Упражнение «Я как друг»

Работа проводится в два этапа. Сначала учащиеся осуществляют самодиагностику с помощью теста «Я как друг» (Приложение 5), обрабатывают полученные данные, после чего им предлагается (исключительно по желанию) обменяться впечатлениями, возникшими в связи с результатами тестирования: Какие из выявленных качеств личности знакомы? Что явилось для них неожиданным?

Затем школьники выполняют задание, в котором требуется закончить следующее предложение: «Друг – это тот, кто…». По окончании педагог организует обсуждение выполненного задания и предлагает учащимся на основе полученных ответов составить словесный портрет идеального друга.

Вопросы для размышления

1. С кем и как складывались ваши школьные привязанности? Что влекло к друзьям, что отталкивало? Пытались ли преодолеть отчуждение или покорно принимали уход друга?

2. Какие цели преследовали, вступая в компанию? Удавалось ли заявлять свою точку зрения или молча принимался общий стиль поведения «группы»?

3. Какие качества характера дружба развила, усовершенствовала, какие исказила?

Рекомендуемая литература:

1. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

2. Кон И.С. Дружба. – М., 1980.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1982.

4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. –М.: Просвещение, 1988

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.

7. Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. – Минск, 2000.

Тема 2.3. Любовь в юношеском возрасте

Цели темы: раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшего человеческого чувства, охарактеризовать основные черты подлинной любви, зависимость характера и глубины этого чувства от уровня развития личности, охарактеризовать нравственную сущность культуры поведения влюбленных. 

Основные понятия: любовь, способность любить, самоотдача в любви.

Методические рекомендации

Раскрывая тему, условно можно выделить три основных вопроса:

· любовь как высшее человеческое чувство;

· первая любовь;

· культура поведения влюбленных.

Занятие целесообразно начать беседой, поставив перед учащимися такие вопросы: В чем, по-вашему, состоит сходство между дружбой и любовью? Почему дружбу можно назвать школой любви? В чем смысл понятии «любовь»? Тактично отметив наиболее удачные ответы учащихся, педагог предлагает поразмыслить над этими вопросами в течение всего занятия.

При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду, что слово дружба в юношеском возрасте является лишь завуалированным словом любовь. Потребность в дружбе с противоположным полом выражает потребность в любви: жажда эмоционального контакта, понимания, душевной близости.

Давая характеристику любви, важно подчеркнуть следующие моменты:

· любовь – сложнейшее человеческое чувство, сочетающее потребность быть любимым и способность любить;

· любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми, как привязанность одного человека к другому, соотношение дружбы и любви;

· любовь – основа брака, супружеской гармонии.  

Особое внимание следует уделить глубине раскрытия понятия любви. Важно проанализировать любовь как чувство, искусство, способность, отношение. Дошкольникам нужно донести, что богатство любви зависит от богатства внутреннего мира личности и что развитая способность любить является выражением высшего уровня развития личности.

 Касаясь первой любви, целесообразно подчеркнуть особенности юношеской любви, важность умения различать любовь и другие чувства – симпатию, интерес, влюбленность, подчеркнуть необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Говоря о культуре поведения влюбленных, следует подробно остановиться на таких вопросах, как  нравственные основы взаимоотношения влюбленных, характерные черты поведения влюбленных, взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны, уважительное, бережное отношение к чувству представителя противоположного пола. Следует также подчеркнуть духовную ранимость друзей и любящих, необходимость бережного отношения к дружбе и любви.

Педагогу нужно помнить, что тема «Любовь в юношеском возрасте» является значимой и интимной, ее рассмотрение с применением активных методов обучения должно осуществляться трепетно и бережно, с максимальным педагогическим тактом. Поэтому набор методов оказывается сравнительно ограниченным. Одним из методов можно предложить групповую дискуссию на темы любви, взаимоотношений двоих, будущего, которое ожидает влюбленных и т. д.

После дискуссии можно предложить учащимся следующее задание: 

Вспомните все длительные и мимолетные отношения, осветившие вас светом поэтического увлечения. Попробуйте определить, что это было: прелюдия любви или – ваша Первая любовь? Не важно, было ли это увлечение реальным человеком или героем произведения искусства. Что оно изменило в вашем характере, взгляде на окружающий мир, на людей, сверстников? Что вы сами сделали, чтобы подольше сохранить след этой любви, ее тепло в душе?

Работа над заданием завершается обменом мнениями учащихся.

Практическое занятие

Упражнение «Любовь к себе»

Учащимся предлагается выполнить тест (Приложение 6), согласно следующей инструкции: Все мы хотим любить и быть любимыми, но при этом часто забываем об одной простой вещи – все начинается с себя. И поэтому тот, кто не умеет любить себя, а это значит – уметь принимать себя таким, какой есть, обращать внимание на свои положительные стороны, а не наоборот, как это мы часто делаем, никогда не сможет по-настоящему полюбить другого.

После того, как задание будет выполнено, целесообразно провести по результатам тестирования обмен мнениями (по желанию учащихся).

Упражнение направлено на развитие навыка самопознания, умения оценивать самоотношения.

Вопросы для размышления

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь. В дарении себя и есть та сила, которая рождает любовь. (Э. Фромм).

2. В любви, как в ненависти, могут быть соединены самые разнообразные чувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и смелость, и даже гнев и ненависть. (К.Д. Ушинский).

3. Счастье душа познает лишь любя. (Гете).

Рекомендуемая литература:

1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990.

2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу. Минск. 1992.

3. Безруких М.М. Я и другие, или правила поведения для всех. М., 1991.

4. Кофта К. Как мужчину завоевать, удержать и расстаться. М., 1993.

5. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. – Л., 1984.

6. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.

7. Скинтер Р., Клинз Дж. Семья и как уцелеть. – М., 1995.

8. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. – М., 1990.

Тема 2.4. Готовность к браку

Цели темы: дать учащимся представление о браке, нравственно-этических основах вступления в брак, многоаспектности готовности вступления в брак, содействовать формированию умения анализировать черты характера, свойства личности необходимые для счастливой семейной жизни.

Основные понятия: брак, брачный возраст,готовность к браку, мотивы вступления в брак.

Методические рекомендации

Раскрывая тему, следует показать учащимся многоаспектность готовности к вступлению в брак (физическую, социальную, этико-психологическую готовность), значение взаимного чувства любви, уважения и доверия избраннику – как неотъемлемого признака совместимости будущих супругов, а также значение общности их взглядов на предназначение семьи. При этом важно подчеркнуть, что наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое определяет основные гражданские права и обязанности членов семьи друг перед другом.

Задача педагога донести до учащихся мысль о том, что представление о личностных характеристиках будущего спутника жизни у молодых людей зачастую расходится с качествами, которые традиционно ценятся у партнеров по общению.

Одним из ключевых вопросов темы является вопрос о возможных мотивах вступления в брак. Ему необходимо уделить достаточно времени и внимания.

Учёные выделяют следующие мотивы вступления в брак:

· брак по любви;

· брак по стереотипу: подражание и конформизм (быть как все);

· боязнь одиночества;

· брак из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во- вторых, доказать свою объективную привлекательность;

· брак по легкомыслию;

· брак, связанный с удовлетворением потребности молодых людей в самоутверждении путем повышения своего социального статуса, а также освобождение из-за опеки родителей;

· «вынужденный брак», спровоцирован дбрачной беременностью невесты.

В ходе проработки теоретического материала педагог должен подвести учащихся к выводу о важности психологической готовности молодёжи к браку, предполагающей наличие у будущих супругов глубокого, проверенного чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности; общность взглядов на содержание семейной жизни и идеал семейного счастья.

Практическое занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: