Личность как предмет исследования в социальной психологии. Специфика социально-психологической прблематики личности

Социальная психология в отличии от общей психологии изучает весь комплекс вопросов социальной детерминации личности.

В структуре социологического знания довольно точно обозначен раздел «Социология личности», еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел «Психология личности». Строго говоря, именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально-психологической науки «Социальная психология личности».

Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет в каких группах личность, c одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), а с другой – каким образом и в каких группах она реализует свою социальную сущность.

В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность». Главная проблема социологического анализа личности - это проблема социальной типологии личности.

Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. В психологии понятие личность является одним из основополагающих.

Личность - это человек, наделенный психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе. Личность это существо социальное и выступает как субъект социальных отношений.

Социальная психология начинается там, где начинают анализироваться социальные связи.

Традиционно в соц. психологии рассматривается три блока проблем:

1. Проблема социализации (через какие группы осуществляется влияние общества на личность);

2. Проблема социальной установки личности (как личность действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность);

3. Проблема социальной идентичности (выявление качеств и свойств личности, которые формируются и проявляются в группе).

Структуру личности составляют:

 1. Биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности, иногда какие-то биологические свойства психики.

 2. Психологическая подструктура – индивидуальные свойства отдельных психических процессов через специфику психических процессов у конкретных людей – особенности памяти, эмоций, мышления.

 3. Подструктура социального опыта – раскрывается как знания, навыки, умения привычки, приобретаемые человеком в ходе его жизни.

 4. Направленности личности, которая понимается как такая социальная детерминация, которая определяет социально-личностную направленность – влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения.

К социальной психологии относится только последний аспект структуры личности, связанный с ее социальной направленностью.

В свете проблемы социальной идентичности личности можно говорить о следующих социально-психологических свойствах личности:

1. Свойства, обеспечивающие развитие социально-психологических способностей. И здесь свойства, связанные с умением человека оценивать других людей – адекватно, точно.

2. Свойства, которые формируются во взаимодействии человека с другими людьми. Это, например, такие как конформность, доверие к другим людям или его отсутствие.

3. Затем свойства, которые называются общими социально-психологическими свойствами личности. Они проявляются в отношении к другим людям.

4. Это свойства, связанные с общением с другими людьми. Их еще называют коммуникативными свойствами.

Психоаналитические теории развития личности. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений.
Три составные части личности. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Это ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Суперэго ("сверх-Я") - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго. В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот - не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией. На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию - подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками. После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

В основе развития цивилизации по Фрейду лежат, инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).К. Юнг придерживался мнения, что решающую роль асоциальной жизни личности играет коллективное бессознательное, которое существует в мыслях каждого отдельногоиндивида и одинаково для всех, чем обусловлено объединение людей в народы, нации, человечество. По мнению А. Адлера, стремление к превосходству и связанное с ним происходит в результате чувства той или иной органической неполноценности, присущей каждому человеку, которая направляет помыслы и действия людей на достижение цели агрессию Адлер рассматривал, каксредство для преодоления препятствий.
Представители теории поведения (бихевиористические теории). Основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Так, один из родоначальников этого направления Д.Уотсон считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек "учится вести себя" всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения:

1. - Классическое обусловливание;

2. - Оперантное обусловливание;

3. - Обучение посредством наблюдения.

1. Классическое обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребёнок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.
2. Оперантное обуславливание. Б.Скиннер разработал специфический тип обучения, который назвал оперантным обуславливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: