Но качественное изучение объекта рекламы невозможно без сбора первичной информации. Этот следующий этап исследований начинается с непосредственного осмотра и собственно изучения товара.
Разработчик рекламы должен внимательно осмотреть товар, потрогать, надеть, попробовать на вкус, понюхать и пр. Такое исследование товара может подсказать, что в нем главное для покупателя. То же надо проделать с товарами,, предлагаемыми конкурентами. Надо ответить на вопрос, почему бы вы предпочли купить товар вашего заказчика? Идея рекламной строки «Две ложки изюма в пачке Kellogg's Raisin Bran» пришла в голову рекламиста после того, как он высыпал упаковку каши на стол и пересчитал изюминки.
Но это только первый шаг в получении первичной информации о товаре. Не стоит считать, что все думают так же, как и вы. Возможно, вы неправильно воспринимаете товар. Ваше мнение может не соответствовать мнению потенциальных потребителей, так как вы не входите в целевую аудиторию, поэтохму необходимы и другие методы первичных исследований, например наблюдение. Можно понаблюдать за друзьями и членами своей семьи, когда они используют данный товар. Сходить в универсам и присмотреться к поведению покупателей, прислушаться к их разговорам, поговорить с ними. Если рекламируется услуга, надо понаблюдать за процессом продажи услуги. Выяснить, что при покупке говорят люди? О чем спрашивают? Так можно понять, почему потребители предпочитают тот или иной товар, что для них самое важное. Лучший способ понять людей — наблюдение за ними в естественной обстановке. Услышанное может стать основой рекламной кампании. Случайная фраза, которую сказал покупатель бармену: «Если у вас нет "Шлиц" — у вас нет пива», была услышана разработчиком рекламы и стала ее девизом.
|
|
Можно понаблюдать и за процессом производства. Классический пример: рекламная кампания, проведенная легендар-нЫхМ американским копирайтером КХопкинсом для пивоварни «Шлиц» еще в 1930-е гг. Посетив пивоварню, Хопкине был удивлен тем, что в процессе производства бутылки стерилизуют паром. Именно это обстоятельство он решил использовать в качестве девиза рекламной кампании, который звучал так: «У нас
Глава 9. Рекламные исследования
все бутылки стерилизуют паром». Вместе с тем абсолютно все сорта пива уже тогда продавались в бутылках, стерилизованных так же. Обработка бутылок паром перед заполнением их пивом является обязательной технологической операцией на всех пивоваренных заводах. Но никто из производителей ранее в своей рекламе об этом не заявлял. А для потребителя это качество продукции (стерильная чистота) оказалось очень важным. В итоге данная рекламная кампания позволила существенно увеличить реализацию пива.
|
|
Очень полезно проведение фокус-групп. Данные фокус-групп часто позволяют найти главную мысль рекламы. Так, проведенные перед запуском шампуня Timotei исследования показали, что люди опасаются часто мыть голову шампунем. В рекламной кампании сделали акцент на том, что шампунь Timotei содержит травяные экстракты, он мягкий, и им можно пользоваться ежедневно.
Когда искали способы увеличения продаж пищевой соды,
проведенное в фокус-группах исследование показало, что не
которые из участников используют соду для устранения не
приятных запахов в холодильниках. Ухватившись за эту идею,
запустили рекламную кампанию. В ней для устранения запахов
предлагали размещать в холодильниках пакет с содой,
Но нельзя забывать, что фокус-группа отражает мнение лишь нескольких человек (10-—12), поэтому результаты следует проверить при помощи других методов исследований, например опросов.
В опросах участвует несколько сотен человек, это один из самых распространенных методов первичного исследования. Текущим и перспективным потребителям задают вопросы о товаре и конкурирующих торговых марках (об их осведомленности о товаре, отношении к нему, мотивах покупки и пр.). С помощью опросов хможно даже выявлять ассоциации потребителей, связанные с товаром или компанией. Например, можно спросить, с каким животным, музыкальными стилями, цветами, городами, людьми ассоциируется компания (товар)? Иногда респондентов даже просят сделать рисунки, сочинить историю. Ответы на эти вопросы помогут в дальнейшем при разработке рекламы создать яркие и понятные.метафорические образы.