Национальные особенности воспитания в России

Детство и юность человека на Руси, как правило, проходили в рамках большой составной семьи, включавшей деда или отца с их сыновьями, женами и детьми. Во главе такой семьи стоял большак – прадед, дед или отец. Он распоряжался всем семейным имуществом, которое, за исключением приданого жен, находилось в коллективной собственности. Исследователям крестьянского быта такая семья казалась идеалом, где соблюдались интересы всех и каждого, где царили мир и порядок. Так ли это было? Давайте разберемся. На самом деле составная семья была в миниатюре маленьким абсолютистским государством. Подобно царю в XVII в., большак осуществлял в семье патриархальное управление, основанное на вере в законность и священность отцовской власти. Отец был господином для своих близких, но в тоже время и слугой для них. Отец семьи распространял свое отцовство на жену, на детей и на всех живущих в его доме. Он распределял работу, наблюдал за ее выполнением, разбирал внутрисемейные споры, наказывал, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, платил, налоги и отвечал перед деревней, помещиком и администрацией за поведение членов семьи. Большак мог отдать в работы своих детей или младшего брата против их воли. Обычай, по которому жили крестьяне, не признавал за детьми право отделиться от отца и требовать раздела имущества. Разделы происходили чаще всего после смерти главы семьи, когда семья вырастала до 10–11 человек. По-видимому, это был некий экономический оптимум. Таким образом, мы видим домострой оперирует понятием «дом» как обозначением некоего единого хозяйственного и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства – подчинения, по равно необходимым для нормальной жизни домашнего организма. Обязанность главы дома – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

Женщина в семье не имела права голоса и должна была беспрекословно слушаться большака и своего мужа. Жена обязана заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг, кроме того, она занимается воспитание и обучение дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Любовь к детям в крестьянской семье рассматривается как чувство вполне естественно, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Крестьянское хозяйство требовало много времени и сил, поэтому за малышами присматривали обычно старшие дети и старики. И хотя житейские заботы почти не оставляли времени для проявления материнской любви, о нежных чувствах говорят колыбельные песни, пеструшки, сказки. Современный исследователь Н.Слепчина отмечает: “Показательны в этом плане словесные обращения, которые не оставляют сомнений в желанности детей в семье и характеризуют стиль отношения родителей к детям, как заботливо теплый, создающий благоприятный эмоциональный фон для их развития. Об этом свидетельствует большое количество ласковых обращений, закрепившихся в языке, их богатая образность, а также табулирование грубых браных слов в общении с маленькими детьми”. Чем больше становилась семья, тем строже был контроль за ее членами, так как каждый из них имел свои собственные интересы и искал способ уклониться от опеки большака. Согласно современной классификации, крестьянская семья была семьей авторитарного типа. Но слово “авторитаризм” в настоящее время слишком политизировано и эмоционально перегружен. Было бы корректнее сказать, что крестьянская семья относилась к монархической модели семьи.

Прошло время, резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Авторитарная власть мужчины пошла на убыль, сведясь к нулю в городе, уменьшившись в деревне. Современная семья утратила функцию домашнего производства, из экономических функций сохранилось лишь организация быта, большинство семей состоит из супругов и детей (нуклеарная семья).

 Социологи определяют нынешнее семейное главенство, как выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизни деятельности семьи. В чьих руках сосредотачиваются сейчас регулирующие функции? Согласно многочисленным исследованиям восьмидесятых годов, своего рода министром семейных финансов в большинстве случаев является женщина, она же организует семейное потребление. И главным педагогом, воспитателем в семье является женщина.   

В крестьянских традиционно многодетных семьях, мама и дети были всегда вместе. В советское время произошло разъединение. Сегодня создание большой семьи – это возврат к традициям, соединения мамы с детьми. Очень заметно противостояние между идеальным человеком традиционного крестьянского общества и идеальным человеком современного промышленного общества. Идеальный крестьянин – это старый, бородатый, окруженный всеми своими детьми старейшина многочисленного рода, освобожденный от ручного труда ради сохранения морального авторитета и передачи детям и внукам достижений цивилизации, он играет доминирующую социальную роль, потому что является собственником земли и, следовательно, - хозяином семьи. Идеальный человек индустриального общества – это взрослый мужчина, полностью владеющий своими средствами труда, находящийся на подъеме профессиональной карьеры и живущих вместе с детьми. Когда дети его покидают, он станет стариком, лишенным существенных атрибутов человека – профессии и детей. Сегодня входит в жизнь новая модель: молодая (ой) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы путешествовать и заниматься внуками. Что это? Норма, мнение, социальное поведение, или.

Западный человек начинал свое шествие путем удовольствия, понятием индивидуализма, отстаиванием человеческого «я». Но возвеличивание каждого отдельного «я» сделано западную цивилизацию направленной на комфорт. В отличие от этого в русской православной культуре достоинство и значение человека были связаны с соборным бытием, то есть с общностью духовной и нравственной жизни, русских православных людей. И первейшее место в традиции русского православной культуры занимала семья. Семья укрепляла и растила поколения русского народа. Ею принято было гордиться и на нее надеяться. «Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами». Одной из самых важных сторон жизни семьи является христианское понимание жизни, с его особой «иерархией жизненных ценностей» - другими словами, всего того, из чего складывается мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: