Основные закономерности градостроительного развития.54

Состав и содержанию национального плана

В 1154 Юрий Долгорукий основал город Дмитров, названный так в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода (в крещении Дмитрия), родившегося в тот год.

В начале 1150-х Юрий основал Юрьев-Польский. Существует легенда о том, что он в 1152 также основал Городец.

В годы его правления впервые в летописях упомянута Москва (1147), где Юрий угощал своего союзника, князя Новгород-северского Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича, героя Слова о полку Игореве).

Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем[62]. В 1156 году здесь были построены новые деревянные укрепления.

Юрьев-Польский

В летописях город первоначально назывался Гюргев или Гергев — по имени его основателя Георгия (Юрия) Долгорукого. Вторая часть названия — от слова «поле», город стоит на суздальском ополье — появилась для уточнения местоположения, из-за существования в этот период других городов.

Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.

Городец

Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар.

В краеведческой литературе утвердилась точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким[5], принятая и официальными изданиями[2], хотя ряд авторов относит наиболее вероятное время основание города к годам княжения Андрея Боголюбского. Документальную историю Городца можно вести с 1172 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом русских князей на Волжскую Булгарию.

Город основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений. В 1181 году упоминается в летописи как один из укрепленных пунктов на окраине Владимиро-Суздальской земли. Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения Руси.

определяются заданием на проектирование. 8 нами- опальном плане определяются:

щ приоритетность задач социально-экономичес­кого и территориального развития Республики Вот­русь и ее регионов;

- регионы и поселения приоритетного и про­блемного развития, их статус;

- зоны особого государственного регулирования;

- урбанизирова нный ка ркас и система расселения;

- природный каркас с выделением охраняемых природных территорий;

- общее зонирование территорий с выделени­ем зон градостроительного развития, рекреационных и природоохранных, сельскохозяйственных, леоахозяй-ственных, специального назначения и т.д.;

- транспортная и инженерная инфраструктура международного и общегосударственного значения.

Утверждаемая часть национального плана явля­ется основой для всех видов градостроительной де­ятельности на территории Республики Беларусь, ос­новой для разработки региональных и местных гра­достроительных проектов, отраслевых программ и программ социально-экономического развития, ком­плексных схем охраны природы и природопользова­ния, схем и проектов республиканских и региональ­ных инженерно-транспортных инфраструктур, иной до­кументации важнейших территориальных объектов Д регионального и местного значения [67]

41. Региональный план развития.24

Региональный план (схемы комплексной терри­ториальной организации области, групп и отдельных административных районов) является основным про­ектно-планировочным документом, разрабатываемым для областей, групп или отдельных административных районов, межуровневых территориальных систем.

Целью разработки регионального плана является определение стратегии социально-экономического и территориального развития региона; урегулирование государственных и региональных задач, а также задач местных органов управления в сфере территориально­го развития, градостроительной деятельности; созда­ние условий, способствующих формированию оптималь­ной среды жизнедеятельности населения региона.

Основными задачами регионального плана являются:

- определение прогноза социально-экономичес­кого и территориального развития региона;

- конкретизация положений национального плана;

- зонирование территорий по характеру исполь­зования на основе выявления специфических усло­вий и факторов;

рациональная планировочная организация территорий, способствующая развитию производств совершенствованию системы расселения, межселен-ного обслуживания населения, рекреации, туризма, со­хранению уникальных природных комплексов, исто-рико-архитектурного наследия и т.д.;

- сохранение и улучшение окружающей среды;

- развитие региональной социальной, транспор­тной, инженерной инфраструктур;

- определение принципов инженерной защиты территорий от опасных природных и техногенных про­цессов, а также предложений по реабилитации терри­торий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

- установление требований к разработке гене­ральных планов поселений.

Региональный план разрабатывается на пери­од 20 лет и более с выделением первого этапа ре­ализации на расчетный срок 7-10 лет (от начала разработки проекта).

Состав и содержание регионального плана. Региональный план разрабатывается в две стадии: концепция регионального плана и региональный план.

Концепция регионального плана разрабатывает­ся в целях выбора оптимального варианта региональ­ной территориальной политики, направленной на ре­шение социальных, экономических и экологических задач развития региона с наиболее эффективным ис­пользованием всех видов ресурсов. Состав концеп­ции регионального плана определяется заданием на проектирование.

Региональный план (план перспективного исполь­зования территорий) выполняется на топографичес­кой основе с нанесением:

- существующих и проектных границ админист­ративно-территориальных образований, городов и других поселений, зон особого государственного ре­гулирования, пригородных и других зон;

- зон перспективного использования территорий (городские и сельские поселения, производственные и сельскохозяйственные комплексы и объекты, располо­женные вне поселений, сельскохозяйственные земли, в том числе мелиорируемые, лесохозяйственные земли, леса I группы, зоны охраны природных ресурсов, рекре­ационные и курортно-рекреационные зоны, садово-дач-ные территории, зоны специального назначения и т.д.);

7 транспортных и инженерных коммуникаций и сооружений, имеющих международное, национальное и региональное значение;

- памятников историко-архитектурного наследия, расположенных за пределами поселений.

Основные масштабы графических материалов ре­гионального плана: М 1:1 00 ООО - 1:300 ООО (для облас­тей); М 1:50 000; 1:100 000 (для районов, групп районов).

42. Развитие поселений и прилегающих территорий.

В зависимости от величины городских поселений, их производственно-хозяйственного, со­циально-культурного потенциала и административной роли объективно складываются зоны влияния город­ских поселений. В каждом конкретном случае на ос­нове фактологических данных о тесноте связей, ха­рактере использования территории, особенностях ландшафтных условий различают зоны интенсивно­го, активного, слабого влияния города-центра. Поми­мо этого в градостроительной практике выделяют пригородные зоны, зеленые зоны городов.

Установлено, что любое городское поселение независимо от его величины и социально-экономи­ческого потенциала формирует вокруг себя локаль­ную систему, представляющую собой первичную це­лостность городских и сельских поселений и межсе-ленных территорий.

Отношения между этими составляющими сре­ды обитания отражаются, с одной стороны, в свое­образии использования прилегающей к городу-цен­тру территории, а с другой - в определенной зави­симости между городом-центром и его окружени­ем. Эти отношения меняются по мере роста горо­да-центра, расширения и усложнения состава его функций.

Можно выделить следующие характерные осо­бенности взаимодействия города-центра и прилега­ющей территории:

1. В местных системах расселения, возглавляе­мых малым городом, в городе-центре сосредоточи­вается большинство функций по обслуживанию на­селения и производства всей системы. Здесь фун­кционирование окружения во многом зависит от цен­тра, где размещаются предприятия, обслуживающие сельское хозяйство, усадьбы колхозов и совхозов, объекты здравоохранения, культурно-бытового обслу­живания и т.д.

2. В системах расселения во главе с городом средней величины постепенное развитие функций центра и одновременное их перераспределение меж­ду центром и ближайшим окружением приводит к зависимости города-центра от окружения. На приле­гающей территории размещаются места кратковре­менного и длительного отдыха горожан, инженерно-технические сооружения и устройства и другое.

3. В системах расселения, центрами которых яв­ляются большие или крупные города, зона активного влияния центра расширяется (до 25-30 км) за счет сосредоточения в городе новых функций межрайон­ного и регионального значения и одновременного на­сыщения прилегающей территории функциями, кото­рые обслуживают город-центр. На этой стадии про­исходит вытеснение ряда центральных функций на прилегающую территорию и формирование здесь специализированных центров, дополняющих и разви­вающих центральные, - производственных, научно-экспериментальных, лечебно-оздоровительных, спортивно-развлекательных и других. Все это спо­собствует образованию особого рода социально-эко­номической и планировочной целостности центра и зоны его интенсивного влияния (рис. 5.1.).

При разработке проектно-планировочной доку­ментации развития города и прилегающей к нему тер­ритории важно установить, на какой стадии взаимо­действия эти градостроительные образования нахо­дятся и в каком направлении в будущем пойдет их ^взаимное развитие.

43. Пригородная зона города.26

Пригородная зона города. Вокруг городов (преимущественно больших) формируются приго­родные зоны - загородные территории, необходи­мые для функционирования и развития городов. Го­род и пригородная зона представляют единое гра­достроительное образование. На территории при­городной зоны размещаются необходимые городу рекреационные территории, водозаборы, очистные сооружения, электростанции, склады, холодильники, аэропорты, сортировочные станции, свалки, мусоро-перерабатывающие предприятия, предприятия по производству скоропортящейся сельскохозяйствен­ной продукции и т.д. (рис. V.1, рис. V.2).

Границы пригородной зоны определяются в каж­дом конкретном случае индивидуально с учетом ве­личины, народнохозяйственного профиля города, пер- спектив его развития и системы расселения, в кото­рую он входит, природно-ландшафтных особеннос­тей прилегающей территории. Границы пригородной зоны следует устанавливать с учетом границ адми­нистративных районов, лесхозов и других субъектов хозяйствования.

Проект планировки пригородной зоны выполня­ется, как правило, одновременно с разработкой гене­рального плана города с целью рационального ис­пользования прилегающих к нему территорий. При этом комплексно решаются задачи функционирова­ния и развития города и поселений пригородной зоны, их транспортного и инженерно-технического обеспе­чения, организации культурно-бытового и коммуналь­ного обслуживания населения, охраны природы и оп­тимизации окружающей среды.

Для городов, находящихся на небольшом рассто­янии друг от друга, формируется единая пригород­ная зона.

Зеленая зона города. В состав пригородной входит зеленая зона - прилегающая к городу терри­тория, преимущественно занятая лесами, лесопарка­ми и другими зелеными насаждениями и предназна­ченная для организации отдыха населения и улучше­ния санитарно-гигиенического состояния городской среды (рис. V.3).

Площадь лесов зеленой зоны города, предназна­ченных для формирования ландшафтно-рекреацион­ных территорий, принимается в расчете на одного че­ловека: для крупнейших городов - 250 кв.м, для круп­ных - 200 кв.м, для больших - 150 кв.м, для средних -100 кв.м, для малых городских поселений - 70 кв.м.

В пределах зеленой зоны города выделяется ле­сопарковая хозяйственная часть - территория, вклю­чающая леса с особо ценными рекреационными и эстетическими качествами [59].

44. Регулирование системы «город-пригород».27

Регулирование развития системы «город-пригород». Усиление связности городов и окружаю­щих их территорий требует следующих управляющих действий:

- разработки единой проектно-планировочной документации на город и зону его интенсивного вли­яния, включая создание единой транспортной и ин­женерно-технической инфраструктуры, единой систе­мы медицинского и культурно-бытового обслужива­ния, природопользования, коммунального обслужива­ния и т,д.;

- создания единых органов управления разви­тием системы «город — прилегающая территория», представляющей собой местную территориальную систему;

- разработки для каждой местной территориаль­ной системы стратегии развития центра и его окру­жения с учетом меняющегося во времени характера их взаимоотношений.

План Большого Лондона стал одним из пер­вых градостроительных проектов, комплексно рас­сматривающих перспективы развития крупного го­рода совместно с окружающими территориями. Он был разработан под руководством П. Аберкромби в 1944 году. Проект охватывал территорию 6700 кв. км. с населением, превышавшим тогда в млн. человек* разделенную на 143 административные единицы. Это одна из наиболее крупных градостроительных работ того времени, которую можно рассматривать как классическую.

Сущность решения состояла в том, чтобы разгру­зить город более чем на 1 млн. жителей. Внутри про­ектируемой области должно было переместиться свы­ше 769 тыс. жителей, из них 125 тыс. - в жилые рай­оны, связанные с компактной застройкой города и называемые П. Аберкромби квазисателлитами, в 10 вновь спроектированных городов-спутников предпо­лагалось переселить 383 тыс. жителей, а в существу­ющие города вокруг Лондона 261 тыс. человек. Вне проектируемого района должно было переселиться 264 тыс. жителей.

Общая планировочная концепция Большого Лон­дона включала выделение четырех округов: внутрен­ний городской округ; округ предместий; зеленый пояс: внешний ландшафтный округ (рис. V.4.). Проект был реализован частично.

45. Планировочная структура поселений.31

Понятие «структура» отражает определенный со­став элементов системы с совокупностью устойчи­вых связей между этими элементами. Сложные сис­темы обладают множеством структур. Так, в городс­ком поселении как системе различают структуру пла­нировочную, функциональную, композиционную, струк­туру застройки и другие. Каждая из структур может выступать в качестве системы (система обслужива­ния, система коммуникаций).

Планировочная структура поселения - схемати­зированная модель, представляющая собой упорядо­ченный состав элементов пространства в их взаимо­связи, иерархической зависимости, целостности. Ос­новными элементами планировочной структуры по­селения является планировочный каркас и заполне­ние планировочного каркаса.

Планировочный каркас является ведущим структуроформирующим элементом поселения. Ур­банизированными составляющими планировочного каркаса поселений являются улицы, линии железных дорог, автодороги (планировочные оси), а также об­щественные центры, узлы внешнего транспорта и т.п. (планировочные узлы). Природными составляющими планировочного каркаса поселений являются доли­ны рек, водоемы, овраги, возвышенности, парки и дру­гие озелененные территории.

Территории, расположенные между планировоч­ными осями и центрами, образуют заполнение пла­нировочного каркаса. Заполнение неоднородно и включает каркасные элементы более низкого иерар­хического уровня, а также зоны, выделяемые по раз­личным признакам [30].

46. Типы планировочных структур.31

Типы планировочных структур. Разнообразное сочетание в пространстве планировочных осей и уз­лов способствует формированию различных плани- ровочных структур населенных мест. Практически все их разнообразие можно свести к девяти базовым ти­пам, которые могут трансформироваться в простран­стве в зависимости от конкретной ситуации и при этом по-разному сочетаться (переходить из одного типа в другой, накладываться). Следовательно, реально существует множество производных (по отношению к базовым) пространственных форм начертания кар­касных элементов планировочной структуры поселе­ний (рис. V .8).

При выборе типа планировочной структуры сле­дует руководствоваться такими ведущими принципа- I ми пространственной организации поселений, как:

- обеспечение кратчайших и удобных связей! между основными функциональными зонами - жилы -, ми образованиями, местами приложения труда, цент-! рами обслуживания, узлами внешнего транспортал рекреационными территориями;

- создание оптимальных условий для связей с внешней средой - ближайшим окружением, другими! поселениями;

- создание условий для беспрепятственного\ территориального развития поселения и его основ- 1 ных функциональных зон при обеспечении взаимо-увязанного пространственного сочетания природных и урбанизированных элементов городского плана (рис. V.9; V.10);

- обеспечение изоляции селитебной территории от негативных антропогенных и природных воздей­ствий — вредных отходов производства, автомобиль­ного транспорта, железных дорог, линий электропе­редач, паводковых вод, оползней и т.п.;

- обеспечение предпосылок для создания при­влекательных визуально-эстетических характеристик среды.

47. Преобразование планировочной структуры городских поселений.31

Усложнение и трансформа­ция планировочной структуры городских поселений в первую очередь проявляется в повышении роли урбанизированного каркаса (система общественных центров, объединенных магистральными улицами и «вылетными» транспортными связями), а также в фор­мировании в противовес урбанизированному карка­су природно-экологического (водно-зеленой систе­мы города).

Пути сообщения внешнего характера всегда оп­ределяли особенности территориального роста го­рода. Замечена тенденция цикличности естествен­ного развития городского плана за счет «выброса» застройки по одной или нескольким внешним магис­тралям и последующего заполнения образовавших­ся градостроительно ценных промежутков между ур­банизированными осями. После завершения одного цикла освоения прилегающей к городу территории возникают новые выбросы (рис.\Л11).

Не менее важным проявлением преобразования планировочной структуры города является наличие объективно формирующихся укрупненных структур­но-планировочных зон - центральной, переходной, периферийной, а также природной, которые отлича­ются по составу и степени интеграции функций, по интенсивности использования территории, по роли в процессах градоформирования.

С точки арения принадлежности территории и источников финансирования процессов ее освоения

и преобразования можно выделить две крупные груп­пы территорий, в пределах которых реализуются го­сударственные, муниципальные и частные или совме­стные (государственные и частные) интересы.

Первая группа территорий включает открытые про­странства общего пользования (улицы, площади, озе­лененные рекреационные территории), а также участ­ки, которые согласно проектным разработкам предназ­начены для размещения важных городских объектов.

Вторая группа территорий в проектно-планиро­вочной документации определена как территории вероятностного назначения с различным составом пользователей. При разработке детального плана должны устанавливаться режимы использования тер­ритории, в которых определяется перечень запреща­емых и нежелательных объектов и приводятся пре­дельные характеристики будущего освоения и пре­образования территории (геометрические парамет­ры, плотностные показатели и другие). Таким обра­зом обеспечивается вариантность и гибкость исполь­зования городского пространства в зависимости от состава инвесторов.

Неоднозначность проектных решений и постоян­ная изменяемость и развитие процессов обществен­ной жизни требуют перехода к перманентным мето­дам выполнения проектных работ, которые должны опираться на специально разработанную процедуру непрерывного слежения (мониторинг) за внедрени­ем в практику одних и оперативной корректировкой других проектных решений. Это требует широкой ком­пьютеризации всего процесса составления и реали­зации проектной документации, опирающегося на единый автоматизированный банк исходной и про­ектной информации, использование математическо­го моделирования и т. п.

48. Факторы, влияющие на трансформацию планировочной структуры.32

Планировочная структура поселений как взаимосвязанное размеще­ние их основных материальных элементов всегда от­ражала бытующие социально-экономические отноше­ния, политические условия, социально-демографичес­кую структуру общества и природно-ландшафтные особенности местности.

Интенсивная урбанизация, развитие транспор­тных средств, индустриальное строительство на об­ширных территориях привели к усложнению плани­ровочной организации городов, к нивелировке их самобытности.

Вместе с тем, в генеральных планах городов ос­новное внимание уделяется проблемам транспорта, инженерно-технического обеспечения, рационально­го функционального зонирования, эффективности использования территории и т.п. Не оспаривая важ­ность этих вопросов, следует отметить, что в настоя­щее время имеется возможность и настала необхо­димость осмыслить изменение тех жизненных про­цессов, которые оказывают существенное влияние на преобразование планировочной структуры городов.

С развитием сферы услуг, науки и научного об­служивания, образования, посредничества, финансо­во-кредитных функций, небольших экологически бе­зопасных производств места приложения труда как бы «размазываются» по территории и не могут быть сконцентрированы в специализированных монофун­кциональных зонах. Градостроительные образования становятся все более полифуикциональиыми, Уско- \ рение научно-технического и социального прогрессе I влечет за собой постоянное развитие и преобразо- 1 вание процессов жизнедеятельности. Это вызывает I необходимость трансформации градостроительных пространственных форм, создание гибких взаимоза­меняемых пространств, обеспечивающих устранение отживших функций и выполнение новых. Поэтому для оптимизации процессов градостроительного разви-I тия важно выделение устойчивых элементов плани­ровочной структуры — городского панировочного кар­ каса, а также элементов, способных видоизменяться во времени. Не менее важным является обеспечение условий беспрепятственного пространственного раз­ вития элементов городской структуры (рис. V .12),

Повышение интенсивности социальных, производ­ ственных и деловых связей городских поселений с их окружением за счет распространения городского образа жизни и проникновения городских видов дея­тельности в сельскую местность стирает границы между городом и пригородом, расширяет ареалы це-I лостных градостроительных образований» что требу-| ет внесения определенных корректив в проектную { деятельность.

Переход к разнообразию потенциальных и реаль­ных претендентов на использование городской тер­ритории вносит существенные изменения в управле-| ние процессами градоформирования, в планировоч­ную структуризацию городского пространства. Это­му способствует социальное расслоение населения, появление двух принципиально различных вьщоз об­служивания населения — социального и коммерчес­кого, повышение уровня автомобилизации населения.

49. Планировочная организация водно-зеленых систем поселений.32

. Создание осо­бенно важно для больших городов с многоэтажной высокоплотной застройкой и неблагоприятной эко­логической обстановкой значительной загрязнен­ностью воздушного бассейна, почв, повышенным уров­нем шума. Эффективность за счет:

- оптимального соотношения застроенных и озе­лененных пространств;

- создания крупных, пространственно целостных внутригородских и пригородных озелененных терри­торий, что расширяет зону их оптимизирующего воз­действия и повышает экологическую устойчивость к антропогенным нагрузкам;

- создания удобных, преимущественно пешеход­ных связей между озелененными территориями и жилыми районами;

- совмещения рекреационной и средорегулирующей функций в пределах однойтерритории;

- использования существующих лесных массивов и ограниченно пригодных для застройки территорий (пойменных, заторфованных, заболоченных)

Долины больших рек с крутыми и высокими бе­регами явля­ются природными планировочными осями их развития. Территории вдоль малых рек также перспективны.

В сложившихся городах возможности создания новых озелененных территорий обычно ограничены. Резервом являются поймы рек, заболоченные участ­ки, овраги, карьеры, на терри­ториях, ранее не пригодных для строительства: пой­менных, заболоченных, со сложнымрельефом. Особенно важно использование пой­менных земель, так как их площадь составляет зна­чительную часть городских территорий и они являются местами концентрации загрязнений. особого внимания требуют вопросы резерви­рования пригодных для рекреационного освоения территорий. Формирование В-З является также средством повышения архитектурно-художе­ственной выразительности облика города.

В крупных и крупнейших городах ширина - 0,5 -0,7 км в центральной и 1,5 - 2 км в периферийной зонах города. В больших и средних городах ширина - 200 - 500 м.

виды: общего пользова­ния (парки, скверы, бульвары), огра­ниченного пользования (учебных, медицин­ских, административных, культурно-просветительских, спортивных учреждений), специального назначения (декоративные питомники, промышленных предприятий, кладбищ, шумозащитные, ветрозащитные)

Показатели обеспеченности населения озеленен­ными территориями определяются с учетом величи­ны, народнохозяйственного профиля поселения, гра­достроительных и природно-ландшафтных условий на территории поселения и его окружения.

50. Виды зонирования территории поселений.50.

Виды зонирования. Зонирование - выделение территорий с различной интенсивностью каких-либо признаков. Одну и ту же территорию в процессе пред-проектного анализа и при выработке проектных ре­шений можно зонировать разными способами. Ос­новными из них являются:

1) зонирование по назначению территории, т.е. по функциональному использованию - жилые (уса­дебной, безусадебной, смешанной застройки), про­мышленные, сельскохозяйственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, рекреационные, многофункционального назначения, транспортные, пе­шеходные и т.п.;

2) зонирование территории по исходным при­родным свойствам среды, регламентирующим при­нятие тех или иных проектных решений,-- геологи­чески и гидрологически опасные территории, зоны за­легания полезных ископаемых и других ресурсов, зоны с неблагоприятными природно-климатическими ус­ловиями (затопляемые, сейсмичные) и т.п.;

3) зонирование по способам подготовки терри­тории для последующего освоения - мелиорирован­ные (обводняемые и осушаемые); территории, тре­бующие различной инженерной подготовки или раз­мещения защитных сооружений (дамб обваловыва-ния, лесозащитных полос) и т.п.;

4) зонирование по градостроительной ценнос­ти территории - высокой,средней,низкой;

5) зонирование по режимам использования тер­ритории, накладывающим определенные ограничения или стимулы при выработке проектных решений и освоении территории;

6) зонирование территории по композиционным и визуально-художественным свойствам антропоген­ного и природного ландшафта;

7) зонирование по социально-демографическим характеристикам территории - по половозрастному и имущественному составу населения, образователь­ному уровню, миграционному обороту, этническим характеристикам и т.п.;

8) зонирование территории по отношению к другим зонам - предзаводская, прирельсовая зоны, зоны влияния поселений и градостроительных комп­лексов, пригородная зона и т.п.;

9) укрупненное структурно-планировочное зони­рование, основанное на дифференциации городско-го пространства no составу, разнообразию, интенсив­ности и степени интеграции общественных функций, /лшстоте членения застроенных и открытых про­странств, насыщенности линиями общественного I тоанспорта, репрезентативности застройки и т.п. [15].

51. Функциональное зонирование территории поселений.51

Функциональное зонирование, являющееся одним из ведущих методов градостроительного про­ектирования, заключается в выделении территорий по превалирующей функции (рис. V.16; V.17).

Вся территория поселения подразделяется на две крупные функциональные зоны - селитебную и вне-селитебную. В городских территориях селитебная территория, составляющая в среднем 60% от всей территории города, включает жилые образования, зоны центров общественного обслуживания, открытые озе­лененные пространства общего пользования, улицы, площади, автостоянки. Соотношение площадей этих составляющих оптимизируется на основе норматив­но-методических указаний.

Внеселитебная территория включает промышлен­ную и коммунально-складскую зоны, зону внешнего транспорта, городские ландшафтно-рекреационные территории, защитные озелененные территории и про­чее. Площадь этих составляющих определяется исхо­дя из функционального профиля города, численности его населения, конкретной пространственной ситуации.

Требования к выбору территории для селитеб­ной и внеселитебной территории и их взаимному размещению определяются нормативно-методичес­кими документами.

За пределами городской черты размещаются пригородная и зеленая зоны, головные инженерно-технические сооружения (водозаборы, очистные уст­ройства и другие), кладбища, а также резервные тер­ритории для развития города.

Таким образом, функциональное зонирование позволяет дифференцировать территорию по назна­чению и выделять относительно самодостаточные планировочные единицы с однородной деятельнос­тью, что делает возможным создание оптимальных пространственных условий для этой деятельности. При этом вид функционального зонирования терри­тории определяется по преобладающей или ведущей деятельности, что не исключает присутствия сопут­ствующих функций. Так, на жилых территориях раз­мещаются объекты обслуживания, сооружения и уст­ройства физкультуры и другие.

Зонирование по назначению территории являет­ся ведущим при разработке функционального плана города, в котором другие режимы (стимулы и ограни­чения) Исрользования территории определяются для каждого из видов функциональных зон.

Однако реальные процессы жизнедеятельности сложнее и многообразнее, поэтому наряду с функци­ональным зонированием в градостроительном про­ектировании применяются другие виды зонирования.

Укрупненное структурно-планировочное зо­нирование. Известно, что единство и противопос­тавление развития центра города и его периферии является необходимым условием и предпосылкой прогрессивного преобразования городской среды. По мере насыщения центра новыми, более прогрессив­ными функциями, предшествующие функции вытес­няются на другие городские территории, повышая их социально-экономический потенциал [30]. Этот про-цесс объективен и непрерывен. С целью ускорения этого процесса в неразрывной пространственной среде города и его окружения выделяются укрупнен­ные структурно-планировочные зоны, отличающиеся пространственной организацией, а, следовательно, и методами управления. Далее приводится краткая ха­рактеристика каждой из этих зон.

Центральную интегрированную зону следует рас­сматривать как наиболее важный в пространственном и социально-экономическом отношении элемент гра­достроительной системы «город - прилегающая тер­ритория», характеризующийся наибольшим разнооб­разием общественных функций и их пространствен­ной интеграцией, высокой интенсивностью использо­вания территории, компактностью, целостностью и не­прерывностью планировочной структуры, индивидуаль­ностью и разнообразием композиционных решений, высоким уровнем социальной активности населения, наивысшей плотностью транспортной и инженерной инфраструктур. Удельный вес центральной интегри­рованной зоны в общем территориальном балансе го­родского поселения составляет 8 - 5%.

В центральной интегрированной зоне следует размещать общественные функции, генерирующие социальный и научно-технический прогресс, - управ­ление, информацию, культуру, искусство.

Периферийная зона включает окраинные терри­тории городского поселения - как районы предше­ствующих этапов развития (бывшие предместья, при-заводские и пристанционные поселки), так и районы массового строительства, состоящие преимуществен­но из монофункциональных образований (жилых, про­изводственных, рекреационных). Периферийная зона предназначена преимущественно для размещения нового массового и индивидуального жилищного строительства, промышленных и коммунально-склад­ских объектов, научных учреждений, транспортных сооружений, рекреационных комплексов. Удельный вес периферийной зоны в общем балансе городских территорий составляет 70 - 85%.

В больших и крупных, а также в ряде средних го­родов следует выделять переходную зону между цен­тральной и периферийной, отличающуюся неоднород­ностью среды, разномасштабностью планировочных модулей, и рассматривать ее как основной резерв для развития общественных функций центральной зоны, в первую очередь, науки, торговли, некоторых видов наукоемких производств и других. Удельный вес пе­реходной зоны в общем балансе городских терри­торий составляет не более 15%.

При анализе сложившейся планировочной структуры города выявление границ укрупненных структурно-планировочных зон ведется на основе сопоставления планограмм, оценивающих размеще­ние объектов обслуживания, мест приложения тру­да, плотности жилищного фонда и уличной сети и других (рис. 5,2; рис. V.18, V.19).

52. Зональные элементы и границы.51

Зональные элементы и границы. К зональным Лй1вментам планировочной структуры поселения, раз­меры и конфигурация которых детерминируются ли­нейными и узловыми составляющими планировочно­го каркаса, относятся: районы (планировочный, жилой, промышленный) в больших и крупных городах, а так­же мозаично формируемые моно- и полифункцио­нальные планировочные образования - микрорайон, квартал (жилой, общественный, производственный квартал, квартал смешанной застройки), зона (приго­родная, рекреационная).

Границы регламентируют геометрические пара­метры градостроительных образований и фикоируют изменение признаков территории, т.е. переход от одной зоны к другой. В градостроительной практике наряду с понятием «граница» попользуются и другие близкие по смыслу слова. Наиболее часто использу­ются словосочетания: границы пригородной зоны, городская (поселковая) черта, красная линия, линия регулирования застройки, береговая полоса, границы отводов земельных участков и т.п.

Граница поселения (городская, поселковая черта) - утвержденная внешняя граница территории (земель) поселения, отделяющая ее (их) от межсе-ленных территорий и других поселений.

Перспективная городская черта - проектная граница городских территорий, необходимых для дол­госрочного пространственного развития города. Она определяется генеральным планом города, является обязательным элементом основного утвержденного чертежа генерального плана и изменяется по мере включения новых земель, необходимых для развития города. После утверждения генерального плана го­рода наносится на землеустроительные планы адми­нистративных районов и землепользователей.

Красная линия - условная граница, отделяющая территорию кварталов, микрорайонов, других струк­турно-планировочных элементов поселений от улиц и площадей.

Линия регулирования застройки - условная граница, на которой должно осуществляться разме­щение внешнего контура зданий и сооружений; оп­ределяет конфигурацию застроенных и открытых го­родских пространств. Линия регулирования застройки может совпадать с красной линией, отступать от нее или от границ земельных участков

53. Особенности развития сельских поселений.53,

Типологические особенности сельских по­селений. Поселения, распложенные в сельской ме­стности, по своему функциональному профилю, как уже было отмечено ранее, могут быть сельскохо­зяйственными, поселками при производственных предприятиях (торфо- и лесоразработках), научно-производственными и другими. По численности на­селения сельские поселения подразделяются на крупные г более 1000 жителей, большие - 500 - 1000 жителей, средние - 100 - 500 жителей и малые - до 100 жителей [69].

В Беларуси насчитывается около 24 тыс. сельс­ких поселений. В целом их сеть можно характеризо­вать как мелкодисперсную; средняя величина посе­лений щ менее 130 жителей (см. рис. 3.1). Две трети поселений имеет численность жителей менее 100 че­ловек, и их доля постоянно раотет.

На особенности размещения населенных мест и их величину существенное влияние оказали истори­ческие и природные условия. С севера на юг страны наблюдается укрупнение сельских пооелений и умень­шение их плотности на единицу территории. Так, в Витебской области, где природно-ландшафтные усло­вия характеризуются наличием многочисленных озер небольших рек и перепадами рельефа местности, ма­лые поселения (до 100 человек) составляют более 80% от общего числа сельских населенных мест. В Бело­русском Полесье более трети населенных мест со­ставляют большие и средние сельские поселения.

54. Планировочная организация сельских поселений.53

Планировочная организация сельских посе­лений. Каждый тип сельских поселений обладает своими характерными особенностями планировочно организации, связанными с экономико-географичес­ким положением поселений, их природным окруже­нием, размещением мест приложения труда, характе­ром трудовой, в том числе и лично-хозяйствен* деятельности, социально-демографической струшу рой населения, временем возникновения и други факторами.

В целом сельские поселения по сравнению с го­родскими отличаются упрощенной планировочн структурой, слабо сформированными общественны центрами, низким уровнем внешнего и инженерно-тех нического обустройства. Исключение составляют села, в которых в 1970-х годах за государственный счет велось экспериментальное проектирование и строительство.

В большей части сельскохозяйственных поселе­ний исторически застройка формировалась вдоль главной, чаще всего транзитной и достаточно узкой улицы. Такая ситуация сохранилась в малых поселе­ниях и по сей день. Средние, большие и крупные по­селения имеют более развитую планировочную струк­туру. Те из них, которые являются центрами хозяйств или их подразделений, имеют более развитую систе­му «вылетных» планировочных осей, обеспечивающих их связь с подчиненными поселениями и поселения­ми более высокого ранга. На территории самих по­селений имеется более развитая сеть жилых улочек и переулков, позволяющих организовать подъезд к каждому дому.

В больших и крупных селах общественный центр формируется объектами торговли, местного управи ния, бытового обслуживания. Здесь может размещать­ся Дом культуры, школа, храм, сквер, мемориальный комплекс. В крупных селах и рабочих поселках не­редко размещаются районная больница или ее я разделение, зооветеринарные службы, дома преете* релых и другие объекты, обслуживающие население близлежащих сел.

Застройка исторически сложившихся сельскохо зяйственных поселений в условиях Беларуси имеет характерные региональные отличия. Это выражается в постановке зданий по отношению к оси улиц (длин­ным фасадом, торцом, под углом), в расстоянии меж­ду отдельными жилыми домами, в размещении и спо­собах кооперации хозяйственных построек, в декоре фасадов жилых домов. Национальные традиции в сельской архитектуре изучаются с целью не только сохранения культурного наследия, но для использо­вания в новом строительстве.

В сельской местности сохранился ряд ценных па­мятников истории и культуры белорусского народа. Например, церковь-крепость (XVI в.) в дер. Мурованка, Щучинокий район; церковь-крепость (XV - XVI вв.) в дер. Сынковичи, Зельвенский район; Троицкий со­бор (XV в.) в дер. Ишкольд, Барановичский район; костел доминиканцев (XVII в.) в дер. Княжицы. Кировс­кий район; дворцово-парковый ансамбль (XVIII - XDC вв.) в дер. Жиличи и другие.

Учитывая исторически сложившиеся различия в уровне развития разных сельских поселений, их эко­номическом, техническом, социально-демографичес­ком, природно-ресурсном и историко-культурном по­тенциале важно обеспечить дифференцированный Р^юдход к развитию разных поселений.

55. Перспективы развития сельских поселений.54

Перспективы развития сельских поселений J связаны с необходимостью улучшения условий жиз­недеятельности населения, активизации внутренних резервов саморазвития населенных мест. Приоритет­ными направлениями развития этой группы поселе­ний являются;

- улучшение инженерно-технической оснащен­ности, бытовых и коммунальных условий прожива­ния населения (преимущественное строительство коттеджных и блокированных жилых домов усадеб­ного типа с полным инженерным оборудованием; ис­пользование прогрессивных типов инженерно-тех­нического обеспечения сельских поселений, эффек­тивных фупловых и локальных инженерных соору­жений; улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения за счет технической утили­зации бытовых и производственных отходов; совер­шенствование планировки и застройки сельских по­селений; упорядочение застройки, повышение уров­ня благоустройства улиц и территории до уровня городских поселений; формирование благоустроен­ных центров поселений и т.д.);

- улучшение условий транспортного обслужи­вания сельских поселений (обеспечение регуляр­ного пассажирского сообщения с достаточной час­тотой рейсов для связи сельских поселений с горо­дами-центрами систем расселения; создание транс­портных обходов с целью ликвидации транзита че­рез поселения и другое);

- обеспечение возможностей получения населе­нием социально гарантированных видов услуг (раз­витие мобильных и посылочных видов услуг, расши­рение частного предпринимательства в сфере услуг на конкурентной основе и т.д.);

- развитие производственной базы сельских по­селений (привлечение молодого образованного на­селения путем создания возможности выбора как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйствен­ных видов труда; технологическое обновление про­изводства, создание условий для повышения обра­зовательного и профессионального уровня работни­ков; размещение в центральных усадьбах хозяйств и в других крупных сельских поселениях предприя­тий, в том числе и частного бизнеса, обеспечиваю­щих более широкий выбор мест приложения труда и баланс занятости мужского и женского населения; упорядочение и благоустройство имеющихся про­изводственных зон и т.д.);

- сохранение индивидуальности облика сельс­ких поселений (возрождение и развитие региональ­ных и местных традиций, особенностей и своеобра­зия белоруской архитектуры, планировки и застрой­ки сельских поселений, применение местных строи­тельных материалов, декора, колористики; сохране­ние природно-ландшафтных особенностей при заст­ройке поселений и другое) [6,48

56. Повышения эффективности градостроительных решений.54

Учет закономерностей процессов градостро­ительного развития. Современное градостроитель­ство в значительной степени характеризуется мета* болизмом (от грен, metabole - перемена), что связа­но с необходимостью постоянного обновления, пере­стройки, изменения функций материальных элемен­тов, оздоровления среды.

При изучении особенностей градостроительного развития следует разделять процессы, целенаправ­ленно планируемые и реализуемые, а также естествен­но протекающие (инерционные). Первые отражают це­левые управляющие воздействия на формирование среды обитания. Вторые - объективный ход обще­ственного развития и, в первую очередь, развития ур­банизации. Являясь устойчивыми во времени и в про­странстве тенденциями или закономерностями, эти процессы не всегда осознаются специалистами и по­этому далеко не полно учитываются в практической деятельности. Это ведет к несогласованности целе­вых управляющих решений и естественно-инерцион­ных тенденций, что в конечном счете обусловливает появление конфликтных ситуаций. Изучает и раскры­вает эти закономерности градостроительная наука.

Так, с помощью анализа обширного статистичес­кого материала установлено, что сеть городских по­селений на территории Беларуси со временем при­обретает все большую структурную упорядоченность: формируются неформальные группы городов, обла­дающие устойчивой общностью поведения. При этом наблюдается цикличность роста и снижения демог­рафического потенциала групп городов определен­ной величины, расположенных на планировочных осях разного уровня. Таким образом, видовые и террито­риальные сообщества городов развиваются во вза­имной связи и зависимости. Поэтому при необходи­мости нарушить естественный ход развития какого-либо города требуется всестороннее обоснование индивидуальных управляющих воздействий, реально обеспечивающих преодоление инерционных процес­сов. И наоборот, намного упрощается реализация управляющих воздействий на развитие городов в том / случае, если эти воздействия совпадают с естествен-(\ ным ходом урбанизационных процессов [60].

- поляризация пространства, которая в услови­ях города проявляется в повышении плотности заст­ройки, плотности и разнообразия значимых обществен­ных функций на важнейших коммуникационно-плани­ровочных направлениях и в планировочных узлах;

- взаимодействие города и прилегающей к нему территории, что выражается в тесных взаим­ных связях и зависимости города и его окружения. При этом интенсивность и характер связей, а также ведущая и ведомая роль элемента меняются в зави­симости от величины города и его народнохозяй­ственного профиля;

- дифференциация городского пространства и формирование укрупненных планировочных зон, от­личающихся высокой степенью интеграции важных го­родских функций, плотностью уличной сети, Естествен-ные процессы концентрации значимых общественных функций в общегородском центре и на прилегающей к нему территории, линейный выход этих функций по важнейшим направлениям в срединной зоне и узло­вое их размещение в периферийной зоне города вле­кут за собой соответствующее изменение структур­ной организации пространства: от мелкоячеистого с высокой плотностью уличной сети в центральной ин­тегрированной зоне к крупным монофункциональным межуличным пространствам на периферии города;

- преобразование городской планировочной структуры под влиянием развития производств с различным уровнем научно-технической зрелости -от добывающей и перерабатывающей сырье промыш­ленности (поселковый тип населенного места) до наукоемких производств и производств высоких тех­нологий (многосложная планировочная структура большого города).

Помимо прогрессивных процессов естественно­го развития поселений и территорий существуют так называемые побочные проблемы урбанизации, нега­тивно влияющие на состояние жизненного простран­ства. Например, деградация компонентов природной среды, потеря масштаба человека в организации про­странства больших и крупных городов и другие.

Закономерности инерционных процессов градо­строительного развития должны учитываться при раз­работке проектно-планировочной документации и принятии управляющих решений: согласованность принимаемых решений с естественным ходом раз­вития процессов дает более быстрый и более эф­фективный результат, противодействие принимаемых решений инерционным процессам чаще всего не дает положительных результатов. В проектно-планировоч­ной документации должны быть обоснованы специ­альные мероприятия по ликвидации или ослаблению влияния негативных естественных процессов на раз­витие среды обитания.

Не все объективно существующие естественные процессы градостроительного развития выявлены и осознаны специалистами, поэтому необходимым этапом градостроительного проектирования являет­ся проведение предпроектных исследований и обо­снований, в процессе которых проводится анализ про­исходящих изменений, выявляются тенденции и за­кономерности развития проектируемого градостро­ительного объекта.

58. Использование историко-культурного наследия.56

Историко-культурное наследие - совокупность отличительных итогов и свидетельств развития на­рода, воплощенных в историко-культурных ценностях. Историко-культурные ценности - наиболее отличи­тельные материальные объекты, которые имеют вы­дающиеся духовные и эстетические достоинства и взяты под охрану государства.Памятниками градостроительства и архитектуры являются недвижимые примечательные объекты ма­териального и духовного творчества. К ним относят­ся: архитектурные ансамбли и комплексы; городские центры, кварталы, плошдди, улицы, сохранившиеся фраг­менты древней планировки и застройки поселений; сооружения гражданской, промышленной, военной, куль­товой архитектуры, народного зодчества и связанные с ними произведения монументального, изобразитель­ного, декоративно-прикладного, садово-паркового ис­кусства, а также природные ландшафты.Объекты градостроительства и архитектуры, а так же природные ландшафты могут иметь мемориальное значение. К ним относятся; здания, сооружении, памятные места, захоронении, связанные с важней­шими историческими событиями в жизни народа, раз­витием общества и государства, науки и техники, куль­туры и быта народа, с жизнью выдающихся полити­ческих, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. Па­мятниками археологии являются городища, селища, курганные могильники, остатки древних производств, а также другие участки культурного слоя.Действующий в Беларуои закон «Об охране ис­торико-культурного наследия» (1902), ставит своей це­лью регламентировать отношения по сохранению, над­лежащему содержанию, рациональному и непротиво­речивому использованию, восстановлению и приум­ножению памятников истории и культуры, которые яв­ляются достоянием мировой цивилизации. В соот­ветствии с законом устанавливаются перечень кате­горий историко-культурных ценностей, виды работ, касающихся этих ценностей, охранные и другие тре­бования.

59. Зоны и режимы охраны историко-культурного наследия.56

Охранная зона историко-культурной ценно­сти - территория, прилегающая к участку историко-культурной ценности, предназначенная для сохране­ния, наилучшего функционального использования и благоприятного зрительного восприятия ценности и ближайшей к ней городской, сельской или природ­ной среды и отличающаяся определенным режимом содержания и реконструкции.

Зона регулируемой застройки - территория существующей или проектируемой городской или сельской застройки, расположенная вблизи участка историко-культурной ценности или прилегающая к нему, предназначенная для сохранения, наилучшего функционального использования ценности и усиле­ния ее значения при зрительном восприятии, для обеспечения художественного единства с городской, сельской и природной средой. В зависимости от кон­кретных условий устанавливаются параметры и ре­жимы реконструкции зон регулируемой застройки. Возможна организация системы зон регулируемой застройки.

Зона охраны природного окружения терри­тория, занятая природным ландшафтом, расположен­ная вблизи участка историко-культурной ценности или прилегающая к нему и предназначенная для сохра­нения объектов природного ландшафта, влияющих на облик населенного места или связанных с истори­ческими условиями формирования градостроитель­ной композиции. В отдельных случаях создается не­сколько зон охраны природного окружения, различа­ющихся режимами охраны, использования и преоб­разования территории.

Зона охраны культурного слоя - территория, примыкающая к историко-культурной ценности и пред­назначенная для наилучшего сохранения археологи­ческого слоя. Возможна организация нескольких зон охраны культурного слоя, отличающихся режимами охраны, использования и преобразования территории.

Для установления зон охраны разрабатываются проекты зон охраны историко-культурных цен­ностей, включающие научно обоснованное опреде­ление границ зон, режимов охраны, использования и преобразования территории. Состав и методика вы­полнения указанных проектов определяются норма­тивными и инструктивными документами.

Режимы охраны, использования, преобразования участков историко-культурных ценностей и зон их охраны регламентируются инструкциями и специаль­ными документами и предусматривают определен­ные ограничения или полное запрещение деятель­ности, которая может нанести вред условиям суще­ствования ценностей.

60. Формирование культурно-туристических зон.57

связано с развитием исторических городов, облада­ющих ценным историко-культурным наследием, как центров туризма. В соответствии с «Национальной программой развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы», утвержденной Советом Мини­стров Республики Беларусь, городами - перспектив­ными центрами туризма международного значения - определены Минск, Гродно, Брест, Полоцк, Несвиж, Мир, Новогрудок, Слоним; центрами туризма нацио­нального значения - Витебск, Могилев, Гомель, Лида, Орша, Бобруйск, Заславль, Мстиславль, Логойск, Коб­рин, Ружаны, Шклов, Поставы, Жировичи, Гольшаны, Волковыск, Будслав [40].

При формировании культурно-туристских зон предусматривается не только реставрация и подго­товка к туристско-экскурсионному показу памятни­ков истории и культуры, реабилитация рядовой исто­рической застройки, но и включение их в жизнь со­временного города. Развитие туристских функций связано с созданием инфраструктуры обслуживания туристов, включающей места проживания (гостиницы, квартиры для туристов), питания (рестораны, кафе, пункты быстрого питания), общественного обслужи* вания (справочно-информационное, торговля сувени-рами, медицинское обслуживание туристов, бытовые услуги и другие), развлечений (театры, киноконцерт­ные залы, казино и другие).

Развитие туризма вызывает потребность в рекон­струкции транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, организации транспортных обходов культурно-туристских зон, уве­личения площади автостоянок, создания пешеходных зон в местах концентрации туристов.

В пределах культурно-туристских зон должна быть установлена гармоничная взаимосвязь между новым и старым, сохранен сложившийся масштаб застрой­ки. Особенно важно это для малых городов с преоб­ладанием одно-двухэтажных зданий.

Неотъемлемым компонентом пространственной среды культурно-туристских зон является ландшафт, поэтому важно сохранение и восстановление исто­рического ландшафта и в то же время рекламно-ин­формационное насыщение территории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: