Типы творческих рекламных стратегий 215

стическими, так и эмоциональными применительно к одному и тому же объекту И для одного и того же товара могут быть успешно применены стратегии как первой, так и второй груп­пы. Мотивацию потребителей можно узнать с помощью специ­альных исследований.

Когда стратегия определена, далее реклама строится на ра­ционалистических или на эмоциональных мотивах (конечно, используют и смешанные подходы). Это разные типы воздей­ствия — воздействие на разум и воздействие на чувства и эмоции.

В каждом из этих двух классов выделяют, в свою очередь, не­сколько видов стратегий, которые различаются в зависимости от характера основного утверждения о товаре.

Стратегии рационалистического типа

Выделяют четыре основные стратегии рационалистического типа, которые используются в современной рекламе. Это родо­вая стратегия, стратегия преимущества, стратегия уникального торгового предложения и стратегия позиционирования.

Родовая стратегия. Используя эту стратегию, о реальных характеристиках товара или материальных выгодах от его ис­пользования сообщают без какого-либо явного или скрытого сравнения с конкурентами. В рекламе этого типа нет утверж­дений превосходства над конкурентами. Основное рекламное утверждение о конкретной марке не отражает ее специфику в сравнении с другими марками (его можно было бы использо­вать при рекламировании любой марки в данной товарной ка­тегории). Просто предлагается товар, отвечающий тем иным запросам потребителей. Если в рекламе утверждается, напри­мер, что кондиционер дает прохладу летом, то это родовая стратегия.

При разработке такой рекламы очень важно с помощью спе­циальных исследований установить значимость тех или иных полезных свойств товара для потребителя, максимально точно выявить, какое именно свойство товара отвечает запросам по­требителей и определяет потребительский выбор. Необходимо учитывать, что мотивы покупки могут меняться со временем и различаться у разных целевых групп. Так, мотивами приобрете­ния тура в Египет могут быть и его низкая стоимость, и уникаль-



Глава 11. Создание рекламного образа товара или компании

ные экскурсионные программы, и удивительный подводный мир Красного моря, и пр.

Родовую стратегию целесообразно использовать в следу­ющих случаях:

ш когда продукт является новинкой и реклама конкурентов просто отсутствует (например, новый туристский регион), т.е. когда ваш товар открывает новую товарную категорию;

т если данная товарная категория рекламируется хотя и несколькими компаниями, но является новой, рынок еще не насыщен, спрос выше предложения, марка еще не подвергается активным атакам конкурентов;

ш когда марка на рынке является монополистом или доми­нирует в рамках определенной товарной категории.

В условиях насыщенного рынка и жесткой конкурен­ции для небрендовых товаров данная стратегия, как правило^ нерезультативна.

Стратегия преимущества* В основе этой стратегии лежит утверждение превосходства товара или фирмы по сравнению с конкурентами. Но, в отличие от стратегии уникального тор­гового предложения, это превосходство не носит принципи­ального характера. Это могут быть улучшенное качество, более калорийный состав продукта, более удобная упаковка, меньшая цена, более длительный срок хранения, гарантии, расширен­ный ассортимент и пр. Это не уникальное, но редко использу­емое конкурентами утверждение.

Эта стратегия эффективна при недавно начавшемся освое­нии рынка, когда реклама конкурентов не слишком активна или строится по типу родовой, т.е. в условиях ненасыщенного рынка.

Данный подход обычно применяется в отношении товаров, которые несущественно отличаются от других марок внутри ка­тегории. Можно проанализировать заявления других торговых марок и найти такое, которое не используется. Если оно значи­мо для потребителя, то на нем можно сделать акцент в рекламе (например, кондиционер лучше очищает воздух).

Стратегия уникального торгового предложения (УТП). При использовании этой стратегии нужно выявить сильное конкурентное преимущество товара по сравнению с другими и просто и убедительно сообщить о нем потребителям в рекламе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: