Характер и типы взаимоотношений молодежи и общества

Общество – молодежь, молодежь – общество. Взаимоотношения молодежи и общества двойственны: общество социализирует молодежь, формируя человеческий потенциал будущего, а молодежь, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума.

Политика, которую проводит общество (в лице государства) в отношении подрастающего поколения, напрямую связана с позицией общества, его институтов и общественных организаций по отношению к молодому поколению, его качеству и социальному статусу. Эта политика (прямо и косвенно) определяется положением и качеством жизни других групп населения. Параметры нынешней молодежи, как отмечалось ранее, во многом определяют контуры человеческого потенциала, экономически активного населения завтра: его демографические, медико-биологические характеристики, степень социализованности, воспитанности, профессионально-образовательной подготовки, политической и гражданской зрелости.

Взаимоотношения молодежи и государства, выступающего от лица общества, можно охарактеризовать условно через известные в психологии и социальной психологии типы взаимоотношений «руководитель-группа»: авторитарный, демократический, смешанный и laisser-faire, нейтральный или невмешивающийся (от франц.– «давать волю, не мешать, предоставить самому себе»). Остановимся кратко на основных характеристиках названных типов взаимоотношений, принимая во внимание определенную абстрактность, модельность такого подхода и отсутствие строгого соотношения с какой-либо конкретной страной.

Авторитарный тип взаимодействия характеризуется жестким патерналистским отношением государства, общества, «взрослых» групп населения к подрастающему поколению. Через жестко регламентированную деятельность системы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодежи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни. Большая часть такого рода правил и государственных инструкций изложена в самых разных законах и подзаконных актах, регламентирующих жизнедеятельность молодого поколения.

Наблюдается повсеместный и часто жесткий социальный контроль практически над всеми сферами жизни молодежи. Как правило, правящий режим не допускает никакой свободы творчества и волеизъявления вне предписанных государством правил. Сама же творческая активность искусно подменяется адаптивной, в том числе и приспособленческими действиями по отношению к существующей политической системе. Идейно-политическое воспитание юношей и девушек целенаправленно осуществляют политические организации (в том числе молодежные) под руководством правящей партии, политических и силовых структур. Акцент в воспитании, образовании и социализации делается на военном и трудовом воспитании. Ограничены свободы в выборе идеологии, вероисповедания, жизненного пути, профессии и места жительства. Иной культуре, идеологии, взглядам и ценностям или стилю поведения, принятому «во внешнем мире», любой информации зарубежных СМИ ставится «железный заслон». Осмелившиеся преступить «закон социума» жестоко наказываются (вплоть до публичной смертной казни).

Молодежная политика, как самостоятельный вид социально-экономической и законодательной политики государства, отсутствует. Отдельные вопросы решаются на уровне производственных структур в рамках планов промышленных и аграрных народных предприятий. Социальная защита молодежи и помощь детям отсутствует или сводится к выплате разовых денежных пособий. Проблемы молодого поколения обычно решает семья. Сироты направляются в государственные интернаты, где и живут до совершеннолетия.

Социально-психологические особенности различных категорий молодого поколения не учитываются властными структурами и социальными институтами, осуществляющими воспитание, образование, социализацию. Научные исследования молодого поколения почти не ведутся, на «острых» исследовательских проектах ставится гриф «секретности». Социальные работники и лидеры общественных молодежных организаций и объединений проходят контроль на идейную и политическую зрелость, их деятельность регламентирована многочисленными инструкциями и постановлениями правящей партии, центральной и местной властей.

Авторитарный тип наблюдается чаще всего в военных, тоталитарных режимах. Он утрачивает свою силу, когда общество в своем движении к гражданскому обществу требует обновления, предпринимательства, интенсивного информационного обмена, развития творческого потенциала на основе прав человека, передовых мировых технологий.

Демократический тип отношений свойственен промышленно развитым странам, имеющим активную экономику, высокую правовую культуру и большой опыт гражданского общества, а также учитывающим многообразие социальной психологии молодежи, как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения. В отношении подрастающего поколения общество и государство проявляют демократический подход. Молодое поколение в процессе воспитания, образования, социализации рассматривается как «просто молодежь» со своими многочисленными и естественными плюсами и минусами.

Активно развивается молодежная и детская политика, сформированная на базе научно-обоснованных, комплексных междисциплинарных исследований. Эта политика имеет развернутую информационную базу и обширную инфраструктуру услуг для различных категорий молодого поколения. В поле зрения попадает практически все подрастающее поколение, которому оказываются услуги как государственными, так и негосударственными социальными службами, включая религиозные организации и частные фонды. Особое внимание уделяется «группам риска» - мигрантам, выходцам из неблагополучных семей и т.п. Социальный (скрытый) контроль ведется специальными структурами только за представителями маргинальных групп, «групп риска» в среде национальных меньшинств. Нет (или почти нет) ограничений в выборе места жительства, профессии, идеологии и вероисповедания. Наряду с военной службой существует альтернативная гражданская служба.

Генеральная цель молодежной (ювенальной) политики включает создание благоприятных условий жизнеобеспечения молодого поколения; поддержание индивидуального и социального развития несовершеннолетних; оказание противодействия обездоленности и нищете; материальную, социальную и психологическую поддержку родителей и лиц, обладающих правами воспитания. В обществе эффективно реализуются три вида молодежной политики на различных уровнях: государственная (на общенациональном уровне), региональная и политика, осуществляемая органами самоуправления на уровне районов (местными территориальными образованиями). Структуры, реализующие молодежную политику, активно используют опыт международных молодежных программ с учетом местной национальной специфики. Большинство мероприятий ориентировано на получение начального образования, профессиональной подготовки, труд и досуг, учитывающий разнообразные потребности и запросы подрастающего поколения. Открыт доступ к ценностям мировой культуры, информации независимых СМИ, Интернета. Адаптивная активность уступает место интенсивной творческой деятельности.

Дети и молодежь обладают социальным пространством, в котором могут проявить свою индивидуальность, интересы и личностные потребности.

Раскрытие потенциала личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за дальнейшее развитие демократического строя. Привлечение молодого поколения к общественной жизни направлено на помощь их физическому, духовно-нравственному и социальному развитию. Оно включает в себя также критическую полемику и творческое, дальновидное осмысление и, возможно, изменение отношений молодежи и общества к еще более цивилизованным нормам и правилам, принятым ООН.

Молодое поколение и поколение взрослых совместно обеспечивают общественные условия сохранения прочности и преемственности лучших традиций общественного развития социума («молодежь – это МЫ»).

Смешанный тип взаимоотношений олицетворяет в разных (часто мозаичных) сочетаниях характеристики и параметры авторитарного и демократического типа. Такой вид взаимоотношений и взаимодействия наблюдался в СССР в послевоенное время, а также в Российской Федерации в период интенсивных реформ «ельцинского периода».

Laisser-faire или «невмешивающийся» тип взаимоотношений детей и взрослых часто встречался на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Сохранился он и в некоторых странах «третьего мира», в большей части отдаленных сельских районов земного шара, а также в тех регионах, которые вольно или невольно после неудачных политических реформ вступили в полосу глубокого кризиса. В таких сообществах подрастающее поколение «естественным образом» вступает во взрослую жизнь, адаптируясь к окружающим его реалиям методом проб и ошибок. Процессы социализации протекают относительно стихийно, и молодое поколение на основе лишь собственного обыденного опыта осваивает материальную и духовную культуру старшего поколения.

Социально-экономическая, политическая, идеологическая и духовная среды, сложившиеся в странах «третьего мира», оказываются недостаточно благоприятными для подрастающего поколения. Это существенно снижает субъектность молодежи, уменьшает ее активную роль в общественной динамике и сокращает ее социальные обязательства. Социальные институты и общественные организации, призванные на рубеже третьего тысячелетия реализовывать молодежную политику, оказываются не развитыми и не готовыми к необходимой социальной защите молодежи, цивилизованной адаптации молодого поколения к реалиям жизни и интенсивному ее включению в общественные преобразования.

По мере расширения и углубления (возможного) реформирования общества, проводимого часто извне, большая часть молодежи постепенно отходит от первоначальной поддержки перемен, занимая пассивную позицию или даже позицию активного неприятия. Отчасти это объясняется логикой преобразований, начало которым идет «сверху» и не имеет необходимого политического базиса, экономического подкрепления, и осуществляется посредством «шоковой терапии», игнорирующей социальную защиту населения (включая молодое поколение). Молодежная политика оказывается свернутой или принимает декларативный характер, не обеспечивается организационно и финансово. Отсутствуют структуры социальной помощи детям, семье и молодежи. В результате наблюдаются глубокие деформации в образе жизни молодого поколения и негативные процессы в биосоциальном становлении, социализации, воспитании. Негативные явления отмечаются в демографическом, медико-биологическом, социально-экономическом, социально-психологическом, нравственном параметрах жизнедеятельности детей, подростков и собственно молодежи. Фиксируется интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних. Молодежь не выступает ни активным субъектом экономической и политической жизни, ни объектом общественного воспроизводства.

Представленная типологизация взаимодействия и взаимоотношений молодого поколения и общества, как отмечалось ранее, весьма условна. Она необходима для системного анализа с целью изучения диалектической взаимосвязи молодежи, общества и государства в современном мире и более точного определения целей и принципов политики государства в отношении молодого поколения. Опираясь на описанную типологию связей общества, государства и молодежи представляется возможным выделить условия повышения роли молодежи как субъекта общественного развития (правовые, социально-экономические гарантии воспитания, социального становления и самореализации; защита прав и законных интересов молодежи, включенность ее в общественные структуры).

Изучение проблем современного российского молодого поколения не может претендовать на научность без выявления связи между состоянием общества, тенденциями и перспективами его развития, с одной стороны, и характером политики государства в отношении подрастающего поколения и положением молодежи, с другой.

Ситуация, складывающаяся в России и субъектах Федерации, подтверждает взгляды отечественных ученых и политиков относительно потенциальной возможности превращения страны в экономический сырьевой придаток промышленно развитых стран. Современное российское общество несет в себе черты разрушения прошлых формационных устоев и коррозии традиционной русской (в своей основе – общинной) цивилизации, равно как и уход от общепринятых признаков западной и мировой цивилизации. Исходя из тезиса: «каково общество – такова и молодежь», приведем следующие данные. Относительно высокий уровень жизни наблюдается не более чем у 5-8 процентов представителей молодого поколения, в основном среди выходцев из семей политической, экономической и военной элиты, «новых русских», олигархов, номенклатуры исполнительной власти и силовых ведомств. В плане взаимоотношений российского общества и молодежи можно констатировать быстроту перехода от смешанного типа взаимодействия к нейтральному (фактически сняты всяческие ограничения и никто «не мешает» молодежи самостоятельно включаться в общественные структуры).

О новой парадигме взаимоотношений общества, государства, семьи и молодежи. Кардинальной проблемой социально-экономического, правового и политического реформирования общества является изучение и определение характера взаимоотношений общества, государства и молодого поколения в процессе воспитания, образования и социализации. Эти взаимоотношения детерминированы и опосредованы микро- и макроусловиями, причем микроусловия представлены семьей, как главным социальным институтом российского общества, где в основном происходит биосоциальное становление детей и молодежи, закладываются и формируются важнейшие свойства будущего человеческого (и трудового) потенциала.

В результате целенаправленной политики общества по отношению к детям и молодежи формируемое качество молодого поколения становится в будущем важным критерием и фактором реформирования, условием гармоничного функционирования триады «природа – население – хозяйство». Решение данной сложной проблемы потребует признания новой парадигмы общественного воспроизводства, основанного на активном использовании человеческого потенциала, приоритете новой государственной политики, в которой производство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей (и окружающей среды) с определенными и заранее заданными качествами. Генеральной целью и одновременно своего рода важным индикатором развития российского общества становится формирование и реализация политики в отношении молодого поколения. Это возможно лишь в случае кардинального изменения существующих взаимоотношений общества в лице государства, молодого поколения (детей, подростков, молодежи) и семьи, с одной стороны, а также молодежи и других групп и слоев населения – с другой.

В энциклопедических, политических словарях слово «политика» (в широком смысле) трактуется как система (сфера) отношений (деятельность) в обществе между классами, группами, слоями населения, а также социальными институтами – представителями (юридическими и физическими лицами) этих социальных общностей. Данные сложные отношения, опосредуемые государственными структурами, правом, социальными институтами и общественными организациями, определяются коренными (экономическими, социальными, национальными, культурными и др.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности (группы), а вместе с этим и определенным ее качеством жизни (качеством группы населения). Когда речь идет о политике в отношении молодого поколения, то имеется в виду деятельность в сфере взаимоотношений общества (государства) и молодого поколения, а также отношение к молодому поколению различных классов, групп и слоев населения, социальных институтов. Речь должна идти также и об отношении самой молодежи к другим группам населения, социальным институтам, государственным структурам, а также ценностям и законам общества. Следует помнить и об отношении общества и государства к семье как социальному институту, и о доминирующих общественных ценностях, определяющих роль и статус семьи, брака, гендерных отношений, которые прямо или косвенно влияют на воспитание, образование и социализацию детей, подростков и молодежи. Сфера этих сложных, противоречивых и многократно опосредованных отношений определяет общественный статус семьи и молодого поколения, а вместе с ним социально-экономическое, правовое, политическое положение, определенный уровень и образ жизни, в конечном итоге – качество молодежи, а затем и качество человеческого потенциала, качество трудового потенциала.

В нашей стране долгое время постулировалось (в научном знании и на практике) совпадение государственных, групповых и личных интересов. Господствовало представление о гармоничном единстве в обществе интересов различных групп, в том числе и единстве интересов молодого поколения и государства, общества (других групп и слоев населения). Даже сама постановка вопроса об изучении и учете экономических, социальных, политических и других интересов молодежной группы, их согласованности или рассогласованности с интересами других слоев населения, общества в целом, государственных институтов казалась абсолютно неприемлемой, несмотря на очевидное наличие такого рода проблемы и объективной потребности в ее цивилизованном разрешении. Особенно актуализировался данный вопрос в условиях нынешнего системного кризиса в Российской Федерации.

Перед государством и обществом встала архиважная задача: воспроизвести экономически активное население с высокими качественными характеристиками и свойствами. Ее решение возможно только на основе повышения качества жизни российской семьи и молодого поколения. Основополагающим, главным средством повышения качества детей, подростков, молодежи и семьи может и должна стать специальная государственная политика, формируемая как на общенациональном, так и региональном, муниципальном уровнях. Эта политика должна рассматриваться как фактор, условие и средство общественного воспроизводства и социально-экономического реформирования.

 

1.3. Специфические черты участия молодежи России

в социальном воспроизводстве

Молодежь как субъект социального воспроизводства. Наиболее важной сущностной характеристикой молодежи является нахождение ее в стадии взросления, становления, когда происходит формирование профессиональных и гражданских качеств и способностей.

Участие молодежи в социальном воспроизводстве в условиях современной России обладает рядом специфических черт и имеет существенные отличия от предшествующих исторических периодов.

Во-первых, участие молодежи в социальном воспроизводстве происходит в период смены господствующей формы собственности, формирования нового типа социально-экономических отношений и соответствующего этому процессу становления иной политической системы, социальной переструктуризации российского общества и интенсивной эволюции массового сознания людей. Трансформационные процессы придают нестабильный и дискретный характер социальному воспроизводству. В итоге участие в них молодежи не может иметь полноценного и системного характера. В ряде сфер жизнедеятельности общества функционирование молодежи как полноправного субъекта социальных отношений становится спорадическим явлением, что дополнительно усиливается углубляющимся кризисом многих сфер российского социума.

Во-вторых, прежний социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями и жизненно необходимый молодежи в процессе социального воспроизводства, не может быть использован в полной мере юношами и девушками. Во многих вновь возникающих областях социального воспроизводства он просто отсутствует и молодым людям самостоятельно приходится его создавать и осваивать. Дефицит социального опыта значительно снижает потенциальные и реальные возможности эффективного участия молодежив социальном воспроизводстве.

В-третьих, существующий в обществе «избыточный» негативный опыт работы в условиях тоталитарной политической системы и административно-командной экономики сдерживает процесс полноценного включения молодежи в новую систему социального воспроизводства. Молодые люди получают предшествующий социальный опыт от старших поколений независимо от своего желания в качестве своеобразного социального наследства, которое будет наличествовать еще как минимум на протяжении нескольких поколений молодежи. Безусловно, оно будет придавать характерные «национальные» черты российской молодежи как субъекту социального воспроизводства.

В-четвертых, на биосоциальное и духовное становление молодого поколения оказывает сильное воздействие глубокий системный кризис российского общества, деградация и распад ряда его традиционных социальных институтов, отраслей хозяйства, социально-психологическая подавленность и усталость, ощущения дискомфортности и фрустрации, испытываемые многими слоями населения вследствие происходящих перемен. Такого состояния российское общество не переживало достаточно длительный период времени и поэтому в настоящее время пока наблюдается дефицит исследований, методологию и результаты которых можно было бы использовать для адекватного анализа условий и особенностей участия молодежи в социальном воспроизводстве на нынешнем историческом этапе.

В-пятых, сосуществование элементов и специфических черт нового российского и старого советского уклада жизни, которое имеет место сейчас, ведет к противоречивым, иногда диаметрально противоположным и неожиданным результатам процесса социального воспроизводства. Продуктом его становятся социальные явления, не имеющие аналогов в мировой практике. Более того, их появление даже не всегда можно предположить. В российском социуме негативные результаты современного социального воспроизводства воспринимаются массовым сознанием исключительно как итог внешнего депрессивного воздействия на молодое поколение. Между тем, по нашему мнению, одновременно, с огромным мультипликационным эффектом воспроизводятся негативные элементы социальных установок, ориентаций и моделей поведения, присущих, а не навязанных извне современной российской молодежи. Скорее всего, здесь имеет место диалектический процесс.

В-шестых, в ходе трансформации симбиоз двух общественных систем порождает новый исторический тип социального воспроизводства. Его потребности предъявляют к молодежи, как субъекту социальной практики, иные требования по сравнению с предшествующими поколениями. Возникает реальное несоответствие социальных возможностей молодого поколения и требований, обусловленных объективными потребностями социального воспроизводства.

Стержнем, главным содержанием происходящей в России общественной трансформации являются макроэкономические преобразования. Их можно рассматривать как в узком, так и широком смысле. В узком понимании – это преобразования только в экономической сфере общества. В широком – совокупность социальных, экономических, политических, духовных преобразований с целью изменения традиционных экономических отношений, структур, институтов, ценностей общества. Такая трактовка включает процессы, которые объединяет не характер и сфера их протекания, а конечная цель – кардинальное изменение базисных отношений общества. Подобное расширительное понимание макроэкономических преобразований позволяет исследовать непосредственное и опосредованное влияние изменений в базисных отношениях на особенности участия молодежи в социальном воспроизводстве.

Молодое поколение как ресурс социальных преобразований. Характер обратного воздействия молодежи, как субъекта социального воспроизводства, на процесс трансформации российского общества зависит от свойств и способностей молодых людей, которые формируются в процессе её социальной практики. В настоящее время именно молодежь представляет собой основной ресурс социальных преобразований. Интеллектуальный, профессионально-трудовой, гражданский потенциал молодого поколения влияет на перспективы общественной трансформации и процесс социального воспроизводства. Социальные преобразования и качества молодежи, как субъекта социального воспроизводства, становятся функционально взаимозависимыми. Познание закономерных связей, внутренней логики взаимодействия потенциала молодежи и общественной трансформации делает возможным прогнозирование результатов происходящих социальных процессов и их последствий для российского общества в целом. Таким образом, трансформация российского общества и происходящие изменения (например, социальное воспроизводство, процесс и характер участия в нем молодежи), противоречия между требованиями общества и социальными возможностями молодежи, дефицит полной и достоверной информации о процессах, протекающих в молодежной среде, – все это создает объективную потребность в комплексном, междисциплинарном научном исследовании особенностей формирования, биосоциального и духовного становления молодого поколения.

Существуют различные подходы к изучению процесса социального воспроизводства, отражающие методологические особенности научных направлений и школ, а также преследующие вполне практические социальные цели и задачи. Между тем необходимо отметить, что пока не сложилось научного направления, которое исследовало бы закономерности и особенности взаимосвязи потенциала молодежи, как субъекта социального воспроизводства, и процессов общественной трансформации.

Имеющиеся работы можно условно подразделить на следующие группы:

Труды теоретико-методологического плана. В них обоснована методология исследования процесса социального воспроизводства. Социальное воспроизводство выступает объектом концептуально-теоретического исследования и анализируется как социальный феномен, существенным образом влияющий на молодых людей.

Существует ряд исследований, авторы которых сосредоточивают внимание на молодежи, как объекте социального воспроизводства. В них, как правило, содержатся данные о состоянии тех или иных достаточно конкретных проблем молодежи, высказываются предположения о причинах, их породивших. Но среди научных трудов нет работ, в которых анализировались бы последствия происходящей общественной трансформации именно для молодежи, и изучалась бы проблема обратного воздействия молодого поколения, как субъекта социального воспроизводства, на российское общество.

Большинство современных исследований проблем подрастающего поколения носит узко специализированный характер и не дает целостной картины участия молодежи в социальном воспроизводстве. Для объективного и всестороннего научного изучения особенностей этого сложного и противоречивого процесса необходим комплексный анализ социальных условий, в которых происходит формирование молодежи, как субъекта социального воспроизводства, как основного носителя трансформационного потенциала общества. Только в этом случае можно выявить тенденции и перспективы развития российского социума, оценить степень и характер влияния конкретных факторов общественной трансформации, сделать прогноз о возможных социальных переменах, которые могут произойти в России в процессе смены поколений.

Современное состояние и тенденции развития нынешней молодежи должны быть проанализированы с позиций потенциальных ресурсов общества, поскольку прочность «человеческого материала» определяет ресурсы стабильности социума и способность его к возможным переменам.

 

1.4. Современное состояние и тенденции развития

российской молодежи

Современное состояние и тенденции. За последние годы сложились следующие тенденции в изменении качества молодого поколения.

Численность молодежной популяции постепенно уменьшается в связи с деформациями в естественном движении населения: сокращением рождаемости, возрастанием детской смертности, числа абортов и патологии родов, увеличением смертности среди экономически активного молодого поколения.

Медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения (детей, подростков и молодежи) ухудшаются в связи с длительным нарушением медицинских норм питания, ростом инфекционных заболеваний (включая туберкулез, венерические и СПИД), ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактических осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и материалах СМИ.

 Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% - нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации интересов не только в сфере труда, но и потребления, возникновению конфликта мотивов в этих сферах.

В последние годы молодежь отдает предпочтения занятости в сфере торговли и услуг. Отток молодежи из сферы материального производства наносит серьезный ущерб перспективам развития экономики.

В условиях прогрессирующей коммерциализации системы образования сохраняются ограничения доступа подрастающего поколения к получению среднего (специального) и высшего образования. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн. человек).

Усиливается социальная и политическая апатия молодежи; падает престиж честного труда; растут потребительские настроения, замещающие собой установки на активную трудовую деятельность, а также духовность.

Углубляется разрыв между поколениями, на фоне критического отношения к образу жизни, ценностям и взглядам родителей падает авторитет последних.

Отмечается кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде практически половины семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных проявлений в воспитании, образовании, социализации детей в семьях (в первую очередь - кризисных семьях), росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексуальных домогательств).

 Раздвигаются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола; в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увеличивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их, по некоторым оценкам, насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежи.

Контуры национальной трагедии приобретает социальное сиротство (620 тыс. детей).

В то же время наряду с выраженными негативными тенденциями в качестве подрастающего поколения, наблюдаются и позитивные сдвиги.

Так, выраженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежной популяции в возрасте до 29 лет. Эта качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке, предпочтут работать и жить за рубежом.

Приостановление кризисных явлений, разрешение молодежных проблем, обеспечение перспектив для реализации подрастающего поколения как инновационного потенциала общества в условиях реформирования и системного кризиса возможны только при условии формирования и проведения научно-обоснованной эффективной государственной политики в отношении подрастающего поколения – детей, подростков и молодежи.

Остановимся на некоторых количественных параметрах, характеризующих тенденции развития молодого поколения современной России.

Демографические параметры (рассмотрены также в разделах 6 и 7). В настоящее время страна вступила в стадию демографического кризиса: смертность превышает рождаемость. Сокращается брачность и рождаемость, распадается каждый второй брак, треть разводов приходится на молодые пары. Уже с середины 60-х годов уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.

Численность населения России, по данным Госкомстата РФ, за первое полугодие 2000 г. сократилась на 425,4 тыс. человек и на 1 июля составляла 145,1 млн. человек. За этот же период в России родились 623,5 тыс. человек и умерли 1146,2 тысяч. Устойчивая и долговременная естественная убыль населения отмечается в подавляющем большинстве субъектов Федерации, а естественный прирост - лишь в 12 регионах. Миграционный прирост за первое полугодие 2000 г. составил 100,7 тыс. человек, убыли из страны 1069, 4 тыс. человек.

Сохраняется деформированность половозрастной структуры и перепады в численности отдельных поколений. С 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет. С начала века и до 2005 – 2007 годов численность детей и подростков немного увеличится, что актуализирует вопросы образования, быта и досуга, профессиональной подготовки и трудоустройства. Но молодежные группы по-прежнему будут наименьшими по численности в сравнении со взрослыми трудоспособными и пенсионными категориями населения.

На настоящий момент демографическая ситуация является чрезвычайно острой. Прогнозируемая численность населения РФ к 2005 г. сократится еще на 2,8 млн. человек (со 144,2 млн. до 141,4 млн.). Население же молодого возраста уменьшится за эти годы, по расчетам Госкомстата России, на 5,5 млн. человек (с 27,8 млн. до 22,3 млн.). И хотя за тот же период на 2,6 млн. человек (с 81,7 млн. до 89,7 млн.) возрастет численность населения в трудоспособном возрасте, уже после 2005 г. начнется абсолютное сокращение этого контингента населения, общие потери которого оцениваются Госкомстатом России за 2006 – 2015 годы в 7,4 млн. человек.

Начиная с 2008 г. следует ожидать нового сокращения числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начала 90-х годов. Очевидно, число детей и молодежи после 2007 г. будет уменьшаться.

Общее сокращение численности населения России и, как результат, «снижение плотности его расселения создают опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации». Такая оценка предстоящей ситуации содержится в докладе Министерства труда и социального развития РФ, который был представлен 12 февраля 2001 г. на заседании Правительства России.

Медико-биологические характеристики (рассмотрены также в разделах 6 и 7). Здоровье в интегрированном виде отражает качественную сторону характера включенности личности в природную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой ее общей активности.

По результатам комплексных медицинских осмотров детей и подростков России (2000 г.) только 15% детей оказались признаны здоровыми. Доля гармонично развитых детей и подростков (с правильным телосложением, соответствием роста и веса), по данным Минздрава РФ, составляет всего 8,5% всех школьников с 1-го по 11-й классы. У 40-45 процентов школьников имеются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям и инвалидности в более зрелом возрасте. Удельный же вес здоровых призывников, по сведениям из того же источника (1999 г.), не превышает 6 процентов. Порядка 1,1 млн. детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков (до 18 лет) страдают тяжелыми неврозами и душевными заболеваниями.

В России сохраняется высокий уровень заболеваемости, на 30-40 процентов превышающий средние европейские показатели. Среди детей и молодежи наблюдается значительное количество заболеваний туберкулезом, психических расстройств, разного рода инфекционных болезней, случаев СПИД, гепатита, онкологических больных. Количество сердечно-сосудистых заболеваний на 40-50 процентов превосходит аналогичные показатели Европы и Америки.

В настоящее время во всем мире разворачиваются кампании по борьбе с курением, ограничением потребления алкоголя. Согласно стандартам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), если потребление чистого спирта в год превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. В России уровень потребления достигает, по официальным данным - 18 л чистого спирта, а по экспертным оценкам – около 22-23 литров в год. По информации, полученной из социологических обследований, практически 90 процентов подростков в возрасте до 18 лет «уже пробовали» спиртные напитки. Распространенность курения за последние десять лет возросла среди мужчин на 20%, среди женщин на 35%, а среди подростков на 50 процентов. Постоянно увеличивается число подростков, которые регулярно курят: согласно данным социологических опросов, их доля составляет сегодня 20 процентов. Еще 20-22 процентов берут в руки сигарету «от случая к случаю или за компанию». На первом курсе вузов курят регулярно 40-50 процентов студентов; на пятом курсе – 60 процентов.

Происходят серьезные изменения в сексуальном поведении молодежи. Отмечается стойкая тенденция более раннего, чем 15 лет назад, начала половой жизни у юношей и девушек. В настоящее время каждая четвертая девушка в 15 лет уже имеет опыт половых контактов, в 16 лет таких девушек почти половина, а в 17 – большинство. Ранние половые связи сказываются на психическом и физическом развитии подростков, увеличивается риск абортов, впоследствии – сложных родов, а также запущенных (хронических) венерических заболеваний. Исследования указывают на высокую зависимость между наличием гинекологических заболеваний и возможностью последующего воспроизведения потомства. Растет удельный вес абортов у первобеременных и подростков до 17 лет. Число абортов в РФ среди несовершеннолетних составляет в среднем 40 000 ежегодно (в Петербурге от 2 до 4 тыс. ежегодно). Фонд народонаселения ООН, озабоченный ситуацией в России, избрал шесть российских городов для работы над проектом «Репродуктивное здоровье и репродуктивные права молодежи РФ».

В Российской Федерации продолжают рождаться ослабленные дети. Более 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья; роды протекают нормально лишь у 40% рожениц; более половины новорожденных имеют отклонения в состоянии здоровья. Материнская смертность в мегаполисах России в 6 раз выше, чем Англии, Германии, США и Швеции. Стабильно высок процент (5-6%) преждевременных родов, который определяет как высокую смертность новорожденных, так в перспективе высокую заболеваемость среди детей и подростков, серьезные задержки и деформации в их физическом и психическом развитии. Приведенные цифры и факты говорят о невысоком репродуктивном здоровье молодежи, определяющем в перспективе и все здоровье нации.

Наркотизация (рассмотрена также в разделах 7 и 8). Растет число наркоманов и лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами среди подростков. Эта закономерность подтверждается статистикой МВД РФ о росте числа преступлений, совершенных подростками в наркотическом состоянии, а также результатами медицинских осмотров юношей-подростков и призывников при приписке и призыве в армию. Практически 40% юношей и девушек в средних и крупных городах страны употребляют наркотические средства, но при этом наркоманами себя считают лишь 2-4% юношей и девушек. К наркотикам молодежь подталкивают их относительная доступность, так и личностные психологические проблемы, семейное неблагополучие, сложные отношения с родителями, рассогласованность в личном восприятии окружающей жизни, а также поведение знакомых-наркоманов и дельцов наркобизнеса. Большая часть молодежи начинает принимать наркотики из-за любопытства. Приобретение наркотиков и наркотических средств в 60% случаев происходит через сверстников. В большинстве случаев подростки и молодежь плохо информированы о психофизиологических и социально-психологических последствиях приема наркотических средств. К группе риска сегодня можно отнести в той или иной степени 70-80 процентов юношей и девушек.

По мнению председателя Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Н. Герасименко, одной из главных проблем, стоящих перед Россией в области здравоохранения, является разрыв между неуклонно растущей заболеваемостью молодых россиян (в связи с вредными привычками, стрессами, нестабильной жизнью) и высокой потребностью в медицинской помощи, которая не может быть предоставлена в силу ограниченности ее финансирования.

Девиантное поведение и проблемы беспризорности (рассмотрены также в разделах 7, 8, 10, 11). В настоящее время в Российской Федерации уровень преступности (в том числе молодежной, подростковой) пока не превышает параметров, характерных для большинства промышленно развитых стран мира. По прогнозам ООН, в начале XXI века преступность в крупных городах России резко возрастет, в первую очередь среди подростков (особенно девушек 12-16 лет).

Высокий уровень криминальной активности сохраняется в неформальных группах и объединениях, которые исчисляются сотнями членов. По оценкам исследователей, около 50% подростков и молодежи в возрасте до 21 года входит в небольшие неформальные «тусовки», примерно 9% – в группы антисоциальной направленности. Маргинальность по отношению к общественным организациям и объединениям, с одной стороны, и к полулегальным преступным группам, с другой, формирует в неформальных группах криминогенную субкультуру.

Значительное влияние на девиантное поведение молодежи оказывает широкое распространение беспризорности в России. Наиболее полное и точное определение беспризорности мы находим в БСЭ, изданной в 1930 году. Беспризорность, беспризорное детство – тяжелое общественное бедствие, чрезвычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные – это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными.

Государственные органы и МВД России ввели в начале 90-х годов новое понятие «безнадзорность», введение которого, по нашему мнению, было направлено на занижение статистики по беспризорности. Международной неправительственной организацией было также предложено определение «уличные дети». Уличный ребенок (или уличная молодежь) – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включая незанятые жилища, незаселенные земли и т.д.) стала его обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной социальной защиты.

Понятия, приведенные выше, не охватывают фактически огромного количества детей, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со своими семьями. Феномен «уличные дети» является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия. Уличных детей делят на три основные категории. (1) Дети, которые работают на улице. Они проводят там значительную часть дня, зарабатывая деньги, и возвращаются домой поздним вечером. Они тесно связаны со своими семьями и, возможно, посещают школу. Иногда этих детей также называют «дети на улицах». (2) Дети, которые вообще живут на улице, проводят большую часть времени вдали от своих семей. Как правило, они вряд ли могут полагаться на защиту взрослых. Этих детей также называют «дети улиц». (3) Существует категория детей, которые живут на улицах вместе со своими семьями.

Специалисты отмечают: беспризорный или уличный ребенок – это не обычный здоровый ребенок, растущий в спокойных условиях семьи или благоустроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях уличной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую борьбу, происходящую в атмосфере улицы, без целенаправленной воспитывающей помощи взрослых и детской среды. У этих детей и подростков очень развит инстинкт самосохранения, чего обычно не наблюдается у других представителей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни проявляются ранее обычных физиологических возрастных норм. Наблюдается авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность. Условия уличной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности. Это ведет и к формированию таких социально-биологических свойств, как хорошая физическая закалка организма, реализм и точность восприятия, жизненная гибкость, смелость, солидарность в групповых действиях.

В настоящее время получили выраженное оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения беспризорности в России. К социально-экономическим причинам относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие первичный быт людей (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами). Социально-психологические причины (они часто выступают как следствие социально-экономических факторов) связаны с кризисом семьи, увеличением разводов и числа семей, где есть только один родитель (опекун), ухудшением морального климата в отношениях между родителями, что сказывается на грубом обращении с детьми, физическими наказаниями, сексуальными домогательствами со стороны взрослых.

Психологические причины увязывают с увеличением числа детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют группу в 3-5 процентов.

В реальной жизни все указанные причины и факторы тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец. Следует заметить: ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты считают, что в каждом крупном городе России находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков. Например, по данным экспертов, в Москве насчитывается около 60 тыс. беспризорных детей. Для них создано только 6 приютов от 10 до 50 койко-мест каждый.

При наличии ряда условий, создающих благоприятную почву для распространения данного явления (неизменного сохранения политики правительства, обострения экономического кризиса, расширения масштабов безработицы, поддержания военных конфликтов, окончательного не разрешения национальных проблем, провоцирующих увеличение потока беженцев и активизацию миграционных процессов), масштабы беспризорности могут достигнуть уровня 1922-26 годов (6-8 млн. беспризорных детей).

Названные явления и процессы определяют пессимистический прогноз в отношении роста преступности среди подростков и молодежи на первое десятилетие XXI века, а также увеличение границ социального сиротства.

Неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфика объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» наименее адаптированных, приспособленных к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не позволяет в перспективе исключать проявлений выраженной социальной патологии посредством асоциального и антисоциального поведения молодого поколения. Специфика общественных условий (усугубление деструктивных процессов в экономике, политике, снижение уровня жизни, деформации в общественном сознании людей, изменение социально-психологических установок и т.д.), а также выраженные фоновые изменения в генетическом коде популяции из-за экологического неблагополучия, длительного нарушения медицинских норм питания позволяют прогнозировать дальнейший рост молодежной и подростковой преступности в индустриальных центрах страны и в России в целом по сравнению с другими странами мира.

Интегральная оценка молодого поколения. Комплексный анализ современного состояния и тенденций развития подрастающего поколения позволяет заключить: инновационный общественный потенциал остается невысоким. Качество будущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в российском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) значительно превысили защитные механизмы подрастающего поколения. Не решаемые сегодня молодежные проблемы уже завтра потребуют больших капиталовложений для решения (ликвидации, нейтрализации) проблемных ситуаций. Даже если в результате принятия превентивных мер удастся избежать социальных катаклизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодого поколения.

Многие процессы носят необратимый характер и во многом определят качество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

В современном мире внимание общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, развития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа, население, хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы общественного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания и главное – населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).

Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие – «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях выдоха страны на тренд стабильного развития именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: