Для разработки системы оценка развития компетенций по результатам подготовки курсовой работы необходимо пользоваться утвержденной в университете документированной процедурой ее проведения, в частности:
- Положением о балльно-рейтинговой системе оценивания учебной деятельности студентов и ее достижений при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования. СМК – ПВД – 8.2.4 – 01 – 10 – 2012 [10](далее Положение);
- Регламентом организационно-методических и аттестационных процедур в рамках внедрения в УрФУ балльно-рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов и ее результатов при освоении основных образовательных программ высшего образования [13](далее Регламент);
- приказом ректора УрФУ «О реализации балльно-рейтинговой системы» от 22.04.2013 г., № 322/03.
В Положении указано, что балльно-рейтинговая система (далее БРС) определяет уровень успешности студента на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов [10, С. 3]. В этом документе отражены необходимые установки для руководителя курсовой работы по подходам к ее оценке:
|
|
- курсовая работа является завершенной частью содержания цикла учебного плана, по освоению которой выставляется итоговый балл [там же, С. 3];
- курсовую работу можно считать модулем, обособленным блоком содержания учебного плана, целью которого является завершенное формирование группы компетенций;
- оценка курсовой работы проводится в форме промежуточной аттестации, контроль и оценивание в баллах завершенных результатов реализуется в форме зачета, экзамена, итоговой защиты проекта;
- для контроля и оценивания учебной деятельности студентов и ее достижений необходимо разработать пакет(ы) учебно-методических, диагностических, измерительных материалов;
- система оценивания, установленная Уставом УрФУ, представляет собой регламентированную процедуры контроля и оценивания в отношении достижений студентов, а именно: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно, зачтено, незачтено [10, С. 4].
В Регламенте вводятся пояснения, касающиеся осуществления аттестационных процедур БРС в рамках текущей и промежуточной аттестации [13, раздел 4], в частности:
- по курсовой работе, как и по другим видам занятий, предусматривается текущая и промежуточная аттестация;
- результаты текущей аттестации по выполнению курсовой работы могут быть оценены максимум в 100 баллов;
- после завершения текущей аттестации, при условии, что студент прошел все контрольно-оценочные мероприятия, набрал не менее 40 баллов, проводится предусмотренная учебным планом промежуточная аттестация по выполнению курсовой работы (экзамен, зачет, защита);
|
|
- результаты промежуточной аттестации по выполнению курсовой работы могут быть оценены максимум в 100 баллов;
- результат обучения студента, набравшего в рамках промежуточной аттестации менее 40 баллов, является неудовлетворительным, независимо от количества баллов, набранных в ходе текущей аттестации.
В приказе вводится дополнение в Положение и Регламент, имеющее отношение к процедуре оценивания учебной деятельности студентов, а именно:
- студенты допускаются к промежуточной аттестации (зачет, экзамен) только при условии выполнения всех мероприятий текущего контроля, утвержденных в рабочей программе дисциплины независимо от количества набранных баллов в рамах текущей аттестации (в соответствие с п.2)
Таким образом, извлечения из трех основных нормативных документов, регламентирующих БРС, позволили впервые разработать подход к оценке развития компетенций при подготовке курсовой работы.
Для обоснования такого подхода необходимо было решить педагогические и методические задачи. Во-первых, выявить какие компетенции (или индикаторы компетенций) относятся к текущей, а какие к промежуточной аттестации. Во-вторых, определить сроки проведения оценки индикаторов компетенций. В третьих, осуществить перевод шкалы оценки компетенций в балльно-рейтинговую систему. В четвертых, провести проверку выбранной шкалы оценки компетенций.
Таблица 8
Процедуры текущей и промежуточной аттестации по курсовой работе
(дисциплина «Социология и психология управления»)
1.Курсовая работа: коэффициент значимости совокупных результатов курсовой работы - 1.0 | ||
Текущая аттестация выполнения курсовой работы/проекта | Сроки (дата начала - дата окончания) | Максимальная оценка в баллах |
Весовой коэффициент значимости текущей аттестации выполнения курсовой работы/проекта | 01/09/т.г. - 20/12/т.г. | 100 |
Способен находить организационно-управленческие решения, разрабатывать алгоритмы их реализации (ОК-9) | У.2.2 – уметь диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение (при разработке рекомендаций по результатам исследования) | 20 (на выбор, в зависимости от темы исследования) |
Продолжение табл. 8
У.2.3 – уметь диагностировать проблемы морально-психологического климата в организации и разрабатывать управленческие решения, направленные на их разрешение (при разработке рекомендаций по результатам исследования) У.2.4 – уметь диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в т.ч. с использованием современных средств коммуникации (при разработке рекомендаций по результатам исследования) | ||
Владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72) | У.1.3 – уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности (применение функций самоменеджмента в подготовке курсовой работы) | 10 |
Владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16) | У.11.5 – уметь применять методы и методики теоретического и экспериментального исследования по изучаемой проблеме, в том числе математического анализа, моделирования и статистики У.7.3 – уметь обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные | 10 10 |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18) | У.11.6 – уметь применять методы и способы поиска, получения, хранения и переработки информации, используя компьютер; оформлять научный текст в соответствии с требованиями оформительских стандартов | 10 |
Способен провести исследования по изучаемой проблеме в профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач организации (ПК-63). | У.11.4 – уметь диагностировать проблемы и состояние системы управления персоналом (по проблеме исследования) и проводить их анализ в контексте целей и задач исследуемой организации | 20 |
Продолжение табл. 8
|
|
Способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74) | У.11.1 – уметь принимать участие в разработке программ осуществления организационных изменений в части вопросов управления персоналом (при разработке реализации конкретных рекомендаций по результатам исследования) | 20 |
Весовой коэффициент текущей аттестации выполнения курсовой работы/проекта – 0.7 | ||
Промежуточная аттестация выполнения курсовой работы/проекта | 21/12/т.г. - 31/12/т.г. | Максимальная оценка в баллах |
Весовой коэффициент значимости текущей аттестации выполнения курсовой работы/проекта | 01/09/т.г. - 20/12/т.г. | 100 |
Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, дискуссии (ОК-20) | В.2.3 – владеть навыками публичного выступления, ведения дискуссии (перед комиссией при защите курсовой работы) | 70 |
Способен отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7) | В.2.2 – владеть технологиями поддержания этического уровня деловых отношений, управления конфликтами и стрессами (перед комиссией при защите курсовой работы) | 30 |
Весовой коэффициент промежуточной аттестации выполнения курсовой работы/проекта – 0.3 |
Перевод уровневой шкалы оценки развития компетенций, обоснованной нами для применения оценки компетенций студентов при подготовке курсовой работы (раздел 3) в балльно-рейтинговую систему, отражен в табл. 9.
Таблица 9
Перевод уровневой шкалы оценки компетенций
вбалльно-рейтинговую систему оценки
|
|
Уровень шкалы оценки | Характеристика уровня | оценку БРС | |||
10 | 20 | 30 | 70 | ||
1 | компетенция развита на начальном уровне и студент не стремится ее развивать | 3 | 6 | 9 | 21 |
2 | компетенция развита на приемлемом уровне, требуется и возможно развитие компетенции | 5 | 10 | 15 | 35 |
3 | компетенция, в целом, соответствует образовательной программе направления подготовки | 8 | 16 | 24 | 56 |
4 | компетенция развита на высочайшем уровне или превышает требования образовательной программы направления подготовки | 10 | 20 | 30 | 70 |
Применение данной системы оценки развития компетенций позволит, на наш взгляд, управлять качеством образования студентов при подготовке курсовой работы.