Концептуальные и практические подходы М.М. Сперанского к правовому регулированию системы финансов Российской империи

 

Финансовая программа М.М. Сперанского была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в России начала XIX века, а сам Сперанский стоял на уровне современной ему передовой мысли в вопросах денежного обращения, кредита и бюджета и стремился на практике воплотить эту теорию в жизнь.

В целом политика монетарного меркантилизма, проводимая Сперанским, отвечала интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов. Она сыграла немаловажную роль в подъеме отечественной промышленности в преддверии надвигавшейся войны.

В связи с изучением проблем становления и развития финансов России в первой четверти XIX в. в поле зрения исследователей в основном оказывались, с одной стороны, бюджетная политика и другие факторы, влиявшие на финансовую систему, с другой - государственное хозяйство в целом. Основное внимание уделялось, как правило, Е.Ф. Канкрину и проведенной им реформе. В тоже время деятельность первых министров финансов А.И. Васильева, Ф.А. Голубцова и Д.А. Гурьева не получила достаточного освещения. Понять влияние внутренней и внешней экономической и политической ситуации на решения, принимавшиеся финансовым ведомством, невозможно без анализа его основных программных документов - планов финансов, разрабатывавшихся по инициативе Александра I сначала М.М. Сперанским, а затем и Д.А. Гурьевым. Меры, предлагавшиеся в этих документах, были призваны стабилизировать экономику страны, ликвидировать бюджетный дефицит, остановить инфляционный процесс, усовершенствовать денежное обращение и укрепить систему кредитных учреждений, ведь Россия начала XIX века находилась в состоянии финансового кризиса. В 1810 году государственный внутренний долг достиг 577, внешний - 100 млн. рублей. Запасного фонда и дополнительных источников дохода не существовало. Тем не менее, при 127 млн. рублей дохода было намечено 193 млн. рублей расходов.

Несмотря на незначительные отличия в экономических мероприятиях, предлагавшихся и проводившихся М.М. Сперанским и Д.А. Гурьевым, можно говорить о единой финансовой политике, главной целью которой была забота об источниках доходов в целях максимального наполнения приходных статей бюджета.

Финансовая программа М.М. Сперанского, названная "План финансов" была построена на рациональных началах, обусловленных развитием капиталистических отношений в стране. Предлагая устранить бесконтрольность в бюджетном деле, Сперанский вместе с тем рекомендовал перестроить налоговую систему, ликвидировать винные откупа, отказаться от ненужных и непроизводительных затрат государственных средств и привести расходную часть бюджета в строгое соответствие с доходами страны. Сперанский следующим образом характеризовал свою программу: "Главные основания сего плана состоят в том, чтобы всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действительными мерами положить твердое основание постепенной уплате государственных долгов".

Бюджетного равновесия, утверждал он, можно было бы достигнуть путем одновременного увеличения доходов страны. С этой целью Сперанский запроектировал повышение подушной подати, оброчных сборов и некоторых других налогов и резкое сокращение государственных расходов. Идея о недопустимости бюджетного дефицита - основная мысль данного документа и категорически формулируется в 45 и 46 параграфах: "§45 Расходы должны быть учреждаемы по приходам" и "§46 Посему никакой новый расход не может быть назначаем прежде нежели приискан будет источник прихода ему соразмерного".

Принцип жесткого сокращения государственных расходов и приведения их в соответствие с доходами государства Сперанский практически претворил в жизнь при составлении бюджетной росписи на 1810 год. Доходная часть этой росписи была увеличена (за счет повышения подушной подати, таможенных сборов, соляного и некоторых других налогов) со 105 млн. руб., как это было первоначально запроектировано министром финансов, до 170 млн. руб. Помимо этого, доходная часть бюджетной росписи увеличивалась за счет "подкреплений" из различных ведомственных сумм и капиталов, а также займов на 39 млн. руб. Всего доходная часть бюджетной росписи выросла до 209 млн. руб.

Что касается государственных расходов, то они были сокращены Сперанским против первоначальных предположений с 225 до 184 млн. руб. Следовательно, утвержденная на 1810 год приходо-расходная смета предусматривала превышение доходов над расходами в размере 25 млн. руб. Но, как это всегда случалось в финансовой практике дореформенной России, фактически израсходовали 241 млн. руб. Бюджетный год и на этот раз закончился дефицитом.

Сперанский также подчеркивал необходимость введения бюджетного и кассового единства: "Все источники государственных доходов и все расходы должны соединиться в одном Управлении".

Другой тезис, положенный в основу "Плана финансов", заключался в осуждении бумажноденежной инфляции. Для оздоровления денежной системы Сперанский предлагал не только прекратить выпуск ассигнаций, но и приступить к их постепенному выкупу государством за счет продажи государственных имуществ. Он подробно останавливался на том ущербе, который наносят государству бумажные деньги, и требовал возврата к нормальному металлическому обращению. Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра и ассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанский в своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимости классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждён в том, что "богатство государства образуется и возрастает с трудом".

Его предложения по оздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажных денег должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг. Под капиталом он понимал всё, что может быть обращено в мену и куплю, а кредитные деньги делил на четыре группы, в зависимости от их обеспечения, подчёркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога.

В феврале 1810 г. "План финансов" Сперанского был утвержден царским манифестом. Была создана специальная комиссия для погашения государственных долгов.

Впервые в отечественной истории был предложен принцип обязательной отчетности и регулярной проверки финансового состояния страны, обсуждения бюджета России Госсоветом, министерством финансов. Этим в какой-то мере устанавливался контроль, ослаблялась почва для произвола и злоупотреблений в финансовой сфере. Оценивая контроль как важную и неотъемлемую часть управления финансами, М.М. Сперанский видел его задачу, в первую очередь, во внедрении в финансовое хозяйство законности. В качестве главной функции государственного финансового контроля он впервые стал рассматривать контроль исполнения государственного бюджета. Ревизионную деятельность Сперанский считал необходимым распространить на все виды общегосударственных и местных доходов и расходов, на все звенья государственного аппарата и должностных лиц вплоть до министров.

Осуществлять контроль должно специальное учреждение. В его ведении, по М.М. Сперанскому, должен быть приход и расход не только общегосударственных, но и местных средств: губернских, уездных, волостных. Общая цель такого учреждения - обнаруживать для сообщения правительству злоупотребления в сборе доходов и употреблении их в расход.

Важное значение для укрепления экономики имела разработка таможенного тарифа и торгового уложения. В основу была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения ввоза иностранных товаров и содействия экспорту из России. Эти меры помогли выстоять российской промышленности в годы "континентальной блокады" и в борьбе с французской торговой экспансией.

М.М. Сперанский является основоположником организационной структуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX вв., так как все преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали в той или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения.



Заключение

 

Таким образом, учение о праве и государстве Сперанского основано на его глубоких познаниях в политических теориях. Он испытывал влияние французских просветителей, немецкой исторической школы права, английских философов и экономистов. Он проповедовал прогрессивные для своего времени идеи: разделение властей, верховенство закона и подчинение ему всех в государстве, включая правителя, установление "истинной монархии", элементы народного представительства.

Многие идеи воспринимались высшими должностными лицами государства как революционные, хотя большим радикализмом и не отличались.

М.М. Сперанский в своем учении о праве и государстве уделял особое внимание трем основным объектам: проблемам законодательной деятельности, концепции политических реформ и правам подданных. Его либеральные политико-правовые взгляды, во многом солидарные с идеями западных просветителей и прогрессивных русских предшественников и современников, получили реализацию в проектах реформ государственного управления, а также в оздоровлении системы финансов.

М.М. Сперанский исследовал вопросы содержания, назначения и классификации законов, законодательного процесса. Он придавал огромное значение влиянию законов на образование "истинной монархии".

В основу государственного устройства, по мнению М.М. Сперанского, должен быть положен принцип разделения властей. Он разработал структуру трех видов власти на всех уровнях - вплоть до волости - первичной административной единицы.

М.М. Сперанский был также идеологом финансовой реформы, он подготовил план финансовых преобразований. В ходе данных мероприятий им был также разработан новый таможенный тариф.



Список литературы и источников

 

1. Власенко И.Б. Финансы и право России XIX века. / И.Б. Власенко. // - URL: http://www.ni-journal.ru/archive/2001/n_2_3_2001/a9557f3d/ 72480275/? print=1 (дата обращения 01. 02.2009);

2. Калягин В.А. Политические взгляды М.М. Сперанского. / В.А. Калягин. - Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1973. - 49с;

.   Ключевский В.О. М.М. Сперанский. Материалы лекции LXXXIII, т. V. / В.О. Ключевский. // СЕНТЕНЦИЯ. Историко-философский альманах. - URL: http://www.mnemosyne.ru/library/kljuchevskij-2.html (дата обращения 11. 02.2009);

4. Константинова Н.А. История развития государственного финансового контроля. / Н.А. Константинова. - URL: http://gov. cap.ru/list4/publication/rec. aspx? gov_id=129&link=&preurl=. &FKey=F_JURL_ID&id=59441 (дата обращения 07. 02.2009);

5. Лушин С.И. "План финансов" М.М. Сперанского. / С.И. Лушин. // Финансы. - 2004. - №1. - С. 70-74;

.   Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. / А.Г. Маньков. - СПб.: Наука, 1998. - 216с.;

.   Марней Л. Финансовая политика России в первой четверти XIX века. / Л. Мапней. // Официальный сайт Института славяноведения и балканистики РАН. - URL: http://www.hist. msu.ru/Labs/Ecohist/OB5/

8. marney. htm (дата обращения 07. 02.2009);

9. Морозов В.И. Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского. / В.И. Морозов. - СПб.: Нестор, 1999. - 238 с;

.   Пивоваров Ю. Гений блага русской политики. / Ю. Пивоваров. // Рубежи. - 1995. - №5. - С. 75-79;

.   Погребинский А.П. У истоков финансового права. / А.П. Погребинский. // Экономика и управление на предприятиях. Научно-образовательный портал. - URL.: http://www.eup.ru/Documents/2004-08-16/3004E. asp (дата обращения 01. 02.2009);

12. Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. / Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2005. - 925 с.;

.   Середонин С. Граф М. М, Сперанский. / С. Середонин. // Большая биографическая энциклопедия. - URL: http://dic. academic.ru/dic. nsf/ enc1p/44930 (дата обращения 09. 02.2009);

14. Сперанский М.М. Сходство в образовании права с образованием языка. / М.М. Сперанский. // Некоммерческая электронная библиотека ImWerden. - URL: http://imwerden. de/cat/modules. php? name=books&pa

15. =showbook&pid=78 (дата обращения 01. 02.2009);

.   Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. / М.М. Сперанский - URL: http://stepanov01. narod.ru/library/speransky/chapt03. htm (дата обращения 01. 02.2009);

17. Сперанский М.М. О законах. / М.М. Сперанский // Новый исторический вестник. - URL: http://www.nivestnik.ru/2001_2/7. shtml (дата обращения 03. 02.2009);

18. Сперанский М.М. О коренных законах государства. / М.М. Сперанский. - URL: http://stepanov01. narod.ru/library/speransky/ chapt01. htm (дата обращения 01. 02.2009);

.   Сперанский М.М. Правила высшего красноречия. / М.М. Сперанский. // Некоммерческая электронная библиотека ImWerden. - URL: http://imwerden. de/cat/modules. php? name=books&pa=showbook&pid=953 (дата обращения 01. 02.2009);

20. Сперанский С.И. Учение Сперанского М.М. о праве и государстве. / С.И. Сперанский. - М.: Ось-89, 2001. - 223с.;

21. Тесля А.А. Источники (формальные) гражданского права Российской империи в XIX - начале XX вв. / А.А. Тесля. - URL: http://civil-law. narod.ru/wissled/teslya/index1.html (дата обращения 07. 02.2009);

.   Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения. / Е.В. Тимошина. // Правоведение. - 2001. - №3. - С. 21-25;

23. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. / С.А. Чибиряев. - М.: Наука, 1989. - 216с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: