Развитие психологии как экспериментальной науки, получение новых эмпирических данных, борьба мнений в теоретической области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Подобная ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии.
Понятие «открытого кризиса» ввел Рубинштейн для обозначения первого периода 20°х годов, когла оформились бйовныепсихологические школы. Последняя треть 19 века - это период «скрытого ассоцианизма», когда Дарвин обозначил новый тип эволюционного учения: человек приспосабливается к миру, а следовательно, наши внутренние структуры приспосабливаются к структурам внешнего мира. В то время шло бурное развитие физиологии и психиатрии. Открытый кризис психологии - 1912-1935 гг.
|
|
Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму.
Источником кризиса явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке. Строго говоря, начало кризиса можно датировать началом развития психологии как экспериментальной науки. А.Н. Ждан обозначает его как первый период кризиса - период возникновения кризисной ситуации - и указывает его границы: третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в.
|
|
Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв.Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека, в сновидениях и неврозах; он говорил о глубинном строении психики, в котором сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой. Тем самым Фрейд поставил под сомнение и возможности самонаблюдения. Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека, в сновидениях и неврозах; он говорил о глубинном строении психики, в котором сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой.
Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдельной главы психологии, каждое направление строило общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психоанализ) даже претендовало на создание универсальной концепции и мировоззрения.
Причины открытого кризиса:
Выготский – «Исторический смысл психологического кризиса» причина – разрыв между теорией и практикой. Отсутствует методолгия психологии. (общая психология – наука о понятиях которыми пользуется психология – методология).
Рубинштейн – разрыв между человеком и миром, между поведением и деятельностью, сознанием и миром.
Выделяют следующие периоды кризисного состояния психологии:
1. 70-е годы 19 века - первое.Ю-тилетие 20 века.
2. Период открытого кризиса 10-30-х годов 20 века.
3. «затухание» борьбы школ 30-х годов 20 века.
Итак, первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистнческой сенсуалитической психологии и в тоже время отсутствие новой психологической теории. Вундт ввел в психологию экспериментальный метод и в 1879 году открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. На вопрос чем заменить ассоцианизм и сенсуализм каждая школа отвечает по-своему. Основы традиционной психологии заложены еще в 17 веке Декартом и Локком, где выделялись следующие принципы ассоцианизма:
1) психика понимается как душа, сознание;
2) душа состоит' из элементов;
3) Эти элементы носят чувственный характер;
4) интроспекция - метод познания этих элементов, единственный метод в исследовании сознания.
В-21. Общая характеристика бихевиоризма. (Д.Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и др.)
Бихевиоризм возник в США. Основоположник - Дж. Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма» (1913) положила начало направлению. Повлияли работы Бехтерева, Павлова. Для ассоцианистов психология - наука сознания. Бихевиористы отрицали это, они хотели сделать психологию объективной наукой. Критерием объективности является внешнее наблюдение Сознание, образы не возникают из вне. Сознание не может быть предметом психологии.
|
|
Предметом психологии является поведение человека — это поступки, слова, все, что люди делают от рождения до смерти. Поведение - это всякая реакция (К) в ответ на внешний стимул($), посредством которого индивид приспосабливается.
Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.
Задачи бихевиоризма:
· Описание поведения;
· Объяснение поведения;
· Управление поведением.
Поведение является результатом обучения. Навык и научение становятся главной проблемок бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Врожденные элементарные движения — основа поведения. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.
30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен (1886-1959). Он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствует уотсоновскому пониманию поведения по схеме (Стимул -Реакция) Вводит в структуру поведения процессы, которые развертываются в организме в ответ на стимул и опосредуют поведенческую реакцию. С помощью введения промежуточных переменных необихевиоризм делает попытку преодолеть постулат непосредственности.
Халл (1884-1952) его теория складывается под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона Исследовал научение у животных. Не учитывает фактора сознания, вместо схемы Стимул -Реакция вводит формулу «Стимул - Организм - Реакция». Организм - некоторые невидимые процессы, протекающие в нем Детерминантой поведения считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведения. Подчеркивал решающую роль первичного и вторичного подкрепления в образовании новых связей. Реакция зависит от характера подкрепления, от времени его предъявления. Стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам.
|
|
ТЕОРИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БИХЕВИОРИЗМА (Миллер, Галантер) Образ - всезнание о себе и мире. План - процесс организма, в котором должна совершаться последовательность операций. Поведение рассматривается как серия движений, а человек, как сложная вычислительная машинка. Трактовка не может быть признана, т.к. в машине образы и планы это материальные образования, действие которых происходит автоматически, тогда как психика появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах.
ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО БИХЕВИОРИЗМА СКИННЕРА (1904). Предмет - поведение организма. Сохраняет схему, изучая только его двигательную сторону. Специфика его учения состояла в том, что он выделял три вида поведения:
· Безусловно-рефлекторное;
· Условно-рефлекторное;
· Оперантное.
Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные виды вызываются стимулами и называются респондентным. Ими не обеспечивается адаптация к среде. Приспособление строится на воздействиях "а окружающий мир. Пробы могут приводить к полезному результату, который закрепляется. Реакции. которые не вызываются стимулами, а выделяются (испускаются) организмом называют оперантными;1тч их исследования изобретен ящик Скиннера. Оперант - это такой тип поведения, который строится как 5ы з ожидании награды. Поведение определяется опытом предшествующих наград. Поэтому, главным средством формирования поведения является подкрепление.
Представителями социобихевиоризма стали Роттер, Бандура, которые и выделили проблему социализации, т.е. того, каким образом человек усваивает или не усваивает формы поведения
Идея взаимного (реципрокного) детерминизма - поведение меняет среду, воздействующую на человека. Человек сам может менять свое поведение.
Идея научения через наблюдение.
В22. Общая характеристика гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин)
Гештальтпсихология – это направление в психологии, возникшее в 20-е годы XX века, главной целью которого стало исследование психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Считается, что история гештальтпсихологии начинается с выхода работы Макс Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912). В 1921 году основывается журнал «Психологические исследования».
Основными представителями гештальтпсихологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Кёлер, Курт Левин.
На формирование теоретических положений школы оказали влияние идеи Х. Эренфельса, изложенные им в 1890 г. в работе «О качестве формы». Учёный выдвинул понятие «гештальт» - качество, которое обеспечивает узнавание мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.
Известное влияние на представителей гештальтпсихологии оказала феноменология немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938), центральным понятием которой является интенциональность (направленность) сознания (нет объекта без субъекта).