В-5. Основные линии психического развития (ПР.) в учебной деят-сти

В плане предложенного рассмотрения будем исходить из об­щепринятого положения, что хотя развитие охватывает всю личность ребенка в целом, в этом процессе могут быть выделе­ны некоторые основные линии. Так, считается, что ПР. ребенка, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по линиям: познав-ой сфе­ры (становление интеллекта, развитие механизмов познания), пси­хологической стр-ры и содержания деят-ти (становле­ние целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение спосо­бов и средств деятельности); личности (направленности, ценно­стных ориентации, самосоз-Ия, самооценки, взаимодей-ия с социальной средой и т.д.). Линии (стороны) Р.ребенка могут быть представлены и несколько по-другому — как разви­тие: а) знаний, способов деятельности; б) психологических ме­ханизмов применения усвоенных способов и в) личности, куда включена и деятельность. Л.И. Айдарова выделяет в качестве таких линий наряду с интел-ым, личностным и языковое развитие [3]. Су­щественно, что во всем интеллектуально-личностно-деятельно-стном становлении ребенка проявляются осн-ые закономерно­сти Р. психики, такие как неудержимость, интегративность, системность, сензитивность, компенсаторность. Рассмотрим по­дробнее каждую из трех (интеллект, деятельность, личность) ли­ний Р.ребенка, отмечая, что в реальной действительно­сти они нерасчленимы.

Общее направление ПР. человека

По общенаучному определению, Р. есть всеобщее свой­ство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тре­мя свойствами: необратимостью, направленностью и закономерностью происходящих в развивающемся объекте изменений. При этом отмечается, что одной из основных его харак-ик является время, точнее, протяженность во времени, которое и выявляет направл-сть развития. Определение Г. Гегелем на­прав-ия развития (духа вообще) как движения от «абстракт­ного к конкретному», получившее в работах Г. Спенсера силу об­щего закона развития, имеет большое значение для трактовки ПР.. Эта мысль о развитии от общего к ча­стному была заложена Я.А. Коменским в основополагающем для его системы О. принципе природосообразности. Соглас­но этому принципу, «... природа выводит все из начал, незна­чительных по объему, но мощных по внутренней силе... приро­да начинает свою общеобразовательную деятельность с само­го общего и кончает наиболее частным. Анализируя общие законы умственного развития, Н.И. Чуприкова соотносит его, во-первых, с системной организацией ког­нитивных структур, когнит-ых схем-репрезентаций, во-вторых, с утверждением, что, как всякая другая система, когнитивно-ре­презентативная структура развивается и, следовательно, умствен­ное развитие есть частное проявление всеобщего процесса Р., также подчиняющееся закону от общего к частному. Отме­тим, что психическое и, в частности, умственное Р. Ч-ка не должно отождествляться с развитием личности в целом. «Подобно тому, как личность и психика являются нетожде­ственными, хотя и находятся в единстве, так и развитие лич­ности (как системного социального качества индивида, субъ­екта общественных отношений) и развитие психики образу­ют единство, но не тождество».

 

 

В-11. Развив-ее обуч-ие по системе Занкова

Л.В. Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его т.зр., облег­чение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал характ-ся Л.В. Занковым «скудостью те­ор-их знаний, их поверхностным характером, подчинени­ем привитию навыков». Разв-ее обучение, по Л.В. Занкову, и направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обу­чения. В разработанной экспер-ой системе развивающе­го обучения, по Л.В. Занкову, заложены след-ие принципы: 1)принцип обучения на высоком уровне трудности. Его ре­ализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изу­чаемых явлений (содержание этого принципа может быть соот­несено с проблемностью в обуч-ии) 2)принцип ведущей роли теор-их знаний, согласно ко­торому отработка понятий, отн-ий, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа д-ия); 3)принцип осознания школьниками собственного учения. Он обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание само­го себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегу­ляции); 4)принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены инд-ые особ-сти, но обу­чение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обу­чения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образ-ого процесса).

Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются: направ-ть на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудно­сти, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теор-их знаний. Данная система обуч-ия развивает мышление, эмоц-ую сферу учащихся, учит понимать и выявлять об­щий смысл, основное содержание читаемого.

В работе И.И. Аргинской, Н.Я. Дмитриевой, А.В. Поляковой, З.И. Романовской и др. «Обучаем по системе Л.В. Занкова» приводится целостная система обучения, основанная на разраб-ых Л.В. Занковым принципах. При этом подчерки­вается, что в начале обучения, например, при обучении чтению в нач-ых классах, должно быть «целостное эмоц-но-эс­тетическое переживание». Целостность создаваемого образа, це­лостность восприятия, целостность понимания текста есть осно­ва и исходная точка для последующего углубления и дифферен­цирования предметов освоения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: