Состав и содержанию национального плана
В 1154 Юрий Долгорукий основал город Дмитров, названный так в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода (в крещении Дмитрия), родившегося в тот год.
В начале 1150-х Юрий основал Юрьев-Польский. Существует легенда о том, что он в 1152 также основал Городец.
В годы его правления впервые в летописях упомянута Москва (1147), где Юрий угощал своего союзника, князя Новгород-северского Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича, героя Слова о полку Игореве).
Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем[62]. В 1156 году здесь были построены новые деревянные укрепления.
Юрьев-Польский
В летописях город первоначально назывался Гюргев или Гергев — по имени его основателя Георгия (Юрия) Долгорукого. Вторая часть названия — от слова «поле», город стоит на суздальском ополье — появилась для уточнения местоположения, из-за существования в этот период других городов.
Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.
Городец
Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар.
В краеведческой литературе утвердилась точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким[5], принятая и официальными изданиями[2], хотя ряд авторов относит наиболее вероятное время основание города к годам княжения Андрея Боголюбского. Документальную историю Городца можно вести с 1172 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом русских князей на Волжскую Булгарию.
Город основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений. В 1181 году упоминается в летописи как один из укрепленных пунктов на окраине Владимиро-Суздальской земли. Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения Руси.
определяются заданием на проектирование. 8 нами- опальном плане определяются:
щ приоритетность задач социально-экономического и территориального развития Республики Вотрусь и ее регионов;
- регионы и поселения приоритетного и проблемного развития, их статус;
- зоны особого государственного регулирования;
- урбанизирова нный ка ркас и система расселения;
- природный каркас с выделением охраняемых природных территорий;
- общее зонирование территорий с выделением зон градостроительного развития, рекреационных и природоохранных, сельскохозяйственных, леоахозяй-ственных, специального назначения и т.д.;
- транспортная и инженерная инфраструктура международного и общегосударственного значения.
Утверждаемая часть национального плана является основой для всех видов градостроительной деятельности на территории Республики Беларусь, основой для разработки региональных и местных градостроительных проектов, отраслевых программ и программ социально-экономического развития, комплексных схем охраны природы и природопользования, схем и проектов республиканских и региональных инженерно-транспортных инфраструктур, иной документации важнейших территориальных объектов Д регионального и местного значения [67]
41. Региональный план развития.24
Региональный план (схемы комплексной территориальной организации области, групп и отдельных административных районов) является основным проектно-планировочным документом, разрабатываемым для областей, групп или отдельных административных районов, межуровневых территориальных систем.
Целью разработки регионального плана является определение стратегии социально-экономического и территориального развития региона; урегулирование государственных и региональных задач, а также задач местных органов управления в сфере территориального развития, градостроительной деятельности; создание условий, способствующих формированию оптимальной среды жизнедеятельности населения региона.
Основными задачами регионального плана являются:
- определение прогноза социально-экономического и территориального развития региона;
- конкретизация положений национального плана;
- зонирование территорий по характеру использования на основе выявления специфических условий и факторов;
рациональная планировочная организация территорий, способствующая развитию производств совершенствованию системы расселения, межселен-ного обслуживания населения, рекреации, туризма, сохранению уникальных природных комплексов, исто-рико-архитектурного наследия и т.д.;
- сохранение и улучшение окружающей среды;
- развитие региональной социальной, транспортной, инженерной инфраструктур;
- определение принципов инженерной защиты территорий от опасных природных и техногенных процессов, а также предложений по реабилитации территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
- установление требований к разработке генеральных планов поселений.
Региональный план разрабатывается на период 20 лет и более с выделением первого этапа реализации на расчетный срок 7-10 лет (от начала разработки проекта).
Состав и содержание регионального плана. Региональный план разрабатывается в две стадии: концепция регионального плана и региональный план.
Концепция регионального плана разрабатывается в целях выбора оптимального варианта региональной территориальной политики, направленной на решение социальных, экономических и экологических задач развития региона с наиболее эффективным использованием всех видов ресурсов. Состав концепции регионального плана определяется заданием на проектирование.
Региональный план (план перспективного использования территорий) выполняется на топографической основе с нанесением:
- существующих и проектных границ административно-территориальных образований, городов и других поселений, зон особого государственного регулирования, пригородных и других зон;
- зон перспективного использования территорий (городские и сельские поселения, производственные и сельскохозяйственные комплексы и объекты, расположенные вне поселений, сельскохозяйственные земли, в том числе мелиорируемые, лесохозяйственные земли, леса I группы, зоны охраны природных ресурсов, рекреационные и курортно-рекреационные зоны, садово-дач-ные территории, зоны специального назначения и т.д.);
7 транспортных и инженерных коммуникаций и сооружений, имеющих международное, национальное и региональное значение;
- памятников историко-архитектурного наследия, расположенных за пределами поселений.
Основные масштабы графических материалов регионального плана: М 1:1 00 ООО - 1:300 ООО (для областей); М 1:50 000; 1:100 000 (для районов, групп районов).
42. Развитие поселений и прилегающих территорий.
В зависимости от величины городских поселений, их производственно-хозяйственного, социально-культурного потенциала и административной роли объективно складываются зоны влияния городских поселений. В каждом конкретном случае на основе фактологических данных о тесноте связей, характере использования территории, особенностях ландшафтных условий различают зоны интенсивного, активного, слабого влияния города-центра. Помимо этого в градостроительной практике выделяют пригородные зоны, зеленые зоны городов.
Установлено, что любое городское поселение независимо от его величины и социально-экономического потенциала формирует вокруг себя локальную систему, представляющую собой первичную целостность городских и сельских поселений и межсе-ленных территорий.
Отношения между этими составляющими среды обитания отражаются, с одной стороны, в своеобразии использования прилегающей к городу-центру территории, а с другой - в определенной зависимости между городом-центром и его окружением. Эти отношения меняются по мере роста города-центра, расширения и усложнения состава его функций.
Можно выделить следующие характерные особенности взаимодействия города-центра и прилегающей территории:
1. В местных системах расселения, возглавляемых малым городом, в городе-центре сосредоточивается большинство функций по обслуживанию населения и производства всей системы. Здесь функционирование окружения во многом зависит от центра, где размещаются предприятия, обслуживающие сельское хозяйство, усадьбы колхозов и совхозов, объекты здравоохранения, культурно-бытового обслуживания и т.д.
2. В системах расселения во главе с городом средней величины постепенное развитие функций центра и одновременное их перераспределение между центром и ближайшим окружением приводит к зависимости города-центра от окружения. На прилегающей территории размещаются места кратковременного и длительного отдыха горожан, инженерно-технические сооружения и устройства и другое.
3. В системах расселения, центрами которых являются большие или крупные города, зона активного влияния центра расширяется (до 25-30 км) за счет сосредоточения в городе новых функций межрайонного и регионального значения и одновременного насыщения прилегающей территории функциями, которые обслуживают город-центр. На этой стадии происходит вытеснение ряда центральных функций на прилегающую территорию и формирование здесь специализированных центров, дополняющих и развивающих центральные, - производственных, научно-экспериментальных, лечебно-оздоровительных, спортивно-развлекательных и других. Все это способствует образованию особого рода социально-экономической и планировочной целостности центра и зоны его интенсивного влияния (рис. 5.1.).
При разработке проектно-планировочной документации развития города и прилегающей к нему территории важно установить, на какой стадии взаимодействия эти градостроительные образования находятся и в каком направлении в будущем пойдет их ^взаимное развитие.
43. Пригородная зона города.26
Пригородная зона города. Вокруг городов (преимущественно больших) формируются пригородные зоны - загородные территории, необходимые для функционирования и развития городов. Город и пригородная зона представляют единое градостроительное образование. На территории пригородной зоны размещаются необходимые городу рекреационные территории, водозаборы, очистные сооружения, электростанции, склады, холодильники, аэропорты, сортировочные станции, свалки, мусоро-перерабатывающие предприятия, предприятия по производству скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и т.д. (рис. V.1, рис. V.2).
Границы пригородной зоны определяются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом величины, народнохозяйственного профиля города, пер- спектив его развития и системы расселения, в которую он входит, природно-ландшафтных особенностей прилегающей территории. Границы пригородной зоны следует устанавливать с учетом границ административных районов, лесхозов и других субъектов хозяйствования.
Проект планировки пригородной зоны выполняется, как правило, одновременно с разработкой генерального плана города с целью рационального использования прилегающих к нему территорий. При этом комплексно решаются задачи функционирования и развития города и поселений пригородной зоны, их транспортного и инженерно-технического обеспечения, организации культурно-бытового и коммунального обслуживания населения, охраны природы и оптимизации окружающей среды.
Для городов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, формируется единая пригородная зона.
Зеленая зона города. В состав пригородной входит зеленая зона - прилегающая к городу территория, преимущественно занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями и предназначенная для организации отдыха населения и улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды (рис. V.3).
Площадь лесов зеленой зоны города, предназначенных для формирования ландшафтно-рекреационных территорий, принимается в расчете на одного человека: для крупнейших городов - 250 кв.м, для крупных - 200 кв.м, для больших - 150 кв.м, для средних -100 кв.м, для малых городских поселений - 70 кв.м.
В пределах зеленой зоны города выделяется лесопарковая хозяйственная часть - территория, включающая леса с особо ценными рекреационными и эстетическими качествами [59].
44. Регулирование системы «город-пригород».27
Регулирование развития системы «город-пригород». Усиление связности городов и окружающих их территорий требует следующих управляющих действий:
- разработки единой проектно-планировочной документации на город и зону его интенсивного влияния, включая создание единой транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, единой системы медицинского и культурно-бытового обслуживания, природопользования, коммунального обслуживания и т,д.;
- создания единых органов управления развитием системы «город — прилегающая территория», представляющей собой местную территориальную систему;
- разработки для каждой местной территориальной системы стратегии развития центра и его окружения с учетом меняющегося во времени характера их взаимоотношений.
План Большого Лондона стал одним из первых градостроительных проектов, комплексно рассматривающих перспективы развития крупного города совместно с окружающими территориями. Он был разработан под руководством П. Аберкромби в 1944 году. Проект охватывал территорию 6700 кв. км. с населением, превышавшим тогда в млн. человек* разделенную на 143 административные единицы. Это одна из наиболее крупных градостроительных работ того времени, которую можно рассматривать как классическую.
Сущность решения состояла в том, чтобы разгрузить город более чем на 1 млн. жителей. Внутри проектируемой области должно было переместиться свыше 769 тыс. жителей, из них 125 тыс. - в жилые районы, связанные с компактной застройкой города и называемые П. Аберкромби квазисателлитами, в 10 вновь спроектированных городов-спутников предполагалось переселить 383 тыс. жителей, а в существующие города вокруг Лондона 261 тыс. человек. Вне проектируемого района должно было переселиться 264 тыс. жителей.
Общая планировочная концепция Большого Лондона включала выделение четырех округов: внутренний городской округ; округ предместий; зеленый пояс: внешний ландшафтный округ (рис. V.4.). Проект был реализован частично.
45. Планировочная структура поселений.31
Понятие «структура» отражает определенный состав элементов системы с совокупностью устойчивых связей между этими элементами. Сложные системы обладают множеством структур. Так, в городском поселении как системе различают структуру планировочную, функциональную, композиционную, структуру застройки и другие. Каждая из структур может выступать в качестве системы (система обслуживания, система коммуникаций).
Планировочная структура поселения - схематизированная модель, представляющая собой упорядоченный состав элементов пространства в их взаимосвязи, иерархической зависимости, целостности. Основными элементами планировочной структуры поселения является планировочный каркас и заполнение планировочного каркаса.
Планировочный каркас является ведущим структуроформирующим элементом поселения. Урбанизированными составляющими планировочного каркаса поселений являются улицы, линии железных дорог, автодороги (планировочные оси), а также общественные центры, узлы внешнего транспорта и т.п. (планировочные узлы). Природными составляющими планировочного каркаса поселений являются долины рек, водоемы, овраги, возвышенности, парки и другие озелененные территории.
Территории, расположенные между планировочными осями и центрами, образуют заполнение планировочного каркаса. Заполнение неоднородно и включает каркасные элементы более низкого иерархического уровня, а также зоны, выделяемые по различным признакам [30].
46. Типы планировочных структур.31
Типы планировочных структур. Разнообразное сочетание в пространстве планировочных осей и узлов способствует формированию различных плани- ровочных структур населенных мест. Практически все их разнообразие можно свести к девяти базовым типам, которые могут трансформироваться в пространстве в зависимости от конкретной ситуации и при этом по-разному сочетаться (переходить из одного типа в другой, накладываться). Следовательно, реально существует множество производных (по отношению к базовым) пространственных форм начертания каркасных элементов планировочной структуры поселений (рис. V .8).
При выборе типа планировочной структуры следует руководствоваться такими ведущими принципа- I ми пространственной организации поселений, как:
- обеспечение кратчайших и удобных связей! между основными функциональными зонами - жилы -, ми образованиями, местами приложения труда, цент-! рами обслуживания, узлами внешнего транспортал рекреационными территориями;
- создание оптимальных условий для связей с внешней средой - ближайшим окружением, другими! поселениями;
- создание условий для беспрепятственного\ территориального развития поселения и его основ- 1 ных функциональных зон при обеспечении взаимо-увязанного пространственного сочетания природных и урбанизированных элементов городского плана (рис. V.9; V.10);
- обеспечение изоляции селитебной территории от негативных антропогенных и природных воздействий — вредных отходов производства, автомобильного транспорта, железных дорог, линий электропередач, паводковых вод, оползней и т.п.;
- обеспечение предпосылок для создания привлекательных визуально-эстетических характеристик среды.
47. Преобразование планировочной структуры городских поселений.31
Усложнение и трансформация планировочной структуры городских поселений в первую очередь проявляется в повышении роли урбанизированного каркаса (система общественных центров, объединенных магистральными улицами и «вылетными» транспортными связями), а также в формировании в противовес урбанизированному каркасу природно-экологического (водно-зеленой системы города).
Пути сообщения внешнего характера всегда определяли особенности территориального роста города. Замечена тенденция цикличности естественного развития городского плана за счет «выброса» застройки по одной или нескольким внешним магистралям и последующего заполнения образовавшихся градостроительно ценных промежутков между урбанизированными осями. После завершения одного цикла освоения прилегающей к городу территории возникают новые выбросы (рис.\Л11).
Не менее важным проявлением преобразования планировочной структуры города является наличие объективно формирующихся укрупненных структурно-планировочных зон - центральной, переходной, периферийной, а также природной, которые отличаются по составу и степени интеграции функций, по интенсивности использования территории, по роли в процессах градоформирования.
С точки арения принадлежности территории и источников финансирования процессов ее освоения
и преобразования можно выделить две крупные группы территорий, в пределах которых реализуются государственные, муниципальные и частные или совместные (государственные и частные) интересы.
Первая группа территорий включает открытые пространства общего пользования (улицы, площади, озелененные рекреационные территории), а также участки, которые согласно проектным разработкам предназначены для размещения важных городских объектов.
Вторая группа территорий в проектно-планировочной документации определена как территории вероятностного назначения с различным составом пользователей. При разработке детального плана должны устанавливаться режимы использования территории, в которых определяется перечень запрещаемых и нежелательных объектов и приводятся предельные характеристики будущего освоения и преобразования территории (геометрические параметры, плотностные показатели и другие). Таким образом обеспечивается вариантность и гибкость использования городского пространства в зависимости от состава инвесторов.
Неоднозначность проектных решений и постоянная изменяемость и развитие процессов общественной жизни требуют перехода к перманентным методам выполнения проектных работ, которые должны опираться на специально разработанную процедуру непрерывного слежения (мониторинг) за внедрением в практику одних и оперативной корректировкой других проектных решений. Это требует широкой компьютеризации всего процесса составления и реализации проектной документации, опирающегося на единый автоматизированный банк исходной и проектной информации, использование математического моделирования и т. п.
48. Факторы, влияющие на трансформацию планировочной структуры.32
Планировочная структура поселений как взаимосвязанное размещение их основных материальных элементов всегда отражала бытующие социально-экономические отношения, политические условия, социально-демографическую структуру общества и природно-ландшафтные особенности местности.
Интенсивная урбанизация, развитие транспортных средств, индустриальное строительство на обширных территориях привели к усложнению планировочной организации городов, к нивелировке их самобытности.
Вместе с тем, в генеральных планах городов основное внимание уделяется проблемам транспорта, инженерно-технического обеспечения, рационального функционального зонирования, эффективности использования территории и т.п. Не оспаривая важность этих вопросов, следует отметить, что в настоящее время имеется возможность и настала необходимость осмыслить изменение тех жизненных процессов, которые оказывают существенное влияние на преобразование планировочной структуры городов.
С развитием сферы услуг, науки и научного обслуживания, образования, посредничества, финансово-кредитных функций, небольших экологически безопасных производств места приложения труда как бы «размазываются» по территории и не могут быть сконцентрированы в специализированных монофункциональных зонах. Градостроительные образования становятся все более полифуикциональиыми, Уско- \ рение научно-технического и социального прогрессе I влечет за собой постоянное развитие и преобразо- 1 вание процессов жизнедеятельности. Это вызывает I необходимость трансформации градостроительных пространственных форм, создание гибких взаимозаменяемых пространств, обеспечивающих устранение отживших функций и выполнение новых. Поэтому для оптимизации процессов градостроительного разви-I тия важно выделение устойчивых элементов планировочной структуры — городского панировочного кар каса, а также элементов, способных видоизменяться во времени. Не менее важным является обеспечение условий беспрепятственного пространственного раз вития элементов городской структуры (рис. V .12),
Повышение интенсивности социальных, производ ственных и деловых связей городских поселений с их окружением за счет распространения городского образа жизни и проникновения городских видов деятельности в сельскую местность стирает границы между городом и пригородом, расширяет ареалы це-I лостных градостроительных образований» что требу-| ет внесения определенных корректив в проектную { деятельность.
Переход к разнообразию потенциальных и реальных претендентов на использование городской территории вносит существенные изменения в управле-| ние процессами градоформирования, в планировочную структуризацию городского пространства. Этому способствует социальное расслоение населения, появление двух принципиально различных вьщоз обслуживания населения — социального и коммерческого, повышение уровня автомобилизации населения.
49. Планировочная организация водно-зеленых систем поселений.32
. Создание особенно важно для больших городов с многоэтажной высокоплотной застройкой и неблагоприятной экологической обстановкой значительной загрязненностью воздушного бассейна, почв, повышенным уровнем шума. Эффективность за счет:
- оптимального соотношения застроенных и озелененных пространств;
- создания крупных, пространственно целостных внутригородских и пригородных озелененных территорий, что расширяет зону их оптимизирующего воздействия и повышает экологическую устойчивость к антропогенным нагрузкам;
- создания удобных, преимущественно пешеходных связей между озелененными территориями и жилыми районами;
- совмещения рекреационной и средорегулирующей функций в пределах однойтерритории;
- использования существующих лесных массивов и ограниченно пригодных для застройки территорий (пойменных, заторфованных, заболоченных)
Долины больших рек с крутыми и высокими берегами являются природными планировочными осями их развития. Территории вдоль малых рек также перспективны.
В сложившихся городах возможности создания новых озелененных территорий обычно ограничены. Резервом являются поймы рек, заболоченные участки, овраги, карьеры, на территориях, ранее не пригодных для строительства: пойменных, заболоченных, со сложнымрельефом. Особенно важно использование пойменных земель, так как их площадь составляет значительную часть городских территорий и они являются местами концентрации загрязнений. особого внимания требуют вопросы резервирования пригодных для рекреационного освоения территорий. Формирование В-З является также средством повышения архитектурно-художественной выразительности облика города.
В крупных и крупнейших городах ширина - 0,5 -0,7 км в центральной и 1,5 - 2 км в периферийной зонах города. В больших и средних городах ширина - 200 - 500 м.
виды: общего пользования (парки, скверы, бульвары), ограниченного пользования (учебных, медицинских, административных, культурно-просветительских, спортивных учреждений), специального назначения (декоративные питомники, промышленных предприятий, кладбищ, шумозащитные, ветрозащитные)
Показатели обеспеченности населения озелененными территориями определяются с учетом величины, народнохозяйственного профиля поселения, градостроительных и природно-ландшафтных условий на территории поселения и его окружения.
50. Виды зонирования территории поселений.50.
Виды зонирования. Зонирование - выделение территорий с различной интенсивностью каких-либо признаков. Одну и ту же территорию в процессе пред-проектного анализа и при выработке проектных решений можно зонировать разными способами. Основными из них являются:
1) зонирование по назначению территории, т.е. по функциональному использованию - жилые (усадебной, безусадебной, смешанной застройки), промышленные, сельскохозяйственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, рекреационные, многофункционального назначения, транспортные, пешеходные и т.п.;
2) зонирование территории по исходным природным свойствам среды, регламентирующим принятие тех или иных проектных решений,-- геологически и гидрологически опасные территории, зоны залегания полезных ископаемых и других ресурсов, зоны с неблагоприятными природно-климатическими условиями (затопляемые, сейсмичные) и т.п.;
3) зонирование по способам подготовки территории для последующего освоения - мелиорированные (обводняемые и осушаемые); территории, требующие различной инженерной подготовки или размещения защитных сооружений (дамб обваловыва-ния, лесозащитных полос) и т.п.;
4) зонирование по градостроительной ценности территории - высокой,средней,низкой;
5) зонирование по режимам использования территории, накладывающим определенные ограничения или стимулы при выработке проектных решений и освоении территории;
6) зонирование территории по композиционным и визуально-художественным свойствам антропогенного и природного ландшафта;
7) зонирование по социально-демографическим характеристикам территории - по половозрастному и имущественному составу населения, образовательному уровню, миграционному обороту, этническим характеристикам и т.п.;
8) зонирование территории по отношению к другим зонам - предзаводская, прирельсовая зоны, зоны влияния поселений и градостроительных комплексов, пригородная зона и т.п.;
9) укрупненное структурно-планировочное зонирование, основанное на дифференциации городско-го пространства no составу, разнообразию, интенсивности и степени интеграции общественных функций, /лшстоте членения застроенных и открытых пространств, насыщенности линиями общественного I тоанспорта, репрезентативности застройки и т.п. [15].
51. Функциональное зонирование территории поселений.51
Функциональное зонирование, являющееся одним из ведущих методов градостроительного проектирования, заключается в выделении территорий по превалирующей функции (рис. V.16; V.17).
Вся территория поселения подразделяется на две крупные функциональные зоны - селитебную и вне-селитебную. В городских территориях селитебная территория, составляющая в среднем 60% от всей территории города, включает жилые образования, зоны центров общественного обслуживания, открытые озелененные пространства общего пользования, улицы, площади, автостоянки. Соотношение площадей этих составляющих оптимизируется на основе нормативно-методических указаний.
Внеселитебная территория включает промышленную и коммунально-складскую зоны, зону внешнего транспорта, городские ландшафтно-рекреационные территории, защитные озелененные территории и прочее. Площадь этих составляющих определяется исходя из функционального профиля города, численности его населения, конкретной пространственной ситуации.
Требования к выбору территории для селитебной и внеселитебной территории и их взаимному размещению определяются нормативно-методическими документами.
За пределами городской черты размещаются пригородная и зеленая зоны, головные инженерно-технические сооружения (водозаборы, очистные устройства и другие), кладбища, а также резервные территории для развития города.
Таким образом, функциональное зонирование позволяет дифференцировать территорию по назначению и выделять относительно самодостаточные планировочные единицы с однородной деятельностью, что делает возможным создание оптимальных пространственных условий для этой деятельности. При этом вид функционального зонирования территории определяется по преобладающей или ведущей деятельности, что не исключает присутствия сопутствующих функций. Так, на жилых территориях размещаются объекты обслуживания, сооружения и устройства физкультуры и другие.
Зонирование по назначению территории является ведущим при разработке функционального плана города, в котором другие режимы (стимулы и ограничения) Исрользования территории определяются для каждого из видов функциональных зон.
Однако реальные процессы жизнедеятельности сложнее и многообразнее, поэтому наряду с функциональным зонированием в градостроительном проектировании применяются другие виды зонирования.
Укрупненное структурно-планировочное зонирование. Известно, что единство и противопоставление развития центра города и его периферии является необходимым условием и предпосылкой прогрессивного преобразования городской среды. По мере насыщения центра новыми, более прогрессивными функциями, предшествующие функции вытесняются на другие городские территории, повышая их социально-экономический потенциал [30]. Этот про-цесс объективен и непрерывен. С целью ускорения этого процесса в неразрывной пространственной среде города и его окружения выделяются укрупненные структурно-планировочные зоны, отличающиеся пространственной организацией, а, следовательно, и методами управления. Далее приводится краткая характеристика каждой из этих зон.
Центральную интегрированную зону следует рассматривать как наиболее важный в пространственном и социально-экономическом отношении элемент градостроительной системы «город - прилегающая территория», характеризующийся наибольшим разнообразием общественных функций и их пространственной интеграцией, высокой интенсивностью использования территории, компактностью, целостностью и непрерывностью планировочной структуры, индивидуальностью и разнообразием композиционных решений, высоким уровнем социальной активности населения, наивысшей плотностью транспортной и инженерной инфраструктур. Удельный вес центральной интегрированной зоны в общем территориальном балансе городского поселения составляет 8 - 5%.
В центральной интегрированной зоне следует размещать общественные функции, генерирующие социальный и научно-технический прогресс, - управление, информацию, культуру, искусство.
Периферийная зона включает окраинные территории городского поселения - как районы предшествующих этапов развития (бывшие предместья, при-заводские и пристанционные поселки), так и районы массового строительства, состоящие преимущественно из монофункциональных образований (жилых, производственных, рекреационных). Периферийная зона предназначена преимущественно для размещения нового массового и индивидуального жилищного строительства, промышленных и коммунально-складских объектов, научных учреждений, транспортных сооружений, рекреационных комплексов. Удельный вес периферийной зоны в общем балансе городских территорий составляет 70 - 85%.
В больших и крупных, а также в ряде средних городов следует выделять переходную зону между центральной и периферийной, отличающуюся неоднородностью среды, разномасштабностью планировочных модулей, и рассматривать ее как основной резерв для развития общественных функций центральной зоны, в первую очередь, науки, торговли, некоторых видов наукоемких производств и других. Удельный вес переходной зоны в общем балансе городских территорий составляет не более 15%.
При анализе сложившейся планировочной структуры города выявление границ укрупненных структурно-планировочных зон ведется на основе сопоставления планограмм, оценивающих размещение объектов обслуживания, мест приложения труда, плотности жилищного фонда и уличной сети и других (рис. 5,2; рис. V.18, V.19).
52. Зональные элементы и границы.51
Зональные элементы и границы. К зональным Лй1вментам планировочной структуры поселения, размеры и конфигурация которых детерминируются линейными и узловыми составляющими планировочного каркаса, относятся: районы (планировочный, жилой, промышленный) в больших и крупных городах, а также мозаично формируемые моно- и полифункциональные планировочные образования - микрорайон, квартал (жилой, общественный, производственный квартал, квартал смешанной застройки), зона (пригородная, рекреационная).
Границы регламентируют геометрические параметры градостроительных образований и фикоируют изменение признаков территории, т.е. переход от одной зоны к другой. В градостроительной практике наряду с понятием «граница» попользуются и другие близкие по смыслу слова. Наиболее часто используются словосочетания: границы пригородной зоны, городская (поселковая) черта, красная линия, линия регулирования застройки, береговая полоса, границы отводов земельных участков и т.п.
Граница поселения (городская, поселковая черта) - утвержденная внешняя граница территории (земель) поселения, отделяющая ее (их) от межсе-ленных территорий и других поселений.
Перспективная городская черта - проектная граница городских территорий, необходимых для долгосрочного пространственного развития города. Она определяется генеральным планом города, является обязательным элементом основного утвержденного чертежа генерального плана и изменяется по мере включения новых земель, необходимых для развития города. После утверждения генерального плана города наносится на землеустроительные планы административных районов и землепользователей.
Красная линия - условная граница, отделяющая территорию кварталов, микрорайонов, других структурно-планировочных элементов поселений от улиц и площадей.
Линия регулирования застройки - условная граница, на которой должно осуществляться размещение внешнего контура зданий и сооружений; определяет конфигурацию застроенных и открытых городских пространств. Линия регулирования застройки может совпадать с красной линией, отступать от нее или от границ земельных участков
53. Особенности развития сельских поселений.53,
Типологические особенности сельских поселений. Поселения, распложенные в сельской местности, по своему функциональному профилю, как уже было отмечено ранее, могут быть сельскохозяйственными, поселками при производственных предприятиях (торфо- и лесоразработках), научно-производственными и другими. По численности населения сельские поселения подразделяются на крупные г более 1000 жителей, большие - 500 - 1000 жителей, средние - 100 - 500 жителей и малые - до 100 жителей [69].
В Беларуси насчитывается около 24 тыс. сельских поселений. В целом их сеть можно характеризовать как мелкодисперсную; средняя величина поселений щ менее 130 жителей (см. рис. 3.1). Две трети поселений имеет численность жителей менее 100 человек, и их доля постоянно раотет.
На особенности размещения населенных мест и их величину существенное влияние оказали исторические и природные условия. С севера на юг страны наблюдается укрупнение сельских пооелений и уменьшение их плотности на единицу территории. Так, в Витебской области, где природно-ландшафтные условия характеризуются наличием многочисленных озер небольших рек и перепадами рельефа местности, малые поселения (до 100 человек) составляют более 80% от общего числа сельских населенных мест. В Белорусском Полесье более трети населенных мест составляют большие и средние сельские поселения.
54. Планировочная организация сельских поселений.53
Планировочная организация сельских поселений. Каждый тип сельских поселений обладает своими характерными особенностями планировочно организации, связанными с экономико-географическим положением поселений, их природным окружением, размещением мест приложения труда, характером трудовой, в том числе и лично-хозяйствен* деятельности, социально-демографической струшу рой населения, временем возникновения и други факторами.
В целом сельские поселения по сравнению с городскими отличаются упрощенной планировочн структурой, слабо сформированными общественны центрами, низким уровнем внешнего и инженерно-тех нического обустройства. Исключение составляют села, в которых в 1970-х годах за государственный счет велось экспериментальное проектирование и строительство.
В большей части сельскохозяйственных поселений исторически застройка формировалась вдоль главной, чаще всего транзитной и достаточно узкой улицы. Такая ситуация сохранилась в малых поселениях и по сей день. Средние, большие и крупные поселения имеют более развитую планировочную структуру. Те из них, которые являются центрами хозяйств или их подразделений, имеют более развитую систему «вылетных» планировочных осей, обеспечивающих их связь с подчиненными поселениями и поселениями более высокого ранга. На территории самих поселений имеется более развитая сеть жилых улочек и переулков, позволяющих организовать подъезд к каждому дому.
В больших и крупных селах общественный центр формируется объектами торговли, местного управи ния, бытового обслуживания. Здесь может размещаться Дом культуры, школа, храм, сквер, мемориальный комплекс. В крупных селах и рабочих поселках нередко размещаются районная больница или ее я разделение, зооветеринарные службы, дома преете* релых и другие объекты, обслуживающие население близлежащих сел.
Застройка исторически сложившихся сельскохо зяйственных поселений в условиях Беларуси имеет характерные региональные отличия. Это выражается в постановке зданий по отношению к оси улиц (длинным фасадом, торцом, под углом), в расстоянии между отдельными жилыми домами, в размещении и способах кооперации хозяйственных построек, в декоре фасадов жилых домов. Национальные традиции в сельской архитектуре изучаются с целью не только сохранения культурного наследия, но для использования в новом строительстве.
В сельской местности сохранился ряд ценных памятников истории и культуры белорусского народа. Например, церковь-крепость (XVI в.) в дер. Мурованка, Щучинокий район; церковь-крепость (XV - XVI вв.) в дер. Сынковичи, Зельвенский район; Троицкий собор (XV в.) в дер. Ишкольд, Барановичский район; костел доминиканцев (XVII в.) в дер. Княжицы. Кировский район; дворцово-парковый ансамбль (XVIII - XDC вв.) в дер. Жиличи и другие.
Учитывая исторически сложившиеся различия в уровне развития разных сельских поселений, их экономическом, техническом, социально-демографическом, природно-ресурсном и историко-культурном потенциале важно обеспечить дифференцированный Р^юдход к развитию разных поселений.
55. Перспективы развития сельских поселений.54
Перспективы развития сельских поселений J связаны с необходимостью улучшения условий жизнедеятельности населения, активизации внутренних резервов саморазвития населенных мест. Приоритетными направлениями развития этой группы поселений являются;
- улучшение инженерно-технической оснащенности, бытовых и коммунальных условий проживания населения (преимущественное строительство коттеджных и блокированных жилых домов усадебного типа с полным инженерным оборудованием; использование прогрессивных типов инженерно-технического обеспечения сельских поселений, эффективных фупловых и локальных инженерных сооружений; улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения за счет технической утилизации бытовых и производственных отходов; совершенствование планировки и застройки сельских поселений; упорядочение застройки, повышение уровня благоустройства улиц и территории до уровня городских поселений; формирование благоустроенных центров поселений и т.д.);
- улучшение условий транспортного обслуживания сельских поселений (обеспечение регулярного пассажирского сообщения с достаточной частотой рейсов для связи сельских поселений с городами-центрами систем расселения; создание транспортных обходов с целью ликвидации транзита через поселения и другое);
- обеспечение возможностей получения населением социально гарантированных видов услуг (развитие мобильных и посылочных видов услуг, расширение частного предпринимательства в сфере услуг на конкурентной основе и т.д.);
- развитие производственной базы сельских поселений (привлечение молодого образованного населения путем создания возможности выбора как сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных видов труда; технологическое обновление производства, создание условий для повышения образовательного и профессионального уровня работников; размещение в центральных усадьбах хозяйств и в других крупных сельских поселениях предприятий, в том числе и частного бизнеса, обеспечивающих более широкий выбор мест приложения труда и баланс занятости мужского и женского населения; упорядочение и благоустройство имеющихся производственных зон и т.д.);
- сохранение индивидуальности облика сельских поселений (возрождение и развитие региональных и местных традиций, особенностей и своеобразия белоруской архитектуры, планировки и застройки сельских поселений, применение местных строительных материалов, декора, колористики; сохранение природно-ландшафтных особенностей при застройке поселений и другое) [6,48
56. Повышения эффективности градостроительных решений.54
Учет закономерностей процессов градостроительного развития. Современное градостроительство в значительной степени характеризуется мета* болизмом (от грен, metabole - перемена), что связано с необходимостью постоянного обновления, перестройки, изменения функций материальных элементов, оздоровления среды.
При изучении особенностей градостроительного развития следует разделять процессы, целенаправленно планируемые и реализуемые, а также естественно протекающие (инерционные). Первые отражают целевые управляющие воздействия на формирование среды обитания. Вторые - объективный ход общественного развития и, в первую очередь, развития урбанизации. Являясь устойчивыми во времени и в пространстве тенденциями или закономерностями, эти процессы не всегда осознаются специалистами и поэтому далеко не полно учитываются в практической деятельности. Это ведет к несогласованности целевых управляющих решений и естественно-инерционных тенденций, что в конечном счете обусловливает появление конфликтных ситуаций. Изучает и раскрывает эти закономерности градостроительная наука.
Так, с помощью анализа обширного статистического материала установлено, что сеть городских поселений на территории Беларуси со временем приобретает все большую структурную упорядоченность: формируются неформальные группы городов, обладающие устойчивой общностью поведения. При этом наблюдается цикличность роста и снижения демографического потенциала групп городов определенной величины, расположенных на планировочных осях разного уровня. Таким образом, видовые и территориальные сообщества городов развиваются во взаимной связи и зависимости. Поэтому при необходимости нарушить естественный ход развития какого-либо города требуется всестороннее обоснование индивидуальных управляющих воздействий, реально обеспечивающих преодоление инерционных процессов. И наоборот, намного упрощается реализация управляющих воздействий на развитие городов в том / случае, если эти воздействия совпадают с естествен-(\ ным ходом урбанизационных процессов [60].
- поляризация пространства, которая в условиях города проявляется в повышении плотности застройки, плотности и разнообразия значимых общественных функций на важнейших коммуникационно-планировочных направлениях и в планировочных узлах;
- взаимодействие города и прилегающей к нему территории, что выражается в тесных взаимных связях и зависимости города и его окружения. При этом интенсивность и характер связей, а также ведущая и ведомая роль элемента меняются в зависимости от величины города и его народнохозяйственного профиля;
- дифференциация городского пространства и формирование укрупненных планировочных зон, отличающихся высокой степенью интеграции важных городских функций, плотностью уличной сети, Естествен-ные процессы концентрации значимых общественных функций в общегородском центре и на прилегающей к нему территории, линейный выход этих функций по важнейшим направлениям в срединной зоне и узловое их размещение в периферийной зоне города влекут за собой соответствующее изменение структурной организации пространства: от мелкоячеистого с высокой плотностью уличной сети в центральной интегрированной зоне к крупным монофункциональным межуличным пространствам на периферии города;
- преобразование городской планировочной структуры под влиянием развития производств с различным уровнем научно-технической зрелости -от добывающей и перерабатывающей сырье промышленности (поселковый тип населенного места) до наукоемких производств и производств высоких технологий (многосложная планировочная структура большого города).
Помимо прогрессивных процессов естественного развития поселений и территорий существуют так называемые побочные проблемы урбанизации, негативно влияющие на состояние жизненного пространства. Например, деградация компонентов природной среды, потеря масштаба человека в организации пространства больших и крупных городов и другие.
Закономерности инерционных процессов градостроительного развития должны учитываться при разработке проектно-планировочной документации и принятии управляющих решений: согласованность принимаемых решений с естественным ходом развития процессов дает более быстрый и более эффективный результат, противодействие принимаемых решений инерционным процессам чаще всего не дает положительных результатов. В проектно-планировочной документации должны быть обоснованы специальные мероприятия по ликвидации или ослаблению влияния негативных естественных процессов на развитие среды обитания.
Не все объективно существующие естественные процессы градостроительного развития выявлены и осознаны специалистами, поэтому необходимым этапом градостроительного проектирования является проведение предпроектных исследований и обоснований, в процессе которых проводится анализ происходящих изменений, выявляются тенденции и закономерности развития проектируемого градостроительного объекта.
58. Использование историко-культурного наследия.56
Историко-культурное наследие - совокупность отличительных итогов и свидетельств развития народа, воплощенных в историко-культурных ценностях. Историко-культурные ценности - наиболее отличительные материальные объекты, которые имеют выдающиеся духовные и эстетические достоинства и взяты под охрану государства.Памятниками градостроительства и архитектуры являются недвижимые примечательные объекты материального и духовного творчества. К ним относятся: архитектурные ансамбли и комплексы; городские центры, кварталы, плошдди, улицы, сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества и связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, а также природные ландшафты.Объекты градостроительства и архитектуры, а так же природные ландшафты могут иметь мемориальное значение. К ним относятся; здания, сооружении, памятные места, захоронении, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народа, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства. Памятниками археологии являются городища, селища, курганные могильники, остатки древних производств, а также другие участки культурного слоя.Действующий в Беларуои закон «Об охране историко-культурного наследия» (1902), ставит своей целью регламентировать отношения по сохранению, надлежащему содержанию, рациональному и непротиворечивому использованию, восстановлению и приумножению памятников истории и культуры, которые являются достоянием мировой цивилизации. В соответствии с законом устанавливаются перечень категорий историко-культурных ценностей, виды работ, касающихся этих ценностей, охранные и другие требования.
59. Зоны и режимы охраны историко-культурного наследия.56
Охранная зона историко-культурной ценности - территория, прилегающая к участку историко-культурной ценности, предназначенная для сохранения, наилучшего функционального использования и благоприятного зрительного восприятия ценности и ближайшей к ней городской, сельской или природной среды и отличающаяся определенным режимом содержания и реконструкции.
Зона регулируемой застройки - территория существующей или проектируемой городской или сельской застройки, расположенная вблизи участка историко-культурной ценности или прилегающая к нему, предназначенная для сохранения, наилучшего функционального использования ценности и усиления ее значения при зрительном восприятии, для обеспечения художественного единства с городской, сельской и природной средой. В зависимости от конкретных условий устанавливаются параметры и режимы реконструкции зон регулируемой застройки. Возможна организация системы зон регулируемой застройки.
Зона охраны природного окружения территория, занятая природным ландшафтом, расположенная вблизи участка историко-культурной ценности или прилегающая к нему и предназначенная для сохранения объектов природного ландшафта, влияющих на облик населенного места или связанных с историческими условиями формирования градостроительной композиции. В отдельных случаях создается несколько зон охраны природного окружения, различающихся режимами охраны, использования и преобразования территории.
Зона охраны культурного слоя - территория, примыкающая к историко-культурной ценности и предназначенная для наилучшего сохранения археологического слоя. Возможна организация нескольких зон охраны культурного слоя, отличающихся режимами охраны, использования и преобразования территории.
Для установления зон охраны разрабатываются проекты зон охраны историко-культурных ценностей, включающие научно обоснованное определение границ зон, режимов охраны, использования и преобразования территории. Состав и методика выполнения указанных проектов определяются нормативными и инструктивными документами.
Режимы охраны, использования, преобразования участков историко-культурных ценностей и зон их охраны регламентируются инструкциями и специальными документами и предусматривают определенные ограничения или полное запрещение деятельности, которая может нанести вред условиям существования ценностей.
60. Формирование культурно-туристических зон.57
связано с развитием исторических городов, обладающих ценным историко-культурным наследием, как центров туризма. В соответствии с «Национальной программой развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы», утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, городами - перспективными центрами туризма международного значения - определены Минск, Гродно, Брест, Полоцк, Несвиж, Мир, Новогрудок, Слоним; центрами туризма национального значения - Витебск, Могилев, Гомель, Лида, Орша, Бобруйск, Заславль, Мстиславль, Логойск, Кобрин, Ружаны, Шклов, Поставы, Жировичи, Гольшаны, Волковыск, Будслав [40].
При формировании культурно-туристских зон предусматривается не только реставрация и подготовка к туристско-экскурсионному показу памятников истории и культуры, реабилитация рядовой исторической застройки, но и включение их в жизнь современного города. Развитие туристских функций связано с созданием инфраструктуры обслуживания туристов, включающей места проживания (гостиницы, квартиры для туристов), питания (рестораны, кафе, пункты быстрого питания), общественного обслужи* вания (справочно-информационное, торговля сувени-рами, медицинское обслуживание туристов, бытовые услуги и другие), развлечений (театры, киноконцертные залы, казино и другие).
Развитие туризма вызывает потребность в реконструкции транспортной сети с учетом прохождения крупногабаритных туристских автобусов, организации транспортных обходов культурно-туристских зон, увеличения площади автостоянок, создания пешеходных зон в местах концентрации туристов.
В пределах культурно-туристских зон должна быть установлена гармоничная взаимосвязь между новым и старым, сохранен сложившийся масштаб застройки. Особенно важно это для малых городов с преобладанием одно-двухэтажных зданий.
Неотъемлемым компонентом пространственной среды культурно-туристских зон является ландшафт, поэтому важно сохранение и восстановление исторического ландшафта и в то же время рекламно-информационное насыщение территории.