Педагог. Ребята, нам уже попадались образцы негладкого стекла, на поверхности которого имеется объёмный рисунок, сочетающий прозрачные и матовые элементы. Это фактурное стекло (название просто послушайте). Посмотрите на образцы (можно показать фотографии). Правда, красиво! Вспомните, где вы такое видели? (двери, декоративные стены и др.) Рассмотрите и определите, кто спрятался за матовым стеклом.
Детям предлагают зашумленные изображения, они говорят, кого видят за «матовым стеклом»
Различение глухих и звонких согласных. Образование относительных прилагательных.
Педагог. Всем знаком такой предмет, как стеклянная банка. Как бы без нее обходились, ведь он незаменим для заготовок на зиму?! Давайте наварим соков. В одной банке у нас сок из фрукта (ягоды) со звонким звуком Г, а в другой – глухим К. Не забудьте назвать получившийся сок.
Детям раздают предметные картинки (клубника, гранат, персик, яблоко, груша, абрикос, виноград и др.) и две картонные фигурки банок с прозрачными кармашками. Дети распределяют картинки по банкам: со звуком К – в одну, со звуком Г – в другую банку и называют получившийся сок (гранатовый, грушевый и т.д.)
|
|
Цвет стекла Игра «Разноцветные стеклышки».
Педагог. Мы заметили, что стекло бывает разных цветов. Как же используется это его свойство? Создаются красивые предметы интерьера, например вазы, а также посуда из цветного стекла. Иногда оконное и дверное стекло специально тонируют, а из разноцветного стекла создают витражи. Теперь представьте, что у нас есть цветные стеклышки (по возможности раздать настоящие). Если через них посмотреть, все вокруг станет такого же цвета. Расскажите об этом.
Дети согласовывают существительные с прилагательными в роде и винительном падеже, внимательно следят за окончанием слов: я вижу красное солнце, я вижу красную скамейку, вижу красного кота, красное дерево и т.д. с разными цветами.
Педагог. Кстати, есть такое выражение – «жизнь в розовом цвете/свете». Что оно, по-вашему означает? (ответы детей) Это значит видеть все происходящее в лучшем свете, чем оно есть в действительности, преувеличивать. Так часто говорят о мечтателях.
Различение твердых и мягких согласных. Игра «Синие и зеленые ёлочные шары».
Педагог. Как вы думаете, из чего делают всеми любимые ёлочные шары? Тоже из стекла! Сначала стеклодув их выдувает, а потом художники раскрашивают. Мы тоже побудем такими художниками.
Предлагаются раздаточные картинки «Ёлочные шары» (контурно нарисованы елочные шары, а на них картинки с каким-либо твердым или мягким согласным звуком), а также синие и зеленые карандаши. Педагог выбирает для различения те звуки, которые уже знакомы детям.
|
|
Дети определяют, какой звук в названии картинки, украшающей шар: твёрдый или мягкий. Если звук мягкий, то сам шар они раскрашивают зеленым цветом, а если звук твердый – синим. Например, дети учатся различать звуки Л и ЛЬ. Если на шарике лисичка – его раскрашивают зеленым цветом, т.к. звук ЛЬ мягкий. А если рисунок «луна» - синим, т.к. в слове твердый звук Л.