Особенности социальной работы с отдельными категориями

 молодого поколения в России

 

Сложный состав и структура молодежной популяции обусловливают и неоднородность методов социальной работы с различными ее категориями. Рассмотрим особенности социальной работы с некоторыми из них:

Социальная работа с детьми. Состояние и проблемы охраны материнства и детства в стране выступают одним из объективных показателей уровня развития общества. По данным ЮНИСЕФ, в 2000 г. Россия занимала 115 место (среди 189 стран мира) по качеству жизни детей. Возможно, ни один слой населения так остро не пострадал от кризиса и не понес такого потенциального ущерба в продолжительной перспективе, как российские дети. Сейчас в стране насчитывается 37 млн. детей. Если общая численность населения России с 1990 по 1998 г. снизилась на 1,3 млн. человек, то численность детей – на 4,2 млн. (или с 27,4 до 24%).

Согласно государственному докладу “О положении детей в Российской Федерации”, еще в 1999 г. семьи с четырьмя (или большим числом детей) имели доход, составляющий всего одну треть прожиточного минимума (в расчёте на человека). Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (№ 134-ФЗ от 29 июля 1998 г.) установлено право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям со среднедушевым доходом, не превышающим 200% величины прожиточного минимума в субъекте РФ. С 1 января 2001 г. средства на эти цели выделяются целевым назначением из федерального бюджета, до этого периода пособия на детей выплачивались из средств региональных бюджетов. Существующая федеральная система минимальных гарантий детям и семьям не в состоянии обеспечить надлежащий уровень жизни и социальной защиты. Сегодня государственное пособие на ребенка составляет всего 70 рублей, а задолженность государства по этим выплатам в 2003 г. остается в объеме 139 млрд. рублей.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста так или иначе мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Очевидно, что социальная защита детства требует серьезной материально-экономической базы. В России она развивалась неравномерно. Были периоды (в дореволюционной и в доперестроечной России), когда детских учреждений насчитывалось достаточно много, чтобы удовлетворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери и ребенка обеспечивала стране лучшие показатели в мире. То же можно сказать и о системе образования в СССР, которая в 70-80-х годах ХХ века решала задачи подготовки к жизни, труду, продолжению образования на более высоком уровне, чем в большинстве экономически развитых стран мира. Современная материально-экономическая база социальной защиты детства в России значительно ослаблена. Благополучие многих семей пошатнулось; родительские узы ослабли. Доля затрат на воспитание детей в общем семейном бюджете возросла, но она расходуется в основном на обеспечение минимума жизнедеятельности (питание, одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности). На задачи формирования культурных, духовно-нравственных ценностей ребенка (книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия) финансовых средств практически не остается.

В стране сокращается число детских учреждений (более чем на 4% в год); уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов. Выпускается все меньше детских и юношеских полнометражных (художественных), мультипликационных и познавательных фильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Все это выступает серьезным тормозом обеспечения общей социальной защищенности детей.

В области социальной защиты дошкольников, реализуемой государством во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством, еще действуют программы оздоровленияи лечения дошкольников через предоставление льготных условий пребывания детей в санаториях и на летних дачах.

Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей с отклонением в здоровье и развитии. Существуют специализированные детские сады, приоритетная цель которых – подготовка к обучению в обычной школе. Некоторая часть дошкольников с непреодолимыми недостатками в здоровье получают подготовку для обучения в специальных школах.

Социальная работа в школе проводится штатными и внештатными социальными педагогами, воспитателями, социальными организаторами, школьными психологами, выступающими от имени органов социальной работы государства и других общественных организаций. Социальная защита детства включает в себя программу «обучение без неудачников и второгодников», которая направлена на преодоление причин плохой успеваемости в школе, зависящей от психического состояния детей. Социальная работа такого рода носит профилактический и терапевтический характер.

В современной общеобразовательной школе происходит снижение качества трудового обучения, отмечается практически полное исчезновение начального профессионального обучения, ослабление связей школы и производства. А ведь именно профориентацияшкольников, нацеленная на актуальное социально-профессиональное самоопределение детей и подростков, является одним из важнейших путей решения задач социальной защиты и адаптации молодежи.

Для оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, существуют различного рода специальные учреждения социального профиля, предназначенные для постоянного проживания детей. К ним относятся: дома ребёнка; детские дома (для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, дошкольного, школьного возрастов, смешанные); детские дома-школы и школы-интернаты для детей-сирот; специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты для детей-сирот с отклонениями в развитии; детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей и детей, имеющих физические недостатки. В настоящее время в стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей, 754 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Однако эти учреждения, как правило, переполнены и не укомплектованы профессиональным персоналом. Численность находящихся в специализированных учреждениях детей на 10-40 процентов превышает их проектные возможности. Еще хуже обстоит дело с обеспечением умственно отсталых сирот. Между тем, ежегодно в России появляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.

Государственная ответственность за детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в детских учреждениях для постоянного пребывания, разделена между четырьмя министерствами: Министерством здравоохранения (маленькие дети до 3-4 лет), Министерством образования (“обычные” детские дома-школы и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), Министерством труда и социального развития (специальные коррекционные учреждения для детей с отклонениями в развитии и с физическими недостатками) и Министерством внутренних дел (несовершеннолетние правонарушители).

В последнее время получили распространение новые формы социального обслуживания детей: приюты, телефонные линии экстренной психологической помощи детям, социальный патронаж, направленный не только на работу с ребёнком-воспитанником, но и на взаимоотношения с его семьей для внутрисемейных проблем, мешающих жизнедеятельности ребенка.

Сложная социально-экономическая ситуация 90-х гг. способствовала распространению таких явлений, как “беспризорность” и “безнадзорность”. В литературе приводятся разные данные численности беспризорных детей в России: от 2 млн. (статистика МВД) до 4 млн. (оценки независимых экспертов). Острота ситуации требует совершенствования государственной системы социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в ситуации беспризорности и безнадзорности, и системы профилактики безнадзорности, определяющей рост правонарушений несовершеннолетних.

За последние пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных социальных служб и учреждений, проведена работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако недостаточное внимание уделяется пока социально-правовому и медико-социальному патронажу семей группы риска, что приводит к дальнейшей деморализации этой социальной категории. Органы местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность защищать права и интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в силу объективных причин не могут эффективно выполнять возложенные функции. При существующем положении дел сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивать полноценную защиту прав и интересов ребенка.

Еще одной негативной тенденцией российского общества является увеличение численности детей-инвалидов. Их социальное обеспечение состоит из назначения денежных пособий и помещения в специализированные детские стационарные учреждения интернатного типа. По данным Министерства труда и социального развития РФ, большинство детей-инвалидов (65%) живут дома, небольшая их часть проживает в коррекционных учреждениях, находящихся в ведении Министерства образования, 5% детей-инвалидов живут в учреждениях, подведомственных Министерству труда и социального развития. Около 17% детей прикованы к постели. Порядка 19500 детей находятся в учреждениях системы здравоохранения и медицинского обслуживания, испытывающих острый недостаток финансовых, кадровых и других ресурсов. Только в Санкт-Петербурге насчитывается более 19 тыс. детей-инвалидов.

Дети-инвалиды, живущие с родителями, могут получить помощь в реабилитационных центрах для детей и молодёжи с ограниченными возможностями. Эти центры проводят работу с семьями, консультируют родителей по реабилитации детей в домашних условиях, оказывают им психологическую, педагогическую и правовую помощь. Существуют учреждения интернатного типа, где дети-инвалиды остаются пять дней в неделю, а выходные дни проводят дома. В учреждениях дневного пребывания дети могут находиться после занятий в школе, пока их родители заняты на работе. Такие учреждения значительно облегчают экономическое положение родителей, давая им возможность полноценно трудиться. Система, при которой родители осуществляют уход за детьми-инвалидами в домашних условиях, находится еще в стадии формирования и слабо удовлетворяет имеющиеся потребности.

До 90-х годов в нашей стране сохранялась «советская система» социальной защиты детства, когда государство внимательно следило за здоровьем своих маленьких граждан, обеспечивало молодых матерей всем необходимым для полноценного развития малышей. Поддерживалась и развивалась широкая сеть дошкольных учреждений, школ и внешкольных комплексов. Однако в постсоветский период с каждым годом количество государственных учреждений для детей сокращается, их число и качество обучения не соответствуют потребностям семьи в услугах данных учреждений. Появляющиеся коммерческие образовательные и досуговые учреждения доступны далеко не всем семьям из-за невысокого уровня доходов основной массы населения. Выплачиваемые государством разовые и ежемесячные пособия на детей не выполняют свою функцию по обеспечению содержания ребенка.

Социальная работа с семьями. Важным объектом социальной работы в рамках ювенологического подхода являются семьи с несовершеннолетними детьми. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, выступая одним из важных социальных институтов общества. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим “укрытием”, помогающим людям выживать в трудных, быстро меняющихся условиях сложной современной жизни.

Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роль и функциональная зависимость супругов, положение детей. Это неизбежно влечет за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Для современной российской семьи характерно увеличение малодетных семей; активный рост числа неполных семей; увеличение численности социально незащищенной, уязвимой группы детей, в первую очередь, детей из бедных семей; снижение воспитательного потенциала семьи; распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях.

Семьи подразделяются по такому основанию, как объективный риск социальной уязвимости, а значит потребности в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах (к такой категории относятся, в частности, семьи одиноких матерей). Специфические трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей); семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей); семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку или попечительство (около 200 тыс. семей); многодетные семьи. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте до трех лет (около 6 млн.). В особом положении находятся студенческие семьи с детьми: в большинстве случаев они фактически являются иждивенцами родителей. Помимо этого, к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев с несовершеннолетними детьми.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. По данным МВД России, на учете в органах милиции находятся свыше 620 тыс. подростков-правонарушителей и 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, в 40% семей – устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни. Выборочное криминологическое обследование показало, что 36,5% подростков из неблагополучных семей имеют судимых родителей и близких родственников. Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. Социальная работа в таких семьях должна быть ориентирована не только на решение уже имеющихся проблем, но и на восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения общественно значимых функций этого социального института.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей:

Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

Бесплатное и льготное предоставление продуктов питания и предметов первой необходимости, таких как: детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.

Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, предоставление социальных услуг).

Решение этих важных задач возложено на соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение – Департамент проблем семьи, женщин и детей. Таким образом, требуют поддержки со стороны государства и общества, нуждаются во многих формах социальной работы (правовых семейных консультациях, психологических службах, педагогических и медицинских советах, общем информировании о деятельности различных организаций по вопросам семьи) не только неблагополучные, но и обычные здоровые семьи.

Социальная работа с подростками и молодежью. Переход страны к рыночным отношениям обострил проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодежь составляет порядка 41% трудоспособного населения России. Молодые работники, особенно не имеющие опыта работы, испытывают трудности с устройством на работу, первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных, зачастую только получив диплом о профессиональном образовании.

Существует мнение, что нет необходимости защищать здоровых, «нормальных» молодых людей, они должны сами пробивать себе дорогу в жизни, самоутверждаться. Однако для этого должны быть созданы необходимые и достаточные социальные, правовые и экономические условия. Без соответствующей правовой поддержки, социально-экономической защиты, без твердых гарантий получения качественного образования и воспитания, внимания со стороны взрослых подрастающему поколению сложно ориентироваться в современном социально-экономическом пространстве, принимать ответственные и адекватные решения.

Молодежь, особенно учащиеся и студенты, живущие в общежитиях, студенческие семьи относятся к малообеспеченным группам населения. Среднемесячный доход более половины юношей и девушек ниже прожиточного минимума (в первую очередь речь идет о молодых людях, работающих в сфере науки, образования, здравоохранения, в ВПК, а также в области культуры и искусства). Согласно исследованиям, российская молодежь нуждается в биржах труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия, а также в сексологической консультации, центрах помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации. Острой остается проблема досуговой занятости подростков, связанная со сворачиванием внеклассной работы в образовательных учреждениях, закрытием внешкольных центров досуга или их недоступностью из-за высокой платы. Подростки оказываются изгоями общества. Прямым следствием этого становится тяготение молодежной среды к опасной криминогенной зоне. Нарастают неблагоприятные тенденции омоложения преступности, усиления ее группового характера; растет женская преступность, также характеризующаяся заметным “омолаживанием”.

Экономические и социальные программы помощи различным категориям молодого поколения слабо учитывают их реальные проблемы. Необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определить средства, формы, методы и критерии социальной работы с молодым поколением.

Эффективная система социального обслуживания молодежи в субъектах Российской Федерации должна иметь следующую структуру:

Обязательный минимум для каждого города, района:

центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

центр социальной помощи семье и детям;

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

социальная гостиница;

социальный приют для детей и подростков;

молодежный досуговый социально-культурный центр (клуб).

Дополнительная сеть в городах и районах:

центр психолого-педагогической помощи;

центр экстренной психологической помощи по телефону;

дом милосердия;

центр мобильной и уличной социальной работы;

реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков);

Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные территориальные образования:

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

общежития для лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24.06.1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты РФ утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Интересный опыт привлечения молодежи к работе на телефоне доверия и подготовки молодых консультантов реализован в Архангельске службой «Дом 21» (в настоящее время этот опыт распространяется и в других городах).

Информационные центры для молодежи предлагают информацию и консультацию относительно имеющихся в городе (районе) специализированных учреждений по оказанию помощи молодым людям, а также предлагают методическое и информационное обеспечение государственным органам и учреждениям и негосударственным организациям социальной помощи молодежи.

Центры психолого-социальной помощи предназначены для оказания медико-психологической и социально-правовой помощи молодым людям в кризисных ситуациях (в случаях суицидального, девиантного или делинквентного поведения). Центры работают в тесном контакте с «телефонами доверия» и приютами. Они предлагают комплекс консультационных, диагностических, терапевтических и иных услуг.

Кризисные центры (приюты) для подростков предлагают услуги по временному пребыванию молодых людей, по объективным или субъективным причинам отвергающих условия проживания в семье.

Социальная работа с молодыми правонарушителями имеет свои характерные особенности. Согласно психологическим исследованиям, для несовершеннолетних правонарушителей характерен экстернальный локус контроля (то есть субъективное снятие ответственности за происходящее). Механизмом его формирования выступает «синдром обученной беспомощности» – реакция адаптации к условиям, когда всякая инициатива не только бессмысленна, но и наказуема. Это следствие авторитарного воспитания в школе и дома. Поэтому задачей социального работника в такой непростой ситуации является не только повышение личной ответственности несовершеннолетнего за свое поведение, но и стимулирование его социально приемлемой инициативы (что особенно трудно в сложившейся системе работы правоохранительных органов). Социальная работа с правонарушителями должна быть вынесена в специализированные социальные молодежные учреждения и организации, деятельность которых основана на самоорганизации и поощрении инициативы. Наилучшие возможности для этого могут предложить при соответствующей поддержке негосударственные, общественные организации. В этой связи, интересен опыт предприятия «Новое поколение» в Санкт-Петербурге, на котором созданы рабочие места для малолетних правонарушителей. Подростки сами (под контролем взрослых) управляют предприятием, руководят деятельностью бригад, определяют принципы оплаты труда, занимаются продвижением и сбытом. Первые несколько месяцев направлены на адаптацию к условиям производства, привыкание к соблюдению трудовой дисциплины, выработку необходимых навыков. Организация труда сочетается с организацией досуга. В летний период предприятие организует трудовые лагеря. Несмотря на то, что на предприятие направляют молодежь, совершившую разные (в т.ч. и тяжкие) правонарушения, за все годы существования предприятия количество рецидивов не превышало 5 процентов.

Социальная работа с молодыми правонарушителями включает в себя обязательную работу с их родителями и школьными учителями. Большинство родителей переживают поведение своих детей как личную педагогическую несостоятельность, пытаясь разрешить этот конфликт либо через гиперопеку и авторитарность, либо посредством полного прекращения контактов с подростком. Социальная работа в подобной ситуации направляется на последовательное конструктивное взаимодействие в интересах ребенка, создание положительного эмоционального фона, понимание мотивов поведения личности и выработку социальных навыков взаимодействия.

Социальная работа с молодыми людьми, употребляющими наркотики. Социальная работа в сфере наркоупотребления носит, как правило, посреднический характер. Задача социального работника заключается в том, чтобы осуществить связь между наркоманом и специализированным учреждением по лечению и реабилитации наркозависимых людей.

Наиболее распространенной формой социальной работы в этой сфере является консультационная деятельность. Консультации проводятся как для самих наркоманов, осознавших появление у них проблемы, так и их родственников, близких, друзей. Консультирование направлено на создание предпосылок для выработки правильного поведения и отношения родных и близких, предотвращающих созависимость и помогающих создать мотивацию для отказа от наркотиков. Процедура консультирования часто связана с направлением подростка в специализированное лечебно-реабилитационное учреждение.

У молодых людей, уже имеющих опыт употребления наркотиков, необходимо формировать установку к прекращению наркоупотребления. Помимо информирования о последствиях наркоупотребления эта работа предусматривает изменение непосредственного социального окружения и стимулирование стойкого отказа от наркотиков.

Реабилитация наркомании, направленная на предотвращение рецидива употребления наркотиков молодыми людьми, прошедшими программы лечения и социально-трудовой реабилитации, предполагает закрепление сформированных ценностей также через изменение социального окружения, психологическую поддержку, помощь в решении социально-бытовых проблем (поиск работы или учебы, жилья).

Социальная работа с ВИЧ-инфицированными. ВИЧ-инфицированные являются особой и быстрорастущей группой клиентов социальной работы. Главной задачей деятельности в этом направлении становится первичная диагностика ВИЧ. Опыт большинства развитых стран свидетельствует, что, несмотря на широкомасштабные кампании и значительные средства, выделяемые на профилактику СПИДа, происходит увеличение количества молодых ВИЧ-инфицированных людей. Например, в США за последние 5-6 лет было выделено на диагностику и лечение СПИДа более 2 млрд. долларов, однако наибольший эффект от реализации программ наблюдается преимущественно среди взрослого населения, а не среди молодежи. Растущая заболеваемость этим недугом среди подростков в России выдвигает задачу разработки специальных профилактических программ для несовершеннолетних.

Второй задачей социальной работы является выработка формы коррекции поведения тех, кто уже знает о своем диагнозе. Речь идет о психологической поддержке (поскольку именно молодые ВИЧ-инфицированные наиболее склонны к суицидам) и о принятии мер по предотвращению дальнейшего распространения вируса. Профилактика обеспечивается определенным сексуальным образованием в школе. Образовательные программы предусматривают информирование о сексуальных отношениях, методах планирования рождаемости и контрацепции, а также возможных негативных последствиях. Несмотря на положительный опыт применения подобных программ в большинстве развитых стран, в России они часто наталкиваются на сопротивление со стороны учителей, родителей и служителей церкви.

Социальная работа с девушками и молодыми женщинами пока не получила достаточного распространения в нашей стране, хотя в большинстве развитых стран давно функционируют специальные программы по поддержке данной социальной группы. Программы исходят из следующего постулата: девушки нуждаются в специфических формах поддержки, они (несмотря на декларируемое равноправие) имеют меньше шансов получения высокооплачиваемой работы и построения успешной карьеры, активного участия в политической жизни. Социальные работники нередко отмечают, что юноши доминируют в молодежных клубах, не давая девушкам полноценно использовать пространство и оборудование (игры, компьютеры, музыкальные инструменты и т.п.). Поэтому в большинстве молодежных клубов, например, в Германии, Дании и Швеции устраивается специальная «комната для девочек», которую они оформляют по собственному вкусу и в которую юношам вход запрещен. Специальные тренинговые программы направлены на гендерную идентификацию, повышение коммуникативной компетенции девушек с целью развития потенциальной возможности противостоять доминированию представителей противоположного пола и активнее участвовать в общественной жизни. Соблюдение гендерного баланса давно стало требованием при проведении большинства совместных молодежных мероприятий. Многие общественные организации ориентированы именно на работу с девочками и девушками (например, YWCA – Христианская Ассоциация молодых женщин,WAGGS – Всемирная Ассоциация девочек-скаутов). Они реализуют досуговые и обучающие программы, организуют подготовку лидеров, развивают международное сотрудничество.

Необходимо признать, что целый ряд предложений для девушек и молодых женщин делается, исходя из феминисткой идеологии, и содержат, к сожалению, элементы противопоставления полов.

Социальная работа с молодыми мигрантами обусловлена процессами экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитическими конфликтами, имеющими пока место на территории России, открытием границ для международной миграции. Начиная с 1992 г. Россия приняла 8,7 млн. иммигрантов. За все годы статус вынужденного переселенца и беженца получили около 1,6 млн. человек; с помощью государства устроились около 0,5 млн. иммигрантов. Положение остальных (а это 4/5 численности уже прибывших в страну) остается в высшей степени неопределенным и требующим разрешения. По состоянию на 2001 г., 69 тыс. семей (177 тыс. человек) находятся в очереди на получение жилья, еще 33 тыс. семей (100 тыс. человек) рассчитывают на получение ссуды на жилье. Поскольку 60% общего потока мигрантов составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, то очевидна актуальность социальной работы с данной категорией молодых людей. Следует отметить, что различного рода государственные и негосударственные программы рассматривают мигрантов как некую целостную совокупность и молодежная составляющая проблемы как таковая не выделяется. Соответственно и целенаправленной, системной деятельности в отношении молодежи обнаружить не удалось. Общий подход к проблеме можно оценить на основе неформальных бесед с чиновниками, занимающимися миграционными вопросами, и сводимый к простому постулату: есть официальный статус беженца или вынужденного переселенца – есть регистрация, нет статуса – нет ни работы, ни возможности обучения детей. Официальная статистикатак определяет данные группы населения:

Беженец лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Федеральный Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах" № 95-ФЗ от 28 июня 1997 г.).

Вынужденный переселенец гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Федеральный Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О вынужденных переселенцах" № 202-ФЗ от 28 декабря 1995 г.).

Основываясь на приведенной выше статистике и принимая в расчет официальную позицию, можно сделать следующие выводы. Специфика социальной работы с молодыми мигрантами определяется «сборностью» этой категории населения по признакам возраста, семейного положения и состояния, национальному составу и менталитету. Представляется, что она должна вестись в определенной степени обособленно и быть сосредоточена на следующих направлениях:

организация правового консультирования и правовой помощи молодому человеку или членам его семьи (например, родителям в случае несовершеннолетия ребенка или детей) в получении официального статуса беженца или вынужденного переселенца, а также в решении иных насущных проблем;

содействие в трудоустройстве;

содействие в получении доступа к сферам образования, здравоохранения, досуга и быта, а также других социальных услуг;

социальная и психологическая адаптация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: