Основные этапы психологического пола личности

Формирование половой зрелости в период взросления включает:

— биологический процесс ее становления;

— психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

Оба процесса идут не синхронно, а более или менее разделены во времени. Это связано с тем, что на Запале взрослеющий человек, даже достигнув биологической половозрелости, еще не в состоянии выполнять связанные с ней общественные функции самостоятельной профессиональной деятельности, отцовства, материнства, независимого от родителей существования.

В сексуальном развитии подростка наряду с генетическими факторами решающее значение имеют полоролевое поведение родителей и первые собственные опыты с сексуальными партнерами. Биологическая и социальная половые роли могут развиваться в сторону;

1) идентификации, приводящей к гетеросексуальности;

2) отклонения, чреватого гомосексуальностью, бисексуально­стью, транссексуальностью или сексуальными преступлениями;

3) амбивалентности, которая также может вести к бисексу­альности или различным нарушениям полового поведения.

Для последующего сексуального развития определенное значение имеют первые сексуальные опыты. Сексуальное поведение включает не только “инстинктивные желания”, но и ограничивающие их социальные рамки. Неудачный или трав­мирующий первый сексуальный опыт, который может отно­ситься еще к раннему детству, часто ведет к неприятию сексуальности и предрасполагает к нарушениям в этой сфере.

Полоролевое поведение, отношение к сексуальности и про­текание первых сексуальных контактов — важные факторы развития гармоничного гетеросексуального поведения. На успех или неуспех сексуальной адаптации влияет следующее.

— Половые роли родителей, семейные установки и качество отношений родителей с ребенком. Отрицательно здесь могут сказываться: несчастная юность, пренебрежение к сексуаль­ности, слишком близкие отношения между родителями и ребенком, препятствия контакту с ровесниками и взаимоот­ношениям со сверстниками другого пола.

— Личностные особенности. Отрицательно влияют: чрезмерная интроверсия, аскетическое поведение (пубертатная аскеза), слишком сильные интеллектуализация и идентификация с одним из родителей.

-- Неблагоприятными факторами являются также физические недостатки, изоляция от группы из-за недостатка социальных способностей или из-за принадлежности к отверженному меньшинству.

Оральная стадия. Эта стадия продолжается в течение 1-го года жизни. Основной эрогенной зоной в этот период является оральная, а основным предметом катексиса — функция сосания или кусания.

Анальная стадия охватывает период со 2-го по 3—4-й год жизни. Эрогенными зонами являются органы выделения, а предметом катексиса—функция выделения или удержания стула и мочи. Ре­бенок испытывает удовлетворение при мочеиспускании и дефека­ции, а также удержании кала и мочи.

Фаллическая стадия продолжается с 3—4-го по 6—7-й год жиз­ни. Эрогенной зоной являются половые органы, а предметом ка-тексиса — мастурбация. Эту стадию называют фаллической на том основании, что в этот период ребенок либо замечает у себя пенис, либо осознает, что таковой у него отсутствует.

Латентная фаза по времени охватывает период от 6—7 лет до периода полового созревания. В этот период сексуальные желания ребенка не привлекают внимания «Я» и успешно подавляются «сверх-Я», ослабляются привязанности детей к родителям, их ин­тересы обращаются к взаимоотношениям со сверстниками, к учебе, спорту и др. Рассматриваемая фаза также характеризуется умень­шением интенсивности сексуальных стремлении.

Генитальная фаза начинается с периода полового созревания. Эрогенной зоной, так же как и в фаллической стадии, являются половые органы, но изменяется предмет катексиса. Им становятся чужое тело и половой акт с лицом противоположного пола.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: