Создание рекламной идеи — это поиск наиболее эффективной и эффектной художественной формы для воплощения творческой стратегии, т.е. это ответ на вопрос «Как сказать?» Это решение о том, с помощью каких творческих приемов можно не только наиболее ясно, наглядно и убедительно, но и выразительно и интересно продемонстрировать преимущества товара. На стадии поиска идеи решают, как представить важнейшие для потребителя свойства товара в конкретных визуальных, вербальных, звуковых и даже обонятельных и осязательных формах. Поиск рекламной идеи — творческий процесс.
Итак, основой разработки профессионального рекламного обращения являются формулировка творческой рекламной стратегии и определение рекламной идеи. Для решения как первой, так и второй задачи можно использовать определенные методологические подходы. Рассмотрим эти важнейшие приемы, помогающие рекламистам создавать эффективные рекламные объявления за более короткий срок.
Типы творческих рекламных стратегий
|
|
Создавая рекламу, прежде всего надо решить, что сообщить о товаре или компании, чтобы потенциальный покупатель отдал им предпочтение, какой смысл надо придать товару (компании).
Из множества имеющихся характеристик надо выбрать наиболее значимые для потребителя, наиболее убедительные, наиболее эффективные для достижения поставленной цели рекламы. Это не простая задача. Ведь даже о самом простом товаре можно рассказать потребителю довольно много: кем он был изготовлен, каковы особенности его производства, как он применятся, насколько он безопасен, какие проблемы потребителей способен решить, каковы его внутренние и внешние характеристики, какая у него упаковка, каковы гарантии производителя, как он будет восприниматься друзьями и знакомыми покупателя, какое настроение он может создать и т.д.
И если в одном рекламном объявлении попытаться представить все достоинства товара, то оно неизбежно окажется многословным, многоиллюстрированным и, как следствие, неэффек-' тивным. Как же найти оптимальное, ясное и простое решение? На чем сделать акцент?
Глава 11. Создание рекламного образа товара или компании
Для решения этих вопросов при разработке рекламных обращений рекламистами используются две группы творческих рекламных стратегий.
К первой группе относятся рационалистические стратегии. В такого рода рекламе речь идет о реальных материальных свойствах товара, приводятся конкретные факты. Рационалистические стратегии подходят прежде всего для тех случаев, когда товар по своим характеристикам выделяется среди товаров конкурентов, когда его реальные преимущества убедительные, а аргументы в его пользу сильные. Это основные стратегии в сфере Ь2Ь. Для массовых потребительских товаров, в большинстве случаев сегодня близких по своим характеристикам товарам конкурентов, их использование менее эффективно и затруднительно.
|
|
Такие стратегии иногда выбирают и для рекламы сложных потребительских товаров, покупка которых требует обдумывания (например, бытовой техники).
Ко второй группе относятся эмоциональные (или проекционные) стратегии. Такая реклама основывается не на материальных, а на психологических свойствах товара. Этот тип стратегий зачастую используют, если явных преимуществ товара выявить не удается, когда реальные различия между конкурирующими марками не существенны или не заметны потребителю. В этом случае потребитель выбирает товар, руководствуясь не столько его реальными, сколько воображаемыми свойствами. Так часто бывает при покупке многих потребительских товаров (сигарет, пива, мыла, шампуня и пр.).
Эти стратегии используют и для рекламы товаров, где для потребителя просто важен эмоциональный фон. Существуют такие товарные категории, главные преимущества которых определяются не утилитарными, а психологическими свойствами (духи, одежда, женское белье, драгоценности, товары для молодежи). Их покупку, как правило, не обдумывают, а совершают спонтанно.
Итак, начиная работу над рекламным объявлением, прежде всего выбирают тип творческой рекламной стратегии. При выборе стратегии рекламирования кроме специфики товара очень важно учитывать такой фактор, как мотивы покупки потенциальных потребителей. Они могут быть как рационали-