Механизм (по Г.М. Андреевой)

Выделяются три основных сферы, в которых осуществляется становление личности:

1) Деятельность - индивид постоянно осваивает новые виды деятельности, при этом происходят три важных процесса:

- ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между различными ее видами. Индивид выявляет особо значимые для него аспекты деятельности, уясняет и осваивает их, т.е. находит личностные смыслы:

- центрирование вокруг главного вида деятельности, сосредоточение внимания на нем, подчинение ему остальных видов деятельности;

- освоение новых ролей и освоение их значимости, то есть становление субъектом деятельности.

2) Общение. Включает в себя:

- расширение - умножение числа контактов с другими людьми, специфичных на каждом возрастном рубеже;

- углубление - переход от монологического общения к диалогическому, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

3) Самосознание - становление в человеке образа своего "Я ", отделение "Я" от деятельности, интерпретация "Я", соотнесение этой интерпретации с интерпретациями, которые дают другие люди. Это сложный психологический процесс, включающий

самоопределение - поиск позиции в жизни;

самореализацию - активность в разных сферах;

самоутверждение - достижение, удовлетворенность;

самооценку.

 

Соц. становление человека происходит в разных соц. группах. Соц. группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задающие систему внешеней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

Наиболее влиятельные институты социализации это семья, школа (школьный класс), производственная группа.
Агенты социализации - Родители, друзья, тренеры, духовные наставники, предприниматели и другие люди заинтересованные в том, чтобы мы осваивали социальные роли и стремились исполнять их в жизни. Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации.

Институты социализации могут быть:

1) формальными - официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.);

2) неформальными - разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.).

Функции социализации:

1.Воспитательная.
2. Функция соц. контроля.

3. Функция сохранения культурно-исторического опыта.

Стадии социализации:

1. Первичная и вторичная.

- первичная социализация или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт нкритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

- вторичная или стадия индивидуализации. Появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. В юношеском возрасте социализация характеризуется как устойчиво- концептуальная, вырабатываются устойчивые свойства личности

2. Дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

- дотрудовая. Весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

- трудовая. Весь период трудовой деятельности человека.

- послетрудовая стадия.Характеризуется как восьмая стадия развития личности по Э. Эриксону.(Умиротворение - отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни;

некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.
Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. В обществе происходят экономические, культурные, политические изменения, и усвоенный соц. опыт устаревает очень быстро. Меняются ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм, и отношений человека получил название ресоциализации.
Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Одна из особенностей современной социализации- длительность по сравнению с предшествующими периодами., так же гуманизация детства, образование, приобретение профессии, творчество и новые требования к характерологическим чертам, которые должны быть сформированы в качестве полноправного члена общества.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: