Система многопрофильных ювенальных центров

Исследования различных социальных проблем молодого поколения и многочисленных кризисных ситуаций, в которых оказываются дети, подростки, молодежь и семьи с несовершеннолетними детьми, позволяют сделать следующий важный вывод: практически каждая проблемная ситуация, разрешение которой требует вмешательства социального работника, сложна, противоречива. Это предопределяет целесообразность создания качественно новой системы социальной помощи и защиты, включающей разветвленную и скоординированную сеть многопрофильных учреждений (центров, служб и т.д.),ориентированных на различные половозрастные, социальные и социально-психологические категории подрастающего поколения россиян. Речь идет о профессиональной помощи детям, подросткам и молодежи, а также семьям с несовершеннолетними детьми со стороны медиков, психологов, юристов, социологов, педагогов, менеджеров, а иногда и представителей различных религиозных конфессий. Система единого социального обслуживания детей, подростков и молодежи, а также семьи с несовершеннолетними детьми должна строиться с учетом следующих основных принципов и положений.

· Стратегия и тактика социальной работы с детьми, подростками и молодежью должна быть основана на единой государственной концепции воспитания и образования молодого поколения, стандартах и социальных нормативах качества жизни различных категорий молодого поколения и семей, а также единой системе требований к социальной работе с учетом региональной, местной специфики.

· На федеральном и региональном уровнях целесообразно создание единого исполнительного органа (с представительством на территориальном уровне), осуществляющего методическое, организационное и другое руководство реализацией ювенальной политики, в т.ч. управление системой единой социальной защиты различных категорий молодого поколения, координацией деятельности всех учреждений сфер образования, воспитания и социальной защиты детей, подростков и молодежи и семей с несовершеннолетними детьми, а также осуществляющего контроль за их деятельностью. Необходима организация четкой исполнительной вертикали, обеспечивающей обязательное выполнение решений и программ, принятых на уровне федерального центра, в регионах (федеральных округах и субъектах РФ) и на местах (в муниципалитетах).

· На федеральном и региональном уровнях необходимо формирование единой базы ювенальной статистической информации, позволяющей анализировать состояние и тенденции развития молодежной популяции в различных аспектах. Создание подобной базы данных должно основываться на предоставлении информации всеми учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к молодежной популяции. Необходимо обеспечить свободный доступ к имеющейся статистической информации ювенального характера для заинтересованных организаций и для широкой общественности.

· Единая система социального обслуживания (ювенальное социальное обслуживание), в соответствии с концепцией ювенальной политики, должна охватывать все категории молодого поколения: детей (от 0 до 13), подростков (14-17), молодежь (18-29 лет), а также молодые семьи и семьи с несовершеннолетними детьми.

· Основными структурами системы единого, многопрофильного и комплексного социального обслуживания молодежи должны стать ювенальные центры – комплексы социального обслуживания детей, подростков и молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми, расположенные в каждом муниципальном образовании (по месту жительства).

· Ведомственную подчиненность ювенальных центров следует передать органам местного самоуправления, что гарантирует: повышение ответственности чиновников и депутатского корпуса местного уровня в эффективности работы в социальной сфере; исключение лишних звеньев, могущих претендовать на участие в распределении денежных ресурсов; целевое направление средств на конкретные нужды местного сообщества. При этом муниципальное подчинение ювенальных социальных служб позволит охватывать максимально большую часть детского и молодежного контингента в каждом муниципальном образовании, а значит вести его реальный учет, осуществлять полноценную деятельность по превенции негативных проявлений на ранней стадии, эффективно планировать свою деятельность по осуществлению социальной защиты и поддержки различных категорий молодого поколения.

· Деятельность муниципальных ювенальных центров должна строиться на основе постоянного взаимного обмена информацией и опытом работы, а также тесного сотрудничества с находящимися на данной территории школами, дошкольными учреждениями, центрами внешкольной досуговой деятельности, учреждениями культуры, поликлиниками и другими организациями, так или иначе осуществляющими свою деятельность в области воспитания, образования, медицинского и иного обслуживания подрастающего поколения. Такого рода обмен опытом возможен при наличии в штате каждого ювенального центра специального сотрудника, обеспечивающего координационную деятельность центра, отвечающего за эффективную рекламную и PR-деятельность конкретного учреждения.

· Приоритет в работе ювенальных социальных центров целесообразно отдавать жизнеобеспечению нормальной, здоровой семьи как главному гаранту воспроизводства высокого качества человеческого (в т.ч. ювенального) потенциала. Это определяет и основную цель деятельности центров: создание в семье таких условий, при которых она самостоятельно сможет воспитывать здоровых детей в соответствии с требованиями общества и государства.

· Социальная работа с каждой категорией молодого поколения должна учитывать микроусловия и особенности социальных ситуаций: семья, ближайшее социальное, коммуникационное окружение, друзья, школа и т.д.; социальным работником должны быть налажены связи со всеми участниками жизнедеятельности подопечного и (при необходимости) с ними также должна проводиться соответствующая работа.

· Разработка основных направлений деятельности каждого конкретного ювенального центра должна базироваться на интересах жителей и других учреждений данного муниципального образования, они (равно как и властные структуры, социальные институты и бизнес) должны вовлекаться в решение социальных проблем молодого поколения (метод общинной социальной работы).

· Целесообразно (а точнее – необходимо) привлекать саму молодежь (юношей и девушек в возрасте 13-25 лет) в качестве добровольных помощников социальных работников, педагогов и воспитателей. Юноши и девушки могут работать с детьми и подростками «групп риска» в рекреационно-компенсаторно-восстановительных программах (в том числе и летних лагерях отдыха) для подростков с различными (соматическими и психическими) отклонениями в развитии; программах профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовки, начального профессионального образования старшеклассников (через межшкольные комбинаты); программах (группах) срочной помощи детям беженцев и вынужденных переселенцев; помощь детям и подросткам – жертвам насилия и т.д.

- В состав каждого муниципального ювенального центра должны входить следующие структурные подразделения:

Информационно-консультативное отделение. Его функции: предоставление клиенту необходимой информации; первичное консультирование; назначение специалиста – социального работника для решения конкретных социальных проблем; направление (в случае невозможности решить проблему в данном учреждении) в другие соответствующие организации и т.д.

Отделение социальной помощи с функциями распределения гуманитарной помощи, выдачи единовременных пособий и дотаций всем нуждающимся; оказание социальной помощи на дому и др.

Отделение педагогико-воспитательной работы: разработка концепций воспитания и образования детей, подростков и молодежи (корректировка существующих единых государственных, региональных концепций с учетом специфики конкретного муниципального образования); организация курсов и лекций по различным проблемам, возникающим у представителей подрастающего поколения и их родителей, а также научно-практических семинаров с приглашением ученых и специалистов из других учреждений; помощь и консультации родителям в воспитании детей (в том числе – присмотр за детьми в отсутствие родителей) и др.

Психологическое отделение: психологическое консультирование детей, подростков и молодежи, а также их родителей; решение психологических проблем детства; проведение психолого-диагностических мероприятий.

Отделение социального патронажа: наблюдение и сопровождение детей, подростков и молодых людей, оказавшихся в кризисной ситуации, требующей особого вмешательства социального работника.

Отделение срочной социальной помощи: безотлагательная социальная, экономическая, психологическая и иная помощь детям, подросткам, молодым людям и их родителям в случае экстренно возникших у них психологических, социально-экономических и иных проблем.

Медицинское отделение: консультации подростковых гинекологов, урологов, валеологов и врачей общей практики по вопросам гигиены, здорового образа жизни, половых отношений, контрацепции и др.

Отделение дневного пребывания: группы дневного пребывания детей из кризисных семей с возможностью обучения по школьной программе, организация их питания в стенах учреждения, психолого-воспитательная работа.

Отдел по связям с общественностью (PR): сбор информации о потенциальных клиентах центра; ведение информационной базы данных клиентов центра, сопоставление ее с общегородскими, региональными и всероссийскими базами; осуществление связи центра со всеми службами, организациями и учреждениями, чья деятельность так или иначе связана с молодежью; проведение мониторинга положения представителей молодого поколения и других статистических исследований, необходимых для эффективной деятельности центра; подготовка и распространение данных социологических исследований; информации о деятельности центра и ее результатах через собственные или городские СМИ.

Важнейшими социальными технологиями в решении социальных проблем молодого поколения следует признать адаптацию и активизацию самой молодежи в целях решения большей части ее собственных проблем («empowerment»), а также профилактику негативных тенденций в среде подрастающего поколения (на основе превентивных мер и мероприятий).

 

11.6. Резюме

 

(1) Под социальной работой с молодежью принято понимать специфический вид профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями, а также отдельными гражданами и включающей в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер по предотвращению развития негативных явлений и тенденций в среде молодого поколения, а также по формированию общественно-значимых свойств и качеств у представителей молодежной популяции.

(2) Под методами в социальной работе понимаются специфические виды воздействия (консультирования, представительства, посредничества, вмешательства, поддержки, опеки и т.п.), осуществляемые на различных уровнях: индивидуальном, семейном, групповом, уровне местного сообщества (т.н. общинном), а также социальное администрирование и планирование. Основными методами социальной работы являются индивидуальный, групповой и общинный, а также мобильная социальная работа.

(3) В нашей страненаиболее распространенными формами социальной работы с молодежью являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи.

(4) Одной из главных целей социальной работы является достижение социальной адаптации, направленной нагармонизацию возможных конфликтов, возникающих на почве несовпадения и/или противопоставления общественных требований, ожиданий, индивидуально-групповых потребностей и целей. Она как бы разрешает основной конфликт социализации, связанный с поиском меры идентификации и обособления человека в социуме.

(5) Сложный состав и структура молодежной популяции обусловливают и неоднородность методов социальной работы с различными ее категориями. При разработке концепции социальной работы с молодым поколением должны быть учтены отдельные ее категории (к их числу могут быть отнесены дети разных категорий, семьи с несовершеннолетними детьми, молодые правонарушители, девушки и молодые женщины, ВИЧ-инфицированные, наркоупотребляющие и наркозависимые, молодые мигранты, представители национальных землячеств и ряд других).

(6) В России целесообразно создать единую систему социального обслуживания молодежи включающую разветвленную и скоординированную сеть многопрофильных учреждений (ювенальных центров и служб и т.д.). Деятельность всех ювенальных учреждений и служб, входящих в эту систему, должна строиться на следующих принципах:

приоритетность инвестиций общества и государства в семью и молодое поколение;

сочетание федеральных, региональных и местных интересов с интересами семьи и молодого поколения при формировании их системы жизнеобеспечения в соответствии с социальными стандартами и нормативами;

обеспечение преемственности поколений в процессе формирования и реализации единой государственной ювенальной политики и единой системы социального обслуживания;

сочетание возможностей федерального, регионального и муниципального уровней при уточнении объемов оказываемых услуг молодому поколению;

наличие четкой исполнительной вертикали, обеспечивающей обязательное выполнение в регионах, на местах, принятых на уровне федерального центра законов, решений и программ;

многопрофильность и комплексность оказываемых социальных услуг различным категориям молодого поколения и различным типам семей с несовершеннолетними детьми;

активное вовлечение самой молодежи и семей с несовершеннолетними детьми в сферу социальной работы как ее субъектов;

приоритетность в выборе основных направлений социальной работы с ее ежегодной корректировкой;

последовательность в решении социальных проблем молодого поколения;

максимальный охват всех нуждающихся в социальной помощи и социальных услуг;

государственный и общественный контроль финансовых средств, направляемых на социальную помощь различным категориям молодого поколения.

(7) Социальная защита молодого поколения должна стать одним из главных социальных приоритетов, а дальнейшее становление и совершенствование социальных служб для различных категорий молодого поколения, семей с несовершеннолетними детьми – основной задачей российского государства и общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: