Оценка развития взаимоотношений молодежи и общества. Выход России из системного кризиса, проведение в обществе активных социально-экономических реформ, гуманизация и демократизация политической системы, решение правовых, межнациональных и иных проблем невозможны без социального прогнозирования общественных ситуаций в стране и отдельных ее регионах.
В средствах массовой информации, в среде ученых и политиков нет единодушия в оценке тенденций социального, биологического и духовного развития молодого поколения. В этих оценках можно выделить три подхода. Один – оптимистический, согласно которому большинство молодых людей безоговорочно поддерживает реформы в экономике и политике. Например, авторы известного доклада Государственного комитета по молодежной политике РФ заявляют: «Молодежь обрела, наконец, свободу как необходимое условие для нормальной жизни, самоопределения и самореализации. Свобода эта проявляется, прежде всего, в обретении экономических прав, которые позволяют молодым людям обеспечить себя, свое материальное положение». Однако речь идет лишь о потенциальной возможности «проявить себя», часто далекой от реальных условий. Приведем, например, типичное мнение молодого россиянина, полученное в ходе опроса ИРЭ РАН: «Как не трудись с полной отдачей на государство где-нибудь в бюджетной организации, все равно оплата мизерная и задержки в ее выплате составляют несколько месяцев. Поэтому, о какой экономической свободе можно говорить? Нарушаются элементарные права человека!»
|
|
Сторонники второго подхода высказывают прямо противоположные мнения. Они говорят о выраженных кризисных процессах, происходящих в молодежной среде, о деградации подрастающего поколения, вплоть до ожидаемого конфликта поколений и молодежного бунта.
Существует и третий подход, который условно можно назвать центристским. Его сторонники констатируют новизну проблемных ситуаций, с которыми сталкивается молодежь. Представители центристских взглядов не знают, как проявится новое качество молодежи в социально-экономической и политической жизни российского общества, и модель будущего для них не определена. Впрочем, сторонники оптимистических оценок также не могут ясно представить роль и место молодежи в будущей России, и их видение будущего базируется лишь на благих пожеланиях, не подтвержденных данными сегодняшней жизни. При этом отечественные и западные аналитики, футурологи, специалисты из "Рэнд корпорэйшн", ЦРУ, ООН сходятся во мнении, что в ближайшее время России предстоят не самые лучшие времена. Естественно это коснется различных групп населения, включая молодежь.
|
|
Рассмотрим условия и вероятность возникновения и развития наиболее сложной социально-напряженной ситуации – социального взрыва.
Мировой опыт революций, гражданских войн и региональных конфликтов подтверждает: молодежь в возрасте 12-25 лет является главной действующей силой практически в любых социальных потрясениях. История знает и чисто молодежные революции и бунты. Сожженные автомобили, разбитые витрины, пустые учебные классы, раненые полицейские – все это имело место в Западной Европе в конце 60-х годов. В 90-х годах молодежные выступления наблюдались и на Ближнем Востоке, и в центре Европы.
Выдержки из сводок МВД России по итогам первомайских столкновений 1993 г. подтверждают активность молодежи: «...в результате столкновений пострадали и обратились за медицинской помощью 579 человек, сожжено и побито 19 автомашин. Задержанные в основном молодежь, средний возраст – 25 лет». Роль молодежи в октябрьских событиях в Москве известна. В таджикских и чеченских событиях 1994-1995 и 1999-2000 гг. молодежь также являлась «движущей силой и субъектом» военных конфликтов.
Не решая молодежные проблемы на государственном уровне, мы превращаем поколения юношей и девушек в заложников политических споров, забывая, что протест молодого поколения всегда более агрессивный и жесткий. Разного рода партии и общественные движения пытаются привлечь молодое поколение на свою сторону в те моменты, когда социальная напряженность приближается к возможной развязке либо в преддверии очередных выборов в структуры власти.
В 60-е годы мировое сообщество задумалось о сильной молодежной политике, а успешное решение молодежных проблем стало рассматриваться как действенные превентивные меры против социального взрыва и молодежного бунта. Естественный патернализм в отношении общества к подрастающему поколению сменился в конце ХХ века обеспокоенностью за устои, традиции и стабильность. Вплоть до конца 70-х молодежь рассматривалась как «страшная угроза» и только к концу 80-х годов на Западе взгляд на молодежь переменился. Молодежь стала рассматриваться как «надежда общества».
Сегодня нередко ставится вопрос: настанет ли «день Ч» (чрезвычайный) в России? Опросы общественного мнения, регистрирующие уровень социальной напряженности и уровень свободы личности, а также психологическую готовность молодежи отстаивать и защищать свои интересы (в рамках закона или вне их), не могут считаться достаточно надежным научным инструментом прогнозирования возможного социального конфликта. Социологические исследования необходимы для корректировки превентивных мер понижения социальной напряженности в молодежной среде, между обществом и молодежью. Анализ данных государственной статистики и опросов общественного мнения, произведенный по специальной методике, позволяет обрисовать контуры цельного видения ситуации, которая может сложиться в отношениях молодежи и общества.
Методы математического моделирования дают возможность представить многообразные оценки (замеры) составляющих качества жизни в виде некоторых скалярных (обобщенных) индексов, графических кривых или суммарных синусоид. В настоящее время в отдельных регионах наблюдается быстрое и одновременное (по всем трем составляющим качества жизни) нарастание негативных тенденций. Дальнейшее ухудшение социальной ситуации повлечет за собой резкий рост социальной напряженности, которая может перерасти в ситуацию «Ч». Тогда кривые – составляющие качества жизни молодежи (условия жизни молодежной популяции, состояние ее здоровья, параметры образа жизни: уровень социальной свободы личности, расширение границ криминогенного поведения и асоциального настроя большого числа, неработающих и неучащихся юношей и девушек) одновременно пройдут через "точку тройного нуля" или абсолютный кризис. Толчком к социальному взрыву может послужить любое явление или процесс: рост цен, «падение рубля», неудачное выступление политического лидера, общественный обман, забастовки, митинги протеста, широкое распространение инфекционных заболеваний, а также неблагополучные, с астрологической точки зрения, дни. Пока же процессы носят латентный (скрытый) характер и имеют вид «выраженных деформаций». День «Ч» – это не какой-либо конкретный день месяца, а относительно небольшой отрезок времени, например, 3 – 8 дней.
|
|
Междисциплинарный подход: солнечные ритмы, общество и молодежь. Сегодня много известно о молодежных бунтах, прокатившихся в 1968 году. Но мало кто сопоставлял факты избыточной социальной активности подрастающего поколения с другими явлениями и процессами. В тот год ученые в разных странах отметили большее число инфарктов и смертей в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В первой половине года резко возросло число аварий на дорогах Западной Европы и Японии. По всей Франции прокатилась волна массовых забастовок рабочих и служащих. В СССР социологи отмечали резкое снижение интереса школьников и студентов к учебе. И, наконец, наблюдалась высокая активность Солнца и «магнитные бури». Какая же связь между этими, столь разными, явлениями?
Еще 70 лет назад известный отечественный ученый А. Чижевский давал такую рекомендацию: "Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем как вынести то или иное решение, правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачен пятнами?"
Ранее уже было установлено наукой: климатические процессы – ледники, потепление, повторяемость тайфунов и землетрясений, выпадение большого количества осадков, – связаны с Солнцем. С 11-летними и вековыми циклами Солнца связана степень ледовитости Арктики и Антарктики, колебания уровня океанов, пульсации Гольфстрима, термический режим морей. Максимальные значения энергии землетрясений приходятся на годы максимумов солнечной активности или феномена «парада планет». В такт Солнцу меняются напряженность земного магнетизма, частота полярных сияний, радиоактивность воздуха, количество озона в озоновом слое, цикличность засух и наводнений, климат, пульсация земной коры. Вспышки энцефалита, нашествия саранчи строго следуют за Солнцем каждые 11 лет. Греческий историк Фукидид писал, что нашествия «человеческой саранчи» (диких кочевников) тоже подчиняются ритму Солнца. Целесообразно вспомнить здесь и характер взаимосвязи активности этногенеза и биосферы Земли, описанный известным ученым Л. Гумилевым. Относительно недавно был открыт семилетний солнечный цикл, названный еще интеллектуальным, ибо с семилетней периодичностью активизируются человеческий интеллект, а также криминальная активность и число самоубийств.
|
|
Все живое на Земле живет в сложном мире электромагнитных волн гигантской длины, и все люди «пронизаны» колеблющимся полем. Убежать от этого поля нельзя, оно, как считают ученые, внутри нас, и все мы «дрожим и колеблемся» вместе с ним. В истории описаны поразительные факты массовых психозов, связанных с ритмами солнечной активности. Колебания электромагнитного поля Солнца повышают возбудимость периферийной нервной системы и снижают «сопротивляемость головного мозга» сильному эмоциональному воздействию извне. Прогнозируя, рассчитывая социальный взрыв, необходимо учитывать и состояние солнечной активности. Молодежь в первую очередь будет подвержена влиянию светила. И это научное предположение необходимо также учитывать, как и результаты социологических опросов молодого поколения.
Сегодня известно более 200 способов гуманного предотвращения и ненасильственного разрешения любых социальных конфликтов. Мониторинг качества жизни населения и различных его групп с использованием специальных показателей, индикаторов и математических моделей, а также научно обоснованные превентивные меры в области социально-экономической политики, наряду с демократизацией общества, смогут предотвратить опасную критическую точку общественного недовольства, социального взрыва и молодежного бунта (рис. 1).
Рис. 1
Прогнозные варианты развития ситуации
Суммарные синусоиды — составляющие качества жизни
3 — "здоровье" (медико-биологические характеристики молодежной популяции);
У — "условия жизни";
ОЖ — "образ жизни" (характеристики способа жизнедеятельности)
Существенная неопределенность в оценках путей развития общественной ситуации и социального развития молодежи не позволяет исключить возможность негативных тенденций во взаимоотношениях молодежи и общества и требует значительных консолидирующих усилий по формированию условий и повышению качества жизни и качества молодежи со стороны всех субъектов развития: общества, государства и самого молодого поколения.
Резюме
На рубеже третьего тысячелетия мир вступил в полосу непредсказуемости и серьезных испытаний. Испытываются на прочность рыночные, социальные, государственные и международные институты. В полосу экономической стагнации стали входить многие промышленно развитые страны (США, Япония, Германия, Франция и др.). Процессы глобализации, охватившие все регионы и сектора мирового хозяйства, принципиально изменили соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Основные тренды XXI века связаны с ограниченностью энергетических и сырьевых ресурсных запасов человечества, что сдерживает экономический рост промышленно развитых стран и определяет геополитические интересы экономически развитых стран.
Россия, как самая богатая в ресурсном отношении страна, не располагает должным количеством и качеством человеческого потенциала, способного освоить собственные сырьевые ресурсы, в которых нуждается и Запад, и Восток.
Возможный выход из кризисной геоэкономической ситуации заключается в формировании высокого качества человеческого потенциала, в первую очередь его молодежной составляющей. Таким образом, от здоровья, образования, воспитания, профессиональной подготовки, культуры и гражданской зрелости нынешней молодежи зависит качество будущих трудовых ресурсов, способных самостоятельно освоить национальное богатство России уже к 2025 году и сформировать на территории РФ четвертую экономическую зону – новый экономический центр мировой экономики.
Эволюция молодежных исследований в России и за рубежом во многом отражает характер сложных и противоречивых отношений молодежи и общества (в том числе и в лице государства). Будущее становление и развитие ювенологии также определяются характером многократно опосредованных взаимоотношений общества и молодежи.
Взаимоотношение молодежи и общества двойственны: общество социализирует молодежь, формируя человеческий потенциал будущего, а молодежь, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума. Молодое поколение выступает частью населения, пронизывая основные социальные структуры. Входя в различные структуры общества, молодежь неизбежно отражает его специфику. Неоспоримым является тезис: «каково общество – такова и молодежь». Политика, которую проводит общество в лице государства в отношении подрастающего поколения, напрямую связана с позицией общества, его социальных институтов и общественных организаций по отношению к молодому поколению, его статусу и потенциальному социальному развитию. Эта политика (прямо и косвенно) определяется положением и качеством жизни других групп и слоев населения.
Взаимоотношения молодежи и государства, выступающего от лица общества, можно условно охарактеризовать через типы: авторитарный, демократический, смешанный и laisser-faire (невмешивающийся, нейтральный). Как показывает международный опыт, наиболее оптимален демократический тип отношений между обществом и молодежью, являющийся основой эффективного воспроизводства и поддержания инновационных начал в общественном развитии.
Выявленная и типологизированная взаимосвязь общества и молодежи позволяет определить условия повышения роли молодежи как субъекта общественного развития (правовые, социально-экономические гарантии воспитания и образования, биосоциального становления и самореализации; защита прав и законных интересов; возможности для активной включенности самой молодежи в общественно-политические и экономические структуры).
Системный кризис и деструктивные тенденции в современном российском обществе (политике, экономике, духовной и социальной сферах) превысили защитные механизмы молодого поколения, качество которого резко ухудшились за последнее десятилетие. Деформированы демографические, медико-биологические, ценностные, социально-экономические и другие параметры молодежной популяции. Качество жизни различных категорий молодого поколения приобрело черты модели «кризисных деформаций». Некоторые процессы приняли необратимый характер и с достаточной долей вероятности, скажутся на последующих поколениях россиян, определят качество генофонда нации. Это может привести к непредсказуемым последствиям: резкому росту преступности среди несовершеннолетних, социальной нестабильности, «драме поколений», гражданскому неповиновению, социальному взрыву (молодежному бунту).
Современное состояние и тенденции развития нынешней молодежи должны быть проанализированы с позиций потенциальных ресурсов общества, поскольку прочность «человеческого материала» определяет ресурсы стабильности социума и способность его к возможным переменам.
Центральной проблемой цивилизации становится обеспечение устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, развития человечества, гармоничного функционирования триады «природа – население – хозяйство». Решение проблемы требует признания новой парадигмы общественного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды с определенными, заданными качествами и свойствами. В качестве критерия развития общества выдвигается повышение качества среды обитания и качества населения. В свою очередь, качество населения (человеческий капитал) характеризуется телесным и духовным здоровьем, образованностью, активной трудовой деятельностью и рядом других характеристик и параметров.
Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества возникает тогда, когда одна из взаимодействующих сторон или обе одновременно фиксируют нарушения в выполнении социально регламентированных взаимных обязательств. Сущность социальной напряженности состоит в тенденции нарушения в балансе социального обмена между молодежью и обществом. Если такие нарушения своевременно устраняются, социальная напряженность спадает и исчезает. В противном случае она либо усиливается, либо в той или иной форме сохраняется.
Существуют разные типы социальной напряженности, каждому из которых присуща собственная динамика, специфические этапы. Исследователями выделены следующие типы социальной напряженности: стихийно развивающиеся, спонтанные социальные напряженности; искусственно создаваемые, провоцируемые; развивающиеся на основе сочетания естественных и искусственных аспектов. В отношениях молодежи с общественными институтами могут содержаться все три вышеназванных типа социальной напряженности.
Анализ данных социологических исследований, проведенных в последние годы в России, показывает, что во всех основных сферах общественной жизни России (политической, экономической, образовательной, духовно-нравственной) постепенно формируются точки появления и роста социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и общественных структур. Многие из социальных напряженностей еще не вышли за пределы группового сознания молодежи, не переросли в социально-напряженные ситуации. В тоже время растет число социальных напряженностей, создаваемых и провоцируемых отклоняющимся поведением молодежных групп.
Развитие событий последних лет в России приводят к выводу: в ближайшей перспективе, если не предпринять упреждающие меры, возможно развертывание «особого сценария» (социального взрыва). На сегодня известно более 200 способов гуманного предотвращения и ненасильственного разрешения любых социальных конфликтов. В этой связи необходима ориентация социальных институтов, органов власти на активный диалог с подрастающим поколением, привлечение молодежи как полноправного партнера к постановке и решению социально-экономических и политических проблем страны, а также проведение превентивных мер с целью упреждения социального взрыва, противостояния молодежи и общества.
Отношения между обществом и молодым поколением в России должны носить характер управляемых процессов, целью которых будет поиск и достижение общественного консенсуса, активного вовлечения молодежи в общественное производство. Общество в лице различных социальных институтов и общественных организаций призвано содействовать молодежи в получении образования, социально-профессиональной квалификации, в приобретении жилища, образовании семьи, в предоставлении возможности самореализации, обеспечении социальной безопасности. Важно и непосредственное участие молодежи в конструктивном решении социально-экономических проблем собственной жизнедеятельности, обеспечивающих эффективный социальный контроль за условиями своей жизни.
В перспективе, в условиях интенсивной трансформации общественной системы роль подрастающего поколения будет возрастать. Именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.