Введение
Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.
|
Автоматизированной информационной системой (АИС) называется комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
|
|
В автоматизированных ИС часть функций управления и обработки данных выполняется компьютерами, а часть человеком.
Цель работы: Спроектировать и разработать автоматизированную информационную систему для помощи определение студента на дополнительные предметы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать IDEF0 и DFD модель.
2. Создать и спроектировать таблицы соответствующими данными в СУБД.
3. Установить тип связей в схеме данных.
4. Создать формы, макросы.
Проектирование информационной системы
1. 1 описание предметной области
Информационная система должна автоматизировать выбор предметов и регистрацию оценок как по преддипломному тестированию, так и по результату сдачи диплома. Прототип ИС разработать средствами MS Access и Ramus.
Описание ПО Ramus
Ramus является мощным инструментом для создания моделей, позволяющих анализировать, документировать и планировать изменения сложных бизнес-процессов. Ramus предлагает средство для сбора всей необходимой информации о работе предприятия и графического изображения этой информации в виде целостной и непротиворечивой модели. Причем, поскольку модель является некоторым графическим представлением действительности, можно утверждать, что человек вернулся к своему излюбленному средству документирования бизнес-процессов – к рисунку. Но возвращение это произошло на новом уровне – целостность и непротиворечивость модели-рисунка (качества, о которых раньше не было и речи) гарантируются рядом методологий и нотаций, которым следуют создатели модели. Ramus поддерживает такиt методологии как: IDEF0, DFD и IDEF3,мы же будем использовать только IDEF0 и DFD, позволяющие анализировать ваш бизнес с двуъ ключевых точек зрения:
|
|
· С точки зрения функциональности системы. В рамках методологии IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, а также показывается информационные, людские и производственные ресурсы, потребляемые каждой работой.
· С точки зрения потоков информации (документооборота) в системе. Диаграммы DFD (Data Flow Diagramming), они описывают потоки данных, позволяя проследить, каким образом происходит обмен информацией между бизнес-функциями внутри системы. В тоже время диаграммы DFD оставляют без внимания взаимодействие между бизнес-функциями.
Ramus умеет проверять создаваемые модели с точки зрения синтаксиса выбранной методологии, проверяет ссылочную целостность между диаграммами, а также выполняет ряд других проверок, чтобы помочь вам создать правильную модель, а не просто рисунок. При этом сохраняются главные преимущества рисунка – простота создания и наглядность.
Основной из трех методологий, поддерживаемых Ramus, является IDEF0. IDEF0, относится к семейству IDEF, которое появилось в конце шестидесятых годов под названием SADT (Structured Analysis and Design Technique). IDEF0 может быть использована для моделирования широкого класса систем.
Для новых систем применение IDEF0 имеет своей целью определение требований и указание функций для последующей разработки системы, отвечающей поставленным требованиям и реализующей выделенные функции.
Применительно к уже существующим системам IDEF0 может быть использована для анализа функций, выполняемых системой и отображения механизмов, посредством которых эти функции выполняются.
Результатом применения IDEF0 к некоторой системе является модель этой системы, состоящая из иерархически упорядоченного набора диаграмм, текста документации и словарей, связанных друг с другом с помощью перекрестных ссылок. Двумя наиболее важными компонентами, из которых строятся диаграммы IDEF0, являются бизнес-функции или работы (представленные на диаграммах в виде прямоугольников) и данные и объекты (изображаемые в виде стрелок), связывающие между собой работы. При этом стрелки, в зависимости от того в какую грань прямоугольника работы они входят или из какой грани выходят, делятся на пять видов:
· Стрелки входа (входят в левую грань работы) – изображают данные или объекты, изменяемые в ходе выполнения работы.
· Стрелки управления (входят в верхнюю грань работы) – изображают правила и ограничения, согласно которым выполняется работа.
· Стрелки выхода (выходят из правой грани работы) – изображают данные или объекты, появляющиеся в результате выполнения работы.
· Стрелки механизма (входят в нижнюю грань работы) – изображают ресурсы, необходимые для выполнения работы, но не изменяющиеся в процессе работы (например, оборудование, людские ресурсы…)
· Стрелки вызова (выходят из нижней грани работы) – изображают связи между разными диаграммами или моделями, указывая на некоторую диаграмму, где данная работа рассмотрена более подробно.
Все работы и стрелки должны быть именованы. Первая диаграмма в иерархии диаграмм IDEF0 всегда изображает функционирование системы в целом. Такие диаграммы называются контекстными.
В контекст входит описание цели моделирования, области (описания того, что будет рассматриваться как компонент системы, а что как внешнее воздействие) и точки зрения (позиции, с которой будет строиться модель). Обычно в качестве точки зрения выбирается точка зрения лица или объекта, ответственного за работу моделируемой системы в целом.
|
|
Построение модели IDEF0
Построение модели ИС начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Определение факультативов для студентов»:
Рис. 1 Контекстная диаграмма IDEF0 “Получение дополнительного образования”
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это “Студенты”), выхода (основной результат процесса - “Обученный студент” и “Диплом об окончании учреждения”), управления (“Учебный план”, “Время”, “ Желание”, “Методическое пособие”) и механизмов (“Сотрудники”, “Оборудование”, “ Преподаватели”, – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования учебы).
“Студенты” – те, кто непосредственно участвуют в процессе выбора. Получения образования – цель деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели необходимо предоставить выбор студентам.
“Учебный план”, “Время”, “Желание”, “Предпочтения”, “Методическое пособие” – это правила, которыми управляется процесс функционирования..
Так же необходимое участие принимают “Сотрудники” и “Преподаватели”. Чтобы предоставить выбор предметов необходимо “Оборудование” – обстановка здания, техника, инвентарь и т.д.
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). (Рис. 2).
Рис. 2 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Получение дополнительного образования.
Весь процесс “Получения дополнительного образования” разбивается на 5. Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции
|
|
1) “Выбор направления” в свою очередь декомпозируется на “Ознакомление” и “Выбор предмета”. Этот процесс иллюстрирует выбор студентом нужного направления. (Рис. 3)
Рис. 3 Диаграмма декомпозиции процесса “Выбор направления”.
2) “Составление расписания” в свою очередь декомпозируется на “Распределения студентов по предметам”, “Распределение преподавателей по предметам” и “Распределение аудиторий”. Этот процесс представляет собой схему совместимости выбора студента с установленным планом и временем преподавателя и наличием аудиторий. (Рис.4)
Рис. 4 Диаграмма декомпозиции процесса “Составление расписания”.
3) “Учёба и сессия” декомпозируется на “Посещение лекция”, “Посещение семинаров” и “Сессия”. Это совокупность учебного процесса и получения оценок за преддипломную сессию. (Рис.5)
Рис. 5 Диаграмма декомпозиции процесса “Учеба и сессия”.
4) “Выполнение дипломного проекта” декомпозируется на “Выбор преподавателя”, “Определение предметной области”, “Написания диплома” и “Защита диплома”. Это совокупность процессов по сдачи дипломной работы. (Рис.5)
Рис. 6 Диаграмма декомпозиции процесса “ Выполнение дипломного проекта”.
5) Регистрация оценок” в свою очередь декомпозируется на “Сопоставление оценок” и “Проставление оценок в диплом”. Этот процесс описывает запись всех оценок (включая за дипломный проект) для выведения диплома об окончании учреждения. (Рис.7)
Рис. 7 Диаграмма декомпозиции процесса “ Регистрация оценок”.