В-22. Динамические аспекты жизнидеятельности малой группы. Стадии и уровни развития группы

Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь.

К числу механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д.

К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.

Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии:

· первичного синтеза

· дифференциации

· вторичного синтеза или интегрирования.

Отличительными признаками ( параметрами) развития группы выступают:

· направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей)

· организованность

· подготовленность к выполнению совместной деятельности

· интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность

· стрессоустойчивость.

Целостными характеристиками группы выступают также:

· сплоченность

· микроклимат

· референтность

· лидерство

· интрагрупповая и интергрупповая активность.

В концепции Л.И.Уманского выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива:

·Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.

·Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.

·Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.

·Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.

·Группа-корпорация формируется при изоляции группы и концентрации активности ее членов на узкогрупповых целях.

В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям:

·степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности

·общественная значимость совместной деятельности.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий:

·    ориентировки в ситуации

·    конфликта

· достижения согласия или равновесия.

К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.

«Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.

«Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: