В-20. Возниконовение «открытого кризиса» в психологии; причины и развитие (Л.С. Выготский)

Развитие психологии как экспериментальной науки, получение новых эмпирических данных, борьба мнений в теоретической области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Подобная ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии.

 

Понятие «открытого кризиса» ввел Рубинштейн для обозначения первого периода 20°х годов, когла оформились бйовныепсихологические школы. Последняя треть 19 века - это период «скрытого ассоцианизма», когда Дарвин обозначил новый тип эволюционного учения: человек приспосабливается к миру, а следовательно, наши внутренние структуры приспосабливаются к структурам внешнего мира. В то время шло бурное развитие физиологии и психиатрии. Открытый кризис психологии - 1912-1935 гг.

 

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму.

Источником кризиса явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке. Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. А.Н. Ждан обозначает его как первый период кризиса - период возникновения кризисной ситуации - и указывает его границы: третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в.

Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв.Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека, в сновидениях и неврозах; он говорил о глубинном строении психики, в котором сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой. Тем самым Фрейд поставил под сомнение и возможности самонаблюдения. Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека, в сновидениях и неврозах; он говорил о глубинном строении психики, в котором сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой.

Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, каждое направление строило общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на создание универсальной концепции и мировоззрения.

Причины открытого кризиса:

Выготский – «Исторический смысл психологического кризиса» причина – разрыв между теорией и практикой. Отсутствует методолгия психологии. (общая психология – наука о понятиях которыми пользуется психология – методология).

Рубинштейн – разрыв между человеком и миром, между поведением и деятельностью, сознанием и миром.

Выделяют следующие периоды кризисного состояния психологии:

1. 70-е годы 19 века - первое.Ю-тилетие 20 века.

2. Период открытого кризиса 10-30-х годов 20 века.

3. «затухание» борьбы школ 30-х годов 20 века.

Итак, первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистнческой сенсуалитической психологии и в тоже время отсутствие новой психологической теории. Вундт ввел в психологию экспериментальный метод и в 1879 году открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. На вопрос чем заменить ассоцианизм и сенсуализм каждая школа отвечает по-своему. Основы традиционной психологии заложены еще в 17 веке Декартом и Локком, где выделялись следующие принципы ассоцианизма:

1) психика понимается как душа, сознание;

2) душа состоит' из элементов;

3) Эти элементы носят чувственный характер;

4) интроспекция - метод познания этих элементов, единственный метод в исследовании сознания.

 

В-21. Общая характеристика бихевиоризма. (Д.Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и др.)

Бихевиоризм возник в США. Основоположник - Дж. Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма» (1913) положила начало направлению. Повлияли работы Бехтерева, Павлова. Для ассоцианистов психология - наука сознания. Бихевиористы отрицали это, они хотели сделать психологию объективной наукой. Критерием объективности является внешнее наблюдение Сознание, образы не возникают из вне. Сознание не может быть предметом психологии.

Предметом психологии является поведение человека — это поступки, слова, все, что люди делают от рождения до смерти. Поведение - это всякая реакция (К) в ответ на внешний стимул($), посредством которого индивид приспосабливается.

Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.

Задачи бихевиоризма:

· Описание поведения;

· Объяснение поведения;

· Управление поведением.

Поведение является результатом обучения. Навык и научение становятся главной проблемок бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Врожденные элементарные движения — основа поведения. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен (1886-1959). Он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствует уотсоновскому пониманию поведения по схеме (Стимул -Реакция) Вводит в структуру поведения процессы, которые развертываются в организме в ответ на стимул и опосредуют поведенческую реакцию. С помощью введения промежуточных переменных необихевиоризм делает попытку преодолеть постулат непосредственности.

Халл (1884-1952) его теория складывается под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона Исследовал научение у животных. Не учитывает фактора сознания, вместо схемы Стимул -Реакция вводит формулу «Стимул - Организм - Реакция». Организм - некоторые невидимые процессы, протекающие в нем Детерминантой поведения считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведения. Подчеркивал решающую роль первичного и вторичного подкрепления в образовании новых связей. Реакция зависит от характера подкрепления, от времени его предъявления. Стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам.

ТЕОРИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БИХЕВИОРИЗМА (Миллер, Галантер) Образ - всезнание о себе и мире. План - процесс организма, в котором должна совершаться последовательность операций. Поведение рассматривается как серия движений, а человек, как сложная вычислительная машинка. Трактовка не может быть признана, т.к. в машине образы и планы это материальные образования, действие которых происходит автоматически, тогда как психика появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах.

ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО БИХЕВИОРИЗМА СКИННЕРА (1904). Предмет - поведение организма. Сохраняет схему, изучая только его двигательную сторону. Специфика его учения состояла в том, что он выделял три вида поведения:

· Безусловно-рефлекторное;

· Условно-рефлекторное;

· Оперантное.

Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные виды вызываются стимулами и называются респондентным. Ими не обеспечивается адаптация к среде. Приспособление строится на воздействиях "а окружающий мир. Пробы могут приводить к полезному результату, который закрепляется. Реакции. которые не вызываются стимулами, а выделяются (испускаются) организмом называют оперантными;1тч их исследования изобретен ящик Скиннера. Оперант - это такой тип поведения, который строится как 5ы з ожидании награды. Поведение определяется опытом предшествующих наград. Поэтому, главным средством формирования поведения является подкрепление.

Представителями социобихевиоризма стали Роттер, Бандура, которые и выделили проблему социализации, т.е. того, каким образом человек усваивает или не усваивает формы поведения

Идея взаимного (реципрокного) детерминизма - поведение меняет среду, воздействующую на человека. Человек сам может менять свое поведение.

Идея научения через наблюдение.

 

 

В22. Общая характеристика гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин)

Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее в 20-е годы XX века, главной целью которого стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Считается, что история гештальтпсихологии начинается с выхода работы Макс Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912). В 1921 году основывается журнал «Психологические исследования».

Основными представителями гештальтпсихологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Кёлер, Курт Левин.

На формирование теоретических положений школы оказали влияние идеи Х. Эренфельса, изложенные им в 1890 г. в работе «О качестве формы». Учёный выдвинул понятие «гештальт» - качество, которое обеспечивает узнавание мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.

Известное влияние на представителей гештальтпсихологии оказала феноменология немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938), центральным понятием которой является интенциональность (направленность) сознания (нет объекта без субъекта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: