели и задачи адаптации, реализуемые посредством частных индивидуальных и общественных адаптивных стратегий, целенаправленно вырабатываемых той или иной социальной системой.

Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, целесообразно выделить частные адаптивные стратегии (активные и реактивные, сознательные и бессознательные, предметно-деятельностные, информационно-психологические). С помощью этих стратегий личность осуществляет адаптацию на всех уровнях (индивидуальном, групповом и социетальном) и во всех сферах человеческой активности (деятельностной, психологической, информационной и др.).

Важное место в социальной работе с молодежью занимают технологии профессиональной и трудовой интеграции, что обусловлено рядом причин. Во-первых, независимо от количества вакансий молодой человек всегда стоит перед проблемой профессионального выбора. Выбор начинается еще в период окончания школы и связан не только с определением будущей профессии, но и с поиском способа получения необходимого профессионального образования. Во-вторых, молодые люди нуждаются в специфической помощи получения первого места работы, адаптации к труду, конкретному рабочему месту, приобретения первого профессионального опыта. Известно, что большинство работодателей предпочитает брать взрослых квалифицированных работников. Для нивелирования этой проблемной ситуации необходима специальная система мер, стимулирующих работодателей создавать рабочие места для молодежи. В-третьих, значительное число молодых людей происходит из социально-незащищенных категорий населения, зачастую они не обладают достаточным уровнем общего и профессионального образования, имеют криминальное прошлое или опыт употребления наркотиков. Они также не являются желанными сотрудниками для работодателя, что предопределяет целесообразность разработки особой системы мер по их поддержке. Трудоустройство для подростков и молодежи выступает и фактором их социальной реабилитации. В-четвертых, большая часть вакансий на рынке труда связана либо с предложениями тяжелой низкооплачиваемой и непопулярной работы (такие места практически всегда остаются свободными), либо с требованиями высокой квалификации. В свою очередь, это выдвигает на первый план проблему повышения квалификации молодежи, освоения современных технологий и непрерывного профессионального образования. В-пятых, не существует каких-либо гарантий сохранения благополучной, с точки зрения занятости, текущей конъюнктуры рынка труда в будущем. Из этого следует, что молодые люди должны обладать необходимыми навыками эффективных действий на рынке труда, быть мобильными и готовыми к любым изменениям и проблемным ситуациям.

Одной из форм профессиональной ориентации и подготовки к профессии, выполняющей также социально-профилактические функции, являются «открытые мастерские». Суть «открытых мастерских» заключается в создании специально организованных пространств (помещений, цехов, клубов), в которых любой желающий (в первую очередь – молодой человек) мог бы освоить ту или иную технологию, получить знания или навыки, научиться чему-то новому, попробовать себя в каком-либо ремесле или деле под руководством мастера и используя специальное оборудование. Открытые мастерские – некоммерческие учреждения. Однако за счет платы за материалы, продажи производимых ими изделий, проведения акций и иных доходов они вполне могут быть самоокупаемыми. Открытые мастерские являются также местом встреч и общения, клубами по интересам. Такие мастерские могут предлагать столярные и слесарные работы, шитье, вышивку или изготовление керамики, ремонт велосипедов или мотоциклов. В качестве своеобразных мастерских могут рассматриваться также творческие студии: музыкальные, театральные, художественные и другие. В отличие от учреждений дополнительного профессионального образования, мастерская не предполагает расписания занятий и не предусматривает заранее известных учебных программ. Мастерские могут предлагать краткосрочные образовательные программы в форме мастер-классов или семинаров. Специалист-мастер выступает не как преподаватель, а как консультант. Этим открытые мастерские принципиально отличаются от традиционных курсов, секций или кружков. Другим отличием выступает принцип открытости: молодой человек всегда может прийти просто для общения или выполнения отдельной работы, требующей особого оборудования, которого у него нет дома, или для того, чтобы научиться чему-то новому. Открытые мастерские выступают формой социальной работы с молодежью, прежде всего с точки зрения содействия занятости молодежи. Они предусматривают как создание новых рабочих мест, так и ознакомление с профессиями, что отражает профориентационный аспект их деятельности.

Учреждения, работающие по принципу открытых мастерских, существуют во многих европейских странах. В России примерами таких проектов (с определенными оговорками) можно считать морской клуб-верфь «Штандарт» в Санкт-Петербурге, построивший точную копию фрегата петровского времени и несколько парусников, а также мастерские народных ремесел в музее-заповеднике в Великом Новгороде.

Важно отметить, что если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. При этом первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

11.3. Зарубежный опыт социальной работы с молодежью

Международное сообщество с конца 50-х и начала 60-х годов ХХ века начало проводить целенаправленную политику в отношении подрастающего поколения, развивать систему социальной работы с различными его категориями. На протяжении последнего десятилетия органами ООН было принято более 50 резолюций, касающихся координации и решения наиболее общих молодежных проблем, достижения сотрудничества с неправительственными молодежными организациями и учреждениями, непосредственно взаимодействующими с молодым поколением в различных странах мира. Начиная с 2000 г. активно формируются единые международные информационно-научные комплексы, создается широкая сеть региональных социальных служб, реализующих международные программы с учетом местных и региональных особенностей.

Молодежные службы в западных странах все чаще действуют по принципу: не услуги для молодежи, а службы, организованные самой молодежью в интересах решения собственных проблем и развития общества в целом. В первую очередь они опираются на добровольное участие молодежи в общественно полезной деятельности.

Федеративная Республика Германия располагает широко разветвленной и социально подкрепленной системой помощи детям и молодежи. Помощью детям и молодежи называется область социальной работы, которая содействует развитию молодых людей вне школы. Она охватывает как услуги для всех детей и молодых людей отдельных возрастных групп, так и услуги для родителей и детей в определенных кризисных ситуациях (например, расставание и развод родителей или кризисы и отклонения детского психического или физического развития, которые родители и дети не могут преодолеть самостоятельно). При этом классическое разделение между попечительством над молодежью и заботой о молодежи устранено и заменено широким дифференцированным спектром услуг.

Помощь детям и молодежи в Германии оказывается общественными (негосударственными) и государственными организациями. Деятельность негосударственных организаций с различным отношением к жизненным ценностям и целям воспитания является гарантом разнообразного спектра услуг. Родители и дети могут выбрать предложения тех организаций, которые наиболее им соответствуют. Поэтому государство не только признает негосударственные организации идейно, но и поддерживает их деятельность финансовыми средствами в приоритетном порядке (принцип «субсидиарности»).

Государственная система помощи молодежи действует на четырех уровнях.

На уровне Федерации создано Федеральное министерство по делам женщин, семьи, престарелых и молодежи, которое разрабатывает законодательные акты, финансирует мероприятия общегосударственного значения и мероприятия, имеющие характер проектов-моделей.

На уровне федеральных земель функционируют министерства, за которыми закреплены подготовка местного земельного законодательства, поддержка проектов и развитие молодежной политики на уровне земель.

На уровне округов и городов неокружного подчинения действуют ведомства земель по делам молодежи, выполняющие консультирующие, координирующие и регионально-планирующие функции.

На уровне общин и городов также существуют ведомства по делам молодежи. На этом уровне принимаются все решения по вопросам помощи молодежи в конкретных случаях, а также решаются вопросы административного попечения и опеки.

Молодежная работа в Германии ориентирована на разрешение проблем, связанных с конкретными жизненными ситуациями молодых людей, причем в этом процессе молодежь принимает самое активное участие. Ответственность за молодежную работу возложена на органы местного самоуправления.

Работа молодежных организаций, наряду с воспитанием и образованием, общением и организацией досуга, оказанием помощи и консультациями, преследует цель представления интересов молодых людей перед государством и обществом во всех сферах. Это политика «поперечного среза», подразумевающая вмешательство молодого поколения во все политические процессы и решения, затрагивающие интересы молодых людей. Деятельность молодежных организаций обеспечивает добровольность, самоорганизацию и самоопределение молодых людей.

Одна из основных ветвей деятельности социальной работы с молодежью в Германии – консультирование молодых людей по вопросам профессионального самоопределения. Помимо этого, молодежная социальная работа направлена на поддержку молодых людей в период школьного и профессионального обучения, оказание содействия в профессиональном развитии; предоставления социально-педагогических и профессиональных услуг ориентированных на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей.

Одним из основных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную работу с молодежью в Германии, является Закон о помощи детям и молодежи. Этот закон определяет широкий спектр задач: от молодежной работы (включающей социальную работу, общую поддержку воспитания в семье, развитие детей в дневных детских учреждениях и т.д.) до помощи молодым совершеннолетним, включая участие ведомств по делам молодежи, например, в судебном производстве (суд по опеке, суд по делам семьи, суд по делам молодежи).

В Германии существует несколько форм молодежной социальной работы. В первую очередь это школьная социальная работа. Она направлена на облегчение перехода от школы к профессиональному обучению и включает систему мероприятий, способствующих повышению мотивации к образованию. Целью школьной социальной работы выступает предотвращение и своевременное разрешение проблем учащихся, в их социальном окружении в учебном заведении.

Другой формой социальной молодежной работы в Германии являются кризисные центры для молодежи. Дети, подростки и молодежь могут обращаться в кризисные службы или центры добровольно или быть направленными полицией, органами социальной защиты, молодежными ведомствами. В рамках этой формы социально-молодежной работы различается кратковременное «взятие под присмотр» детей и подростков, убежавших из дома, заблудившихся или находящихся в беде, а также «опекаемое» или «сопровождаемое» жилье (betreute Wohnen, socialpädagogisch begleitetes Wohnen).

Опекаемое жилье представляет собой форму кризисного центра для молодых людей от 14 лет. Оно предлагается в тех случаях, когда необходима постоянная поддержка и психолого-социальная помощь. Молодые люди, попавшие в трудную ситуацию и вынужденные жить отдельно от своей семьи, проживают в специальном доме (квартире), самостоятельно организовывая свой быт. Социальный педагог выполняет функции консультанта и контактного лица, помогая в случае необходимости в трудоустройстве или назначении пособия, следит за соблюдением правил проживания. При этом преследуется цель обучения навыкам самостоятельной и ответственной жизни, обращения с деньгами, организации быта. С каждым из постояльцев проводятся беседы и консультации, а также общие групповые встречи и обсуждения. Другой формой сопровождаемого жилья является организация постгрупп для тех молодых людей, которые уже живут самостоятельно, но еще нуждаются в поддержке в виде консультаций и групповых встреч.

Сопровождение проживания – это форма социальной работы с молодыми людьми, проживающими в общежитиях в целях предотвращения сложных жизненных ситуаций, связанных с рынком жилья. На период профессионального обучения и в первое время по получении работы молодым людям предлагаются (по приемлемым ценам) места в общежитии, которое обслуживает социальный педагог (воспитатель). Он оказывает необходимую социально-бытовую поддержку.

В Финляндии социальные службы по делам молодежи уделяют большое внимание профилактическим мероприятиям. Особое значение имеет совместная деятельность органов социального обслуживания со школами, другими организациями, работающими с молодым поколением жилищными и строительными компаниями, учреждениями занятости и трудоустройства и т.п.

Исходными принципами социальной работы с молодежью в Финляндии являются: поощрение инициативности; предупреждение причин, порождающих различные социальные проблемы; свобода выбора; конфиденциальность. Под постоянным контролем находятся доступность, качество услуг и экономичность проводимой социальной работы.

Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндии совместно с Государственным Советом и Сеймом Финляндии определяют основные направления в области социального обеспечения и здравоохранения, ведут разработку важнейших направлений развития, координируют и руководят их деятельностью. Министерство социального обеспечения взаимодействует с другими министерствами, обеспечивая во всех областях социальной политики учет государственных целей обслуживания социальных нужд молодого поколения.

Подразделения социального обеспечения губернских управлений направляют и контролируют реализацию социального обслуживания молодежи в пределах территории губернии; распределяют ассигнования (за исключением выделенных государственным советом прямых ассигнований); отвечают за назначение и выплату государственных дотаций муниципалитетам; имеют право решать отдельные административные вопросы, касающиеся детей, подростков и молодежи.

На уровне муниципалитетов за руководство социальным обслуживанием молодежи отвечает определенный общественный орган (например, социальная комиссия), члены которого назначаются муниципальным советом, избранным на всеобщих местных выборах. Финансирование этой деятельности обеспечивают государство и муниципалитеты. Государство выплачивает каждому муниципалитету субсидию на эксплуатационные расходы социального обслуживания с учетом возрастного состава населения, численности молодых безработных и собственной ресурсобеспеченности муниципалитета. Однако расходы по определенным статьям (например, социальные пособия, в том числе доплаты на детей) несет только государство.

Значительную часть работы в области социального обслуживания в Финляндии традиционно выполняют различного рода общественные объединения. Они дополняют деятельность государственных и муниципальных социальных учреждений. Крупнейшей организацией, осуществляющей социальную поддержку молодого поколения в Финляндии, является Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи. Более 70 лет Лига защищает права детей и интересы семьи, способствует реформам в отношении подрастающего поколения. В разные годы по ее инициативе возникали такие службы социальной помощи подрастающему поколению, как клиники матери и ребенка, первая специализированная детская клиника, детская больница в городе Хельсинки, служба помощи семье, центр материнского молока, служба помощи сиротам военного времени, более 500 общинных медицинских центров профилактической психиатрической помощи детям, помощь недоношенным детям, семейные консультации, детские сады семейного типа, клиника с амбулаторным лечением для молодежи. Лигой разработаны программы профилактики употребления молодыми людьми наркотиков и лечение наркоманов, программы первоочередного учета интересов детей в архитектуре и преобразовании окружающей среды, систематическая программа школ для родителей. Созданы также экспериментальные клиники матери и ребенка в развивающихся странах, проведен эксперимент по работе омбудсмена в области экологии, программа детских омбудсменов (адвокат для детей и подростков, права которых ущемляются в школах, учреждениях, при разводе родителей, в семье и вообще где бы то ни было), программа консультаций и помощи по телефону для детей и молодежи, работа по сохранению игровых традиций, «родительский телефон».

В последние годы в деятельности Лиги особый упор делается на положении ребенка в обществе, наличии здоровой окружающей среды и помощи семьям с несовершеннолетними детьми. Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи особое внимание всегда уделяла профилактике правонарушений. Поддержка и советы родителям – один из основных аспектов оказываемой Лигой помощи. Объектом ее внимания является вся семья. Лига привлекает внимание людей (ответственных за принятие решений) к нуждам семей в сферах социальной политики, налогообложения и общественного развития. Лига активно стремится активизировать семейную взаимопомощь. Она организует школы для родителей при детских дошкольных учреждениях и школах; способствует развитию игровой деятельности и художественному воспитанию детей в детских дошкольных учреждениях и семьях. Маннергеймская Лига старается помогать детям и семьям на различных стадиях их становления, особенно в кризисные периоды развития (создание семьи, первые годы брака, беременность, воспитание ребенка).

Служба помощи семье – новая услуга Лиги, опробованная в нескольких коммунах: профессионалы обеспечивают уход и присмотр за ребенком, если он заболел или родителям нужно вечером уйти из дома, по другим причинам. Сотрудники Лиги осуществляют уборку, приготовление пищи, сопровождение детей в детский сад и даже уход за новорожденными, страдающими различными заболеваниями.

Важное значение в Финляндии придается семейным центрам, где семьи могут встречаться (контакты вне дома важны для всех). В центре можно получить советы и помощь, принять участие в разнообразной деятельности, отдохнуть и развлечься. Причем семьи, прошедшие обучение в Лиге, могут помогать другим семьям, которые неожиданно оказались в сложной ситуации.

Молодых людей Маннергеймская Лига рассматривает скорее как партнеров своей деятельности, нежели как клиентов.

Большую роль в социальном обслуживании подрастающего поколения Финляндии играют различные семейные консультации. Они занимаются просвещением, консультированием и предоставляют иные виды квалифицированной помощи в решении проблем внутрисемейных отношений, семейного быта и воспитания детей. Женские и детские консультации, относящиеся к медицинскому обслуживанию, отвечают за подготовку родителей к рождению ребенка и консультирование по уходу за малолетними детьми вплоть до их поступления в школу.

В последнее время в Финляндии усиливается внимание к вопросам воспитания молодого поколения. В состав персонала педагогических и семейных консультаций включаются психологи, социальные работники и врачи. Участие всей семьи в диагностических и лечебных сеансах педагогических и семейных консультаций стало типичным общественным явлением. Общий объём семейной терапии за последние годы увеличился в несколько раз. В последнее время наблюдается тенденция к учреждению муниципалитетами в школах должности школьного психолога и школьного куратора (социального работника) в целях социально-психологической поддержки учащихся.Семьи, имеющие малолетних детей, снабжаются педагогической информацией (прежде всего, через детские дошкольные учреждения), а также информацией о других формах социального обслуживания, на которое они имеют право.

Социальный отдел муниципалитета может оказать ребенку, подростку и его семье поддержку в виде организации ухода в дневное время и обслуживания на дому. Кроме того, могут быть использованы такие специализированные методы социальной защиты ребенка, как индивидуальная помощь со стороны социального работника, помощь в организации отдыха и развлечений, в учебе и трудоустройстве.

Органы социального обслуживания при необходимости принимают ребенка под свое попечение и подыскивают ему взамен собственной либо замещающую семью, либо место в учреждении социальной защиты детей. Попечение и замещающее воспитание подлежат отмене, как только отпадают обусловившие их причины или подопечные достигают 21 года.

В Швейцарии организация социальной работыопределяется конфедеративной организацией государства. Страна разделена на двадцать шесть кантонов, каждый из которых функционирует по собственному законодательству. Все учреждения социальных служб в Швейцарии (частные и государственные) в зависимости от исторических традиций, целей и задач действуют на трех уровнях: конфедерации, кантона и общины. При этом все они руководствуются в своей деятельности принципом: «Как можно меньше вмешательства государства». Оказание социальной помощи производится сначала на уровне семьи; если ее недостаточно, то предоставляются услуги со стороны частных или церковных служб, и лишь в последнюю очередь следует обращение за помощью к государственным организациям.

Социальные услуги различаются в зависимости от места проживания их получателей – город или село. Социальная помощь может оказываться отдельным лицам, семьям, группам и коллективам. На практике в силу комплексного характера социальной работы разграничения между отдельными сферами этой работы не очень четкие. Поэтому наряду со специализированными частными консультационными пунктами, которые функционируют чаще всего в центрах кантонов, в больших городах и наиболее крупных общинах имеются государственные многопрофильные центры социальных служб. Последние предлагают услуги и консультации по широкому спектру проблем воспитания, опеки, финансов, взаимоотношений в семье, работы в трудовых коллективах, решению возрастных проблем.

Службы помощи молодежи в Швейцарии предоставляют самые различные виды социальной работы: создание детских и юношеских интернатов; пунктов молодежных встреч и молодежных центров; осуществление индивидуального консультирования по актуальным для молодежи вопросам. В Швейцарии действует крупный общегосударственный центр помощи детям, подросткам и молодежи, имеющий отделения практически во всех кантонах. Специалисты центра оказывают молодежи разнообразные социальные услуги (в том числе и в сфере судопроизводства) и финансовую поддержку, связанную, например, с пребыванием детей в лагерях отдыха, интернатах и т. п. Специальным направлением работы является деятельность социальных работников и социальных педагогов в тюрьмах и исправительных учреждениях для молодежи, а также курирование освобожденных правонарушителей с целью более быстрой их адаптации к условиям гражданской жизни.

В стране существует значительное число частных консультационных пунктов классического типа, специализирующихся на оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми. Социальные работники некоторых частных центров ведут «уличную работу»: они контактируют с подростками, молодыми людьми в определенных местах встреч и сборищ, оказывают им необходимую социальную помощь.

Группы собственных социальных работников, которые дифференцированно работают с молодежью, имеют церковные общины. Церковь реализует межобщинные или межкантонные социальные программы (дежурный телефон, специальные консультационные пункты для женщин, подростков, беженцев и т. п.).

В Австрии цель и задача социальной работы с молодежьюсостоит в предоставлении подрастающему поколению возможности стать активным созидателем своего будущего (в сфере личных взаимоотношений и взаимоотношений в обществе, на работе и в свободное время). Успешность социальной работы с детьми и молодежью в Австрии объясняется тем, что все ее виды используются не только в больших городах, но и во всех населенных пунктах страны.

Работа с детьми (особенно во внешкольное время) заключается не только в заботе о них, но и в привлечении родителей к различным видам социальной деятельности. Большое место во внешкольной работе с молодежью занимают различного рода учебно-спортивные программы, рассчитанные на разный уровень подготовки юношей и девушек. Молодым людям предлагаются многочисленные спортивные курсы, площадки для занятий различными видами спорта, работающие, как правило, на бесплатной основе или за очень небольшую плату.

В столице Австрии Вене действует специальная школа по подготовке кадров для работы с молодежью, в которой молодые люди осваивают основы педагогического мастерства и получают иные навыки, необходимые для самостоятельного руководства группами и досуговыми центрами молодежи. Различные курсы, предлагаемые в школе, являются для ее членов бесплатными. Основное требование к поступающим в школу – активное участие в молодежной работе вне школы. Помимо этого в Австрии функционирует специальная Академия социальной работы по подготовке социальных работников и социальных педагогов. В течение последних лет в деятельности по обеспечению благополучия австрийской молодежи были введены новые формы консультирования по вопросам образования, о центрах информации, институтах социальной терапии, информационных центрах для супружеских пар и семей. К работе были привлечены различные специалисты и ученые.

Особым направлением деятельности социальных работников стала социально-правовая служба. Она заключается в помощи молодым людям, обвиненным в совершении противоправных поступков и отбывающим срок наказания. Социальные работники также занимаются правовой защитой психически больных людей, принимают участие в рассмотрении уголовных дел открытых на молодых людей в правоохранительных органах.

Социальная работа с молодежью в Австрии сегодня все больше интегрируется во многие сферы жизнедеятельности молодого поколения – досуговую, педагогическую, воспитательную, юридическую, общественную работу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: