Перечисленные направления могут дополняться необходимыми видами социальной работы в отношении каждой из категорий, так или иначе имеющих отношение к молодежной популяции

Социальная и психологическая адаптация военнослужащих. Специфическим периодом жизни каждого российского молодого человека и мужчины является период выполнения им священного долга перед Родиной. Для части мужского (а теперь и женского) населения служба в Вооруженных Силах РФ стала результатом жизненного выбора. Как правило, прохождение или поступление на военную службу происходит в молодом возрасте, что определяет целесообразность выделения темы адаптации военнослужащих в ряд проблем социальной работы с молодежью. Несомненно, важными являются также проблемы адаптации к гражданской жизни уволенных военнослужащих.

Приказом Министра Обороны "О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (№ 440 от 25 сентября 1998 г.) в штат окружных, флотских и центральных военных госпиталей введены кабинеты медико-психологической коррекции, а в соединениях постоянной готовности, отдельных объединениях, на флотах и в учебных центрах – группы психического здоровья. Таким образом, в российской армии впервые (хотя и с большим запозданием) создается войсковое, профилактическое звено психологической и психиатрической помощи. Широкое применение психокоррекционных методик рассматривается как важнейшее направление психопрофилактической работы специалистов войскового звена по предупреждению дезадаптационных расстройств, самоубийств, алкоголизма, наркоманий, психических и психосоматических заболеваний.

Общим принципом построения психологической коррекции при социальной дезадаптации молодых военнослужащих выступает дифференцированное сочетание методов симптоматической, личностно-ориентированной и социоцентрированной психокоррекции при учете личностных особенностей военнослужащих. При этом необходимо глубокое и всестороннее изучение личности военнослужащего, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования, структуры и функционирования его системы отношений; выявление и изучение механизмов, способствующих возникновению дезадаптации. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения ведет как к улучшению субъективного самочувствия, так и к восстановлению полноценности его социального функционирования. Применение методик саморегуляции поведения позволяет редуцировать возможные страх, тревогу, психоэмоциональное напряжение; сформировать фоновое позитивное психоэмоциональное состояние; обучить приемам релаксации и мобилизации.

Опыт показывает: у военнослужащих важное место занимают нарушения в сфере межличностных отношений. Проблему коррекции межличностных отношений на уровне микро- и макроокружения в большинстве случаев возможно решить только в группах.

Психогигиена и психопрофилактика в Вооруженных Силах имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими условиями военной службы, возрастными параметрами, тенденцией к нарастанию пограничных и психосоматических расстройств, а также увеличением донозологических форм психической деятельности. Указанные тенденции характерны как для мирного времени, так и для периода боевых действий и экстремальных ситуаций.

Задачи психогигиены и психопрофилактики в войсках сводятся к следующим мероприятиям:

обследование пребывающего в войсковую часть пополнения с целью раннего выявления лиц с психическими отклонениями и патологией;

изучение причин и условий возникновения психических расстройств среди личного состава, разработка конкретных рекомендаций по предупреждению развития у военнослужащих нервно-психической неустойчивости и психических расстройств в процессе военной службы;

учет, наблюдение и амбулаторное лечение молодых военнослужащих, имеющих не резко выраженные расстройства психики;

разработка рекомендаций командованию по использованию военнослужащих с учетом состояния их психического здоровья и характерологических особенностей;

подготовка рекомендаций по планомерному распределению физических и психических нагрузок, повышению психической трудо- и боеспособности;

предупреждение чрезмерного психоэмоционального напряжения в процессе профессиональной деятельности;

проведение общегигиенических мероприятий, имеющих непосредственное психопрофилактическое значение (соблюдение нормальных условий военной службы и быта, режима отдыха, питания и т.д.);

психологическая коррекция и медико-психологическая реабилитация военнослужащих с посттравматическими стрессовыми расстройствами;

санитарное просвещение военнослужащих (офицеров, прапорщиков, сержантов, рядовых) по вопросам психогигиены, психопрофилактики и некоторым разделам военной и медицинской психологии.

Мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в войсках должны носить преемственный характер и проводиться в допризывной период, при призыве и в период прохождения военной службы. В допризывной период проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия. При призыве психоневрологические диспансеры представляют в военкоматы необходимые медицинские сведения о лицах, находящихся под наблюдением диспансера, лечившихся в психиатрических больницах. Призывные комиссии направляют в армию и на флот, как правило, здоровых лиц, однако в отдельных случаях некоторые заболевания и болезненные состояния во время призыва остаются нераспознанными.

Особенно болезненно реагируют молодые солдаты на выявление у них физического отставания и плохой тренированности. Эти военнослужащие тяжело переносят насмешки и пренебрежительное отношение сослуживцев, стремятся к уединению, фиксируются на своих недостатках. Психически здоровые лица, эпизодически или периодически употребляющие алкоголь или наркотики, нуждаются в мерах воспитательного характера, тогда как военнослужащие, имеющие признаки сформировавшейся наркомании или алкоголизма, подлежат направлению на лечение и освидетельствование в психиатрический стационар.

Лица с нервно-психической неустойчивостью могут выявляться во все периоды службы, но обычно это происходит в первые 3-6 месяцев (в период адаптации). Психопрофилактическая работа в адаптационном периоде имеет важное значение. Затруднению адаптации могут способствовать хронические соматические заболевания, а также не соблюдение распорядка дня, нарушения регламента труда и отдыха, рационального питания, уставных положений караульной службы, боевых дежурств, неравномерное или резкое повышение физических нагрузок. На психическое состояние военнослужащих отрицательно влияют и неправильные взаимоотношения в подразделении между старослужащими и молодыми солдатами. Старослужащие иногда в непозволительной форме демонстрируют свое превосходство, заставляют выполнять за них какую-либо работу, морально или физически оскорбляют молодых солдат, что приводит к возникновению у последних болезненных реакций, совершению им суицидальных действий или чрезвычайных происшествий (например, солдат расстреливает своих сослуживцев и с оружием покидает воинскую часть). Поскольку подавляющий контингент суицидентов среди военнослужащих составляют практически здоровые лица, а причинами самоубийств у них являются неблагоприятные социальные факторы (неподготовленность к трудностям военной службы, бытовые неурядицы, неуставные взаимоотношения, боязнь наказания и т.д.), то психологическое состояние подчиненных и морально-психологический климат в коллективе должны постоянно находиться под контролем командиров и воспитателей.

Трудная адаптация к военной службе еще не означает плохого прохождения ее в дальнейшем. В период адаптации при некоторых видах военного труда и учебно-боевой деятельности может отмечаться психоэмоциональное напряжение, которое вызывает тревожность, неуверенность, различные опасения, ожидание неудач. Это, в конечном счете, ведет к снижению бое- и работоспособности. Профилактика такого рода состояний предполагает рационально построенную систему учебных тренировок, полноту информации о предполагаемом объеме и содержании заданий, воспитание уверенности в технике, своевременном получении необходимой медицинской помощи. В ряде случаев целесообразно предоставление отдыха, назначение витаминов, общеукрепляющих средств, реже – медикаментозной терапии. При своевременном проведении психопрофилактических мероприятий удается купировать адаптационные реакции у большинства военнослужащих.

Основой психической дезадаптации военнослужащих, участвовавших в боевых действиях или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий), являются различные проявления посттравматических стрессовых расстройств. Для преодоления стресса необходимо:

изменить или ликвидировать проблему;

уменьшить ее интенсивность, изменив точку зрения на нее;

снизить ее воздействие отвлечением или использованием других способов преодоления.

Наиболее действенными формами реабилитации оказываются консультативно-психологическая помощь и психотерапия. Психотерапевтическая работа осуществляется в виде сочетания личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, психотерапии с симптоматической направленностью и эмоционально-волевой тренировки. Реабилитация опирается на личность больного и имеет своей конечной целью ресоциализацию пострадавшего.

В последнее время сохранению и укреплению здоровья военнослужащих уделяется повышенное внимание. Это нашло свое отражение в Директивах МО РФ № Д-5 (от 21.06.1997 г.) и начальника ГВМУ МО РФ № ДМ-19 (от 15.09.1997 г.). В приказе МО РФ № 440 (от 25.09.1998 г.) предусмотрен ряд организационно-штатных изменений в организации профилактической работы и психиатрической помощи военнослужащим: включение в состав соединений постоянной готовности, отдельных объединений, флотов и учебных центров групп психического здоровья в составе психиатра (психоневролога) и психофизиолога; в состав окружных (флотских) военных госпиталей – психиатрических отделений для лечения больных с пограничными психическими состояниями и кабинетов медико-психологической коррекции; в состав амбулаторно-поликлинических учреждений – психиатрические и психотерапевтические кабинеты.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение привычного ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климатогеографические условия, профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда (ограниченное замкнутое пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки, электромагнитное излучение, компоненты ракетного топлива, операторская деятельность, аварийные ситуации и т.п.) – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.

Еще более существенные предпосылки формирования психической патологии среди военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Вполне закономерно, что даже в элитных подразделениях, при жестком отборе и хорошей выучке, не менее чем у 5% участников боевых действий развиваются кратковременные состояния психической дисфункции – реакции боевого стресса, сопровождаемые частичной или полной утратой боеспособности. Первостепенное значение приобретают:

а) организация военно-профессионального отбора в целях недопущения призыва в боевые части лиц с факторами риска возникновения длительных расстройств здоровья;

б) организация своевременного выявления пострадавших с реакциями боевого стресса и незамедлительного оказания им вблизи передовых позиций войск психокоррекционной помощи.

Стрессорное воздействие на военнослужащего отличается полифакторностью. Это и стрессоры витальной угрозы, и воздействие неблагоприятных экологических факторов, чрезмерное физическое и психическое напряжение; нарушение биологических ритмов; привычных режимов жизнедеятельности; ограничение базовых потребностей личности. Совокупность множественных изменений в различных функциональных системах, включенных в адаптационный процесс, ограничивает компенсаторные ресурсы и на определенном этапе может повлечь неблагоприятные последствия для организма.

В последнее время значительную распространенность получило употребления алкоголя и наркотиков рядовыми и офицерским составом, обозначаемое термином аддиктивные расстройства. Так, в период боевых действий в Афганистане четвертая часть военнослужащих периодически употребляла алкоголь или наркотики. Такую потребность испытывали в условиях хронического эмоционального стресса лица с дисгармонией характера (личностными особенностями), пренебрегающие нормами поведения, обладающие низкими морально-волевыми качествами, пытающиеся сохранить свое прежнее (имевшее место до действия стрессорных факторов) эмоциональное состояние. С такими военнослужащими командиры и их заместители по воспитательной работе должны проводить предупредительную работу, направленную на выработку дисциплинированности, стойкости при встрече с тяготами и лишениями военной службы, уверенности в своих силах, а также психокоррекционную работу с целью снятия психоэмоционального напряжения. С учетом резкого ухудшения наркологической ситуации в стране аддиктивные расстройства могут стать актуальной проблемой и медицинская служба должна быть к этому готова.

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис. Длительность и глубина этого кризиса зависит от срока службы, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, а также степени решенности социальных проблем военнослужащего. Целый ряд боевых действий Вооруженных Сил России не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения.

Многие навыки, приобретенные в период военной службы, оказываются неприменимыми в гражданских условиях. Большинство военнослужащих не могут найти применение своим силам и способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к ним. Особое значение в этой связи приобретает психологическое и семейное консультирование, оказание других видов социальной помощи, а также социальная помощь семье и детям военнослужащих и уволенных из рядов Вооруженных Сил.

Специфической задачей является обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни. Особого внимания требуют военнослужащие, участвовавшие в военных действиях в Приднестровье, Чечне, Афганистане и других «горячих точках».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: