Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества

Общество в лице его различных социальных институтов и организаций призвано содействовать молодежи в получении образования, социально-профессиональной позиции, в приобретении жилища, создании семьи, предоставлении возможности самореализации и социальной безопасности.

Если молодежь постепенно получает все жизненно-необходимое, она успешно интегрируется в существующие общественные структуры. Тем не менее, это не всегда компенсирует у нее чувство отчуждения. Если же отдельные слои молодежи встречают на своем пути препятствия, не позволяющие им интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает социальное напряжение. Молодежь тогда либо обращается к девиантным формам поведения, либо пытается создавать социально-напряженные ситуации.

Под социальной напряженностью понимается особое состояние взаимоотношений между социальными общностями или общностями и социальными институтами, для которого характерны явные (или скрытые формы) противоборства, вызванные ущемлением интересов одной из сторон. Если рассматривать социальную напряженность в рамках конфликтологической теории, то ее следует определить как «предвестник» конфликта. Социальная напряженность проявляется, когда потенциально кризисные явления еще не сложились в полной мере и четко не обозначились противоборствующие субъекты. Это состояние характеризуется назреванием конфликта и выражается в различных формах социального недовольства и протеста, не достигших пока стадии явного конфликта.

Сущность, типы, динамика социальной напряженности. Предпосылкой эмпирического изучения напряженности является решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач: определение сущности социальной напряженности в отношениях молодежи и общества, типологизация социальных напряженностей, определение динамики развития разных типов напряженности и определение стадий этой динамики. Перечисленные задачи носят теоретически-методологический характер. От их решения зависят возможные методы изучения социальной напряженности.

В самых общих чертах сущность социальной напряженности в отношениях молодежи и общества мы определяем как тенденцию к нарушению равновесия в балансе обмена между молодёжными группами и определёнными общественными институтами, организациями, а также нарушения выполнения сторонами взаимных обязательств, взаимных ожиданий. Социальная напряженность – это тенденция, на которую можно влиять, которую можно регулировать. Её потенциал можно направить в созидательные или разрушительные формы взаимодействия между группами людей.

В каждом обществе исторически складываются, в явном или неявном виде применяются особые системы норм и правил, регулирующих обмен между разными категориями молодого поколения и разными социальными институтами. На системах норм и правил базируются социальные ожидания молодежи и взаимодействующих с ней других общественных субъектов. Выход из системы норм и правил, их нарушение любой из сторон является основой формирования социальной напряженности и социально-напряженных ситуаций. Другой возможной основой выступают нарушения в выполнении взаимных обязательств молодежи и различных социальных институтов.

Для определения динамики социальной напряженности важно выработать представления о её сути, определить её типы и разновидности.

Можно говорить о трёх типах напряжённости: стихийной и непроизвольно возникающей, индуцированной; провоцируемой и конструируемой; сочетающей свойства двух первых (естественно-искусственной). У каждого из обозначенных типов существуют своя динамика, скорость, темпы развития. Для естественной, стихийной напряжённости характерно медленное становление и развитие. Индуцированная напряжённость может быть неожиданной, взрывной. Сочетание «естественности» и «искусственности» в формировании социальной напряженности ускоряет её прохождение через все стадии.

Социальные напряжённости (социально-напряжённые ситуации) следует типологизировать по силе их возможного воздействия на общественную жизнь. Исходя из этого критерия, мы выделяем: напряжённости, угрожающие обществу в целом; социальному порядку в его отдельных сферах (политической, экономической, культурной); положению на отдельных территориях, предприятиях, в отдельных коллективах. Можно также говорить об угрозах социальному порядку в отдельных регионах, городах. В ХХ веке в разных странах молодёжь неоднократно создавала социально-напряжённые ситуации, которые переходили в острые столкновения с властными структурами и создавали угрозу обществу на всех уровнях его организации.

В литературе не существует общепринятых и детально разработанных представлений о динамике социальной напряжённости. Очевидно, что такие представления логически связаны с общей трактовкой исследуемого явления. В нашем понимании она является свойством сознания отдельных социальных групп и формой коллективного поведения некоторых субъектов общественной жизни.

Социальная напряженность (как процесс) включает следующие основные стадии.

Первая стадия: возникновение объективных предпосылок для формирования социальной напряженности. На этой стадии ни один из субъектов социальной напряженности не осознает и не предчувствует её наступление. Это латентная стадия.

Вторая стадия: становление социальной напряженности. Здесь один или несколько из её субъектов начинают и чувствовать, и осознавать наступление нового этапа в общественных отношениях.

Третья стадия: развертывание социальной напряженности. На этой стадии инициатор, основной субъект социальной напряженности начинает активную эмоционально-мыслительную работу по осознанию обстоятельств, условий, выступающих препятствием на пути удовлетворения потребностей, реализации интересов и прав, утверждения ценностей.

Четвертая стадия: кристаллизация и оформление, а также закрепление напряженностей в виде внутреннего свойства сознания группы-инициатора. Стадия характеризуется интенсивным обменом мнений членов группы по поводу особенностей и проблемности её положения в обществе. В это время вырабатываются групповые оценки внешних социальных обстоятельств, формируются призывы к действиям, которые смогут улучшить положение группы.

Пятая стадия: новое самоопределение в существующей социально-экономической ситуации. Основное содержание данной стадии – поиск и определение контрсубъекта (контрсубъектов) – того института, организации или лица, которое своими действиями или бездействиями создает препятствия для удовлетворения потребностей, реализации интересов и т.п. На данной стадии субъект формулирует требования к себе и к контрсубъекту.

Шестая стадия: выдвижение (манифестация, предъявление) требований по изменению социальной ситуации, обстоятельств. Это важнейшая стадия в формировании и развитии социальной напряженности, она завершается созданием социально-напряженной ситуации, в которой определены, по крайней мере, два субъекта противостояния. Субъект-инициатор выдвигает не только требования к контрсубъекту, но и объявляет об угрозах предпринять коллективные действия в том случае, если контрсубъект не согласится с выдвинутыми к нему требованиями.

Седьмая стадия: взаимодействие противостоящих субъектов по поводу выдвинутых требований. Стадия включает в себя диалог, спор субъекта и контрсубъекта.

От того, как разрешится диалог противостоящих субъектов, будет зависеть и дальнейшее течение социальной напряженности. Если выдвинутые требования принимаются, то напряженность может спадать (по крайней мере, на время) и даже в дальнейшем полностью исчезнуть. Когда требования не принимаются, напряженность либо сохраняется столь долго, сколь это «необходимо» для ее субъекта, либо она переходит в социальный конфликт.

Поведение в социально напряженных ситуациях. Обозначенные выше начальные стадии динамики социальной напряженности представляют собой процесс подготовки противостояния, подготовки возможных коллективных действий. Последующие стадии – односторонние и многосторонние коллективные действия, которые не являются социальным конфликтом в собственном смысле, а лишь предвещают его возможное наступление. Когда напряженность не выходит за пределы группового сознания, не определены требования группы к другим общественным субъектам, говорить о социальной напряженности, как противостоянии, неправомерно. В том случае, если на какой-то момент контрсубъект не определен, совсем не следует, что напряженность, как нарушение баланса в обмене между молодежными группами и общественными структурами, отсутствует.

Нарушение баланса в обмене сторон может наступить по вине (действию или бездействию) обеих сторон. Применительно к рассматриваемой проблематике нарушение баланса принимает следующий вид. Те или иные общественные структуры могут не выполнять определенных обязательств перед отдельными молодежными категориями, а отдельные категории молодого поколения также могут игнорировать требования структур. Последнее характерно для ситуаций, когда, например, молодежные преступные группы преступают закон или молодежные группировки бросают политический вызов обществу. В этих ситуациях инициатором явных напряженностей может выступать не молодежь, а государственные структуры и (или) общественные организации. Здесь социальная напряженность продуцируется и конструируется. Динамика такого типа напряженности иная, нежели в первом случае, когда её инициируют молодежные группы. Первой стадией данного типа напряженности является формирование и сплочение молодежных групп на основе особого ряда ценностей и норм, входящих в противоречие с основными, принятыми и одобряемыми общественными ценностями и нормами. На второй стадии молодёжные группы переходят к совершению общественно опасных действий, создающих социальные проблемы. Группы входят в прямую конфронтацию с обществом, и оно рано или поздно начинает реагировать. Третья стадия напряженности наступает, когда государственные органы и общественные организации обозначают указанные молодежные группы девиантами, присваивают им ярлыки, выделяя тем самым их из всех других молодежных групп. Наряду со стигматизацией общественно опасных молодежных групп, к ним выдвигаются определенные требования и это уже четвертая стадия напряженности. На ней противостояние не только обозначено, но и провозглашаются действия, которые могут быть совершены, если молодежные группы не подчиняются требованиям. В дальнейшем данный тип напряженности может развиваться по тем же сценариям, что и инициируемый самими молодежными группами. Напряженность либо переходит в открытый конфликт, либо спадает и молодежные группы «отступают» (прекращают на время свои действия), либо продолжают существовать.

Острота, масштаб, пути разрешения напряженностей (социально-напряженных ситуаций) во взаимоотношениях молодежи и общественных структур зависят от многих обстоятельств и факторов. Это могут быть свойства самого инициатора напряженности (его установка на действия, готовность принять возможные риски) и характеристики контрсубъектов (их материальные, финансовые, политические ресурсы, готовность к диалогу с инициатором, уверенность в собственном положении и социальной защищенности и т.д.). Развитие социальной напряженности во многом зависит не только от свойств молодежных групп, но и контрсубъектов. Значительную роль в разрешении напряженности или в ее усилении могут сыграть субъекты-посредники (семья, учебные заведения, СМИ, государственные структуры, общественные организации или отдельные личности).

Во многих случаях напряженность во взаимоотношениях молодежи и общества проходит лишь начальные стадии (возникновения, становления, развертывания, кристаллизации и закрепления). Отсутствие социального опыта, неспособность самостоятельно провести анализ собственного положения, отношений с другими общественными субъектами не позволяют молодому поколению дойти, достигнуть, «дозреть» до стадии «нового самовыражения», а тем более до стадий коллективных, скоординированных действий.

В отличие от других социальных групп молодежь не является единым субъектом. Это обстоятельство нельзя не учитывать при изучении социальной напряженности. Положение и возможности влияния молодежных когорт на общественные перемены зависят от того, к какой из общественных групп принадлежат молодые люди (к рабочим, крестьянам, служащим, интеллигенции, военнослужащим, силовым структурам и т.п.).

Молодежные группы, как правило, слабо подготовлены для организации самостоятельного и серьезного социального протеста. Даже если они в определенный момент смогут мобилизовать все свои ресурсы и выступить организованной силой, эту силу значительно легче рассеять, рассредоточить, направить её энергию по другому руслу. Молодежь достаточно редко выступает как самостоятельная группа протеста, чаще она объединяется с другими, более развитыми и опытными социальными силами (партиями, движениями).

В основе социально-политической «сдержанности» российской молодежи лежат различные причины. Среди них и определенная «замкнутость молодежи на себя», умение быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, стремление к социальной безопасности (понимание молодыми силы социального контроля), неверие в эффективность возможных акций протеста. Вследствие указанных причин социальная напряженность в отношениях молодежи и общества может достаточно долго существовать только как свойство группового сознания молодежи, и разрешаться эта напряженность будет преимущественно в самой молодежной среде или в различных формах отклоняющегося поведения отдельных категорий молодежи.

Условия и механизмы преодоления социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и общества. Анализ условий и механизмов преодоления социальной напряженности требует специальной теоретической реконструкции непосредственных условий жизнедеятельности молодежи и проектирования моделей конструктивного социального поведения на основе использования различных версий социальной реальности, представленных в макро- и микросоциологических и социально-психологических концепциях. Под социально-конструктивным поведением понимаются действия всех участников социально напряженных ситуаций: индивидуальные и групповые действия молодежи, органов власти и социальных институтов, репрезентирующих социальный порядок, средств массовой информации как посредника в диалоге молодежи и общества.

В качестве условий конструктивного социального поведения следует рассматривать всю совокупность существующих экономических, социальных, политических и социокультурных процессов и явлений.

Понятие механизмов интерпретируется как совокупность форм группового и коллективного поведения, репрезентированных в различных видах группового, коллективного и массового волеизъявления и институционализированных в форме молодежных организаций различной направленности (образовательных, профессиональных, политических, социокультурных). Такими же механизмами со стороны общества выступают специальные органы власти и социального контроля, социальные институты, полностью или частично ответственные за реализацию социальный политики общества в отношении молодого поколения.

Под механизмами преодоления социально-напряженных ситуаций понимаются и конкретные социальные технологии, способствующие устранению причин социальной напряженности. Субъектами или инициаторами использования таких технологий выступают все участники социально-напряженных ситуаций (молодежь, СМИ, общество, государство, общественные организации и социальные институты). Континуум таких технологий чрезвычайно широк: от социальных инициатив, социальной терапии до принудительных мер социального контроля.

Конструктивное преодоление социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и общества в самом обобщенном виде означает успешное становление, социализацию молодого поколения и является конструированием социальной реальности независимо от того, сохраняются в неизменном виде функции институтов или в них вносятся какие-то изменения. История социальных институтов свидетельствует: благодаря индивидуализации выполнения ролевых предписаний, социализация конструктивна даже в случаях внешней неизменности норм и социального контроля. В реальной повседневной жизни успешная социализация в одни социальные институты сочетается с неуспешной социализацией в другие.

Структура социально распределенного знания о социально-напряженной ситуации такова, что на стороне контрсубъекта (власти) не только знание истории каждого отдельно взятого института, но и теории социальных решений, в то время как на стороне первичного субъекта (молодежи) знание только того, что представлено в качестве реальности их повседневной жизни.

Различия в знаниях молодежи о повседневной реальности и знаниях власти, используемых в решении социальных проблем, носят не только содержательный, но и структурный характер. В структуре знаний молодежи о социальной реальности преобладают реальные жизненные потребности, меньший удельный вес имеют индивидуальные и групповые интересы, и еще меньший – ценностные ориентации.

Структура знаний о реальности, лежащая в основе властных действий, имеет зеркально противоположное сочетание удельных весов потребностей, интересов и ценностей: преобладание ценностно-нормативных знаний и минимальный удельный вес знаний о реальных жизненных потребностях молодежи. Таким образом, преодоление различий в структуре знаний о социальной реальности составляет еще одно существенное условие преодоления социально-напряженных ситуаций в отношениях молодежи и власти.

Совокупность эмпирических и теоретических знаний о социальной реальности, являющихся условиями ее воспроизводства, составляет смысловой (символический) универсум общества и обладает равноправным с социальной реальностью онтологическим статусом. Любая общественная система заинтересована в поддержании собственного смыслового универсума, закрепляемого в системе правил поведения, моральных принципов и предписаний, ценностей и верований, социальных идей, для теоретической интеграции которых прилагаются значительные усилия. Однако смысловой универсум общества неоднороден. Он состоит из множества подуниверсумов, связанных с различными элементами социальной структуры общества, социальными группами и институтами.

Как социально-демографическая группа молодежь формирует собственный смысловой подуниверсум, частично совпадающий со смысловым универсумом общества и подуниверсумами его институтов. Однако значительная часть смыслового подуниверсума молодежи не совпадает с тем смыслом, которым общество пытается наделить биографию каждого молодого человека. Интеграция значений, определяющих смысл жизни молодого человека, нередко выражается в иных смысложизненных ориентациях в сравнении с ожидаемыми обществом.

Механизмы конструктивного преодоления социально-напряженных ситуаций формируются на основе содержания многообразных форм социального действия, различающихся соотношением в них эмоциональных и рациональных компонентов, количеством участвующих, уровнем организованности и сплоченности, целями поведения и действия, наличием или отсутствием адресата действия и другими признаками.

Специфические механизмы преодоления социальной напряженности формируются в контекстах социальных движений.

Типы социального действия и формы коллективного и группового поведения молодежи, как механизмы преодоления социально-напряженных ситуаций, являются образцами, обобщенными моделями реального поведения индивидов, коллективов и групп, стимулирующими разработку конкретных социальных технологий. Субъектами или инициаторами разработки таких технологий, как отмечалось выше, могут быть все участники социально-напряженных ситуаций. Пространство таких технологий характеризуется гораздо большей широтой и разнообразием в сравнении с многообразием механизмов, а их типология соотносится с потребностями, интересами и ценностями молодежи.

Основное направление (поле) разработки механизмов и технологий преодоления социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и общества образуют согласованные действия субъектов, контрсубъектов и посредников (СМИ) в сфере социально-экономических отношений. Образование, занятость, социокультурная сфера предполагают не только максимально эффективное использование уже существующих механизмов, но и поиск новых, позволяющих обеспечить реализацию притязаний молодежи, ее участие в социально-экономических и социокультурных изменениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: