Эффективность использования средств производства, проблемы повышения конкурентоспособности предприятия на рынке сбыта продукции

В условиях рыночно ориентированной экономики, в которой определяющее значение имеет рынок потребителей, конкурентоспособность продукции является важнейшим фактором и индикатором успешной деятельности предприятий.

Под конкурентоспособностью продукции понимается относительная интегральная характеристика, отражающая отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и затратам на ее удовлетворение.

В современных условиях многие экономические вопросы, стоящие перед предприятием, связаны с определением эффективности производства, в том числе и с анализом эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Важную роль в повышении эффективности использования основных и оборотных фондов предприятия играет экономический анализ. При котором изучается определенная система показателей: оббьем, динамика, состав и структура производственных фондов, их движение, технический уровень, эффективность их использования.

Любое предприятие независимо от формы образования и вида деятельности должно постоянно анализировать движение своих основных и оборотных средств, их состав и состояние, эффективность использования. Данная информация позволяет предприятию выявить пути и резервы повышения эффективности использования основных и оборотных средств, а кроме того, вовремя обнаружить и скорректировать негативные отклонения, которые в дальнейшем могут повлечь серьезные последствия для успешной деятельности предприятия.

Состояние основных и оборотных средств оказывает непосредственное влияние на основную деятельность предприятий, следовательно, его финансовую устойчивость. Наличие производственных ресурсов обеспечивает материально-техническую возможность функционирования любого предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без средств производства не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия.

В условиях рыночной экономики, анализ учета и использования основных и оборотных средств приобретает все большее значение. Так как основные и оборотные средства являются основой любого производства, актуальность вопроса об эффективности использования производственных ресурсов всегда остается в центре внимания менеджеров и руководящего состава предприятия.

Единственным учредителем товарищества является физическое лицо. Товарищество создано на неопределенный срок. Основной целью товарищества является получение дохода. Для достижения указанной цели товарищество осуществляет следующие основные виды деятельности:

-производство, закуп, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции;

-поставка сельхоз техники, запчастей к ней;

-предоставление услуг в области перевозок, ремонта, сервисного обслуживания;

-производство, реализация продукции производственно-технического назначения и т.д.

Чтобы сегодня создавать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать организацию и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при этом – умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Все усилия в организации и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.

Повышение конкурентоспособности – верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности.

Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода.

Конкуренция в рыночной экономике понимается как совокупность экономических, организационных и социальных процессов, которые стремятся повысить эффективность работы предприятия и стабилизировать рыночную позицию предприятия. Конкурентоспособность-это способность предприятия чтобы выдерживать конкуренцию на рынках товаров и услуг с аналогичными предприятия. Уровень конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции является показателем, определяемым такими экономическими факторами, как расходы, прибыль, рентабельность, формы и методы перемещения товаров, сроки поставки, престиж бренда, эффективность рекламы и другие. В свою очередь, внутреннюю конкурентоспособность можно определить, как результат рыночной борьбы между продукцией предприятия, с целью получения заранее определенной выгоды, получаемой за счет повышения мотивационного механизма потребителя. Преимущества можно рассматривать как достижение определенной рентабельности деятельности, повышение рентабельности производства, укрепление позиций на рынке, улучшения имиджа и т. д.

Вышеуказанная концепция значительно расширяет пределы конкуренции, указывает источник ее формирования и позволяет принимать взвешенные решения о развитии каждого продукта предприятия. В то же время можно рассматривать показатель внутренней конкурентоспособности как инструмент повышения эффективности работы предприятия.

Каждое предприятие использует различные методы повышения конкурентоспособности своих товаров на рыке. Р.Фатхутдинов выделяет следующие методы конкуренции, которые могут быть применены предприятием на рынке продукции:

-на основе критерия повышения качества товара (неценовая);                

 -основанный на уменьшении цены;                                                              

 -основанный на использовании всех конкурентных преимуществ товара (интегральная)

Конкурентоспособность и успех любого предприятия строятся на основе конкурентных преимуществ, которые могут быть подвергнуты различной классификации по различным основаниям. Их основные виды: внешние, внутренние, стратегические (долгосрочные), тактические (краткосрочные), организационные, ресурсные.

Таким образом, предприятия могут использовать в своей деятельности все многообразие форм и методов усиления конкурентоспособности, основная цель которых – добиться экономически значимых конкурентных преимуществ, которые позволили бы эффективно осуществлять экономическую и маркетинговую деятельность и занимать стабильную позицию на рынке выпускаемой продукции.

Общий механизм реализации процесса повышения конкурентоспособности предполагает выполнение следующих шагов:

- анализ рынка и внешней среды;

- изучение и оценка внутреннего потенциала субъекта хозяйствования;

- определение конкурентных преимуществ бизнеса;

- выстраивание долгосрочных целей развитие;

- определение механизмов укрепления и развития преимуществ в сравнении с конкурентами;

- работа над выявленными недостатками;

- мониторинг и контроль над реализацией выбранных мероприятий

 

 

                      Факторы конкурентоспособности предприятия

 

Человеческие ресурсы Физические ресурсы Ресурсы знаний Человеческие ресурсы Инфраструктура

 

Количество, классификация и стоимость рабочей силы Земельные, лесные, водные, климатические, географическое положение Сумма научной, технической и рыночной информации Количество и стоимость капитала, который может быть использован Тип, количество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею

 

 

2.2. Сфера материального производства, ее состав.  

 

 Сфера материального производства - совокупность всех видов производственной деятельности, в результате которых создаются материальные блага в форме продуктов, энергии и в форме перемещенных грузов, хранения продуктов, сортировки, расфасовки, упаковки и др. функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Материальное производство - это решающая сфера жизнедеятельности человечества. Оно обеспечивает создание благ, которые играют главную роль в удовлетворении потребностей человека и общества. Однако наряду с материальными потребностями с развитием общества все больше возрастают потребности в общественных и духовных благах, которые создаются в социальной сфере.

 

Сфера материального производства и непроизводственные сферы

 

Сфера материального производства Непроизводственная сфера
Строительство Наука, образование. Искусство
Сельское хозяйство Здравоохранение, торговля
Грузовой транспорт Соцобеспечение, общественное питание
Промышленность Жилищно-коммунальное хозяйство
Лесное хозяйство Пассажирский транспорт
Связь, доставка и сбыт в сфере материального производства Органы управления
  Органы правопорядка

1. Промышленность - совокупность организаций, снабжающих все отрасли национального хозяйства продуктами труда и материалами. Это важнейший элемент единого хозяйственного комплекса России и активный фактор научно-технического прогресса.

2. Сельское и лесное хозяйство - совокупность организаций, обеспечивающих население продуктами питания и сырьем для выработки предметов потребления. Состав отрасли: земледелие (полеводство, садоводство, виноградство и др.) и животноводство (выращивание крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, птицеводство и др.)

3. Транспорт как отрасль - совокупность организаций, удовлетворяющих потребности граждан в перемещении по стране и за ее пределы, а также потребности в перевозке грузов. Транспортная отрасль способствует формированию внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Транспортная система России включает железнодорожное, автомобильное, авиационное, водное и морское, трубопроводное хозяйство. Крупнейшими транспортными организациями России являются: Аэрофлот (гражданская авиация), Российские железные дороги, Волжское речное пароходство и др.

4. Связь - совокупность предприятий, обеспечивающих передачу и прием почтовых, телефонных, телеграфных и радиосообщений. Структура отрасли определяется основными видами связи - почтовой, автоматической, спутниковой, которые характеризуются высоким уровнем трудоемкости и пользуются высоким спросом у населения

5. Строительство - совокупность предприятий, продукцией которых являются законченное строительство и сданные в эксплуатацию заводы, фабрики, гражданские здания, железнодорожные и автомагистрали, порты. Структура отрасли: промышленное, жилищно-гражданское, транспортное, сельскохозяйственное строительство. Для всех видов строительства характерны медленный физический и моральный износ, недвижимость объектов строительства, высокая трудоемкость строительных работ.

6. Торговля - совокупность предприятий (торговых центров, магазинов и иных форматов), предназначенных для сбыта произведенной в других отраслях продукции. Структура отрасли: розничная и оптовая торговля. Отрасль характеризуется высокой рентабельностью, незначительными стартовыми капитальными вложениями, что предопределяет повышенный интерес со стороны предпринимателей и инвесторов.

7. Общественное питание - совокупность предприятий (ресторанов, кафе, баров, столовых и иных форматов), создающих на основе переработки сельскохозяйственного сырья, пищевые продукты и удовлетворяющих потребности населения в продовольствии. Структура отрасли: мясная, молочная, мукомольная, хлебопекарная, рыбная, маслобойная-жировая, винодельческая, сахарная, консервная, кондитерская. Для общепита характерно использование сырья растительного и животного происхождения, что определяет непосредственную связь с сельским хозяйством. Этой отрасли свойственна высокая трудоемкость.

8. Информационно-вычислительное обслуживание - совокупность предприятий - разработчиков программных продуктов и информационных технологий. Для отрасли характерны: высокая трудоемкость, инновационность технологий и продуктов. В современных условиях хозяйствования спрос на продукты отрасли очень высокий.

Соотношение материальной и нематериальной сфер производства (в % к итогу)

 

Россия

2004г.2008г.

Краснодарский край

Ростовская область

Астраханская область

100%

 

51,9

 

59,7

 

55,2

 

57,9

 

54,8

 

52,2

 

48,5

 

43,6

80%
60%

 

48,1

 

51,5

 

56,4

40%

 

40,3

 

44,8

 

42,1

 

42,5

 

47,8

0%

 

Услуги

Товары

 

 

2.3 Государственное регулирование предпринимательства.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

 

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

 Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1. охрана окружающей среды;

2. выравнивание экономического цикла;

3. обеспечение нормального уровня занятости населения;

4. защита жизни и здоровья граждан;

5. поддержка конкуренции на рынке;

6. поддержка и развитие малого предпринимательства;

7. специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

 

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

 

1.Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

-государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

 -государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- налогообложение;

-лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

-выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

 

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- предоставление налоговых льгот;

- льготное кредитование;

- государственный (муниципальный) заказ и др.

 Основные функции государственного регулирования предпринимательства таковы:

1. поддержка пропорциональности производства и потребления, антициклическое регулирование;

2. поддержка и развитие конкуренции, антимонопольные меры;

3. перераспределение доходов и социальная защита предпринимателей и потребителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: