7 этапов:
1 этап: Предварительный – Формулировка Задачи. Чтобы сформулировать задачу, необходимо иметь ясность по вопросам:
- причина задачи (её темп, срочность)
- факторы влияния на ситуацию, влияние ситуации на предприятие
- цели, которые должны быть достигнуты при решении задачи.
Применяется: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение.
2 этап: Выбор критериев оценки эфф-ти решения.
3 этап: Сбор информации для уточнения задачи:
-объективная характеристика сложившейся стратегии
-факторы влияния, нежелательные явления, средства решения
-значимость задач для предприятия
-сроки
-цель
4 этап: Разработка возможных вариантов решения задачи, их должно быть от 3 до 7 вариантов
5 этап: Составление материальных моделей
6 этап: Выбор альтернатив
Этап: Принятие решения
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории - практика слепа
Типы организационных структур управления и их характеристика.
|
|
Структура управления организацией - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Линейная структура организации (по цепочке) - Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель–начальник, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя - принцип единоначалия. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.). Она является менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.
Эта организационная структура имеет свои преимущества и недостатки. Линейная структура наряду с преимуществами имеет ряд серьезных недостатков (информация проходит слишком долгий путь), которые в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная структура управления (делегирование полномочий по функциям) -
осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Недостаток: функции не согласованы и между ними нет сообщений. Далее в зависимости от функций идет линейная структура. Штабы помогают разгрузить деятельность руководителя.
|
|
Проектная – Применяется, где идет создание проекта, новаций, может адаптироваться к ситуации. Когда проект закончен, группа расформировывается. Такая структура позволяет собрать специалистов в совместную группу. Недостаток: при расформировании проектной группы теряется психологический климат в коллективе.
Матричная – Применяется в мелких организациях. Со стороны люди не приглашаются только свои. Недостаток: двойное подчинение, нарушается психологический климат.
Дивизионная – (формируется по продуктовому признаку, по региональному или по потребителю). Используется в сложных структурных организациях. «Продукт1» и «Продукт2» не согласованы, идет дублирование деятельности, расход финансовых средств на одинаковую деятельность. (МГУТУ – это дивизионная, по региональному признаку)
Смешанная или Тензорная структура сочетает вышеперечисленные.