Психологические механизмы формирования (возникновения, образования) малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь.
К числу механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида.
Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д.
К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.
В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции.
Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии:
· первичного синтеза
· дифференциации
· вторичного синтеза или интегрирования.
Отличительными признаками ( параметрами) развития группы выступают:
· направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей)
· организованность
· подготовленность к выполнению совместной деятельности
· интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность
· стрессоустойчивость.
Целостными характеристиками группы выступают также:
· сплоченность
· микроклимат
· референтность
· лидерство
· интрагрупповая и интергрупповая активность.
В концепции Л.И.Уманского выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива:
·Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач.
·Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.
·Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.
·Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений.
·Группа-корпорация формируется при изоляции группы и концентрации активности ее членов на узкогрупповых целях.
В психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (1979), развитие группы характеризуется по двум основным критериям:
·степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности
·общественная значимость совместной деятельности.
В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов или стадий:
· ориентировки в ситуации
· конфликта
· достижения согласия или равновесия.
К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:
Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
«Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
«Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.