Благодаря работам А.Н. Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психического возраста ребёнка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникает и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии её развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии человека как субъекта деятельности становятся следующие виды деятельности, согласно этапам развития:
1-эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми
2-орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста,
3-сюжетно ролевая игра дошкольника,
4-учебная деятельность в младшем школьном возрасте,
|
|
5-интимно-личностное общение подростков,
6-профессионально-учебная деятельность в ранней юности
Основные этапы истории отечественной и зарубежной психологии.
1. Донаучный до VII-VI вв.до н.э.
2. Философский, VII-VIв.в. до н.э. конец XVIII начало XIXв.
3. Ассоцианистическая психология, конец XVIII-начало XIXв.- середина 19 века.
4. Эксперментальная психология, середина 19 начало 20 века.
5. Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-е годы 20 вв.
6. Дальнейшее развитие психологических школ,40-60-е годы 20 века.
7.Современная психология,60-е годы- конец 20века.
Основные этапы психического развития детей и подростков.
Развитие, прежде всего, характеризуется не количественными, а качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Х. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленениеранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта (например, изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания).