Результаты исследований и взгляды отдельных представителей гештальтпсихологии

Макс Вертгеймер (1880-1943) – немецкий психолог, ученик К.Штумпфа и О.Кюльпе.

Карл Штумпф (1848-1936) известен как представитель функционализма, предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии. Освальд Кюльпе (1862-1915) – основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. После эмиграции в США в 1933 году работал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Он предъявлял испытуемым два световых стимула: один в виде вертикальной полоски, другой – горизонтальной полоски. При быстрых перемещениях испытуемые видели угол, при средней скорости – вертикальная полоска, смещаясь, превращалась в горизонтальную.

Результаты работы Вертгеймера в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк) нашли отражение в книге «Продуктивное мышление», вышедший в свет после его смерти в 1945 году. В ней процесс решения задач описывается как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной

Вертгеймер приходит к выводу, что подлинное мышление предполагает инсайт, то есть внезапное озарение, в котором раскрываются существенные отношения и структуры исследуемого предмета (явления). Инсайт позволяет охватить проблемную ситуацию целостно.

Вертгеймер выступал против ассоцианистского и формально-логического подходов к пониманию мышления.

Вольфганг Кёлер (1887-1967) – немецко-американский психолог, ученик К.Штумпфа.

В течение семи лет В. Кёлер был директором экспериментальной станции на острове Тенериф (Канарские острова). Результаты исследования этого периода нашли отражение в труде «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1917)

Курт Коффка (1886-1941) – немецко-американский психолог, ученик К.Штумпфа.

К.Коффка в своём труде «Основы психического развития» (1921) рассматривает развитие живых существ в фило- и онтогенезе как процесс динамического усложнения примитивных форм поведения, образования всё более сложных структур поведения и установления соотношений между этими структурами.

Мир младенца изначально гештальтирован, но структуры младенца не развиты и не связаны друг с другом. В последствии они выступают в соотношение друг с другом.

Коффка подвёрг критике концепцию трёх ступеней развития К.Бюлера за отсутствие структурных связей между этими ступенями.

Курт Левин (1890-1947) – германо-американский психолог, работал в содружестве с Вертгеймером, Кёлером и Коффкой.

Он был страстным поклонником эксперимента. В своих работах «Намерение, воля, потребности» (1926), «Динамическая терапия личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936) К.Левин использовал принципы гештальтпсихологии для экспериментальных исследования личности, потребностей, эмоций, воли.

Прерывание реализации потребности блокирует оставшуюся энергии., и это «остаточное напряжение» способствует запоминанию того, что не удалось реализовать. Впоследствии этого явление было названо эффектом незавершённого действия.

Эффект незавершённого действия экспериментально изучался дипломницей Левина, нашей соотечественницей, основателем патопсихологии – Б.В. Зейгарник.

Квазипотребность возникает и реализуется в жизненном пространстве. Жизненное пространство – это совокупность сосуществующих взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Личность и её психологическое окружение в жизненном пространстве образуют психологическое поле.

Анализ поля подразумевает:

- раскрытие структуры возможных событий, имеющих отношение к индивиду в данный момент;

- установление поля сил, воздействующих на поведение индивида в каждый промежуток времени и в каждой области жизненного пространства.

Воздействие поля на человека определяется силой этого поля и валентностью этих сил, определяемой знаком «+» и «-», где «+» означает притяжение, а «-» - отталкивание.

Поведение человека – это результирующая воздействия сил положительной и отрицательной валентности.

Воздействие на личность валентности равной величины создаёт у неё внутренний конфликт. Конфликты бывают трёх типов, т.е могут быть вызваны:

1) воздействием двух равных положительных валентностей (например, юноша хочет в одно и то же время пойти на футбол и на дискотеку);

2) воздействием двух равных отрицательных валентностей (например, ребёнок не хочет из-за предстоящей контрольной работы идти в школу, но и не хочет в этот же день идти в поликлинику);

3) воздействием «+» валентности и «-» валентности, исходящих одновременно от одного и того же объекта (или места поля) и равных по силе (например, девушка хочет идти на вечеринку и одновременно не хочет, так как на ней встретит неприятного ей человека).

Таким образом, гештальтпсихология внесла большой вклад в развитие концепции целостности в психологии, в психологию восприятия, мотивации, развития. Идеи гештальтпсихологии в трансформированном виде нашли своё выражение в гештальттерапии

 

Каждое из направлений открытого кризиса (психоанализ, гештальт психология, бихевиоризм, понимающая психология, французская социологическая школа) выступало против одного из этих моментов.

Психоанализ. Фрейд разрушил представление в соответствии, с которым психическое отождествлялось с сознанием, а психология объяснялась наукой сознания. Главная задача - найти приемы, открывающие область бессознательного. Эта задача решалась путем анализа сновидений, ошибок повседневной жизни.

Бихевиоризм возник в США и является реакцией на структурализм Вундта (где структурализм -поиск структуры сознания путем самонаблюдения и экспериментов). Уотсон требовал объективного подхода, не к явлениям сознания, а к поведению. Выдвинул проблему объективности в психолога:'

Французская социологическая школа. Выступала против индивидуализма ассоцианистическ о;' психологии. Эта школа выступает с идеей о том. что существует коллективная психика. Социальная природа человеческой психики первична. Дюркгейм выдвигал идею общественно-исторического развития психики человека. Леви-Брюль изучал первобытное мышление, Пьер Жаке показа взаимосвязь культуры и психики.

Целостная описательная психология, Дильтей (1833-1911) отрицал естественно научную ориентацию психологии. Естественные науки пользуется объяснениями, привлечением гипотез, экспериментом. Психология имеет дело с сознанием, которое нужно оипсать Необходимо отказаться от объяснений в этом смысле поиска причин. Центральный методологический принцчп описательной психологии противопоставление понимания и объяснения. Понять - это значг-т оценить субъективные переживания как осмысленные, включить их в более широкие смысловые связи, которые определяют их. Предмет описательной психологии - развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности Дильтей делил науки о природе и о духе. Шпрангер - понимающая психология - делал акцент на целостную психическую жизнь, которая не сводится к элементарным процессам. Говорят о связи сознания с элементами культуры, под влиянием которой оно реально формируется. "> Гештальт психология - берлинская школа, чьи представители выступали против идеи элементаризма, так как есть целостный образ - «гештальт».

Немецкая школа – исследования мышления. Создатель Кольбе?. Представители Марбе, близок Бюллер.

5. Понимающая психология Германии – возникла в 19 в. Создатель Дильтей. Противоположна объяснительной психологии. 2 вида науки – о природе и о духе.

В России открытый кризис связан с октябрьской революцией.

Новые задачи были связаны:

Вопросами участия психологии в социалистическом строительстве, в рационализации производстч... строительстве новых школ. Задача - преодолеть отрыв школы от жизни, труда. Методологической перестройкой занимались Блонский, Корнилов, Выготский, Басов, Рубинштейн.

Ни одно из возникших направлений не смогло вывести психологию из кризиса, однако эгн подходы оказали большое злпякяе на развитие психологии

Открытый кризис подготовил скрытый кризис (конца 19 – начала 20 веков). Причины скрытого кризиса – в психологии и смежных областях (Дарвинистская теория эволюции человек имеет животное начало, немецкая классическая философия – Маркс – человек социальное существо, открытия в физиологии Сеченов, идеи Гальтона (тестирование, психодиагностика). Разработки в медицине Шарко, Бергейм (выход в бессознательное), общий культурный фонд (немецкий романтизм) – открытый кризис на Западе.

 

23. Общая характеристика классического психоанализа. Модификации классического психоанализа (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и др.)

Психоанализ возник в начале 90-х годов 19 века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Фрейд занимался неврозами. На деятельность Фрейда большое влияние оказал Бернгейм. Катартический метод - с помощью гипноза можно оживить в памяти травмированные переживания и эмоции, это позволит вновь их испыитать в результате чего может наступит излечение".Фрейд называл психоанализ (исследование и интерпритация сновидений, оговорок, забываний) новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа - учение о бессознательном

Три периода учения (три этапа формирования психоанализа); 1. 1897-1905 - психоанализ - метод лечения неврозов с попытками общих заключений о характере душевной жизни. «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905). В 1902 году формируется кружок психоанализа. 2. 1906-1918 - общепсическое учение о личности и ее развитии. «Тотем та Табу» (1912), «Леонардо да Винче» (1910). В 1910 году - международный интерес. Уход из психоанализа Адлера и Юнга (индивидуальная психология и аналитическая психология). В этот же период идет разработка структуры: сознания, предсознания, бессознательног и влечения (сексуальные, самосохранения). 3. Середина 20-х годов - учение о трех инстанциях -«Я», «ОНО», «Идеальное-Я».

Книга Фрейда «Я и Оно» (1923). Фрейд выделял три сферы психики:1) сознательное имеет свойство переживания; 2) предсознательное - скрытое бессознательное, имеет способность сознания. Бессознательное вытесненная бессознательная психика. Методы: 1)Анализ свободных всплывающих ассоциаций; 2)Толкование сновидений. Сон - желания, в которых мы не.хотим себе признаться, т.к. они неприемлемы. 3)Анализ ошибочных действий повседневной жизни (описки, поговорки, потеря вещей) не случайны и являются выраженными импульсами и намерениями, которые отстранены я должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны. Наблюдается столкновение двух тенденций: желания и цензуры. Под влиянием цензуры происходят вытеснение желания в бессознательное, где оно существует в измененном виде. Представление о динамике бессознательной сферы. Бессознательное вытеснено не может быть сознательным. Три образования психики (представления о структуре психики): 1) Сверх-сознание - Сверх-Я (моральное ограничение, конфликт между желаемым и запретом. 2) Сознание - Я(частично сознательное и бессознательное, подавитель Оно); 3) Предсознание - Оно (бессознательное, руководствуется принципом удовольствия -движущая сила поведения). Представления о влечениях: сексуальное влечение, влечение к самосохранению и влечение к смерти. Ребенок рождается наполненный сексуальными влечениями, в основе которых лежит энергия «либидо». Стадии развития ребенка: 1) Травма рождения; 2) Оральная стадия (до 1 года) - либидо вынесено во вне. 3) Анальная (до 3-х лет); 4) Фалическая (4-5 лет). Объект либидо - родитель (Эдипов комплекс, комплекс Электры); 5) Латентная (] ] -12 лет) - время для овладения культурой. 6) Генитальная (12-16 лет) - окончательный выбор объекта либидо. Ребенок за образец берет отца, мать и переносит влечения на другой объект. Регрессия - одна из форм защиты. Человек перескакивает на более примитивную стадию (грызет ногти, кусает ручку и т.п.). Адлер отрицал сексуальную этиологию. Не сексуальное влечение, а чувство неполно ценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторам; развития каждого. Человек стремиться преодолеть неполноценность

Юнг - последователь Фрейда. Учение о бессознательном и процессе развития личности. Выделял в психике: сознательное и бессознательное (личное и коллективное бессознательное). Общая характеристика неофрейдизма. Неофрейдизм - обширное направление в зарубежной психологии. Источником являются идеи Фрейда. Представители: Хорни, Фромм, Салливен. Его появлению способствовал новый, не невротический тип больных.а тип больных, которые жаловались на неудачи, беспокойство, чувство одиночества. Необихевиоризм возник как социально ориентированная форма психоанализа. Хорни (1885-1952) в 1937 г. в книге «Невротическая личность нашего времени» критиковала основные аспекты фрейдистской теории: пансексуализм, Эдипов комплекс, инстинкт смерти и т.д. Соперничество является движущей силой. Все человеческие отношения имеют характер соперничества. Необходимость сравнивать себя с другими, неуспех свой и успех других вызывает тяжелые переживания. Тревожность является источником притязания и желания любви Она уходит корнями в детство. Отсутствие теплоты и безопасности в детстве порождает потребность в привязанности, безопасности. Принимает фрейдистский принцип, согласно которому поведение человека определяется бессознательными мотивами, которые, по ее мнению, носят аффективный или эмоциональный характер Они несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавления одного. Она отвергает Сверх-Я как подавляющую силу. Культура стимулирует потребности и налагает ограничения, которые подавляют эти же потребности, а следовательно, усиливает бессознательную внутрипсихическую драму. Основными элементами драмы являются противоположные бессознательные побуждения, основанные на несовместимых стремлениях Конфликты решаются в результате подавления. Их сумма, источник и развитие в течение жизни определяют характер индивида и делают личность нормальной или невротической. Два конфликта: 1) Невротический - непонимание бытия;2) Здоровый - может быть осознан. Базальное зло - формы отношения к детям, которые фрустрируют потребность в безопасности. Салливен Г(1892-1949).- психиатр-практик, автор концепции межличностной психиатрии Говорил о роли межличностных отношений в формировании личности. Задача воспитания социальная адаптация. В межличностные отношения ребенок вступает с рождения под влиянием потребностей. В результате складываются образы, которые определяют все отношения к другим людям.. Источником активности является энергия. Все психические процессы, привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии. В сумме они составляют «Я-систему». Овладение языком способствует социализации. Салливен подчеркивал важность детско-материнских отношений, т.к. мать вводит ребенка в социальный мир. Э. Фромм (1900-1980). Ему принадлежит концепция «радикально гуманистического психоанализа». Как Салливен, Хорни отвергает биологизм Фрейда и пытается понять человека к зависимости от социальных условий его существования. Человеческое существование и человеческая свобода неотделимы (в негативном смысле «свобода от»). Говорил о механизме бегства - пути решения проблем, которые выливаются в определенные тенденции поведения. Их всего три: авторитаризм, деструктивизм, конформизм Они являются иррациональными и бессознательными. Они являются результатом потребности избежать собственной слабости. Проникнуть за эти защитные механизмы и раскрыть подлинные потребности личности может только психоаналитик с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т.д. Радикальным изменениям экономической, социологической, политической стороны жизни сопуствуют столь же радикальные изменения в структуре личности. Неофрейдизм продолжает психоаналитическую теорию бессознательного, которой отводится главная роль в психике человека. Анна Фрейд (1895-1982) выдвинула концепцию «психология Эго». Задача - исследовать содержание и происхождение «Эго» как независимого от «Оно» образования, его формы, его функции и роль в развитая ребенка (Маллер, Спитц). «Я» быстро обретает свои потребности. В центре Эго-психологии всегда стоит «Я», которое либо усиливается (движение к Эго-идентичкости), либо ослабляется.

 

В-24. Психогенетическая теория Жана Пиаже.

Пиаже создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин "генетиче­ский", используемый в выражении "генетическая психология", был введен в психологию во второй половине XIX века. Термин "генетическая психология" относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение "генетиче­ская психология" нельзя использовать в качестве синонима для де­тской психологии, психологии развития ребенка, так как генетиче­ской называют и общую психологию, если она рассматривает психи­ческие функции в процессе формирования.

Объект этой науки — изучение происхождения интеллекта. Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, про­странство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики, и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный.

Пиаже полвека назад доказал, что тесты могут служить лишь целям отбора, но не дают представления о внут­ренней сущности явления.

Эта наука изучает, как происходит переход от одних форм мысли­тельной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психиче­ской жизнью ребенка и взрослого человека.

Созданная Пиаже генетическая психология, как признают зару­бежные исследователи, развивается по трем направлениям: опреде­ляются проблемы, которые составляют ее предмет; разрабатывается техника исследования; происходит накопление, организация и ин­терпретация фактов.

Пиаже создал генетическую психологию для того, чтобы на ее основе можно было построить генетическую эпистемологию. По оп­ределению Пиаже, генетическая эпистемология пытается объяснить познание, и, в особенности, научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается. Пиаже был глубоко убежден в том, что для изучения природы познания необходимо использовать психологические данные. Пиаже хотел выяснить, действует ли внешний мир непосредственно на ум, субъекта или его идеи — продукты собственной умственной активно­сти? При решении этих вопросов Пиаже исходил из нескольких основ­ных положений. Прежде всего — о взаимоотношении целого и части. Проблема связи целого и части существует, по мнению Пиаже, везде, во всех областях бытия. Всюду целое качественно отличается от части, изолированных элементов не существует. Центральная задача его исследований состояла в том, чтобы изучать психологические меха­низмы логических операций, устанавливать постепенное возникно­вение стабильных, целостных, логических структур интеллекта. Он пытался решить эту задачу очень широко: в сферах биологии, эпи­стемологии, социологии и психологии. Для решения этой проблемы Пиаже прежде всего анализировал отношения между субъектом и объектом в процессе познания.

Идея трансформации — это первая центральная идея теории Пи­аже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. Во всяком действии смешаны субъект и объект. Источник знания, считал Пиаже, лежит не в объектах и не в субъектах, а во взаимодействиях, первоначально неразделимых, между субъектом и этими объектами.

Идея конструкции — вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. Эти структуры — результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.

Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства. Функции — это биологически присущие организму способы взаи­модействия со средой. Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже — понятие схемы действия. В узком смысле слова, схема — это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. Схема действия, по Пиаже, — это то, наиболее общее, что сохраняется в действии при его много­кратном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия, в широком смысле слова, —это структура на определенном уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые эту структуру составляют. Структура — саморегулирующаяся система. Новые ум­ственные структуры формируются на основе действия.

Пиаже ввел в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание де­тского познания — все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания — та схема (более или менее общая) мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздейст­вия включаются. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже гото­вы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отно­шению к познанию играют роль формы. Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это — непреложный закон. Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассими­лирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они (как определяющие познание) строятся на основе действия субъекта.

25. Особенности директивной и недирективной психотерапии (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Роджерс).

К Роджерс – главное у чел это стремление к развитию, совершенствованию Роджерс – считает что защитные механизмы это плохо они отдаляют человека от реальности. Харатер полноценно функцион личности 1 Возрастающая открытость опыту- чел д б в контакте со своими чувствами 2 Возрастающее стремление жить настоящим- люди, наход под влиянием прошлого опыта не м свежо восприним действит 3 Возрастающее доверие к своему организму Чел д. Уметь принимать решея на основании своих внутренних ощущении. Роджерс создал недирективную терапию, направл на клиента. Клиен д сам побольше думать и говорить о своей проблеме.

Недерективный тип психотерапии (гуманистическая, гештальт, психоан.)

1. У каждого человека есть ресурсы для самоизучения.

2. У клиента и терапевта свое поле.

3. Клиент-терапевт – партнерские отношения

Создание климата самораскрытия. Клиента побуждают к экспериментированию (в гештальттерапии). Терапевт большую часть времени слушает, он гибок, с уважением относится к жалобам клиента. Создает атмосферу безопасности. Он эмпатичен. Здесь нужна не поддержка, а коррекция личности в сторону ответственности. Темпы задает клиент в отличие от директивной. Приемы общие независимо от школ (парафраз, прояснение смысла, выделение эмоционального переживания).

Не директивная триада по Роджерсу: принятие, эмпатия, аутентичность.

Психотерапевт в недитективной терапии – партнер, консультант, помощник, эксперт.

Директивная психотерапия (бихевиоризм, когнитивная, НЛП, гипноз).

Психотерапевт в директивной психотерапии – руководитель, учитель, организатор. Используется власть, авторитет специалиста.

Стиль работы – влияющий, позиция – доминирующая. Терапевт определяет позиции и права, требует сотрудничества в роли «Родителя». Психотерапевт задает эталоны взглядов. Механизм идентификации в терапевтическом процессе.

Особенности директивной и недирективной психотерапии.

Психотерапия-особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается фофессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у пациента затруднений психического хар-ра.

Директивная психотерапия включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руков-ля психотерапевтического процесса, возложением на себя .•> •! ветственности за достижение психотерап-их целей и дидактичность.

Директивная позиция психотер-та может сочетаться с авторитарностью или партнерством в выборе: юихотерап-их целей.

К дир-ой психотер-ии относятся методики поведенческой психотер-ии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии

Директивные формы психотер-ии преимущ-но исп-ся в работе с регрессивными. дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и с детьми.

Преимуществом дир-ой психотерап-ии явл-ся то, что психотерапевт может прогнозировать время и;: -ество терапевтических изменений у пациента и более конструктивно, планомерно реализовывать и контролировать их, а также имеет возможность работать с пациентом в более интенсивном и краткосрочном режиме.

В дир-ой психотерапии психотерапевт выступает в роли руководителя, учителя.организатора.

В недериктивной - в роли партнера, консультанта, помощника, эксперта.

 

Это более динамичная концепция развития мышления, основанная на взаимодействии между организмом и окружающей средой. С точки зрения Пиаже, развитие когн-ых процессов пред-т собой рез-т постоянных попыток индивидуума адапт-ся к изменениям окр-ей среды, выводящим его из равновесия, и тем самым компенсировать эти изменения.

Т.О., внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять сущ-щие стр-ры акт-ти, если они уже не удовл-т треб-ям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры.

На каждом этапе, на базе старых структур разв-ся и орг-ся новые, и совершается своего рода развитие по спирали, позволяющее все лучше и лучше адапт-ся к окр-ей среде.

Т.о., по Пиаже, приспособление осуществляется с помощью двух механизмов: 1) ассимиляции, при которой индивидуум пытается приспособить новую ситуацию к сущ-щим стр-рам, 2) аккомодации, при которой, напротив, старые схемы модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.

Так, если ребенок будет пытаться сосать ложечку (ассимиляция), то вскоре он убедится в том, что такое поведение неэффективно, и он будет вынужден видоизменить свою схему (аккомодация) и таким образом модифицировать движения губ и языка, чтобы забирать с ложечки пищу.

Психическое развитие детерминировано стремлением адаптироваться к социальной среде. Адаптация – активное приспособление.

2 механизма адаптации – аккомодация – изменение сложившихся структур под воздействием ситуации; ассимиляция – это наложение уже имеющихся структур поведения на новую ситуацию.

Адаптация сводится к формированию адекватной схемы окружающей среды. Схема отражает основы общества, связи и соотношения предметов окружающего мира или конкретной ситуации. Адаптация – это схема аккомодации и ассимиляции. У взрослого человека достаточно схем, чтобы все объяснить, ассимиляция – игра, аккомодация-обучение.

1. Все психические процессы производные от схемы. Схема определяет память, речь, внимание, возникновение когнитивных процессов представляет собой процесс перераспределения информации.

2. Рассматривал генезис интеллекта. 2 этапа.

1 – ранний – по уровню развития речи можно определить уровень развития мышления; 3 этапа развития:

а) аутизм до 1,5 г. – без речи, замкнутость;

б) эгоцентрическая речь и мышление 1-8лет, различение себя и мира, смотрит на мир со своей точки зрения (речь направленная другому)

в) социализированная мысль 8-60лет, логически аргументированная

2 – поздний период – пересматривает методологию – мышление и речь два разных процесса. Интересует операциональная сторона мышления. Операция – обратимое действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: