ПД.представляет собой воспитывающее и обучающее возд-ие уч-еля на ученика (учеников), направ-ое на его личностное, Интел-ное и деят-ное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовер-ния. ПД.имеет те же харак-ки, что и любой другой вид чел-ой деят-сти. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической хар-кой ПД., по Н.В. Кузьминой, является ее продукт-ость. Различают пять уровней продук-сти ПД.:
«I-(минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.II-(низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III-(средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формул-ть педцель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и послед-ость включения учащихся в учебно-позн-ную деятельность); среднепродуктивный.IV — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формир-ия искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный. V-(высший) системно моделирующий деят-сть и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формир-ия личности уч-ося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный»
ПД. препод-пя, как и любая другая деят-сть, харак-ся опред-ым стилем. В широком смысле слова стиль деят-ти (например, управл-ой, произв-ой, пед-ой) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Он обусловливается спецификой самой деятельности, инд-но-псих-ми особ-ми ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин, Е.А. Климов и др.). В собственно психол-ом, узком смысле индии-ый стиль деят-ти — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности,...инд-но-своеобразная система психол-их средств, к к-ым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивид-сти с предметными внешними условиями деят-ти». В этом определении особенно подчеркивается, что это «инд-ое своеобразное сочетание приемов и способов, обеспеч-ее наилучшее вьшолнение деятельности» (B.C. Мерлин). Стиль деят-и включает ее операциональный состав, умения и навыки (В.Э. Чудновский), выявляя способности самого объекта и определяясь его инд-но-психол-ми и личностными особ-ми.
Индивидуальный стиль деятельности
Стиль деят-ти связан со стилем саморегуляции. Оба рассма-тся как две взаимосвязанные стороны целостного инд-ого стиля активности, деят-ти человека (В.И. Мо-росанова, Г.А. Берулава). В последнее десятилетие в это образ-ие включается понятие когн-ого стиля, определяющего особенности позн-ной деят-ти и характеризующего и поленезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. и настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль Дея-сти, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль. Как подчеркивает Г.М. Андреева, опред-ые К. Левиным стили поведения относились прежде всего к типу принятия решения рук-лями. Были обозначены три стиля ководства: авторитарный, демократический и попустительский. В последующих иссл-ях были введены такие его опред-ия, как директивный, коллегиальный и разрешительный. Однако применительно к деятельности (поведению), взаимод-ию, общению чаще всего исп-ся обозначения, предложенные К. Левиным. В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы). Вам представлены полная хар-ка формальной и содерж-ой сторон трех стилей по Г.М. Андреевой
Авторитарный стиль
Формальная сторона: д еловые, краткие распоряжения, запреты без снисхождения, с угрозой, четкий язык, неприветливый тон. похвала и порицание субъективны. эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов — не система. Позиция лидера — вне группы.
Содержательная сторона: ела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Голос руководителя — решающий.
Демократический стиль
Формальная сторона: Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон, похвала и порицание — с советами.
Распоряжения и запреты с дискуссиями. позиция лидера — внутри группы.
Содержательная сторона: Мер-ия план-ся не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Попустительский стиль
Формальная сторона: тон-конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в стороне группы.
Содержательная сторона: Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Иссл-ли опред-ют различные функции стиля: инструм-ую, компенсаторную, системообр-щую и интегративную (Е.А. Климов, B.C. Мерлин и др.). и его структ-ую орг-ию. Инд-ый стиль деят-ти, по Е.А. Климову, имеет опред-ую структуру, в ядро которой входят инд-но-психол-кие особ-ти, которые либо содействуют, либо противодействуют успешности деят-сти.