Учащимся предлагается составить словесный портрет желаемого избранника (избранницы) (Приложение 7). По окончании работы над словесным портретом можно обсудить с учащимися вопрос: Какие черты характера и свойства избранника наиболее значимы для счастливой семейной жизни?
Вопросы для размышления:
1. Что я умею и имею для создания прочной основы будущей семьи?
2. Согласны ли вы с мнением психологов о том, что наиболее благоприятно сочетание пары, у которой муж старше на 5-7 лет.
3. Согласны ли вы с утверждением И. Канта, что супружеская пара должна образовывать как бы единую моральную личность.
Рекомендуемая литература:
1. Джеймс М. Брак и любовь. – М.: Прогресс, 1989.
2. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.
3. Фромм Э. Искусство любви. – М.; Минск: Полифак, 1990.
4. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М, 1990.
Раздел 3. Искусство быть супругами
Требования к знаниям и умениям
Учащийся должен:
· иметь представление об основных этапах развития семьи, о проблемах молодой семьи, о семейных ролях и их распределении, о семейной экономике,о психологически благополучной и неблагополучной семье, о критериях психологического здоровья семьи.
· знать основные причины возможныхтрудностей в период адаптации молодых супругов, особенности взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями, психологические проблемы, связанные с рождением ребенка, причины возникновения семейных кризисов, конфликтных ситуаций, особенности прогнозирования и профилактики конфликтов;
· уметь анализировать и оценивать конфликтные ситуации, оценивать свое поведение в конфликте, планировать, составлять семейный бюджет;
· владеть навыками самопознания, иметь опыт планирования семейного бюджета.
Тема 3.1. Жизненный цикл семьи
Цели темы: сформировать представления о развитии семьи, периодизации её жизненного цикла, о роли семейных кризисов в жизни семьи, о возможностях их успешного разрешения.
Основные понятия: жизненный цикл семьи, этапы развития семьи, задачи развития семьи, семейные кризисы, нормативные и ненормативные кризисы.
Методические рекомендации
Важно подчеркнуть, что семья это живая система, и она не остаётся постоянной в течение своей жизни, она растёт, развивается, изменяется.
Раскрывая тему, педагогу следует показать учащимся различные варианты периодизации жизненного цикла семьи. Например:
1. Периодизации, основанные на семейном стаже супругов.
2. Периодизации, основанные на возрасте детей.
3. Периодизации, основанные на кризисах семейной жизни.
Занятие, посвящённое семейным кризисам целесообразно начать беседой, поставив перед учащимися такие вопросы: Может ли быть семья без кризисов? Есть ли польза в семейных кризисах?
Говоря о периодизации жизненного цикла семьи, особое внимание следует уделить тому, что каждый период развития семьи заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. Каждый период включает в себя этап кризиса, этап адаптации к происшедшим изменениям и этап стабильного функционирования семьи в новом качестве. В ходе адаптации должны быть решены определённые задачи, стоящие перед членами семьи на этом этапе развития семьи.
Задача педагога донести до учащихся мысль о том, что семейные кризисы – это нормальное явление, что важно найти пути выхода из кризисов. Что выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) - нарастанием эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений.
Практическое занятие
Упражнение «Семья»
Учащимся предлагается свободно передвигаться по классу. По команде учителя они должны быстро образовать группу-семью. "Семья из 2 человек", "Семья из 4 человек", "Семья из 10 человек", "Семья из 5 человек", "Семья из 7 человек".






